Берлин получает возмездие. 1941 год. Часть 6.

 

***

11 августа 1941 года.

00.00. В небе над Балтийским морем.
Армейская авиагруппа 81-й ад дд, взлетевшая с аэр. Г. Пушкина, летела к г. Берлину. Самолёты вели лётчик Курбан А.А. (самолёт ТБ-7), лётчик комбриг Водопьянов М.В. (самолёт ТБ-7), лётчик капитан Степанов А.Г. (самолёт Ер-2), лётчик Кубышко Б.А. (самолёт Ер-2), лётчик Малинин В.М. (самолёт Ер-2), лётчик Видный (Бидный) В.Д. (самолёт ТБ-7), лётчик Угрюмов М.М. (самолёт ТБ-7), лётчик Панфилов А.И. (самолёт ТБ-7). (111)

В 00.30 в полёте экипаж лётчика лейтенанта Бидного Василия Дементьевича.

Рассказ Лисицына Ивана Васильевича:

_Командир корабля лейтенант Бидный продолжал неуклонно держать курс на вражескую столицу. Мы постепенно теряли высоту. Машина снизилась до 2000 метров. Бомбить г. Берлин, защищённый исключительно сильной противовоздушной обороной, с такой высоты казалось форменным фанатизмом. Но тем не менее, мы летели и летели. Напряжённость некоторых товарищей достигла критического предела. В районе г. Штеттина штурман, открыв люк, пытался покинуть самолёт на парашюте. Командир приказал застрелить труса. Но я лишь оттолкнул штурмана и закрыл выходной люк, доложив лейтенанту Бидному, что без этого члена экипажа некому будет сбросить бомбы точно в цель. Василий в знак согласия кивнул головой. (212)

01.00. В небе над г. Берлином. Армейская авиагруппа.

Бомбы падают на логово фашистов — г. Берлин.

Лётчик комбриг Водопьянов М.В. с самолёта ТБ-7 сбросил 9 бомб ФАБ-250 и 1 бомбу РРАБ-3 (116 шт. ЗАБ-2,5) на объект в г. Берлине. (111)
Лётчик Курбан А.А. с самолёта ТБ-7 сбросил 4 бомбы ФАБ-500 на объект в г. Берлине. (111)
Лётчик Угрюмов М.М. с самолёта ТБ-7 сбросил 8 бомб ФАБ-250 и 2 бомбы РРАБ-3 (232 шт. ЗАБ-2,5) на объект в г. Берлине.  (111)
Лётчик Панфилов А.И. с самолёта ТБ-7 сбросил 8 бомб ФАБ-250 и 16 бомб ЗАБ-50 на объект в г. Берлине. (111)
Лётчик капитан Степанов А.Г. с самолёта Ер-2 сбросил 7 бомб ФАБ-100 на объект в г. Берлине. (111)
Лётчик Кубышко Б.А. с самолёта Ер-2 сбросил 7 бомб ФАБ-100 на объект в г. Берлине.  (111)
Лётчик Малинин В.М. с самолёта Ер-2 сбросил 7 бомб ФАБ-100 на объект в г. Берлине. (111)

_Из воспоминаний Молодчего А. И. «Самолёт уходит в ночь»:  У нас из взлетевших самолётов до города Берлина долетели почти все. Самолёты Ер-2 также дошли до цели и нанесли удар. Но обратно возвратиться удалось не каждому. Экипаж Степанова погиб над целью. (155)

Лётчик Видный (Бидный) В.Д. с самолёта ТБ-7 сбросил 30 бомб ФАБ-100 на запасную цель — объект в г. Лауэнбурге. (111)

В 1.00 в полёте экипаж лётчика лейтенанта Бидного Василия Дементьевича.

Рассказ Лисицына Ивана Васильевича:

_Через некоторое время освободившийся от вспышки страха штурман сообщил командиру, что цель находится под нами, и уточнил боевой курс. Мне он поручил следить, чтобы после бомбометания не зависла ни одна бомба.

Вот открылись громадные люки отсеков. Вздрогнул корпус самолёта, и смертоносный груз — сорок стокилограммовых бомб устремились на город. Это была расплата за неисчислимые страдания, причиненные врагом нашей Родине. (212)

Лётчик Егоров К.П. летел на самолёте ТБ-7 с бомбовой нагрузкой ФАБ-1000 – 2 шт, ФАБ-100 – 8 шт. Самолёт потерпел катастрофу из-за отказа моторов. (111)

01.30. В небе над Берлином.

Командир эскадрильи майор А.А. Курбан со штурманом майором Г.П. Молчановым в половине второго ночи с высоты 7500 метров сбросили бомбы на Берлин.

 

В 1.30 в полёте экипаж лётчика лейтенанта Бидного В. Д.

Рассказ Лисицына Ивана Васильевича:

_Назад разгруженный корабль шёл свободнее. Появилась даже возможность постепенно набирать высоту. На высоте 2110 метров простиралась нижняя кромка довольно толстого слоя облаков. При входе в них началось интенсивное обледенение самолёта. Пришлось выйти опять под облака. Вокруг машины немедленно появились огненные шапки разрывов зенитных снарядов. Темноту ночи периодически рассекали ослепительно белые клинки прожекторов. Временами казалось, что наша гибель неизбежна. Однако зенитные снаряды рвались впереди корабля и постепенно удалялись. Зная крейсерскую скорость ТБ-7, равную 300 километрам, фашисты вели огонь с поправкой на эту величину. А наш самолёт летел только на двух моторах, и его скорость составляла лишь 165 километров в час. Словом, не было бы счастья, да несчастье помогло! (212)

 

05.00. Остров Эзель.
_Михайловский Н. Г. «Тайна аэродрома «Кагул». Таллинский дневник.»:  12 августа восемь самолётов ДБ-3 сбросили на логово фашистов 80 бомб различного калибра, общим весом 6500 килограммов. (20)  /3-й налёт/

05.00. 11 августа 1941 года. г. Москва.

Утреннее сообщение Советского информбюро 11 августа

В течение ночи на 11 августа продолжались бои с противником на Смоленском, Белоцерковском, Уманском направлениях и на Эстонском участке фронт.
Наша авиация во взаимодействии с наземными войсками наносила удары по мотомехчастям, пехоте и артиллерии противника.

05.30. Г. Пушкин Ленинградской области. Аэродром 81-й аддд.
_Из воспоминаний Молодчего А. И. «Самолёт уходит в ночь»:  Но обратно возвратиться удалось не каждому. Самолёт Степанова сбит над целью – г. Берлином, экипаж погиб, самолёт Кубышко был сбит истребителями при возвращении на свой аэродром. Его экипаж был вынужден покинуть горящую машину. Командир дивизии комбриг Водопьянов со своим экипажем возвратился домой, но… на автомашине. Их самолёт тоже был сбит зенитной артиллерией. И тоже на обратном маршруте. (155)

06.00. Оборона г. Таллина.
11 августа германские войска не наступали на г. Таллин. (122) (123) (124) (125)

В 7.50 экипаж лётчика лейтенанта Бидного Василия Дементьевича был уже в Ленинградской области.

Рассказ Лисицына Ивана Васильевича:

_На рассвете мы (экипаж Бидного) еле дотянули до г. Ленинграда. В баках оставались буквально капли горючего. Вместо восьми часов расчётного времени (5.50) пробыли в воздухе десять часов (7.50).

