Берлин получает возмездие. 1941 год. Часть 8.

Берлин получает возмездие. 1941 год. Часть 8.

***

15 августа 1941 года.

00.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
  В ночь с 14 на 15 августа мы не вылетели на г. Берлин. (15, Хохлов П. И. Над тремя морями.)

В северо-западной части аэродрома «Кагул» истребительный отряд НКВД под командованием начальника Особого отдела штаба береговой обороны Балтийского района старшего политрука М. Л. Павловского всю ночь с 14 на 15 августа вёл бой с кайцелистами, которые вечером 14 августа начали подавать ракетами сигналы германским самолётам и стрелять из стрелкового оружия трассирующими пулями в сторону советских бомбардировщиков.

Виноградов Ю. А. «Операция Б»: Остров Эзель. Дождь начался в первом часу ночи.  Ещё вчера вечером с Атлантики стала медленно двигаться серая стена облаков. Метеобог капитан Каспин рассчитывал, что облака эти разгонит лёгкий бриз, ночью усилившийся до порывистого ветра. Но его расчёт не оправдался. Дождь шёл всю ночь и утро, шёл беспрестанно, нудно и тихо. (14)

Муштаев В. П. Вижу Берлин!: Повесть-хроника.:
(В ночь на 15 августа на аэродроме Когул после бомбёжки германских самолётов)
Остаток ночи и всё утро на аэродроме приводили в порядок лётное поле и подготавливали самолёты к очередному вылету. В 21.00 все исправные самолёты взяли курс на г. Берлин. (161)

05.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
Редкая стрельба за северо-западной линией аэродрома продолжалась всю ночь. Загнанные в лощину кайцелисты пытались вырваться из окружения, но это им не удалось, и к утру они сложили оружие — автоматы, гранаты, ракетницы. (15, Хохлов П. И. Над тремя морями.)

_Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями»:  Но действовали и другие группы вражеских лазутчиков вокруг наших аэродромов, на лесных дорогах острова.
Генерал-лейтенант С. Ф. Жаворонков в поздний час возвращался на автомашине с аэродрома Астэ на аэродром Кагул. На одном из участков дороги среди густого ельника оказался завал. И когда машина приблизилась к нему, по ней ударили автоматные очереди. Только по счастливой случайности генерал и сопровождавшие его командиры штаба остались невредимыми. (15, Хохлов П. И. Над тремя морями.)

05.00. Г. Москва.

Утреннее сообщение Советского информбюро 15 августа

В течение ночи на 15 августа наши войска вели упорные бои с противником на Кексгольмском, Старорусском, Смоленском направлениях и на Эстонском участке фронта.
Наша авиация во взаимодействии с наземными войсками продолжала наносить удары по войскам противника.

6.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул» и «Асте».
Дождь шёл всю ночь и утро, шёл беспрестанно, нудно и тихо. За окошком была видна сплошная сетка дождя. Влажный блестящий луг, сумрачно-зелёный лес вокруг аэродрома — всё скрылось за дождевой решёткой. (18)

07.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул» и «Асте».
_Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями»:  15 августа 1941 г. на аэродроме «Кагул» шла напряжённая работа. Приводилось в порядок лётное поле. (15)

07.00-18.00. Оборона г. Таллина.
_Пресняков А. В. «Над волнами Балтики». 41-я отдельная авиаэскадрилья ВВС КБФ (летающие лодки):
«15 августа. Свободного времени почти нет, до дневника не доходят руки. Кратко, для памяти, запишу, что вчера экипажи Петровичева и Кудряшова сбили в воздушном бою самолёт противника…»
Произошло это уже под вечер. Вернувшись с задания, старший лейтенант Петровичев и лейтенант Кудряшов доложили, что во время прикрытия своих транспортов от ударов подводных лодок они сбили фашистский бомбардировщик Ю-88.
— Может, вы что-то напутали? — недоверчиво улыбнулся начальник штаба 41-й отд. авиаэскадрильи капитан В. Ковель. — Поверить в такое да тем более записать в донесение без подтверждения я не могу.
Сомнения его были понятными. Уж кто-кто, а капитан Ковель действительно разбирался и в «эмбэрухах», и в «юнкерсах», и в их отнюдь не равных боевых возможностях. Однако в данном конкретном случае он явно поторопился с выводами. [с. 30]
  Лётчики старший лейтенант Петровичев и лейтенант Кудряшов патрулировали над транспортами, на которых эвакуировались из г. Таллина люди и ценные грузы. Неожиданно в стороне появился германский «юнкерс». Фашистский самолёт приближался к беззащитным судам, чтобы разбомбить их с пикирования. Мгновенно оценив обстановку, Петровичев повёл свою пару наперерез самолёту противника и угрозой лобового тарана заставил его отвернуть с боевого курса. Германский бомбардировщик «Юнкерс» несколько раз повторял свой маневр, но советские самолёты летающие лодки «МБР-2» лобовыми атаками всё время срывали ему вход в пикирование. Тогда фашист бросил бомбы с горизонтального полёта. Их взрывы султанами вздыбились около бортов, не причинив транспортам никакого вреда. И взбешённый враг решил отомстить за допущенный промах. Обладая значительно большей скоростью, фашистский пилот догнал нашу пару и открыл пулемётный огонь. Завязался ожесточённый, доселе невиданный бой между двумя советскими «эмбээрами» и германским «юнкерсом». Снизившись к самой воде, наши самолёты глубокими виражами легко уклонялись от огненных трасс, непрерывно обстреливая противника из четырёх пулемётов. Оказавшись в невыгодном положении, фашист продолжал атаки. Он явно переоценивал маневренные преимущества своего самолёта и был уверен в успехе. И тут мотор у «юнкерса» вспыхнул. Яркое пламя, вырываясь из-под моторного обтекателя, перебросилось на крыло и приблизилось к фюзеляжу. Чёрный дым полосой расстелился над водной поверхностью. Судорожно раскачиваясь, машина теряла скорость и, накренившись, врезалась в волны.
  Тотчас на транспортах взвились флаги расцвечивания. Сотни людей, находившихся на их палубах и наблюдавших за этой схваткой, приветствовали наших пилотов. Вскоре из штаба флота запросили фамилии лётчиков, сбивших фашистский Ю-88 прямо над транспортами. И капитану Ковелю пришлось не только писать дополнительно донесение, но и извиниться перед ребятами. (176)

08.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_Виноградов Ю. А. «Иду на Берлин»:  Генерал-лейтенант Жаворонков заметно нервничал. Пятый вылет назначен на 10 часов вечера, а дождю, казалось, не будет конца. По докладу командира авиабазы майора Георгиади, взлётно-посадочная полоса раскисла, грунт размягчился. А ведь сегодня многие самолёты ДБ-3 полетят с бомбой ФАБ-500 на внешней подвеске.
Особенно вызывали тревогу рулёжные дорожки. Дождь превратил их буквально в месиво густой, непролазной, [с. 165] липкой грязи. Колёса тяжёлых бомбардировщиков утонут в ней, машинам невозможно будет выбраться на поле аэродрома.
Отменить же очередной налёт на г. Берлин генерал-лейтенант Жаворонков не мог. О нём уже доложено народному комиссару ВМФ СССР адмиралу Кузнецову Николаю Герасимовичу.
— Будем очищать рулёжные дорожки от грязи, а наиболее болотистые места засыпать каменистым грунтом,— решил генерал Жаворонков.
На работы был мобилизован весь личный состав, кроме экипажей, которым предстояло лететь на г. Берлин. На помощь вышли и эстонцы, не успевшие или не пожелавшие эвакуироваться в отдалённые от аэродрома «Кагул» хутора. (14)

На аэродроме «Асте» также весь личный состав, кроме экипажей, которым предстояло лететь на г. Берлин очищали рулёжные дорожки от грязи, а наиболее болотистые места засыпали каменистым грунтом.

