1-я Советская истребительная авиационная группа ф. 1918 г. (РСФСР)

1-я Советская авиационная группа — постоянное воинское формирование (возможно соединение), состоящее из нескольких авиационных частей, подразделений обеспечения и обслуживания в Рабоче-Крестьянской Красной Армии Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Группа называлась также истребительной. Существовала в 1818 – 1919 годах.
1918 г.
Ситуация на западе Российской СФСР и союзной Украинской ССР коренным образом изменилась 18-19.02., когда армия Германской империи на своём Восточном фронте, воспользовавшись сепаратным договором с руководством УНР и срывом мирных советско-германских переговоров в г. Брест-Литовске, перешла в наступление на участке фронта, где находились украинизированные воинские части Русской армии свободной России.
Германцы быстро продвигались на восток.
3.03. Совет Народных Комиссаров Советской России подписал Брестский мир, по условиям которого СНК РСФСР отдавал в оккупацию Германской империи большие территории России. 1-я Боевая авиагруппа Юго-Западного фронта свободной России оказалась на оккупированной территории. Часть имущества авиагруппы досталась германцам в качестве трофеев, часть растащили местные украинцы, однако большинство самолётов удалось перебросить в европейскую центральную часть России. Некоторое время лётчик Иван Ульянович Павлов со своим самолётом «Ньюпор» был прикреплён к советской «Железной» дивизии, начальник дивизии Киквидзе. (1)
В апреле И. У. Павлов был отозван в г. Москву, где ему было поручено формирование 1-й Советской истребительной авиагруппы (далее 1-я Сиаг). (1)
В мае авиагруппа была сформирована, командир красный военный лётчик И. У. Павлов.
15.05. председатель РВСР Л. Д. Троцкий издал приказ о штате авиаотряда: шесть самолётов, четыре автомобиля, пять повозок и 113 человек личного состава. (2)
29.05. ВЦИК издаёт указ о всеобщей воинской повинности. (2)
В июне на Урале началось наступление белой Сибирской армии Сибирской Республики против социал-демократов (большевиков). (2)
К концу июля, когда обстановка под г. Казанью приобрела угрожающий характер, командование Красной Армии решило усилить оборону города боевыми авиаотрядами. Приказ отправляться на Восточный фронт получил 23-й корпусной авиаотряд, 4-й Социалистический (бывший Петроградский) и 1-я Советская истребительная авиагруппа (1-я Советская боевая авиагруппа).
12.08. в г. Свияжск прибывали воинские эшелоны, разгрузили ещё два эшелона с авиатехникой. Из г. Нижнего Новгорода прибыло 1-е Казанское отделение 4-го Социалистического авиаотряда под командованием военного лётчика К. Хендрикова в составе военных лётчиков И. Ефимова, Н. Медведева, Р. Левитова и четырёх самолётов («Фарман-30», «Ньюпор-23» и два «Сопвича»). Из г. Москвы прибыла боевая часть 12-го авиадивизиона в составе военных лётчиков Д. Кудлаенко и В. Батурина и двух с-тов «Сопвич». (2)
15.08. первое авиасоединение Красной Армии 1-я сиаг появилось на советском Восточном фронте и приняло участие в сражениях под г. Свияжск и г. Казань. (1)
15.08. на советский Двинский фронт отправилась авиационная эскадрилья под командованием красвоенлёта Казакова. (1)
Таким образом, численность советской авиации, сосредоточенной на аэродроме в г. Свияжске составила 23 с-та. Эта авиация получила неофициальное название «Казанская авиагруппа». На первый взгляд, она вдвое уступала противостоящей ей казанской авиагруппировке белых. Однако надо учесть, что все красные с-ты были относительно новыми и находились в боеспособном состоянии, чего нельзя сказать о старых самолётах Народной армии имевшихся в небольшом количестве. Таким образом, превосходство в небе было у красных лётчиков. (2)
16.08. в составе Восточного фронта сформирована 5-я армия РККА под г. Казанью из красноармейских полков и отрядов, управление армии в г. Свияжске, командующий войсками армии П. А. Славен, начштаба армии А. Григорьев.
Командующий войсками армии непосредственно подчинялся находившемуся в г. Свияжске Наркомвоенмору Л. Д. Троцкому (личный поезд которого стоял на запасных путях местной железнодорожной станции, неподалеку от лётного поля т.н. «Казанской авиагруппы»). (2)
16.08. вечером красвоенлёты Казанской авиагруппы совершили первый групповой налет на г. Казань. Приказ Л. Троцкого был короток и прост: «Бомбить городские кварталы, избегая рабочих окраин». Цель налёта — запугивание и деморализация защитников города. В налёте принимали участие не менее 10 с-тов, в т. ч. С-ты 4-го Социалистического авиаотряда и только что собранные с-ты 1-й Советской истр. авиагруппы. Лётчик Медведев из 4-го Соц. ао потерпел аварию при взлёте. Двухместный «Сопвич» был разбит, но сам военлёт и его лётнаб отделались ушибами.