18.00.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б»:  Начальник штаба оперативной авиагруппы капитан Комаров долго не решался сделать запись в журнале боевых действий о потере экипажа старшего лейтенанта Фокина. Афанасий Иванович — опытный лётчик, не из таких передряг выходил. Возможно, ещё вернётся на свой аэродром? Не хотелось верить в гибель его экипажа.
От размышлений капитана Комарова отвлёк телефонный звонок. В трубке послышался взволнованный голос дежурного с поста ВНОС:
— Со стороны Рижского залива курсом на город Курессаре летят три германских бомбардировщика «Юнкерс-88…»
«Видимо, будут бомбить уездный центр г. Курессааре (на острове Эзель / Сааремаа)», — подумал Комаров.
Раздался звонок с соседнего поста ВНОС. Оттуда тоже поступило сообщение о трёх германских бомбардировщиках, но летевших, по мнению наблюдателя, на аэродром «Кагул». «Конечно же, к нам летят «юнкерсы», — сообразил капитан Комаров и поспешил к генерал-лейтенанту авиации С. Ф. Жаворонкову.
— Товарищ генерал, посты ВНОС засекли две группы германских бомбардировщиков, идущих к нашему аэродрому, — доложил он. [с. 130]
С. Ф. Жаворонков вышел из подземного командного пункта, прислушался. Посты ВНОС находятся в нескольких десятках километров отсюда, и если «Юнкерсы-88» летят на аэродром «Кагул», то звук их моторов сейчас будет слышен.
Действительно, далёкий завывающий гул донёсся с юго-востока. Он быстро нарастал, и над лесом показались вражеские бомбардировщики.
— Появились, незваные! — усмехнулся генерал. — Всё, теперь они нам покоя не дадут. Разузнали, откуда бомбят их столицу.
Бомбардировщики «Юнкерсы» летели на высоте около 2000 метров. Первый из них пошёл по восточной кромке аэродрома, от него отделилось несколько тёмных точек. Взрывы последовали один за другим вдоль опушки леса. Гитлеровский лётчик предполагал, что именно на границе поля аэродрома и леса спрятаны советские бомбардировщики, трижды бомбившие город Берлин.
— Командира «чаек» ко мне! — приказал С. Ф. Жаворонков.
Командир истребительной эскадрильи майор Кудрявцев уже сам спешил к генералу, услышав гул вражеских бомбардировщиков.
— Видите, товарищ майор? — рукой показал С. Ф. Жаворонков на второй «юнкерс», заходивший на бомбометание с северной стороны аэродрома. — Отучите наглецов. Покажите, на что способны ваши «чайки».
— Есть, товарищ генерал! — козырнул майор Кудрявцев.
Над центром аэродрома повисли одна за другой две зелёные ракеты. Через несколько минут из леса выкатили три истребителя И-153 «чайки» и зарулили к взлётной полосе. К этому времени западную часть аэродрома уже бомбил третий Ю-88. Фашистские бомбардировщики не стали делать повторных заходов на бомбардировку. Пока советские «чайки» взлетали, набирали высоту, их уже и след простыл.
По замыкающему самолёту Ю-88 открыла огонь одна из зенитных батарей, но тут же прекратила его: снаряды не доставали уходивший вражеский бомбардировщик.
С. Ф. Жаворонков обернулся к начальнику штаба оперативной авиагруппы капитану Комарову, сердито нахмурил брови.
— Спят, что ли, зенитчики? Предупредите их!
Комаров обещал сходить на зенитные батареи, поговорить с личным составом. Туда же он намеревался просить съездить и начальник политического отдела Береговой обороны Балтийского района батальонный комиссар Копнов. [с. 131]
Потерь от налёта не было. Командир авиабазы майор Георгиади насчитал лишь пятнадцать воронок, которые уже заделывала аэродромная команда.
Первый налёт германских бомбардировщиков на аэродром «Когул» можно считать разведкой. Теперь надо ожидать массированного удара. И этот удар может последовать в самое неподходящее время: при взлёте или посадке бомбардировщиков ДБ-3. Зная время появления советских самолётов над г. Берлином, их скорость и разведав аэродром на острове Эзеле (Сааремаа), германцы могли с точностью до нескольких минут определить момент взлёта и посадки. По логике выходило, что именно в 9 часов вечера и в 4 часа утра над аэродромом «Кагул» могли появиться эскадрильи германских бомбардировщиков и истребителей. К тому же гитлеровское командование имело возможность выслать свои истребители на перехват бомбардировщиков ДБ-3 по маршруту полёта. Было над чем задуматься.
С. Ф. Жаворонков поделился своими опасениями с Е. Н. Преображенским.
— Да, отныне фашистские самолёты нам покоя не дадут, — согласился тот. — А вот как их обхитрить?
— Обхитрить?! — С. Ф. Жаворонков прищурил глаза, что-то прикидывая в уме. — Обхитрить, говорите,— повторил он.— Что ж, давайте попробуем. А вдруг проведём, а?
Е. Н. Преображенский вопросительно поглядел на командующего. Ему не терпелось узнать, как это генерал хочет провести гитлеровских лётчиков.
— Решение самое простое, Евгений Николаевич, — пояснил Сергей Фёдорович Жаворонков. — Вылетать раньше или позднее. Сегодня вылетим на час раньше. Поглядим, что из этого получится. — Генерал усмехнулся: — Хитрость, правда, не ахти какая. Да на простоте, может, и легче провести самоуверенного врага. В общем, дайте распоряжение всё перенести на час раньше. А я скажу об этом майору Щелкунову и капитану Тихонову. Сейчас еду туда… (14)

09.00. Остров Эзель. Аэродром «Когул».
Техники самолётов старшина Колесниченко (из экипажа лётчика полковника Преображенского), воентехник 2 ранга Капустин (из экипажа лётчика капитана Бабушкина ), воентехник 1 ранга Кузнецов (из экипажа лётчика старшего лейтенанта Дроздова ), воентехник 2 ранга Михайлов (из экипажа лётчика капитана Ефремова ), старшина Шарафутдинов (из экипажа лётчика лейтенанта Кравченко ), техник самолёта воентехник 2 ранга Зубарев (из экипажа лётчика капитана Есина ), воентехник 2 ранга Герасименя (из экипажа лётчика лейтенанта Мильгунова ), воентехник 2 ранга Серебряков (из экипажа лётчика лейтенанта Александрова ), воентехник 2 ранга Красий (из экипажа лётчика старшего лейтенанта Трычкова ), воентехник 2 ранга Солобанов (из экипажа лётчика старшего лейтенанта Фокина ), старшина Белуданов (из экипажа лётчика лейтенанта Юрина ), воентехник 2 ранга Шевченко (из экипажа лётчика лейтенанта Русакова ) осматривали самолёты, а затем готовили их к полёту.

09.00. Остров Эзель. Аэродром «Асте».
Техники самолётов осматривали самолёты, а затем готовили их к полёту.

** Водопьянов Михаил Васильевич (даты жизни: 6(18).11.1899 г., с. Студёнка, ныне часть г. Липецка, — 11.08.1980 г., похоронен в г. Москве), советский лётчик, один из первых Героев Советского Союза (20.4.1934 г.), комбриг (1941 г.), генерал-майор авиации (1943 г.). Член ВКП(б)/КПСС с 1934 г. Родился в семье крестьянина. (23)

_ В феврале 1918 г. добровольно вступил в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, служил шофёром-мотористом, затем бортмехаником и пилотом в авиации. (23)

_  Участник Гражданской войны в Свободной России 1918-1920 годов.

_ Служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец».

_ Окончил лётную школу «Добролёт» в 1928 г. (24)

_ Окончил военную авиационную школу лётчиков в 1929 г. (23). Окончил Московскую лётно-техническую школу в 1929 г. (24).

_ В марте ‒ апреле 1934 г. участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин», за что был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. (23) (24)

_ Депутат Верховного Совета СССР в 1937—1946 годах. (24)

_ 4 ноября 1939 года Герою Советского Союза М. В. Водопьянову была вручена медаль «Золотая звезда» № 6.

_ Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов. Герой Советского Союза М. В. Водопьянов воевал в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени.

_ Участник Великой Отечественной войны советского народа против германско-фашистских захватчиков 1941-1945 годов.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов командовал 81-й авиационной дивизией дальнего действия (81-й авиадивизией) с 15 июля по 17 августа 1941 года. (23)

_ Депутат Верховного Совета СССР в 1937—1946 годах. (24)

_ С 1946 г. в отставке. (23)

_ Михаил Васильевич Водопьянов автор романа «Киреевы» (1956 г.), повестей, рассказов, автобиографической книги «Полярный лётчик» (1952 г.) и книги «Валерий Чкалов» (1954 г.). (23)

_ Награждён 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями. (23) (24) **

 

 

12.00. Г. Москва.
  Все центральные газеты Советского Союза сообщили об очередном налёте советской авиации на район города Берлина:
  «В ночь с 10 на 11 августа имел место новый налёт советских самолётов на военные объекты в районе города Берлина.
Сброшены зажигательные и фугасные бомбы большой силы. В Берлине вспыхнули большие пожары и наблюдались серьёзные взрывы.
Все наши самолёты вернулись на свои базы, за исключением одного самолёта, который разыскивается». (14, Виноградов Ю. А. Операция Б.)

_Из статьи «203-й гвардейский Орловский авиационный полк (самолётов-заправщиков)»:

Первый боевой вылет был выполнен в ночь с 10 на 11 августа 1941 г., объект бомбометания – город Берлин. Об этом вылете написано немало, нет нужды пересказывать, лучше обратиться к документу, который хранится в музее 203-го гвардейского Орловского авиационного полка. (220)

 

Командиру 81 АД

Совершенно секретно

Боевое донесение № 1 штаб 432 ап, Казань 19.08.41 20.00

Карта 2500000

 

10.08.41 г. восемь кораблей ТБ-7 с аэродрома подскока Пушкин стартовали для выполнения бомбометания Берлина. Цель бомбили три корабля, сбросив на район Берлина двенадцать ФАБ-250, три ФАБ-500 и шесть РРАБ-3.