_Виноградов Ю. А. «Иду на Берлин»:  Военный комиссар 1-го минно-торпедного полка батальонный комиссар Оганезов Григорий Захарович собрал штурманов.
— Я хотел передать вам боевой привет от ваших английских коллег,— сказал он, показывая на листок с машинописным текстом.— Штурманы английских бомбардировщиков удивляются, как это вы с первого захода определяете цели? Или летаете только в ясную погоду?!
Штурманы засмеялись, догадываясь, что неспроста батальонный комиссар затеял этот разговор.
— Выходит, и у них метеобоги не щедры на погоду,— пошутил лейтенант Швецов Герман Иванович.
— Об этом в сообщении ничего не сказано,— ответил Оганезов.
— Что же сказано? Не терзайте наши души, товарищ батальонный комиссар,— не выдержал флаг-штурман капитан Хохлов Пётр Ильич.
Оганезов улыбнулся.
— Да просят раскрыть секрет, как точно выходить на цель при плохой погоде.
— Секрет один: фашистов надо бить в любую погоду, пока не уйдут с нашей земли! — сказал Хохлов.
Оганезов опять улыбнулся.
— Так я им от вашего имени и отпишу.
— Что у англичан-то произошло, товарищ батальонный комиссар? — нетерпеливо спросил Швецов.
— В последнем налёте на г. Берлин им слишком долго пришлось отыскивать цели,— ответил Оганезов.— Из-за плохой видимости. Вот,— он показал на лист,— официальное сообщение…
«Лондон. 13 августа (ТАСС). Английское министерство информации опубликовало подробности вчерашнего ночного налёта английских самолётов на германские города Берлин, Киль, Оснабрюк, Дуйсбург, Кельн, Ганновер [с. 156] и Эссен. Как указывает министерство, в связи с крайне неблагоприятной погодой — сильная облачность — самолётам над городом Берлином пришлось в течение долгого времени искать объекты.
Эскадрильи английских самолётов «Веллингтон», «Манчестер», «Стирлиг» и «Галифакс» в течение двух часов бомбардировали г. Берлин. Возникшие пожары были видны на далёком расстоянии…»
— У нас нет времени на отыскивание целей,— сказал флаг-штурман Хохлов Пётр Ильич.— А то обратно не успеешь вернуться.
— На пределе работаем, не то что англичане. Ошибаться некогда,— подтвердил штурман лейтенант Шевченко.
Оганезов согласно кивнул.
— Значит, дождик вам тоже по плечу,— показал он на окно, по стёклам которого стекали извилистые струйки воды.— Никакая погода не сможет помешать балтийским лётчикам выполнить боевое задание Родины!
Военком остался доволен беседой. От штурманов он уходил в полной уверенности, что те доведут сегодня свои самолёты до г. Берлина. (14)

10.00. Остров Эзель. На аэродромах «Асте» и «Кагул» весь личный состав, кроме экипажей, которым предстояло лететь на г. Берлин очищали рулёжные дорожки от грязи, а наиболее болотистые места засыпали каменистым грунтом.

12.00. Остров Эзель. В полдень дождь прекратился. (14)
На аэродромах «Асте» и «Кагул» продолжалась напряжённая работа. Приводились в порядок рулёжные дорожки и лётное поле. (15) (14) (161)

15.00.  Остров Эзель.
На разведку погоды в море вылетели лётчики эскадрильи гидросамолётов.

17.00. Остров Эзель. Аэродромы «Кагул» и «Асте».
Инженерно-технический состав готовил самолёты к вылету. (15) (161)

18.00. Остров Эзель. К вечеру в редеющих облаках даже появились бирюзовые окна, через которые солнечные лучи падали на мокрое поле аэродрома, зажигая огоньки в капельках воды на траве. (14)

19.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул» и «Асте».
К назначенному времени рулёжные дорожки были очищены от грязи, а топкие места завалены каменистым грунтом. Самолёты ДБ-3 «букашки» могли двигаться на аэродром со своих стоянок. (14)

19.00. Остров Эзель.
На разведку наличия германских самолётов у острова Эзель вылетели лётчики 12-й Краснознамённой истребительной авиаэскадрильи.

20.00. Остров Эзель. Аэродромы «Кагул» и «Асте».
Морская авиагруппа. Армейская авиагруппа.
У лётчиков и штурманов морской авиагруппы построение личного состава экипажей для постановки боевой задачи перед вылетом на г. Берлин.
К 21.00 должны были возвратиться из полёта на разведку погоды в море лётчики эскадрильи гидросамолётов и из полёта на разведку наличия германских самолётов у острова Эзель 12-й Краснознамённой истребительной эскадрильи. Лётчики гидросамолётов должны были доложить метеорологическую обстановку на море, сказать, что следует ожидать от погоды на ближайшие несколько часов, ибо от этих данных зависело теперь, лететь ли на г. Берлин или на запасную цель.
Получив информацию о погоде, командующий оперативной авиагруппой — командующий военно-воздушными силами Военно-Морского Флота СССР генерал-лейтенант авиации Сергей Фёдорович Жаворонков (награждён орденом Ленина 13.8.1941 г. за организацию полётов на г. Берлин) принял решение выпускать экипажи на г. Берлин и подтвердил время вылета — 22 часа.
Лётчики и штурманы, получив боевые задачи, направились к своим самолётам, возле которых уже стояли стрелки-радисты, воздушные стрелки и техники самолётов.

20.00-21.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
Командиры самолётов на стоянках осматривали самолёты вместе с техниками самолётов, снимали маскировочные сети, а затем по рулёжным дорожкам выводили самолёты к аэродрому. Хоть и с трудом, но «букашки» всё же вырулили на аэродром «Кагул». Самолёты быстро дозаправили горючим, подвесили авиабомбы. Шесть самолётов ДБ-3 взяли на внешнюю подвеску по одной бомбе ФАБ-500 (фугасная) и по три бомбы ЗАБ-100 (зажигательные) в бомболюки. (14)
Тёплыми взглядами и дружескими рукопожатиями провожали экипажи те, кто помогал готовиться к полёту и теперь в томительном ожидании оставался на аэродроме. Мысленно каждый из них был с улетавшими экипажами, от всего сердца желая им благополучного возвращения.

_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Морская авиагруппа:  Штурман флагманского дальнего бомбардировщика Герой Советского капитан Ильич Хохлов Пётр к новой цели отнёсся, к радости флагманского лётчика Героя Советского Союза полковника Преображенского Евгения Николаевича, вполне спокойно, как к обычному делу. Его удивило лишь, что в данном районе города Берлина, прилегающем к парку Тиргартен, никаких особо важных военных объектов нет. Но так было до войны. А сейчас в парке немцы, возможно, что-то и соорудили, о чём стало известно руководству «Операции Б». В общем, начальству сверху виднее. А он, штурман, дело своё сделает, постарается выполнить просьбу полковника Преображенского и с максимальной точностью вывести «букашку» на заданную цель. [с. 157]
— А ключ твой нам поможет! — заулыбался Преображенский.
Хохлов насторожился.
— Какой ключ?!
— Ну, ну, не притворяйся, Пётр Ильич. Ключ-талисман. Знают же все…
Хохлов растерянно оглянулся, точно боялся, что их подслушивают. Оказывается, о его гаечном ключе-талисмане всем известно? А он думал, что это лишь его строжайшая тайна. Кто же разболтал? Не иначе как техник самолёта старшина Колесниченко.
С чувством охватившей тревоги взобрался он в свою штурманскую кабину, взял полётную сумку, вытащил карты, заглянул внутрь. Гаечного ключа на месте не было. Хохлову стало нестерпимо жарко, точно его быстро опускали в кипяток. По лицу потекли струйки пота, застилая глаза. Ключ, его волшебный ключ-талисман пропал. Кто-то нарочно выбросил его из полётной сумки. А он ведь теперь считает его счастливым, приносящим успех. Почему-то убеждённо верил, и с каждым разом всё больше и больше, что с ключом он обязательно вернётся из налёта на г. Берлин. И вдруг талисман пропал…
Хохлов высунул голову в астролюк, увидел техника самолёта и, еле сдерживая свой гнев, закричал:
— Старшина Колесниченко!
— Здесь, товарищ капитан!
— Куда вы дели мой ключ?
— Какой ключ, товарищ капитан? — не понял вначале Колесниченко.
— Самый обыкновенный! Гаечный. Семнадцать на девять…
— Не до поисков ключа сейчас,— вмешался в разговор Преображенский.— На старт выруливать пора. Время! Видишь, сигналят нам? — показал он на стоящего у взлётной полосы капитана Комарова, размахивающего красными флажками.
— Без ключа не полечу! — категорически заявил Хохлов.
— Что-о?! — опешил Преображенский. Вначале он случай с гаечным ключом посчитал было за шутку, а штурман, оказывается, всё принял всерьёз.
— Не полечу, товарищ полковник! Что хотите делайте. Хоть отстраняйте от полёта,— упрямо стоял на своём [с. 158] Хохлов.— Старшина Колесниченко, вы лазили в мою полётную сумку?
Колесниченко порылся в деревянном ящичке с инструментами, стоящем поодаль, достал гаечный ключ и показал штурману.
— Этот что ли, товарищ капитан?
Хохлов юркнул в кабину, открыл нижний люк, схватил из рук техника самолёта протянутый гаечный ключ. От сердца сразу отлегло, захотелось смеяться и петь от радости. Он, он, этот ключ, его счастливый талисман!
На старшину Колесниченко на всякий случай сердито прикрикнул:
— Больше у меня не трогать его, старшина!
— Добро, товарищ капитан. Я же не знал, что без него «букашка» не в состоянии подняться в воздух! — рассмеялся он.
— Можем выруливать на старт, товарищ командир!— передал успокоившийся штурман.
Преображенский беззвучно засмеялся. Вот бы никогда раньше не подумал, что его флаг-штурман, самый опытный и бывалый в полку, верит в приметы. Смешно! Хотя, пусть верит. Это не мешает выполнению боевых заданий. Наоборот даже, талисман придаёт уверенность штурману в работе.
— Раз ключ теперь на месте — успех обеспечен! — улыбнулся Преображенский.
— Полный успех не обещаю, а вот что количество посадок будет равно количеству взлётов — точно! — парировал Хохлов. (14)