Из полёта не вернулся лётчик Штурм. По поводу его исчезновения позже был составлен рапорт, поданный в Реввоенсовет Главным комиссаром Красного Воздушного флота А. В. Сергеевым (орфография подлинника): «16 августа 1918 г. под Свияжском лётчик 1-й Советской авиагруппы А. Ю. Штурм вылетел на самолёте «Ньюпор-24» для обстрела г. Казани и возвращаясь обратно заблудился из-за позднего времени и сел между нашими позициями и расположением чехо-словаков у дер. Елизаветинская. По опустившемуся самолёту была открыта сильная ружейная стрельба, и взять его ни той, ни другой стороне в этот вечер не удалось. Лётчик бежал в лес и пропал без вести.»
18.08. бомбардировки красной авиации жилых массивов г. Казани продолжались с нарастающей силой. Большая часть экипажей совершала по два-три вылета в день. Двухместные «Сопвичи», «Фарманы» и «Вуазены» брали по две-три пудовые бомбы, одноместные «Ньюпоры» – по две десятифунтовые. В центре города наблюдались многочисленные пожары и разрушения. Одна из бомб попала в здание дворянского собрания, несколько — разорвались на территории кремля. Едва заслышав шум самолёта, жители в страхе разбегались и прятались по подвалам.
В начале сентября красные сухопутные войска при поддержке Волжской военной флотилии (несколько вооруженных пароходов и два миноносца, переброшенных из Петрограда по Мариинской водной системе) перешли в наступление. Вскоре им удалось очистить от белогвардейцев западный берег Волги с поселками Верхний и Нижний Услоны. Фронт вновь почти вплотную приблизился к Казани. Советская авиагруппа принимала в этих боях активное участие, летая на разведку и бомбардировку противника. (2)
06.09. красные лётчики сбросили на казанский кремль и суда белых у городской пристани пять с половиной пудов (около 90 кг) бомб. По сообщению газеты «Народная жизнь», осколком авиабомбы был ранен в ногу десятилетний мальчик. Встреч с-тов белых с красными с-тми не отмечалось. (2)
Воздушных боёв не было, так что И. У. Павлов и его лётчики занимались авиаразведкой и бомбометанием. Красные лётчики выполняли отдельные задания, часто на бреющем полёте атаковали белую пехоту, обстреливая её из пулемётов. Впоследствии подобные действия получили название «штурмовых», широко вошли в практику и даже привели к появлению особого типа самолётов — штурмовиков. (1)
10.09. в оставленную белыми войсками г. Казань вступили красные войска.
Преследуя отступавшего противника, красные лётчики непрерывно бомбили и обстреливали из пулемётов обозы и войсковые колонны. На дорогах не раз возникала паника. В результате многое из того имущества, что «народноармейцы» пытались вывезти из города, оказалось брошенным на радость жителей окрестных деревень. В этот день «Казанская авиагруппа» сбросила на белые войска максимальное количество бомб за всю операцию – 18 пудов, то есть почти 300 кг.
В приказе № 36 по Красному Воздушному флоту от 13.09.18 Л.Д. Троцкий в присущей ему высокопарной манере писал: «Солдаты Красной воздушной флотилии 5-й армии! Вся Советская республика была свидетельницей вашего несравненного героизма в боях под Казанью. Вы сразу пригвоздили к земле предательских летчиков неприятеля. Вы изо дня в день терроризировали белогвардейскую Казань. Вы создали незаменимую разведку, вы бесстрашно преследовали врага, внося смятение и ужас в его ряды. Честь вам и слава, красные витязи Воздушного флота!» (2)
1919 г.
Летом на аэродром 1-й Советской истр. авиагруппы налетела прорвавшаяся через красный фронт белая конница под командованием генерала Шкуро. Едва оправившийся от недавней аварии И. У. Павлов вместе с товарищами поднял часть самолётов в воздух, обстрелял противника и забросал его бомбами. Во время налёта белые кавалеристы успели сжечь оставшиеся на земле самолёты, горючее и почти всю материальную часть. Это был разгром 1-й сиаг. (1)
Из истории:
— 4-й Социалистический авиационный отряд ф. 1918 г. (РСФСР)
— 5-й Социалистический авиационный отряд ф. 1918 г. (РСФСР)
Источники:
1- Генерал Каппель. Сайт о гражданской войне. Иван Ульянович Павлов. http://kappel.ru/2011/03/17/%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD-%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2/
2- Сайт Like BOOK.RU. Электронная библиотека. Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. http://www.likebook.ru/books/view/14268/?page=1
3- Военный энциклопедический словарь, Москва, Военное издательство, 1984 год, 863 страниц (стр.) с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.). С. 688 – Соединение.
Абросимов Н. А. Статья начата 02.09.2013 г.

Leave a reply