Сведений, подтверждающих бомбометание Берлина четвёртым кораблём т. Панфилова, нет. Корабль майора Егорова потерпел катастрофу при взлёте. Корабль майора Тягунина сбит огнём нашей зенитной артиллерии и истребителей. Корабль т. Перегудова вследствие отказа мотора сбросил бомбы в Балтийском море. Корабль т. Бидного вследствие отказа левой группы моторов сбросил бомбы на ст. Лауенбург.

  1. Корабль № 42046 майора Егорова взлетел в 21.58, при наборе высоты 30-40 метров резко развернулся вправо в землю с утлом, в результате чего самолёт полностью разрушен. Из состава экипажа убито 6 человек, тяжело ранено 6 человек. Из них умерло в госпитале 2 человека.
  2. Корабль № 42025 Перегудова произвёл взлёт в 20.50. В районе озера Лубенское, был обстрелян нашим истребителем И-153. Несмотря на то, что корабль давал пароль «Я свой самолёт», на пути до Таллина был обстрелян огнём зенитной артиллерии. В 21.30 отказал мотор № 1. Экипаж сбросил бомбы в море и получил по радио приказание вернуться, произвёл посадку в Пушкине в 0.30, имея 11 пулевых и 2 пробоины осколками снарядов.
  3. Корабль № 42035 т. Видного взлетел в 22.00, в 1.20 вследствие отказа левой группы моторов экипаж принял решение возвращаться. Бомбы были сброшены на ст. Лауенберг, что в 370 км северо-восточнее Берлина. Атакованный звеном истребителей и обстрелянный огнём зенитной артиллерии, корабль ушёл в облака. В районе Ленинграда, на высоте 1000-1500 м, корабль был обстрелян огнём нашей зенитной артиллерии и посажен нашими истребителями в 7.45 на площадку Обухово.
  4. Корабль № 42045 майора Тягунина взлетел в 20.40. У северной оконечности восточного мыса Лужская губа корабль был двукратно атакован истребителями и в 21.15 обстрелян огнём зенитной артиллерии с нашего побережья и кораблей ВМФ. Попадание снарядов в левую плоскость и мотор вызвало пожар, корабль начал разрушаться, командир приказал бомбы сбросить в море, развернуться к берегу и приказал экипажу выброситься на парашютах. Спасавшийся на парашютах л/с обстреливался огнём истребителей и с земли. Погибли четыре человека, один пропал без вести.
  5. Корабль № 42036 комбрига Водопьянова вылетел в 21.05, бомбы сбросил на Берлин: ФАБ-250 – 8 шт., РРАБ – 2 шт., при возвращении вследствие нехватки горючего произвёл посадку на территории Эстонской ССР, экипаж невредим, корабль разбит.
  6. Корабль № 42026 т. Панфилова произвёл взлёт в 22.00. Имея бомбовую зарядку ФАБ-250 – 8 шт., ЗАБ- 50-16 шт., после взлёта о корабле сведений не поступало.
  7. Корабль № 42055 майора Угрюмова вылетел в 21.58, бомбы сбросил на Берлин по расчету времени, так как цель была закрыта облаками. В первый заход сброшено ФАБ- 250 – 4 шт. и РРАБ-3 – 2 шт. На втором заходе зависшие бомбы сбросить не удалось. Над целью на высоте 7400 м кормовой стрелок обстрелял звено истребителей, корабль ушёл от них в облака. Разрывы зенитной артиллерии ложились много ниже корабля, прожектора работе не мешали, т. к. не пробивали тонкую облачность. На обратном маршруте над территорией Германии были сброшены ещё две бомбы. После 9.43 полёта, опасаясь нехватки горючего и потеряв дальнейшую ориентировку корабль произвёл вынужденную посадку в районе Торжка. При сбрасывании листовок над территорией Германии погиб воентехник первого ранга Смирнов Н.П., оборвавший шланг кислородного прибора.
  8. Корабль № 42016 подполковника Курбана взлетел в 20.50. До 21.45 шёл в паре с кораблём Перегудова. После атаки истребителей и зенитной артиллерии корабль Перегудова отстал в районе острова Даго. Выход на цель был произведен по расчётному времени. В 1.30 на Берлин были сброшены ФАБ-500 – 3 шт., РРАБ-3 – 2 шт. Одна ФАБ-500 зависла и не сброшена. В районе цели наблюдали работу прожекторов, а в момент бомбометания видели разрывы зенитной артиллерии. На обратном маршруте загорелся мотор № 4. После ликвидации пожара шли на трёх моторах. В районе Лужская губа были обстреляны огнём береговой и корабельной зенитной артиллерии, у деревни Малое Заболотье (35 км восточнее Пушкина) отказал мотор № 3. При производстве вынужденной посадки в 5.10 самолёт получил повреждение. Экипаж невредим. (220)

12.00. Г. Берлин.
Удачный налёт советской авиации на объекты города Берлина в ночь на 12 августа 1941 г. вызвал озабоченность руководства Великогерманской империи и командования Германской армии. В связи с большим моральным воздействием бомбёжки на руководителей предприятий, служащих, рабочих, жителей города фашистскому руководству пришлось проводить большую пропагандистскую работу.
Начальник штаба верховного главнокомандования вооружённых сил Германии фельдмаршал Кейтель подписал 12 августа 1941 года дополнение к директиве ОКБ № 34. В нём штабу группы армий «Север» предписывалось:
«Как только позволит обстановка, следует совместными усилиями соединений сухопутных войск, авиации и военно-морского флота ликвидировать военно-воздушные базы противника на островах Даго и Эзель. При этом особенно важно уничтожить вражеские аэродромы, с которых осуществляются воздушные налёты на Берлин. Координация проведения подготовительных мероприятий поручается командованию сухопутных [с. 139] войск». (14, Виноградов Ю. А. Операция Б.)

15.00.  Остров Эзель.
На разведку погоды в море вылетели лётчики эскадрильи гидросамолётов.

19.00. Остров Эзель. Командный пункт на аэр. «Когул».
На разведку наличия германских самолётов у острова Эзель вылетели лётчики 12-й Краснознамённой истребительной авиаэскадрильи.
У лётчиков и штурманов морской авиагруппы построение личного состава экипажей для постановки боевой задачи перед вылетом на г. Берлин.
К 19.00 должны были возвратиться из полёта на разведку погоды в море лётчики эскадрильи гидросамолётов. Лётчики гидросамолётов должны были доложить метеорологическую обстановку на море, сказать, что следует ожидать от погоды на ближайшие несколько часов, ибо от этих данных зависело теперь, лететь ли на г. Берлин или на запасную цель.
Получив информацию о погоде, командующий оперативной авиагруппой — командующий военно-воздушными силами Военно-Морского Флота СССР генерал-лейтенант авиации Сергей Фёдорович Жаворонков принял решение выпускать экипажи на г. Берлин и подтвердил время вылета — 20 часов.
Лётчики и штурманы, получив боевые задачи, направились к стоянкам своих самолётов, возле которых уже стояли стрелки-радисты, воздушные стрелки и техники самолётов. Командиры самолётов на стоянках осматривали самолёты вместе с техниками самолётов, снимали маскировочные сети, а затем по рулёжным дорожкам выводили самолёты к аэродрому.
На аэродроме оружейники и экипажи самолётов подвешивали бомбы и дозаправляли бензином.
Тёплыми взглядами и дружескими рукопожатиями экипажи провожали те, кто помогал готовиться к полёту и теперь в томительном ожидании оставался на аэродроме. Мысленно каждый из них был с улетавшими экипажами, от всего сердца желая им благополучного возвращения.

20.00. Аэродромы «Кагул».

Налёт на Берлин лётчиков морской группы
(В ночь с 11 на 12 августа имел место новый налёт советских
самолётов на военные объекты в г. Берлине)

_Виноградов Ю. А. «Операция Б»:  Вылетали, как и было условлено, на час раньше (в 20.00). Начальник метеослужбы ВВС КБФ капитан С. И. Каспин дал метеосводку с заметным улучшением погоды.
— Наконец-то расщедрился наш метеобог! — шутили штурманы. — Давно бы так, Каспин!
— Я тут ни при чём, — отмахивался метеоролог. — Просто центр циклона наконец сместился к востоку.
Взлетали звеньями, как и раньше, с интервалом пятнадцать минут. Задача та же: подольше воздействовать на г. Берлин. Поднялись все самолёты в «Кагуле» и «Асте». Над морем они смыкались в строй и брали курс на г. Берлин. (14, Виноградов Ю. А. Операция Б)

12 августа состоялся четвёртый налёт на г. Берлин, в котором участвовали четыре самолёта 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ с аэр. Когул и девять самолётов армейской группы с аэр. Асте, для которых этот вылет являлся первым. (115)

На аэродроме «Когул» командующий военно-воздушными силами Военно-Морского Флота СССР генерал-лейтенант авиации Сергей Фёдорович Жаворонков отдаёт распоряжение:
— Запуск моторов — по зелёной ракете, выруливание согласно очередности взлёта.
Затем подал команду:
— По самолётам!
В небо взлетела зелёная ракета, аэродром заполнился рёвом моторов. Самолёты, предельно нагруженные бомбами, выруливали на старт. Один за другим отрывались от земли и поднимались в воздух.
Над морем самолёты должны были собраться в группы и лететь к цели.