21.00. Г. Москва.

Вечернее сообщение Советского информбюро 15 августа

В течение 15 августа наши войска продолжали вести ожесточённые бои с противником на всём фронте.
Наша авиация во взаимодействии с наземными войсками продолжала наносить удары по войскам противника и атаковала его авиацию на аэродромах.
По неполным данным, за 14 августа уничтожен 21 немецкий самолёт. Наши потери — 11 самолётов.

Полёт на г. Берлин с 15 на 16 августа.

22.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул». Морская авиагруппа.
На аэродроме «Когул» командующий оперативной авиагруппой генерал-лейтенант С. Ф. Жаворонков отдаёт распоряжение:
— Запуск моторов — по зелёной ракете, выруливание согласно очередности взлёта.
Затем подал команду:
— По самолётам!
С флагманского самолёта в небо взлетела зелёная ракета, аэродром заполнился рёвом моторов. Штурман флагманского самолёта сделал в бортовом журнале запись: «Взлёт в 22.00».
Флагманский самолёт, тяжело двигаясь по рулёжной дорожке, пошёл к старту. На старте с двумя флажками стоял выпускающий. Он поднял руку, взмахнул белым флажком и протянул его вдоль взлётной полосы.
На старте, опробовав моторы и взяв максимальное число оборотов, самолёт медленно сошёл с места и, набирая скорость, побежал по взлётной полосе.

_Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями»: (15 августа 1941 г.) … И снова — старт и курс на г. Берлин. (15)

Самолёт ДБ-3. СССР.

_Муштаев В. П. «Вижу Берлин!: Повесть-хроника»:  (15 августа на аэродроме Когул)  В 21.00 все исправные самолёты взяли курс на г. Берлин. (161)

_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Морская авиагруппа:  Первым, как и договорились, пошёл на взлёт командир авиагруппы Герой Советского Союза полковник Преображенский. Его самолёт, как казалось генерал-лейтенанту Жаворонкову, слишком долго не отрывалась от размягчённой дождём грунтовой взлётной полосы, а когда наконец поднялась в воздух, то никак не набирала высоту. Так прошло несколько томительных мгновений.
— Пошёл! — радостно воскликнул стоявший рядом с генералом Жаворонковым капитан Комаров, не меньше его переживая взлёт командира авиагруппы и командира 1-го минно-торпедного авиаполка.
Жаворонков вытер мокрый лоб носовым платком. Приказал:
— Выпускать остальных.
Все самолёты взлетели благополучно. (14)

Аэродром «Асте». Армейская авиагруппа.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б»:  То же самое было и на аэродроме Асте, где поднялась [с. 159] в воздух вся эскадрилья капитана Тихонова и два самолёта ДБ-3ф из группы майора Щелкунова. (14)

В пятом налёте на г. Берлин с 15 на 16 августа участвовали 17 советских самолётов. Самолёты везли бомбы ФАБ-250, ФАБ-100, ЗАБ-50, ЗАБ-1 и несколько десятков тысяч листовок. (115)

_ Полководцы и военачальники Великой Отечественной, статья «Маршал авиации Семён Жаворонков»:  В ночь с 15 на 16 августа с аэродромов «Кагул» и «Асте» (остров Эзель) и с аэродрома 81-й аддд г. Пушкина, что под г. Ленинградом, стартовали советские бомбардировщики для нанесения воздушного удара на районы г. Берлина и отчасти на г. Штеттин. (3)

23.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_Виноградов Ю. А. «Операция Б»:  Три звена истребителей И-153 «чаек», прикрывавших взлёт бомбардировщиков ДБ-3, проводили обе авиагруппы и, вернувшись, пошли на посадку. Генерал-лейтенант Жаворонков и капитан Комаров со старта поехали на машине к подземному командному пункту. Их встретил дежурный.
— Посты ВНОС докладывают о приближении двух групп вражеских бомбардировщиков к острову,— доложил он.
Генерал окинул взглядом поле аэродрома, на который садились последние истребители И-153 «чайки».
— Не успеют рассредоточиться! — вырвалось у него.
Первыми, как и раньше, над «Кагулом» появились германские истребители «мессершмитты». Их сменили бомбардировщики «юнкерсы». (14)

23.10. В небе над Балтийским морем.
_Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями». Морская авиагруппа:  В пятом полёте на г. Берлин, о котором идёт речь, не повезло и нашему флагманскому экипажу. Не повезло с самого начала. Через час полёта над морем полковник Е. Н. Преображенский передал:
— Оба мотора работают ненадёжно. Сильно греется масло. Надо идти на запасную цель.
Выбираем самую близкую запасную цель — военно-морскую базу Виндаву (также — Вентспилс). Там у германцев в порту несколько транспортов и небольших боевых кораблей. (15)

_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Морская авиагруппа:  Самолёты шли на г. Берлин. Лётчику полковнику Преображенскому было не до созерцания меняющихся на глазах красок вечернего неба. Всё его внимание было устремлено на приборы и работу двигателей. Почему-то слишком быстро стало греться масло, причём в обоих моторах. Может быть, при переходе в горизонтальный полёт это прекратится?
Темнота окутала кабину. Мгновенно пропали и море и небо: самолет вошёл в облако. К счастью, оно оказалось небольшим, и снова над головой мерцающие хрусталики звёзд, густо-синее небо, а внизу — маслянисто-чёрная поверхность уснувшего Балтийского моря.
Масло грелось по-прежнему, его давление падало. Двигатели не могли работать на полную мощность, скорость заметно снизилась. Это сейчас, после первого часа [с. 160] полёта. А что будет дальше? Если откажут оба мотора, — придётся садиться на воду, забираться в надувную резиновую лодку и ждать помощи. Но не так-то легко будет их найти в море летающим лодкам Че-2!
— Штурман, Пётр Ильич, масло греется сверх всякой нормы,— сказал полковник Преображенский.
— На каком моторе? — спросил штурман капитан Хохлов.
— На обоих. Давление близко к нулю.
— Дальше лететь опасно, Евгений Николаевич. Откажут…
Преображенский с минуту молчал, потом с болью в сердце произнёс:
— Не возвращаться же с грузом бомб обратно! Идём на запасную цель. Какая ближе к нам?
— Виндава. Это почти на обратном курсе.
— Виндава так Виндава,— горестно вздохнул Преображенский.
Конечно, Виндава не ахти какая цель. Но начальник штаба Береговой обороны Балтийского района подполковник Охтинский Алексей Иванович в разговоре упомянул о том, что в Виндавском порту сосредоточиваются фашистские конвои, откуда они через Ирбенский пролив прорываются в порт Ригу. Транспорты в охранении боевых кораблей доставляли туда оружие и технику для германской группы армий «Север». Если потопить пару из них или хотя бы поджечь, значит, вылет можно будет считать удачным. Правда, эти бомбы, особенно ФАБ-500, предназначены для города Берлина. Но другого выбора в создавшейся обстановке не было. (14)

На г. Берлин шла армейская авиагруппа, взлетевшая с аэр. «Асте», которую вёл флаг-лётчик авиагруппы майор Щелкунов Василий Иванович (у него это был второй налёт). Флаг-штурман майор Малыгин Василий Иванович следил за боевым курсом, ориентируясь на траверзах портов, по звёздам. (14)

23.35. В небе над Балтийским морем.
Расстояние от порта Таллина до порта Виндавы по прямой линии 294 км, лететь на самолёте ДБ-3 около 95 минут или 1 час 35 минут. Виндава – также Вентспилс.

_Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями». Морская авиагруппа:  На высоте 2100 метров подлетаем (экипаж полковника Преображенского) к военно-морской базе Виндава. В небо взметнулось несколько прожекторных лучей. В них замелькали шапки зенитных разрывов. Самолёт ДБ-3 оказался в потоке света и огня. Продолжительное время нам не удаётся вырваться из цепких лучей, а навстречу летят и летят трассирующие снаряды. Я сбрасываю бомбы на портовые сооружения. Замечаю внизу очаги огня. Теперь — уходить. Но по-прежнему мы в лучах прожекторов. Самолёт то и дело вздрагивает от ударов снарядных осколков. Слышен треск и скрежет. А мы, ослеплённые лучами, словно бы висим над городом, а не движемся.
Не ждали мы такого сильного огня над военно-морской базой Виндава. И ко всему этому была малая высота, а набрать большую не позволили плохо работающие моторы.
Наконец вырвались из лучей. (15)

Бомбы падают на фашистские корабли в порту Виндава.

_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Морская авиагруппа:  К Виндавскому порту подходили со стороны моря, высота чуть больше 2000 метров. Очень невыгодная высота! На ней зенитки смогут вести прицельный огонь, да и прожекторы легко достанут самолёт. А плохо работающие моторы не тянут, и высоты не набрать.
— Подходим к цели,— сообщил штурман капитан Хохлов.
Лётчик полковник Преображенский посмотрел вниз. Ни огонька. Порт хорошо замаскирован. И всё же его контуры угадывались при свете луны, периодически появлявшейся в разрывах облаков.
И вдруг в глаза ему ударил яркий пучок света. Преображенский невольно зажмурился, отвернулся. Ещё с десяток пронизывающих лучей упёрлись в самолёт. По нему тотчас открыли огонь береговые и корабельные зенитные установки. Преображенскому было видно, как [с. 161] из темноты со всех сторон, точно к магниту, к ним тянулись быстро летящие светлячки — трассирующие снаряды.
— Скорей, Пётр Ильич!
  Капитан Хохлов нажал кнопки электросбрасывателя, бомбы пошли вниз, на причалы порта. Особенно силен был взрыв бомбы ФАБ-500, тут же вспыхнуло огромное пламя, загорелись транспорты или портовые сооружения — разобраться было трудно.
Преображенский тотчас развернул облегчённый самолёт на север. И сразу услышал треск в правом крыле: рядом взорвался зенитный снаряд. Попытался уйти в спасительную высоту, но моторы не тянули, их мощность упала. Снова треск, теперь уже в хвостовой части. Глаза слезились от яркого света преследовавших самолёт прожекторов, ничего не видно. Пропало ощущение скорости, кажется, будто не летишь, а застрял на этих чёртовых лучах. Слева, около крыла, послышался раздирающий скрежет: видимо, угодил снаряд.
«Только бы осколки не попали в моторы и не прошили баки с бензином»,— молил Преображенский.
Дробный треск, металлический скрежет доносились всё чаще и чаще. Гитлеровские зенитчики пристрелялись и теперь вели точный огонь на поражение.
  «Вот тебе и маленький порт Виндава! А какую противовоздушную оборону имеет! Выходит, прав Алексей Иванович Охтинский, драгоценный тут для гитлеровцев груз, на этих транспортах».  (14)

23.40. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
Минут сорок стонала и колыхалась земля под ударами бомб. На этот раз советские зенитчики вели огонь более точно. Они сбили один германский бомбардировщик «юнкерс», а второй, распустив шлейф дыма, со снижением потянул в сторону Рижского залива.
Потери от налёта оказались существенными: уничтожены не успевшие укрыться после посадки два истребителя И-153 и один И-153 очень сильно повреждён. Взлётно-посадочная полоса была изрешечена воронками от бомб мелкого калибра. (14)

23.50. В небе над портом Виндава.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Морская авиагруппа:  Преображенский заметил, что прожекторные лучи вроде поблекли, из яркого свет стал матовым. Потом и совсем пропал. Бомбардировщик вошёл в спасительное облако. Но как оно велико? Если выскочишь на чистое небо, прожекторы опять вцепятся, надо уйти влево, мористее.
— Штурман, Пётр Ильич, жив?
— Пронесло.
— Кротенко, Рудаков, как у вас?
— Полный порядок, товарищ командир. Но дырочек фрицы понаделали много. (14)

 

***

16 августа 1941 года.

00.00. В небе над Балтийским морем.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте»:  Второй полёт по маршруту для лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича протекал необычайно буднично и спокойно. Только штурман майор Малыгин Василий Иванович иногда вносил незначительные изменения в боевой курс, ориентируясь по островам Готланд и Борнхольм, тёмными размытыми пятнами проплывающими под крыльями. (14)

00.00. В небе над Балтийским морем.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Морская авиагруппа:  Самолёт вышел из облака. Флагманский лётчик полковник Преображенский скосил глаза: справа метались узкие лучи, отыскивая ускользнувший советский бомбардировщик. Он приказал воздушному стрелку радисту Кротенко передать на командный пункт аэродрома «Кагул», что вынужден вернуться из-за неисправности материальной части. [с. 162]
При подходе флаг-штурман капитан Хохлов выпустил красную и зелёную ракеты. Зажглись посадочные огни, и ДБ-3 с ходу пошёл на посадку. (14)

00.15. В небе над Балтийским морем.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:
— Тёзка, подходим к береговой черте,— услышал лётчик Щелкунов в шлемофоне голос штурмана Малыгина.— Сейчас начнётся…
— Ничего, проскочим,— ответил Щелкунов и взглянул на высотомер: стрелка стояла на отметке 6200 метров. Дышалось легко, хотя кислородная маска и стесняла движения.
Лётчик и штурман были тёзки по имени и отчеству — и тот и другой Василий Иванович, и друзья в шутку называли их дважды тёзками. Щелкунов и Малыгин такому [163] обстоятельству даже были рады, это подчёркивало их дружескую близость.
А воздушный стрелок-радист старший сержант Масленников, гордясь своими майорами, добавлял, что их экипаж состоит из одних Иванычей, потому что сам он был Александром Ивановичем. (14)

00.25. В небе над Германской империей.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:
— Тёзка, справа по курсу Штеттин! — доложил штурман майор Малыгин.
Лётчик майор Щелкунов скосил глаза. Город был затемнён, но кое-где всё же огоньки виднелись. «Тоже мне, маскировка…»
Всё повторилось, как и в первом полёте: нервно задёргались прожекторные лучи, захлопали разрывы зенитных снарядов. Так будет продолжаться целых полчаса, разве что зенитки замолкнут, потому что в небе начнут рыскать скоростные ночные истребители, просверливая темноту своими острыми лучами-кинжалами. Если попадёшься в этот луч, трудно будет уйти из него; истребитель выплеснет на тебя весь свой смертоносный огонь. Но спасение дальних бомбардировщиков в том, что вероятность попасть в свет истребителя не очень велика. (14)

00.45. В небе над Германской империей.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:
До цели десять минут, — услышал в шлемофоне лётчик майор Щелкунов голос штурмана майор Малыгин.
Впереди по курсу уже вырисовывались контуры большого города. И тут правый мотор словно поперхнулся. Не угодил ли в него осколок от зенитного снаряда? Снова чихнул двигатель. Щелкунов прибавил газ. Мотор загудел нормально, но потом опять остановился. «Этого только ещё не хватало!» Щелкунов выжал газ до отказа, а двигателю как будто недоставало воздуха, он работал с перебоями. «Может быть, перегрев?» Перебои стали всё чаще и дольше, наконец мотор заглох совсем.
— Что будем делать, тёзка? — с тревогой спросил лётчика штурман Малыгин.
Самое разумное — это немедленно освободиться от бомбовой нагрузки, затем развернуться на обратный курс и попытаться на одном моторе дотянуть до острова Эзель. Но цель так близка,— всего в трёх-четырёх минутах лёта. Дотянуть до неё можно, правда, придётся идти со снижением. Бомбы предназначены для заводов Мессершмитта, и они обязаны сбросить их туда.
— Идём на цель! — сказал майор Щелкунов. Штурман майор Малыгин Василий Иванович и воздушный стрелок-радист старший сержант Масленников Александр Иванович понимали, на какой риск пошёл командир, и молчаливо одобрили его решение. [с. 164] Не затем же они столько пролетели, чтобы сбросить бомбы на предместье Берлина! (14)

00.55. В небе над Германской империей.