21.50. В небе над Балтийским морем морская группа:
«Иду на Берлин!» — приняли радисты аэродрома Когул короткую радиограмму от флагманского экипажа.
Теперь под самолётами только море. Куда ни глянешь — свинцовая вода. Гребни волн искрятся в лучах заходящего солнца. Полнеба закрыто облаками. А справа, на западе, над горизонтом ярко пламенеющей чёртой горит вечерняя заря.

21.00. Аэродром «Асте».
_Крылов А. И. «Дальними маршрутами»:   На аэродром (Асте) опустилась ночь. Чуть видны силуэты бомбардировщиков Ил-4, на которых мы летали. Закончены последние приготовления к полёту. Экипажи заняли места в кабинах. Ещё и ещё проверяют работу агрегатов и приборов, контролируют чёткость и надёжность средств связи.
Но вот с командного пункта генерал-лейтенанта авиации С. Ф. Жаворонкова (с аэр. «Когул») поступил условный сигнал. И сразу всё ожило, всё заклокотало вокруг. Дружно загудели могучие моторы. Гружённые до отказа самолёты выруливают на старт и, сделав разбег, уходят в темноту ночи.
Бомбардировщики, ведомые опытнейшими лётчиками, взяли курс на город Берлин, к чёрному фашистскому логову. Перед полётом майор Щелкунов Василий Иванович сказал:
— Мы летим отомстить фашистам за бомбардировку родной Москвы. Нас, наверное, сегодня по случаю плохой погоды не ждут в Берлине. Тем лучше!
Боевой маршрут к столице гитлеровской Германии был труден и опасен. Даже видавшие виды морские лётчики [с. 5] из группы полковника Преображенского качали головой, поглядывая на многослойные грозовые облака. Но приказ должен быть выполнен. (190)

21.00. 11 августа 1941 года. Г. Москва.

Вечернее сообщение Советского информбюро 11 августа

В течение 11 августа наши войска продолжали бои с противником на Сольцком, Смоленском, Белоцерковском и Уманском направлениях.
Наша авиация продолжала наносить удары по мотомехчастям и пехоте противника, атаковала его авиацию на аэродромах, а также бомбила крупнейший железнодорожный мост Черноводы на реке Дунай и корабли противника в Констанце. Мост разрушен.
За 10 августа уничтожено 39 немецких самолётов. Наши потери — 25 самолётов. По уточнённым данным, во время налёта немецких самолётов на Москву в ночь с 10 на 11 августа сбито не 5 немецких самолётов, как сообщалось ранее, а 6 самолётов.

21.50. Аэродром «Кагул».
_Виноградов Ю. А. «Операция Б»:  Проводив взглядом последний самолёт, скрывшийся за кромкой леса, генерал С. Ф. Жаворонков спустился в подземный командный пункт. Тут же вошёл начальник штаба оперативной авиагруппы капитан Комаров, взволнованно доложил:
— Товарищ генерал, посты ВНОС сообщают о приближении шума моторов.
— Они! Летят! — вырвалось у С. Ф. Жаворонкова. Он посмотрел на часы: — Двадцать один ноль-ноль. Ничего не скажешь, пунктуальны!
Вначале появились германские истребители «М-110». С небольшой высоты они открыли огонь из пушек и пулемётов, стремясь подавить зенитные батареи защищавшие аэродром «Кагул». Их сменила группа бомбардировщиков «Ю-88». Рёв мощных моторов десятков бомбардировщиков смешался с раскатами взрывов бомб. Земля, казалось, заходила ходуном, точно её встряхивала невидимая сила. Первую группу германских бомбардировщиков сменила вторая. И снова бесконечные взрывы.
Генерал С. Ф. Жаворонков позвонил на аэродром «Асте». И там над аэродромом кружили германские бомбардировщики Ю-88. «Быстро же они распознали, что и в «Асте» есть дальние бомбардировщики», — подумал он. Стало ясно, что тут действует вражеская агентура, о которой предупреждали и комендант Береговой обороны Балтийского района генерал А. Б. Елисеев, и первый секретарь уездного комитета партии А. М. Муй.
Германские самолёты улетели из «Кагула» и «Асте» внезапно, как и появились. Генералу С. Ф. Жаворонкову сообщили результаты налёта: несколько человек ранено, уничтожен один истребитель И-153 «чайка», подожжены три хутора, пострадал аэродром «Кагул». Командир авиабазы майор Георгиади немедленно выслал аэродромную команду и технический состав засыпать воронки на аэродромном поле.
«Надо будет эвакуировать население из ближайших хуторов, чтобы не подвергать его риску попасть под бомбы», — подумал С. Ф. Жаворонков. Но главное — его беспокоило завтрашнее утро, когда ДБ-3 будут возвращаться из г. Берлина. Не надумают ли германские бомбардировщики нанести повторный удар? [с. 135-136] (14)

21.50. В небе над Балтийским морем армейская группа:
«Иду на Берлин!» — приняли радисты аэродрома Асте короткую радиограмму от командирского экипажа.
Теперь под самолётами только море. Куда ни глянешь — свинцовая вода. Гребни волн искрятся в лучах заходящего солнца. Полнеба закрыто облаками. А справа, на западе, над горизонтом ярко пламенеющей чёртой горит вечерняя заря.

_Крылов А. И. «Дальними маршрутами». Армейская группа майора Щелкунова Василия Ивановича:
Метр за метром самолёты поднимались вверх. Высотомер чётко отсчитывал: 4500… 5000… 5500 метров. На полную мощь работали моторы. Навигационно-пилотажные приборы и кислородная аппаратура действовали безукоризненно. (190)

22.00. В небе над Балтийским морем.
Полёт самолётов морской группы (4 сам-та) и полёт самолётов армейской группы (9 сам-ов) проходил в сложных метеорологических условиях.
Бомбардировщики, ведомые лётчиками майором Щелкуновым Василием Ивановичем, майором Юспиным Виталием Кирилловичем и капитаном Крюковым Николаем Васильевичем, летели на город Берлин. (190)

** Малыгин Василий Иванович (даты жизни: 21.11.1905 — 25.07.1976) — в августе 1941 г. — штурман …-го дальнебомбардировочного авиационного полка 40-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии Дальнебомбардировочной авиации, ВВС Ленинградского военного округа, майор.
С 10 по 30 августа 1941 г. был старшим штурманом в составе особой армейской авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3ф, командир авиагруппы майор Щелкунов Василий Иванович; майор Малыгин Василий Иванович совершил 4 успешных налёта на город Берлин – 12-го, 16-го, 18-го и 21-го августа 1941 года. Самолёты взлетали с аэродрома «Астэ» находившегося на острове Эзеле. (14) (29) (60) (61) (62) (63) (64) (188) (189) (190) **

** Масленников Александр Иванович (даты жизни: …..) — в августе 1941 г. — воздушный стрелок-радист …-го дальнебомбардировочного авиационного полка 40-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии Дальнебомбардировочной авиации, ВВС Ленинградского военного округа, старший сержант.
С 10 по 30 августа 1941 г. был воздушным стрелком-радистом в составе особой армейской авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3ф, командир авиагруппы майор Щелкунов Василий Иванович; старший сержант Масленников Александр Иванович совершил 4 успешных налёта на город Берлин – 12-го, 16-го, 18-го и 21-го августа 1941 года. Самолёты взлетали с аэродрома «Астэ» находившегося на острове Эзеле. (14) (188) (189) (190)**

** Крюков Николай Васильевич (даты жизни: 22.05.1907 — 20.05.1942) – в 1941 г. — командир эскадрильи 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка 40-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии Дальнебомбардировочной авиации, капитан.
С 10 по 30 августа 1941 г. был старшим штурманом в составе особой армейской авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3ф, командир авиагруппы майор Щелкунов Василий Иванович; майор Малыгин Василий Иванович совершил 2 успешных налёта на город Берлин – 12-го и ..-го августа 1941 года. Самолёты взлетали с аэродрома «Астэ» находившегося на острове Эзеле. (14) (29) (71) (72) (73) (188) (189) (190) **