Бомбы падают на логово фашистов — г. Берлин.

_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:
Последние минуты флаг-лётчику майору Щелкунову Василию Ивановичу казались вечностью. Его самолёт ДБ-3ф летел со снижением. Но ниже 4500 метров спускаться нельзя: наткнёшься на аэростаты заграждения. «Скорее, скорее, скорее»,— торопил он время.
— Тёзка, цель под нами! — крикнул флаг-штурман майор Малыгин Василий Иванович.
— Сброс!
  Бомбы пошли вниз. Машина облегчена. Немедленно разворот на обратный курс. За эти минуты самолёт снизился до 5000 метров. И всё ещё медленно снижается, хотя бомб уже нет. Щелкунов потянул штурвал на себя, но напрасно: бомбардировщик не слушается. Справа, слева, внизу, вверху — хлопающие тёмно-дымчатые шапки от зенитных снарядов, отчётливо видимые на фоне лучей прожекторов. Но Щелкунов их не видел, его глаза были устремлены на приборную доску, и в первую очередь на стрелку высотомера, которая медленно сползала влево. Высота уже 4500 метров. Лётчик сбросил кислородную маску. Лицо мокрое от пота, ресницы слипаются, пот застилает глаза.
Высота 4000 метров. Усилия Щелкунова напрасны, машина не подчинялась ему, шла на снижение. И скорость на одном моторе невелика. Кажется, из зоны зенитного огня никогда не выберешься. (14)

01.15. В небе над Германской империей.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:  (самолёт летит от г. Берлина к морю)  Стрелка сползла на цифру 3000. А до береговой черты ещё далеко, Молчит штурман Малыгин, молчит стрелок-радист Масленников. Они понимают, что попали в очень тяжёлое положение. Вся надежда на командира. Только от него зависит спасение.
2500 метров. Снижение продолжалось. В какой уже раз пытался Щелкунов вывести самолёт в горизонтальный полёт. Но не слушается ранее послушная машина! (14)

01.25. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями». Морская авиагруппа:  Долетели до аэродрома. Посадка. Осмотр самолёта. В нём более шестидесяти пробоин. Старший инженер авиагруппы — военинженер 2-го ранга Баранов Георгий Герасимович только развёл руками. И действительно, как только мог дотянуть до аэродрома буквально изрешеченный самолёт? (15, Хохлов П. И. Над тремя морями.)

_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Морская авиагруппа:  Первым встретил флагманский самолёт старший инженер Баранов Георгий Герасимович. При виде изрешеченного самолёта он схватился за голову.
— Да на машине живого места нет! Попали вы в переплёт… Как добрались,— ума не приложу.
Баранов принялся подсчитывать пробоины, продолжая удивляться счастливому возвращению флагманского экипажа. В его практике подобного ещё не было.
Подъехал на легковом автомобиле «эмке» взволнованный генерал-лейтенант Жаворонков.
— Что случилось, Евгений Николаевич?
Преображенский доложил о неудачном полёте.
— В общем, не повезло нам на этот раз, товарищ генерал,— заключил он короткий доклад.
— А по-моему, очень даже повезло, товарищ полковник,— сказал военинженер 2-го ранга Баранов.— Прилететь на разбитой машине… Только больших пробоин я насчитал шестьдесят четыре!
Жаворонков обнял вконец расстроенного полковника. Сказал:
— Старший инженер прав. Вы сделали больше, чем могли, Евгений Николаевич. Ведь главное для нас — сохранить жизнь людей. Так что примите моё поздравление с успешным завершением полёта! (14)

01.35. В небе над Германской империей.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:  (самолёт летит от г. Берлина к морю)
— Под нами береговая черта! — прервав тягостное молчание, доложил штурман майор Малыгин Василий Иванович.
Лётчик майор Щелкунов это почувствовал сам: прекратили огонь вражеские зенитные батареи, остались сзади мечущиеся в злобном вихре лучи прожекторов. Посмотрел на высотомер: стрелка сползла к цифре 2000.
Лётчик сильно потянул штурвал на себя, прижав к груди. Что это? Стрелка больше не падает влево! Значит, машина перешла наконец в горизонтальный полёт. Отпустил штурвал, и стрелка вновь угрожающе поползла вниз. Снова прижал его к себе — стрелка остановилась. [с. 165]
Только в таком положении самолёт и будет лететь горизонтально, без снижения. Но хватит ли сил несколько часов вот так удерживать машину? Ведь скорость упала, и до аэр. «Асте» придётся добираться дольше обычного.  (14)

02.00. В небе над Балтийским морем.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:
Лётчик майор Щелкунов потерял счёт времени. Заныли от напряжения руки, мускулы взбугрились от чрезмерной натуги, будто налились тяжёлым свинцом. Но пальцы цепко держали штурвал, разожмешь их, — и машина опять пойдёт на снижение. Мысленно он прикидывал расстояние до аэродрома и в душе ругал штурмана, что так долго не называет точку нахождения ДБ-3ф в воздухе. (14)

02.50. В небе над Балтийским морем.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:
— Находимся на траверзе порта Пиллау — сообщил флаг-штурман майор Малыгин В. И. (14)
*** Расстояние от Пиллау (также — Балтийск) до Мемеля (также – Клайпеда) по прямой линии 141 км.

03.00. В небе над Балтийским морем.
Обратный путь от г. Берлина над Балтийским морем проходил в сплошной облачности, по приборам, которые в то время были далеко не совершенны. (15, Хохлов П. И. Над тремя морями.)

03.55. В небе над Балтийским морем.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:
Вышли на траверз порта Мемеля,— монотонно тянул Малыгин. Он нарочно не переговаривался с командиром, понимая, что ему невыносимо тяжело и любое невпопад сказанное слово окончательно выведет его из себя. А в создавшихся условиях он один лишь сможет дотянуть самолёт до острова. (14)
*** Расстояние от Мемеля (также – Клайпеда) до Либавы (также – Лиепая) по прямой линии 89 км.

04.25. В небе над Балтийским морем.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:
— Находимся на траверзе порта Либавы — сообщил флаг-штурман майор Малыгин В. И.  (14)
*** Расстояние от Либавы (также – Лиепая) до Виндавы (также — Вентспилс) по прямой линии 103 км.

5.00. КП на аэр. «Кагул».
_Виноградов Ю. А. «Операция Б»:  Генерал-лейтенант Жаворонков, полковник Преображенский и капитан Комаров находились в штабе в ожидании возвращения экипажей с боевого задания, когда вместе с батальонным комиссаром Оганезовым туда вошёл [с. 167] капитан С. И. Каспин. По его удрученному лицу можно было понять, что случилось неладное.
— Ожидается туман на аэродроме, товарищ генерал…
— О чём вы думали раньше, капитан? — вспыхнул С. Ф. Жаворонков.— Почему не предупредили? Да за такое дело…
— Синоптики не виноваты, товарищ генерал,— вмешался в разговор Г. З. Оганезов.— Туман характерен лишь для местных островных условий. Он может появиться только в отдельных местах. Ведь так, товарищ капитан? — повернулся он к Каспину.
— Так,— кивнул С. И. Каспин.
— Опять циклон с Атлантики виноват? — усмехнулся генерал.
— Понижение температуры виновато,— пояснил С. И. Каспин.— Земля тёплая, воздух холодный, вот и туман…
Генерал-лейтенант Жаворонков и полковник Преображенский вышли из землянки. Лицо обдал свежий, влажный воздух. Чувствовалось незначительное похолодание. Выходит, снижение температуры и создаёт возможность появления тумана. Но на аэродроме почти чисто. Может быть, начальник метеослужбы оперативной морской авиагруппы капитан С. И. Каспин преувеличивает?
Вернувшись в штаб, генерал-лейтенант Жаворонков позвонил на командный пункт на аэр. «Асте». Там признаков тумана пока не наблюдалось. Приказал запросить посты ВНОС, оттуда последовало сообщение, что туман уже появился на полянах и в лощинах. Значит, следует ожидать его и на аэродромах.
Генерал-лейтенант Жаворонков дал приказание быть готовыми к приёму самолётов ДБ-3 на аэродромы в условиях плохой видимости и одновременно позвонил в г. Таллинн и г. Палдиски, чтобы там, в случае необходимости смогли принять дальние бомбардировщики. (14)

05.00. Г. Москва.

Утреннее сообщение Советского информбюро 16 августа

В течение ночи на 16 августа наши войска продолжали бои с противником на всём фронте, особенно упорные на юге.
Наша авиация наносила удары по войскам противника.

05.10. В небе над Балтийским морем.

_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:
Выходим на траверз порта Виндавы — сообщил флаг-штурман майор Малыгин В. И. (14)
*** Расстояние от Виндавы (также — Вентспилс) до Таллина по прямой линии 294 км.
294 км лететь на самолёте ДБ-3 около 95 минут или 1 час 35 минут при нормальной работе двигателей.

05.30. КП на аэр. «Кагул».
_Виноградов Ю. А. «Операция Б»:   К утру аэр. «Кагул» стало заволакивать туманом. Жаворонков, Преображенский и Оганезов не уходили с аэродрома, внимательно наблюдая за взлётно-посадочной полосой. Туман медленно сгущался, образуя вокруг лётного поля — возле самого леса — молочно-серую стенку.
— Едем на старт,— предложил Жаворонков. Он надеялся, что центр аэродрома будет чистым. Так оно и оказалось. Легковой автомобиль «эмка» буквально через минуту выскочил из тумана. Впереди просматривалась взлётно-посадочная полоса. А с восходом солнца её чёрная лента будет ещё яснее. Садиться в таких условиях можно, хотя и очень [с. 168] трудно. Такая же примерно картина, по докладу начальника штаба морской авиагруппы особого назначения капитана Комарова, наблюдалась и на аэр. «Асте».
— Посадка возможна,— окончательно решил Жаворонков.— Передайте на самолёты: на аэродромах туман. Быть особенно внимательными,— приказал он дежурному. (14)

06.00.
Через 8 часов первый самолёт пришедший от г. Берлина совершил посадку.

_Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями»:  Полёт и на этот раз проходил в трудных условиях, но несмотря ни на что экипажи успешно выполнили боевую задачу. Берлин получил очередной удар. (15)    /Налёт с 15 на 16 августа/

Самолёты ДБ-3. СССР.

06.00-06.30. КП на аэр. «Кагул».
_Виноградов Ю. А. «Операция Б»:   С особым волнением и тревогой все ждали подхода самолётов. Донёсся знакомый гул, в воздухе показался первый бомбардировщик ДБ-3. Он пошёл на посадку и благополучно приземлился.
За ним последовали ещё четыре бомбардировщика. (14)

06.30. В небе над Балтийским морем.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:
Самолёт находится между портом Виндавой и о. Эзелем.
Уже давно светло. Справа огненная полоса раскаляла небо. Вот уж и солнечные лучи, вырвавшись из плена ночи, пошли гулять-играть по горизонту. Они ощупывали каждое облачко, обдавая его розовой краской, и устремлялись дальше, ввысь, к тёмному ещё зениту. (14)

06.30-07.00. КП на аэр. «Кагул».
_Виноградов Ю. А. «Операция Б»:
Шестой бомбардировщик начал было заход, но вдруг снова взмыл ввысь и пошёл по кругу, не решаясь садиться.
Закружил и седьмой бомбардировщик.
— Передайте по радио, пусть идут в Палдиски или Таллинн,— сказал Жаворонков дежурному.
После такой команды один из бомбардировщиков тут же взял курс на северо-запад, а второй упрямо заходил на посадку и всякий раз неудачно. (14)

07.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_ Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями»:  К концу полёта усталость лётчиков достигла предела, а близость аэродрома вызвала спад напряжения и притупление внимания. Поэтому уверенно производили посадку те экипажи, которые сумели до конца сохранить силу воли, выносливость и терпение. Этого, к сожалению, кое-кому не хватило. Некоторые экипажи допускали ошибки при посадке и уходили на второй круг. Так происходило в это утро с лейтенантом В. Г. Александровым. Вместе с ним в самолёте были штурман капитан И. М. Буланов (начальник минно-торпедной службы эскадрильи), стрелок-радист младший сержант В. К. Диков и воздушный стрелок сержант И. М. Русаков. (15)

07.00. В небе над Балтийским морем.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:
От однообразного напряжённого положения у лётчика майора Щелкунова онемели руки, они были как чужие. Кружилась голова, всё тело стало непослушным, тяжёлым, точно на плечи взвален непосильный груз. Но менять положение нельзя. Только так ещё и можно продолжать горизонтальный полёт.
«Немного уже осталось»,— успокаивал себя Щелкунов. Но что это, левый мотор вроде поперхнулся? Показалось… Нет, двигатель действительно захлёбывается. Всё повторялось, как и с правым мотором. Перегрев! «Тяни, тяни, милый. Остались уже пустяки. Что тебе стоит? Тяни. Не подводи нас»,— мысленно умолял он левый мотор. Даже бросило в жар, точно лицо обдало кипятком. Взглянул вниз — море. Но вдали уже вырисовывалась кромка берега.
Левый мотор в последний раз глотнул бензина и заглох. Скорость начала падать. В кабинах наступила гнетущая тишина. [с. 166]
— Чёрт возьми! — выругался Щелкунов.— Неужели всё?!
Вспомнил о штурмане и стрелке-радисте, болезненно усмехнулся.
— Масленников, Саша, ты не знаком с Нептуном?
Масленников понял невесёлую шутку командира.
— Только разве по кино…
— Тебе может предоставиться свидание с ним.
— В другой бы раз, товарищ майор. Я бы и речь приветственную подготовил. Всё же царь! Хоть и морской.
— Тёзка, твоё отношение к владыке морей и океанов?
— Сто бочек чертей под фюзеляж! Не дождётся нас его величество Нептун, — ответил штурман майор Малыгин. — Дотянем! У нас же мировой лётчик, сам майор Щелкунов!
— Брось подхалимничать. Не терплю! Сядем в «Асте» — поговорим.
— Сначала надо дотянуть туда…
— И дотяну! (14)

07.05. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
Вторая попытка лётчика Александрова зайти правильно на посадочную полосу опять закончилась неудачей, посадочная полоса оказалась наполовину сзади. Очередной круг над аэродромом. Экипаж понимал сложившуюся ситуацию. (14)

07.10. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
Третья попытка лётчика Александрова зайти правильно на посадочную полосу опять закончилась неудачей, посадочная полоса оказалась наполовину сзади. Очередной круг над аэродромом. (14)

07.10. Остров Эзель.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская авиагруппа с а. «Асте», экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича:  (на подходе к о. Эзелю)
Своё знакомство с авиацией майор Щелкунов начал в аэроклубе Осоавиахима полётами на планере. Он мог тогда часами пилотировать, устремляя планер в воздушные потоки.
Дальний бомбардировщик совсем не походит на планер, слишком велик и тяжёл. И всё же, пользуясь высотой и скоростью, надо заставить его как можно дольше планировать. Пусть и с постоянным снижением.
Действовала на нервы гнетущая тишина, машина словно висела в воздухе. Под крыльями — стальная вода. Она всё ближе и ближе, различались уже белесые барашки на гребнях волн. И берег рядом — полуостров Сырве. Как точно штурман вывел на входной ориентир! Молодец, что и говорить.
А вода всё ближе, всё отчётливее вырисовывались белогривые шеренги солнечных волн. Вот и полосатый столбик маяка. Можно сесть на полуостров Сырве, у старой русской Церельской береговой батареи большая поляна. Но где она? Земля словно залита молоком. Туман! Надо тянуть дальше, возможно, в центре острова тумана нет… (14)