** Муратбеков Хапрул Шакирович (даты жизни: …..) — в августе 1941 г. — штурман …-го дальнебомбардировочного авиационного полка 40-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии Дальнебомбардировочной авиации, ВВС Ленинградского военного округа, капитан.
С 10 по 30 августа 1941 г. был старшим штурманом в составе особой армейской авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3ф, командир авиагруппы майор Щелкунов Василий Иванович; капитан Муратбеков Хапрул Шакирович совершил 2 успешных налёта на город Берлин – 12-го и … августа 1941 года. Самолёты взлетали с аэродрома «Астэ» находившегося на острове Эзеле. (14) (188) (189) (190) **

_Крылов А. И. «Дальними маршрутами». Армейская группа майора Щелкунова Василия Ивановича:
В эту ночь техники и авиационные специалисты не смыкали глаз, ждали, волновались за улетевшие экипажи. Как только наши бомбардировщики улетели на задание, германские «юнкерсы» нагрянули на аэродром. Их агент, находившийся на острове, с земли дважды сигнализировал цветными ракетами. Однако все наши посты, расположенные на аэродроме и вокруг него, перехитрили и парализовали врага. По приказу начальника аэродрома в воздух было выпущено множество цветных ракет. И это смешало планы вражеских лётчиков: бомбы летели мимо цели. (190)

_Крылов А. И. «Дальними маршрутами». Армейская группа майора Щелкунова Василия Ивановича:  Прошло ещё немного времени, и на предельной высоте открылась чудесная картина. Внизу расстилалась бесконечная муаровая лента облачности. Лунные блики, ложась на неё, придавали этому голубовато-серому ковру сказочный вид.
— Где находимся? — после долгого молчания спросил лётчик майор Щелкунов Василий Иванович.
— Летим уже над материком и точно по заданному маршруту. Пройдено более трети пути, — ответил штурман майор Малыгин Василий Иванович.
— Порядок.
  Где-то рядом, в общем боевом строю, идут по маршруту и другие мои друзья — однополчане капитан Юспин Виталий Кириллович и капитан Крюков Николай Васильевич. Несколько впереди и выше следуют группы полковника Преображенского Евгения Николаевича, капитана Тихонова Василия Гавриловича и Героя Советского Союза комбрига Водопьянова Михаила Васильевича — из-под г. Ленинграда. Они упорно пробиваются к цели.  (190)

22.30. В небе над Балтийским морем морские лётчики.
  Через два с половиной часа полёта (20.00-22.30) советские бомбардировщики с аэр. Когул (о. Эзель) пролетели береговую черту фашистской Великогерманской империи и вступили в борьбу с германскими зенитными батареями.

Расстояние от г. Свинемюнде (также — Свиноуйсце) до г. Штеттина (также — Щецина) по прямой линии составляет 57 км, лететь на самолёте около 20 минут.
Расстояние от г. Штеттина до г. Берлина по прямой линии 120-130 км, лететь на самолёте около 40 минут.

23.30. В небе над Балтийским морем армейские лётчики.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская группа капитана Тихонова Василия Гавриловича. Экипаж старшего политрука Васильева Михаила Александровича:
Морозно. За бортом 44 градуса ниже нуля. Холод упорно пробивается за воротник мехового комбинезона, ледяной змейкой ползёт по спине, леденит руки, добирается до ног, обутых в, казалось бы, тёплые унты. Онемевшие, несмотря на меховые перчатки, пальцы плохо чувствуют рукоятки штурвала. К тому же мешают кислородные маски. Но без них задохнешься на такой высоте. А лететь ещё несколько часов. Военный комиссар эскадрильи старший политрук Васильев осмотрелся. Внизу, в просветах облаков, — Балтийское море.
Впереди по курсу — аэронавигационные огни бомбардировщика командира эскадрильи капитана Тихонова Василия Гавриловича. За ним можно идти уверенно. Но скоро все должны разойтись, к г. Берлину пробиваться самостоятельно, так как одиночному самолёту легче уйти из-под огня зенитных батарей. [с. 136] (14)

Через два с половиной часа полёта (21.00-23.30) советские бомбардировщики с аэр. Асте (о. Эзель) пролетели береговую черту фашистской Великогерманской империи и вступили в борьбу с германскими зенитными батареями.

Расстояние от г. Свинемюнде (также — Свиноуйсце) до г. Штеттина (также — Щецина) по прямой линии составляет 57 км, лететь на самолёте около 20 минут.
Расстояние от г. Штеттина до г. Берлина по прямой линии 120-130 км, лететь на самолёте около 40 минут.

_Крылов А. И. «Дальними маршрутами». Армейская группа майора Щелкунова Василия Ивановича:
Бомбардировщики идут на большой высоте. Вскоре в облаках появились небольшие «окна». Тусклый лунный свет, попадая в них, освещает землю. Справа по курсу [с. 6] звёздочками заиграли электрические огни, разбросанные на небольшой площади.
— До цели осталось сорок минут полёта, — доложил штурман майор Малыгин.
— Половину горючего израсходовали, — в свою очередь проинформировал лётчик майор Щелкунов. — Хватит ли его на обратный путь?
— Вполне. Нам поможет попутный ветер, — заверил штурман майор Малыгин. (190)

Ночью на аэродромах «Когул» и «Асте» никто не сомкнул глаз. Техники, мотористы, оружейники, краснофлотцы аэродромной команды собирались группками и вполголоса, словно боясь нарушить тишину летней ночи, говорили об улетевших товарищах. Взгляды их невольно обращались на юго-запад, в тёмную синь неба, куда улетели дальние бомбардировщики. Все они страстно желали лётчикам поскорее нанести бомбовый удар по фашистскому логову и вернуться невредимыми.

23.50. В небе над Германской империей.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская группа капитана Тихонова Василия Гавриловича. Экипаж старшего политрука Васильева Михаила Александровича:
Штурман лейтенант Виктор Фадеев объявил:
— Подходим к территории Германии. Сейчас справа откроется г. Штеттин.
И действительно, справа под крыльями смутно просматривалась огромная бухта, кое-где на берегу мелькали огоньки. «С маскировочкой у них плоховато,— подумал старший политрук Васильев — Надеются, что больше русские не прилетят. А мы вот тут, над ними. Будем скоро над г. Берлином…»
Командир эскадрильи капитан Тихонов огнями подал условный сигнал: «Идти к цели самостоятельно». И тут же перед самолётами встал частокол прожекторных лучей, а на их фоне отчётливо вырисовывались облачка разрывов зенитных снарядов. [с. 136]
Лучи суетливо обшаривали небо, стараясь нащупать приближающиеся бомбардировщики. Казалось, не пройти через них, не пройти между смертоносными, взбухающими, точно пузыри на воде от крупного дождя, разрывами снарядов. Невольно хотелось забраться повыше. Но выше нельзя. Стрелка высотомера показывала больше 7000 метров.
— Пробьёмся, ребята…— командир самолёта старший политрук Васильев хотел было подбодрить свой экипаж, но почувствовал, как что-то словно сдавило его горло: воздух не шёл в лёгкие. «Неужели кончился кислород в баллонах? Не может быть. Перед вылетом сам проверял, всё было в порядке». Глаза его впились в стрелку манометра. Она неуклонно скатывалась к нулевому делению. «Утечка!»
Старший политрук Васильев сбросил с правой руки меховую перчатку, пальцы быстро поползли вверх по медной трубке. Возможно, где-то произошло разъединение узла и ещё можно спасти положение, подкрутив гайки. Но поджимные гайки были на месте. А вот чуть ниже их кончики пальцев резанула острая боль. Отдёрнул руку, и боль прекратилась. Понял: лопнула трубка, и из щели улетучивался кислород.
— Штурман, кислородная трубка приказала долго жить. Иду на снижение,— сказал старший политрук Васильев.
— И поскорее! Иначе задохнёмся,— ответил штурман лейтенант Виктор Фадеев.
Бомбардировщик ДБ-3ф пошёл вниз. [с. 137] (14)

Ввиду того, что 5-й налёт советских самолётов проходил в сложных метеорологических условиях, 5-ть самолётов сбросили бомбы на запасные цели — порт Либаву (также — Лиепаю) и Кольберг (также — Колобжег). Всего на них было сброшено 3 фугасные бомбы ФАБ-250, 20 бомб ФАБ-100 и 12 зажигательных бомб ЗАБ-50. В документах, хранящихся в Центральном Военно-морском архиве в г. Санкт-Петербурге и освещающих историю 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка, красочно описаны некоторые детали этого полёта. (115)

***

12 августа

00.00. В небе над Балтийским морем.
5-й налёт морских лётчиков (4 сам-та) и 1-й налёт армейских лётчиков, 40-й авиадивизии дальнего действия (9 сам-ов) и 81-й авиадивизии дальнего действия проходил в сложных метеорологических условиях.

00.10. В небе над г. Берлином.
_Крылов А. И. «Дальними маршрутами». Армейская группа майора Щелкунова Василия Ивановича:
В кромешной тьме самолёты уверенно продвигались к фашистскому логову. Выключив внутренние огни кабины, штурман Малыгин лёг на пол кабины и напряжённо стал всматриваться в очертания ориентиров на земле. Внизу причудливо изгибалась река Одер. Она вырисовывалась чёткой серебряной нитью. Дальнейший путь к цели лежал вдоль широкого канала. Всё ближе и ближе объект удара. Но почему молчат зенитные батареи врага? «Может быть, майор Щелкунов прав, — думает штурман. — В такую непогодь на Балтике немцы не ждут налёта наших бомбардировщиков». И штурман Малыгин ещё пристальней следит за землёй.
Хотя город и был затемнён, но в огромные «окна» между облаками всё отчётливей просматривались его окраины. То тут, то там вспыхивали огни электросварок. Военно-промышленные предприятия города Берлина расположены преимущественно в районе внешнего городского кольца. Металлургические и машиностроительные заводы находятся в его северо-западной части. Вот сюда-то и обрушат очередной бомбовый удар советские лётчики. (190)

За бомбардировщиком командира группы майора Щелкунова Василия Ивановича летели бомбардировщики, ведомые майором Юспиным Виталием Кирилловичем и капитаном Крюковым Николаем Васильевичем. (190)

00.10. В небе над Германской империей.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская группа капитана Тихонова Василия Гавриловича. Экипаж старшего политрука Васильева Михаила Александровича:
Бомбардировщик ДБ-3ф пошёл вниз. На высоте 4000 метров лётчик старший политрук Васильев перевёл машину в горизонтальный полёт. Лететь на такой высоте, доступной для зениток и даже для аэростатов заграждения, очень опасно. Целесообразнее вернуться назад и сбросить бомбы на запасную цель — г. Штеттин или г. Данциг. Но ведь это первый их полёт на Берлин! И потом, что подумают лётчики эскадрильи, если их военный комиссар не дотянул до фашистской столицы всего каких-нибудь 100 километров? Лично у Васильева сомнений не было: только вперёд! Но у него ещё есть члены экипажа, за жизнь которых он как лётчик и командир в ответе.
— Виктор, что будем делать? — спросил он у штурмана лейтенанта Фадеева.
— Как что? На Берлин пойдём, на Берлин! — ответил Виктор Фадеев.— Авось не собьют…
— Костя Ковалёв, как?
— На Берлин, товарищ старший политрук,— ответил воздушный стрелок-радист старший сержант Константин Ковалёв.— Не к лицу нам возвращаться. [с. 137]
— Спасибо, друзья! — проговорил Васильев, радуясь, что мнение экипажа едино: при любых условиях идти на фашистскую столицу. [с. 138] (14)

00.30. Над целью.
_Крылов А. И. «Дальними маршрутами». Армейская группа майора Щелкунова Василия Ивановича:
Первые самолёты из морской группы полковника Преображенского сбросили серию зажигательных бомб. И сразу же на земле возникли очаги пожаров, осветив своим заревом другие цели. Зенитная артиллерия противника открыла беспорядочный огонь. Трассы крупнокалиберных пулемётов расчертили небо разноцветными точками и линиями. Но такая «иллюминация» не причинила нашим маневрирующим самолётам никакого вреда. На объекты, хорошо различимые с воздуха, полетели крупные фугасные бомбы.
  Экипаж лётчика майора Щелкунова Василия Ивановича ясно видел всё это. Остались считанные минуты, и лётчик, повинуясь штурману, должен будет твёрдо встать на боевой курс. Что означает этот короткий, но такой значимый в авиации термин — боевой курс? [с. 7]
  Позади более четырёх часов напряжённого труда: постоянная готовность отразить атаку ночных истребителей, преодоление многослойной, а в некоторых местах и грозовой облачности, где воздушный корабль бросает из стороны в сторону, приходится производить быстрое и точное счисление пути и поиски ориентиров, по которым можно уточнить правильность выдерживания заданного маршрута, вести систематический контроль за работой двигателей, систем и приборов, подсчёт остатка горючего… И вот трудный и долгий полёт к цели подходит к концу. Сильно измотался, устал весь экипаж: и лётчик, и штурман, и стрелок-радист. Холодно. Даже в летнее время при полёте на большой высоте температура в кабинах понижается до минус 30–35 и более градусов. Устают от напряжения глаза. Плохо слушаются озябшие руки. Но впереди показался объект удара — и сразу всё забыто. Обостряются все ощущения, напрягаются нервы, помнится только одно: сейчас — боевой курс!..
  Тёмный купол неба над нашими бомбардировщиками вдруг вспыхивает ярким светом прожекторов, прорастает разноцветными букетами зенитных трасс. Белые, красные, жёлтые, зелёные, фиолетовые — они беззвучно распускают в небе свои сказочные цветы круглыми пушистыми шапками, заполняя воздух в несколько слоёв. Всё это не что иное, как разрывы снарядов зенитной артиллерии, тучи раскалённых осколков, трассирующие пули. Всё это несёт экипажам гибель, но они идут вперёд, преодолевая завесу огня. При подходе к цели ещё можно энергично маневрировать, сбивать расчёты зенитных батарей, уклоняться от прожекторов. Лётчики уходят от дождя осколков и пуль, изменяя курс, скорость и высоту. Но наступает такой момент, когда бомбардировщик должен полностью прекратить маневрирование и, невзирая ни на что, не сворачивая ни на один градус, идти на заданный объект бомбометания. Вот это в нашей авиации принято называть «боевым курсом».
Но чтобы читатель мог до конца понять весь смысл этих двух коротких слов, надо хорошо знать, из каких элементов состоит боевой курс, как он выполняется практически. С помощью пилотажных приборов лётчик выдерживает заданное направление полёта. Вдруг перед ним начинают вспыхивать сигнальные лампочки: красная, [с. 8] зелёная, белая. Это штурман увидел на земле цель, начинает выводить на неё бомбардировщик. Он сидит в передней кабине самолёта, имеющей хороший обзор. Рассчитав заблаговременно необходимые навигационные и бомбардировочные величины, он вводит их в прицел и начинает осуществлять боковую наводку и прицеливание по дальности. Штурман, желая удержать цель в прицеле, то и дело нажимает на кнопки сигнальных ламп: красная — влево, зелёная — вправо, белая — так держать! У штурмана одна мысль: как можно точнее вывести машину на цель.
Наступает момент, когда лётчик ведёт самолёт строго по прямой, словно по нитке. С минуту, а иногда и больше машина представляет собой отличную цель для зенитчиков. Разрывы снарядов вспыхивают теперь совсем рядом с ней. Но пока штурман не сбросит все бомбы в намеченную точку или пока какая-то другая сила не отклонит самолёт в сторону, он будет идти по прямой. Осколки ударяются о плоскость, фюзеляж, врываются в кабину, а лётчик по команде штурмана продолжает выдерживать боевой курс.
Нажата боевая кнопка, и бомбы полетели в тёмную бездну к земле. Казалось бы, теперь можно резко изменить направление полёта, высоту, скорость, уйти от разноцветных шапок разорвавшихся снарядов вниз, в сторону. Да, это можно сделать, но не всем. Дело в том, что через каждые пять — десять минут на объект удара заходит экипаж бомбардировщика-фотографа, который обязан произвести фотоконтроль результатов удара. Лётчики-фотоконтролёры в шутку говорят: «Надо привезти от врага расписочку…» Для этого необходима неимоверная стойкость и выдержка. Сбросив груз фугасок, бомбардировщики-фотографы продолжают идти в том же направлении тридцать — сорок секунд, выдерживая боевой курс, чтобы удостоверить своими фотоснимками точность бомбометания. (190)

Бомбы падают на логово фашистов – г. Берлин.