07.15. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Морская авиагруппа:
И четвёртый заход на посадку у лётчика Александрова не получился. Александров никак не выведет самолёт на начало посадочной полосы. Снова, в который уже раз, идёт на круг. Воздушный стрелок сержант Русаков видел, как справа кончилась посадочная полоса, бомбардировщик делает крутой разворот, моторы ревут со свистом и вдруг захлёбываются. Самолёт ДБ-3, клюнув носом, ввалился в штопор и несётся к земле. Иван Максимович Русаков в страхе закрыл глаза, намертво вцепился руками в сиденье кресла, понимая, что всё кончено. В сознании промелькнул почему-то зелёный луг за околицей родной деревни, он, босоногий, бежит по высокой траве, бежит к матери, а она от него отдаляется всё дальше и дальше…
— Мама-а-а! — закричал младший сержант и рухнул в бездонную яму…
Очнулся Русаков от боли в спине, словно под лопатку кто-то вонзал нож. С трудом пошевелил руками — целы, послушна и правая нога. А вот левая не действует. Открыл глаза, попытался встать, но сил не хватало. «Значит, я жив,— дошло до него.— А остальные как?» Услышал торопливые шаги, кто-то бежал к нему. Обрадовался, ещё один член экипажа живым остался! Но это, оказывается, военный комиссар полка батальонный комиссар Григорий Захарович Оганезов. Вон и чёрная легковушка «эмка», на которой к месту падения «букашки» приехал батальонный комиссар.
— Русаков, Иван, живой?! — наклонился к нему встревоженный Оганезов. — Ну молодец, ну балтиец, ну герой!
— А… а остальные… остальные? — прошептал Русаков Иван Максимович.
— Тебя я первым увидел. Далеко же тебя отбросило,— проговорил Оганезов и спохватился: — Сейчас и остальных… — он побежал к врезавшемуся в землю самолёту, который уже начали охватывать языки пламени. В кабинах лётчика, штурмана и стрелка-радиста не было. Да собственно и самих кабин, как таковых, не существовало больше; при ударе самолёта о землю они были вырваны вместе с креслами. Торопливо огляделся. Вон впереди горящего самолёта что-то лежит в высокой траве. Подбежал, узнал Александрова, склонился над ним, поднял пальцами прядь русых волос с окровавленного лба. Лейтенант был мертв… Метрах в двадцати от лётчика увидел в траве штурмана капитана Буланова, а чуть поодаль от него лежал согнувшись и стрелок-радист младший сержант Диков… [с. 172]
  К месту аварии подкатила санитарная машина, из неё выскочил врач авиагруппы особого назначения военврач 3-го ранга Баландин с санитарами. Баландин обследовал лётчика, штурмана и стрелка-радиста, сокрушенно покачал головой.
— Они…— у него не хватило силы, чтобы сказать «мертвы»,— они все погибли… А Русаков… Русакова мы сейчас отправим в госпиталь. Он остался жив потому, что при ударе машины о землю оторвалась хвостовая часть. Вместе с ней он отлетел в сторону. Это и спасло его…
Погибли лётчик лейтенант Александров Виктор Георгиевич (не награждался за полёты на г. Берлин), штурман — капитан Буланов Иван Максимович (не награждался за полёты на г. Берлин), воздушный стрелок радист младший сержант Диков Виктор Кузьмич (не награждался за полёты на г. Берлин). На земле из экипажа остались техник самолёта воентехник 2-го ранга Серебряков Геннадий Николаевич (награждён орденом Красной Звезды 13.08.1941 г. за подготовку самолёта к полётам на г. Берлин) и воздушный стрелок краснофлотец Королев (не награждался за полёты на г. Берлин). Воздушный стрелок сержант Русаков Иван Максимович был отправлен в военный госпиталь. (14)

07.25. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями». Морская авиагруппа:  Самолёт лейтенанта Александрова Виктора Георгиевича ещё горел, когда к аэродрому подлетал экипаж командира звена лейтенанта Кравченко Алексея Филипповича. Слышно было, что самолёт летит на одном моторе, да и тот даёт перебои. Высота была небольшая. Нам стало ясно: самолёт не дотянет до аэродрома. Как бы в подтверждение этого, шум мотора прекратился. Ещё минута, и на восточной окраине аэродрома появилось зарево пожара. Случилось вот что. Когда и второй мотор прекратил работу, пилоту ничего не оставалось, как производить посадку перед собой. Ещё не коснувшись земли, самолёт ударился о стволы деревьев, полностью разрушился и запылал. Погибли лётчик лейтенант Кравченко Алексей Филиппович (награждён орденом Ленина 13.8.1941 г. за полёты на г. Берлин), штурман старший лейтенант Сергеев Николай Григорьевич (награждён орденом Ленина 13.8.1941 г. за полёты на г. Берлин), воздушный стрелок радист старшина Титов Георгий Ефимович (награждён орденом Красное Знамя 13.8.1941 г. за полёты на г. Берлин), воздушный стрелок краснофлотец Рачковский Виктор Павлович (награждён орденом Красной Звезды 13.8.1941 г. за полёты на г. Берлин). На земле из экипажа остался один техник самолёта – старшина Альмугдин Шарафутдинович Шарафутдинов (награждён медалью «За боевые заслуги» 13.8.1941 г. за подготовку самолёта к полётам на г. Берлин). (15)

 

_Виноградов «Иду на Берлин»:  Военный комиссар полка Григорий Захарович Оганезов вернулся на «эмке» на посадочную полосу, начал было рассказывать генерал-лейтенанту Жаворонкову и полковнику Преображенскому, что произошло с экипажем лейтенанта Александрова, как вдруг с востока послышался глухой звук мотора самолёта. Не трудно было определить, что бомбардировщик летел на одном моторе.
— Лейтенант Кравченко возвращается,— сказал начальник штаба капитан Комаров.
— Досталось ему над Берлином. На одном моторе идёт,— посочувствовал полковник Преображенский.
Бомбардировщик уже был виден над лесом. От него взмыла в небо зелёная ракета: просьба разрешить посадку. Капитан Комаров тут же выпустил красную ракету: посадку разрешаю.
Но что такое? Рокота не слышно: отказал и второй мотор. В следующее мгновение самолёт ДБ-3 резко пошёл вниз и скрылся в лесу. Донёсся грохот, вверх взметнулись языки яркого пламени, рухнувший самолёт вспыхнул свечой.
— Я — туда! — крикнул Григорий Захарович Оганезов и вскочил в «эмку».— Давай, гони! — приказал он шоферу…
Взрыв нестерпимой болью отозвался в сердцах людей, на глаза навертывались слёзы, спазмы сдавливали горло. Нет ничего мучительнее на свете, чем быть свидетелем нелепой гибели боевых друзей. А такое хоть и не часто, но бывает у лётчиков. (14)
На КП вернулся мрачный батальонный комиссар Оганезов. Военком полка будто постарел за эти минуты, так осунулось его лицо. (14)
Гибель двух прекрасных экипажей, да ещё на финише полёта, в районе своего аэродрома, привела всех нас в гнетущее состояние. (15)

07.50. Остров Эзель. Аэродром «Когул». Командный пункт.
Начальнику штаба авиагруппы капитану Комарову второй раз пришлось открыть [с. 173] раздел «Потери боевого состава» в журнале боевых действий авиагруппы особого назначения и записать:
«16.08.41 г. ДБ-3 № 391212. Александров, лейтенант — лётчик, Буланов, капитан — штурман, Диков, мл. сержант — воздушный стрелок-радист.
После выполнения боевого задания (бомбоудар по г. Берлину) при посадке в районе аэродрома Кагул (о. Эзель) самолёт врезался в землю и сгорел. Экипаж погиб, за исключением воздушного стрелка, который случайно был выброшен из самолёта.
16.08.41 г. ДБ-3 № 391102. Кравченко, лейтенант — лётчик. Сергеев, ст. лейтенант — штурман, Титов, старшина — воздушный стрелок-радист, Рачковский, краснофлотец — воздушный стрелок-радист. После выполнения боевого задания (бомбоудар по г. Берлину) при посадке в районе аэродрома Кагул (о. Эзель) самолёт врезался в землю и сгорел. Экипаж погиб». (14)

Дневник боевых действий. 1941 г.:
16.08.1941 г. АЛЕКСАНДРОВ Виктор Георгиевич, лейтенант, лётчик 4-й авиаэскадрильи 1-го мтап 8-й авиабригады ВВС КБФ. Катастрофа самолёта ДБ-3 № 391212. Аэр. Когул. Самолёт взорвался, сгорел при посадке.
16.08.1941 г. БУЛАНОВ Иван Максимович, капитан, нач. МТС аэ (прим. — 4-й авиаэскадрильи 1-го мтап 8-й авиабригады ВВС КБФ). Катастрофа самолёта ДБ-3 № 391212.  Аэр. Когул. Самолёт взорвался, сгорел при посадке.
16.08.1941 г. ДИКОВ Виктор Кузьмич, мл. сержант, в/стрелок радист …-й авиаэскадрильи 1-го мтап 8-й авиабригады ВВС КБФ. Катастрофа самолёта ДБ-3 № 391212. Аэр. Когул. Самолёт взорвался, сгорел при посадке.  (168, Сайт «8-я минно-торпедная авиационная Гатчинская Краснознамённая дивизия ВВС КБФ». Статья «Дневник боевых действий. 1941 г.».)

АЛЕКСАНДРОВ Виктор Георгиевич, лейтенант. 1911 г. рождения. Призван Краснянским РВК Львовской области Украинской ССР СССР. 1-й мтап ВВС КБФ. Погиб в воздушном бою 15 августа 1941 г. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т.
БУЛАНОВ Иван Максимович, капитан. 1909 г. рождения. Призван Калининским ГВК, г. Калинин, Российской СФСР СССР. 1-й мтап ВВС КБФ. Погиб в воздушном бою 15 августа 1941 г. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т.
ДИКОВ Виктор Кузьмич, мл. сержант. 1921 г. рождения. Призван Каширским РВК Московской области, Российской СФСР СССР. 1-й мтап ВВС КБФ. Погиб в воздушном бою 15 августа 1941 г. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т. (158, Мемориальные комплексы увековечивающие подвиг личного состава полка. В этот список вошли имена погибших лётчиков-балтийцев, братская могила которых – просторы Балтийского моря.)

Дневник боевых действий. 1941 г.:
16.08.1941 г. КРАВЧЕНКО Алексей Филиппович, лейтенант, командир звена 1-й авиаэскадрильи 1-го мтап 8-й авиабригады ВВС КБФ. Катастрофа самолёта ДБ-3 № 391102. Самолёт взорвался, сгорел при посадке на аэр. Когул (о. Эзель).
16.08.1941 г. СЕРГЕЕВ Николай Григорьевич, ст. лейтенант, штурман звена, …-й авиаэскадрильи 1-го мтап 8-й авиабригады ВВС КБФ. Катастрофа самолёта ДБ-3 № 391102. Самолёт взорвался, сгорел при посадке на аэр. Когул (о. Эзель).
16.08.1941 г. ТИТОВ Егор Ефимович, старшина, воздушный стрелок радист, …-й авиаэскадрильи 1-го мтап 8-й авиабригады ВВС КБФ. Катастрофа самолёта ДБ-3 № 391102. Самолёт взорвался, сгорел при посадке на аэр. Когул (о. Эзель).
16.08.1941 г. РАЧКОВСКИЙ Виктор Павлович, краснофлотец, воздушный стрелок радист, …-й авиаэскадрильи 1-го мтап 8-й авиабригады ВВС КБФ. Катастрофа самолёта ДБ-3 № 391102. Самолёт взорвался, сгорел при посадке на аэр. Когул (о. Эзель). (168, Сайт «8-я минно-торпедная авиационная Гатчинская Краснознамённая дивизия ВВС КБФ». Статья «Дневник боевых действий. 1941 г.».)

КРАВЧЕНКО Алексей Филиппович, лейтенант. 1913 г. рождения. Призван Киево-Святошинским РВК Киевской области, Украинской ССР СССР. 1-й мтап ВВС КБФ. Погиб в воздушном бою 15 августа 1941 г. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т.
СЕРГЕЕВ Николай Григорьевич, ст. лейтенант. 1916 г. рождения. Призван Погорельским РВК Калининской области, Российской СФСР СССР. 1-й мтап ВВС КБФ. Погиб в воздушном бою 15 августа 1941 г. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т.
ТИТОВ Егор Ефимович, старшина. 1913 г. рождения. Призван Московским РВК, г. Ленинград, Российской СФСР СССР. 1-й мтап ВВС КБФ. Погиб в воздушном бою 15 августа 1941 г. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т.
РАЧКОВСКИЙ Виктор Павлович, краснофлотец, 1920 г. рождения. Призван Василеостровским РВК, г. Ленинград, Российской СФСР СССР. 1-й мтап ВВС КБФ. Погиб в воздушном бою 15 августа 1941 г. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т. (158, Мемориальные комплексы увековечивающие подвиг личного состава полка. В этот список вошли имена погибших лётчиков-балтийцев, братская могила которых – просторы Балтийского моря.)

07.50. Остров Эзель. Аэродром «Асте».
В авиагруппе на аэр. «Асте» дело обстояло лучше, все самолёты армейской авиагруппы приземлились благополучно. Последним спланировал с неработающими моторами майор Щелкунов, чудом дотянув до аэродрома. (14)

15.00. На Северо-Западном направлении.
16 августа 1941 г. германско-фашистскими войсками оккупирован г. Кингисепп (Ленинградская область). (97)

18.00. Остров Эзель. Деревня Когул
Вечером на местном кладбище (в деревне Кярла) вырыли братскую могилу. Резко всколыхнул напряжённую тишину прощальный салют. (14)

Фамилия, имя, отчество:  Александров Виктор Георгиевич
Место рождения: СССР, РСФСР, Орловская область, Краснинский район, Мокринский сельский совет, деревня Федянино
Место призыва: __.__.1938 г. __ РВК
Воинское звание: лейтенант
Воинская часть: кбф 1-й гмтап (д.б. – 1-й мтап)
Причина смерти: убит (д.б. – погиб во время посадки самолёта)
Год рождения: __.__.1914 г.
Дата гибели или смерти: 8/16/41 (д.б. — 16.8.1941 г.)
Медицинское учреждение/воинская часть: упр. ввс КБФ
Место захоронения: деревня Кярла, кладбище, остров Сааремаа (в 1941 г. — Эзель).
ID ОБД Мемориал: 77698591. (184, Фонд ветеранов дипломатической службы. Книга памяти. Эстония.   https://dsvf.ru/memory_book/estonia/)

Фамилия, имя, отчество:  Буланов Иван Максимович
Место рождения:  СССР, РСФСР, Калининская область, г. Калинин, деревня Дубково
Место призыва:  __.__.1930 г., __ РВК
Воинское звание:  капитан
Воинская часть:  кбф мтс-аэ 1 гмтап  (д.б. – 1-й мтап)
Причина смерти:  убит (д.б. – погиб во время посадки самолёта)
Год рождения:  __.__.1909
Дата гибели или смерти:  8/16/41  (д.б. — 16.8.1941 г.)
Медицинское учреждение/воинская часть:  орсу КБФ (у Александрова Виктора Георгиевича — упр. ввс КБФ)
Место захоронения:  деревня Кярла, кладбище, остров Сааремаа (в 1941 г. — Эзель)
ID ОБД Мемориал:  76644267. (184, Фонд ветеранов дипломатической службы. Книга памяти. Эстония.   https://dsvf.ru/memory_book/estonia/)

Фамилия, имя, отчество:  Диков Виктор Кузьмич
Место рождения:  СССР, РСФСР, Рязанская область, Милославский р-н, г. Ольха
Место призыва:  __.__.1938 г.,  Каширский РВК, Московская обл., Каширский р-н
Воинское звание:  сержант
Воинская часть:  кбф ввс 1-й ап (д.б. – 1-й мтап)
Причина смерти:  погиб (д.б. – погиб во время посадки самолёта)
Год рождения:  __.__.1921
Дата гибели или смерти:  8/16/41 (д.б. — 16.8.1941 г.)
Медицинское учреждение/воинская часть:  орсу КБФ (у Александрова Виктора Георгиевича — упр. ввс КБФ)
Место захоронения:  деревня Кярла, кладбище, остров Сааремаа (в 1941 г. — Эзель)
ID ОБД Мемориал:  76643280. (184, Фонд ветеранов дипломатической службы. Книга памяти. Эстония.   https://dsvf.ru/memory_book/estonia/)

21.00. Г. Москва.

Вечернее сообщение Советского информбюро 16 августа

В течение 16 августа наши войска продолжали вести бои с противником на всём фронте.
Наша авиация во взаимодействии с наземными войсками продолжала наносить удары по войскам противника и атаковала его авиацию на аэродромах.
По уточнённым данным, за 14 августа уничтожен не 21 немецкий самолёт, как сообщалось, а 26 самолётов.
За 15 августа уничтожено 29 немецких самолётов. Наши потери — 24 самолёта.