_Крылов А. И. «Дальними маршрутами». Армейская группа майора Щелкунова Василия Ивановича:
…Малыгин приготовился для бомбометания. Ещё раз бросив на землю пристальный взгляд, он громко сказал:
— Боевой курс 210.
— Есть, 210!
И сразу же Щелкунов прекратил маневрирование самолётом. Он старался как можно точнее сохранить заданную штурманом величину боевого курса. Где-то рядом слева разорвался зенитный снаряд, отчего самолёт мгновенно «вспух» и подался в сторону.
— Нет, проклятый фашист, нас не свернешь с пути! — вслух сказал командир и тут же повернул машину на прежний курс.
Десятки прожекторов обшаривают небо. Вот они «зацепились» за чьи-то впереди идущие корабли. И точно по команде, к ним пристроились другие. Зенитные батареи всё чаще и чаще посылали ввысь смертоносные снаряды. Малыгин дважды мигнул белой лампочкой, что означало: держать так. А ещё через несколько секунд он громко сказал:
— Сбросил, маневр!
  Облегчённый бомбардировщик сразу пошёл вверх, потом в сторону, вниз. Это Щелкунов, маневрируя, уходил от разрывов зенитных снарядов.
— На земле взрывы, пожары, — докладывал стрелок-радист сержант Масленников.
— Это за Москву! — громко прокричал Щелкунов. Звук его голоса потонул в шуме моторов, в пальбе зениток. (190)

_Крылов А. И. «Дальними маршрутами».:  Десятки серий бомб сыпались с борта самолётов Тихонова, Юспина, Крюкова, Водопьянова и многих других наших лётчиков, принимавших участие в бомбардировке фашистского логова. Отойдя далеко от цели, наши авиаторы долго наблюдали, как в гитлеровской столице разгорались пожарища, рвались крупные бомбы, сбрасываемые все новыми и новыми экипажами. (190)

00.30. В небе над г. Берлином. Армейская авиагруппа.

Бомбы падают на логово фашистов – г. Берлин.

_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская группа капитана Тихонова Василия Гавриловича. Экипаж старшего политрука Васильева Михаила Александровича:
Разрывы зенитных снарядов в основном появились вверху. Фашистские зенитчики не помышляли, что советский бомбардировщик лётчика старшего политрука Васильева пойдёт так низко. Зато здесь, вокруг самолёта, метались снопы лучей.
— Берлин! — наконец доложил штурман лейтенант Виктор Фадеев.— Выходим на цель…
Огромный город был как на ладони: светила яркая луна, и повсюду полыхали пожары — работа уже отбомбившихся экипажей. Прямо по курсу вдруг появился продолговатый чёрный предмет. Васильев мгновенно потянул штурвал на себя: предмет проплыл под крыльями, едва не задев фюзеляж. «Чуть не наскочил на аэростат заграждения,— понял лётчик.— Пронесло!» Но справа опять чёрное пятно. И слева! Они попали в сеть заграждения. Надо бы подняться выше, но кислорода нет, можно задохнуться.
— Штурман, цель скоро? — спросил Васильев.
— Сейчас, сейчас будет,— ответил Виктор Фадеев, видя, с каким мастерством командир увёртывается от столкновения с аэростатами заграждения. К счастью, их освещала луна, иначе бы в темноте и не заметить эти громады.
— Цель!
— Поддай им, Виктор, жару! — крикнул старший политрук Васильев.
— Сброс!
  Знакомый скачок вверх облегчённой машины. Бомбы сброшены. Теперь надо скорее выбраться из сети заграждения.
Самолёт ДБ-3ф лёг на обратный курс. И снова полчаса пришлось прорезать раскачивающийся световой забор, видеть над собой грозные шапки разрывов.
Наконец-то море. Сразу стало темно и тихо. Лётчики почувствовали, насколько они устали. Но лететь ещё долго. (14)

00.30. Из 13-ти самолётов, взлетевших с аэродромов «Кагул» и «Асте» (на о. Эзель), до г. Берлина долетели 8-мь. На объекты расположенные в г. Берлине было сброшено 80 фугасных авиабомб ФАБ-250, ФАБ-100, ФАБ-50, на которых красной краской были сделаны надписи «Гитлеру», «Герингу», «Геббельсу», «Гиммлеру» и более 100 тысяч листовок. (115)

12 августа 1941 г. советские лётчики во второй раз летели бомбить логово фашистов — г. Берлин. Произведён групповой налёт. На военные объекты в г. Берлине восемью самолётами ДБ-3 сброшено 80 бомб различного калибра, общим весом 6500 килограммов. (20, Михайловский Н. Г. Тайна аэродрома «Кагул». Таллинский дневник.)

Подарок Гитлеру.

01.30. В небе над Балтийским морем.
_Крылов А. И. «Дальними маршрутами». Армейская группа майора Щелкунова Василия Ивановича:  Обратный полёт проходил при сильном попутном ветре, сокращавшем путевое время. (190)

02.30. В небе над Балтийским морем.
_Виноградов Ю. А. «Операция Б». Армейская группа капитана Тихонова Василия Гавриловича. Экипаж старшего политрука Васильева Михаила Александровича:
Наступило утро. Впереди по курсу ширилась розовая полоса. Вот она уже охватила весь горизонт.
Прямо из воды медленно поднимался солнечный диск. Командиру самолёта старшему политруку Васильеву захотелось петь и кричать от радости. Они хорошо выполнили трудное задание — бомбили г. Берлин, и вот они уже почти дома. [с. 138]
— Поздравляю с первой победой, ребята! — сказал Васильев в микрофон штурману и стрелку-радисту.
— Спасибо, командир, и вас так же! Оставалось меньше часа лёту. Потом долгожданный отдых. Только бы поспать…
И вдруг тревожная весть. Голос стрелка-радиста старшего сержанта Константина Ковалёва дрогнул:
— Радиосообщение, товарищ старший политрук.
— Давай, Костя.
— «Большая группа авиации противника бомбит оба наших аэродрома, возможность вашей посадки на них сообщу дополнительно. Жаворонков».
— Вот те раз! — вырвалось у Васильева. Он посмотрел на бензомер: горючего хватит часа на полтора. Но давление масла падало, что означало его большой перерасход. Это опасно. Сколько времени придётся кружить вокруг острова Эзеля, пока вражеские бомбардировщики не улетят? Или сразу идти на запасной аэродром в Палдиски? Оба варианта оставляют желать лучшего.
Но через некоторое время Ковалёв радостно сообщил:
— Товарищ старший политрук, получено «добро». «Авиация противника улетела. Посадку разрешаю. Жаворонков». Улетели фашистские стервятники!
  Первый полёт для экипажа старшего политрука Васильева заканчивался благополучно. (14)

02.30. В небе над Балтийским морем.
За час до подхода к острову Эзель лётчики майор Щелкунов В. И., капитан Юспин В. К. и капитан Крюков Н. В. начали пробивать облачность. (190)

03.30. 01.30. В небе над Балтийским морем.
_Крылов А. И. «Дальними маршрутами». Армейская группа майора Щелкунова Василия Ивановича:
И когда показался аэродром «Асте», лётчики Щелкунов, Юспин и Крюков, не делая круга, пошли на посадку. Их встречали боевые друзья — техники и авиационные специалисты. В эту ночь они не смыкали глаз, ждали, волновались. Да и гитлеровские лётчики не давали покоя. Оказывается, как только наши бомбардировщики улетели на задание, «юнкерсы» нагрянули на аэродром. Их агент, находившийся на острове, с земли дважды сигнализировал цветными ракетами. Однако все наши посты, расположенные на аэродроме и вокруг него, перехитрили и парализовали врага. По приказу начальника аэродрома в воздух было выпущено множество цветных ракет. И это смешало планы вражеских лётчиков: бомбы летели мимо цели.
Зато наши лётчики выполнили задание успешно. Они нанесли сокрушительный удар по г. Берлину. Усталые, но довольные, экипажи делились результатами своей нелёгкой работы.
— Дорогу к фашистскому логову мы знаем теперь хорошо, — сказал командир эскадрильи Николай Васильевич Крюков. — И полетим по ней ещё не раз! (190)

На аэродроме «Асте» лётчики группы капитана Тихонова Василия Гавриловича совершили посадку. Первый полёт для старшего политрука Васильева Михаила Александровича, … завершился успешно.

05.00. Г. Москва.

Утреннее сообщение Советского информбюро 12 августа

В течение ночи на 12 августа наши войска продолжали вести бои с противником на Кексгольмском, Сольцком, Смоленском, Коростенском и Уманском направлениях.
На остальных направлениях и участках фронта крупных боевых действий не велось.
Наша авиация во взаимодействии с наземными войсками продолжала наносить удары по мотомехчастям и пехоте противника на поле боя и атаковала его авиацию на аэродромах.

05.00. Аэродром «Кагул».
_Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями»:  На рассвете 12 августа над аэродромом Кагул появилось несколько «Юнкерсов-88». С высоты 2000 метров они сбросили бомбы, которые, к счастью, не причинили нам ущерба. Наши истребители поднялись с опозданием и, не догнав вражеские бомбардировщики, вернулись ни с чем.
С того дня (12-го августа) каждое утро и каждый вечер нас навещали большие группы самолётов противника. Теперь опасность подстерегала летчиков-балтийцев не только в берлинском небе, но и на пути к аэродрому, и на своей земле. В воздухе нас перехватывали истребители, а на стоянках осыпали бомбами и пушечно-пулемётным огнём «юнкерсы». (15)

06.00. Оборона г. Таллина.
12 августа германские войска не наступали на г. Таллин. (122) (123) (124) (125)

20.30. 12 августа 1941 года.

 Налёт на г. Берлин.

_ Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями». Морская группа полковника Преображенского:  12 августа состоялся очередной полёт нашей авиагруппы на Берлин. Самолёты взлетели за 40 минут до заката солнца. Для обеспечения взлёта и сбора ударной группы в воздух были подняты истребители.
Как всегда, впереди шёл флагманский корабль, пилотируемый полковником Е. Н. Преображенским. В правом пеленге за нами следовал самолёт капитана В. А. Гречишникова. И я вновь думал о нём, о человеке, чудом уцелевшем двое суток назад при неудачном эксперименте. Гречишников пилотировал сейчас другой самолёт, с другим экипажем. Прежний свой экипаж он оставил на земле, а сам, едва опомнившись от потрясения, вместе со всеми боевыми товарищами шёл навстречу новым неведомым испытаниям.
Теперь мы летели по новому, несколько изменённому маршруту. Он подлиннее прежнего, но зато давал возможность подойти к г. Берлину с юго-востока, где противовоздушная оборона противника была, по нашим сведениям, слабее. Прогноз предвещал хорошую погоду. Наверно, и то и другое отразилось на настроении полковника Преображенского. Он был в хорошем расположении духа. Вздумал даже подшутить надо мной. Бросил не без ехидцы в микрофон: «Ну как твой ключ, Пётр Ильич? На месте?»
А история с ключом такова. Как-то, вынимая карты из полётной сумки, я обнаружил на дне её двусторонний гаечный ключ. И хотя ему там было не место, оставил. С ним дважды слетал на г. Берлин и подумал: «А ведь он счастливый!» А сегодня, перед самым вылетом, не обнаружил в сумке ключа. Меня аж в жар бросило — счастье улетучилось. Высунулся из кабины, кричу механику самолёта старшине А. Н. Колесниченко: «Куда девался ключ из моей кабины? Срочно подайте его сюда». Полковник Преображенский смеётся: «На что тебе этот ключ? Выруливать надо быстрее, а ты розыски затеял». А я своё: «Пока не найдут ключ, выруливать не будем». Механик открыл нижний люк моей кабины и протянул мне ключ. Убедившись, что это тот самый, я положил ключ-талисман на прежнее место, в бортовую сумку, и мы стали выруливать на старт.
Теперь вспоминать об этом смешно, но тогда мы верили в счастье. И пока летали на флагмане, ключ всегда лежал в бортовой сумке в штурманской кабине. Я его берёг, протирал, слегка смазывал тавотом. (15)

Уважаемый читатель, о ключе капитана Хохлова часто пишут. Неясно, в какой день произошла эта история. Я привожу текст из воспоминаний Петра Ильича для того, чтобы были все версии в одной статье.

21.00. Г. Москва.

Вечернее сообщение Советского информбюро 12 августа

В течение 12 августа на фронтах ничего существенного не произошло.
Наша авиация во взаимодействии с наземными войсками наносила удары по мотомехчастям и пехоте противника.
За 11 августа уничтожен 41 немецкий самолёт. Наши потери — 34 самолёта. По уточнённым данным, во время налёта немецких самолётов на Москву в ночь с 11 на 12 августа сбито 2 немецких самолёта.
Корабли и авиация Краснознамённого Балтийского флота 11 августа уничтожили 4 торпедных катера и 2 транспорта противника.

22.00. В небе над Германской империей.
_Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями». Морская группа полковника Преображенского:  Как только вышли с моря на береговую черту, погода резко улучшилась. Над головой чистое небо, усеянное звездами. По-прежнему ярко светит луна. А дальше всё как и в предыдущем полёте: слепящие лучи прожекторов, огонь зенитной артиллерии, атаки ночных истребителей.
Над г. Берлином все экипажи успешно отбомбили свои цели. (15)

22.50. В небе над г. Берлином.

Бомбы падают на логово фашистов – г. Берлин.

  Над г. Берлином все экипажи успешно отбомбили свои цели. (15)

Первыми бомбы на объекты сбросили лётчики 1-го звена полковника Е. Н. Преображенского.
Успешно провёл бомбометание экипаж старшего лейтенанта П. Н. Трычкова, в составе которого в первый раз летел на г. Берлин штурман старший лейтенант Волков.
Вторыми бомбы на объекты сбросили лётчики 2-го звена капитана В. А. Гречишникова.
Успешно провёл бомбометание экипаж капитана Г. К. Беляева.

_Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями». Морская группа полковника Преображенского:
В этом полёте (прим. — с 12 на 13 августа) были у нас и другие неприятности. Экипаж старшего лейтенанта А. И. Фокина (штурман Е. П. Шевченко, стрелок-радист краснофлотец Белоусов, воздушный стрелок краснофлотец Силин) шёл ведущим в замыкающем звене авиагруппы. Когда он подошёл к Берлину, там уже полыхали пожарища. Хорошо сработали наши однополчане!
— Видишь, Петрович? — сказал штурману командир экипажа.
— А сейчас и мы оставим фашистам свою визитную карточку, — отозвался Е. П. Шевченко.
Через минуту он нажал кнопку электросбрасывателя. Бомбы пошли вниз.
— Вот и наш «подарок» фашистам!
И тут в глаза ударил ослепительный свет. Старший лейтенант А. И. Фокин, опытный пилот, резко бросает самолёт то вверх, то вниз, но не может вырваться из прожекторных лап. А вражеский истребитель уже в который раз заходит в атаку. Так продолжалось минуты две, но А. И. Фокину они показались вечностью. Наконец ему удалось нырнуть в облака. Опасность миновала. (15)

23.50. В небе над Германской империей.
_Из воспоминаний Хохлова П. И. «Над тремя морями». Морская группа полковника Преображенского:
Сложнее было возвращение. Незадолго до подхода к морю завязался воздушный бой экипажа капитана Беляева с истребителем противника. Истребителю-перехватчику удалось поймать в лучи своих прожекторов наш бомбардировщик и открыть по нему огонь. Экипаж Беляева начал интенсивный противоистребительный маневр и одновременно открыл огонь по вражескому самолету. Трассирующие пули и снаряды огненными нитями тянулись с двух сторон — от одного самолёта к другому. Но вскоре бортовые прожекторы истребителя погасли, и на том всё кончилось. Наш экипаж благополучно вышел из боя.
К морю самолёты вышли на высоте 4000 метров и шли над водой спокойно. Оставалось полтора часа до подхода к аэродрому, когда поступила телеграмма от генерала С. Ф. Жаворонкова: «Большая группа авиации противника бомбит оба наши аэродрома. Возможность вашей посадки сообщу дополнительно». (15)

День Победы авиаторы приближали своими полётами

Памятный знак на аэродроме Кагул/Когул на острове Эзель.

Город Москва. Советские зенитчики защищают город от бомбёжек фашистско-германских военно-воздушных сил.

Город Москва. На улицах города Москвы в 1944 году идут фашистско-германские военнослужащие, мечтавшие завоевать город в 1941 году. Фото сделано 17 июля 1944 года.

 

= * = * = * =

Международный военный трибунал по преследованию и наказанию главных военных преступников 2-й мировой войны 1939—45 годов признал преступными организации СС, СД, гестапо и руководящий состав Национал-социалистической германской рабочей партии. (231) (232) (233) (234)
— Schutzstaffel (сокращённое SS) — по-русски «отряды охраны» (в советской и российской литературе сокращённо — СС) — военизированные формирования Национал-социалистической германской рабочей партии (НСГРП).
— Sicherheitsdienst des Reichsführers SS (сокращённое SD от Sicherheits Dienst) — по-русски «слу́жба безопа́сности рейхсфюрера СС» (в советской и российской литературе сокращённое — СД) — это часть государственного аппарата, членов Национал-социалистической германской рабочей партии (НСГРП), в Великогерманской империи, а во время Второй мировой войны также в оккупированной части континента Европа.
— Gestapo; название получилось от сокращения слов Geheime Staatspolizei — по-русски «государственная тайная полиция» (в советской и российской литературе — Геста́по) — это часть государственного аппарата, членов Национал-социалистической германской рабочей партии (НСГРП), в Великогерманской империи, а во время Второй мировой войны также в оккупированной части континента Европа.