Берлин получает возмездие. 1941 год. Часть 16.

Берлин получает возмездие. 1941 год. Часть 16.

***

4 сентября 1941 года.

5.00. Г. Москва.

Утреннее сообщение Советского информбюро 4 сентября

В течение ночи на 4 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.

08.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
  Обязанности командующего оперативной авиагруппой исполнял Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский.
  Военным комиссаром оперативной авиагруппы был старший политрук Н. Ф. Поляков.
С 28 августа 1941 г. г. Таллин был оккупирован германскими войсками. (97)

_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:  Очередной, девятый налёт на Берлин Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский назначил в ночь на 5 сентября. К этому времени инженеры, техники и мотористы отремонтировали двигатели на всех самолётах. Половина из них брала на внешнюю подвеску по одной ФАБ-500, другие — по ФАБ-250, а зажигательные пятидесятки и фугасные сотки загружали в бомболюки. (14)

10.00.
Всего лётчиками Краснознамённого Балтийского флота на г. Берлин было совершено восемь налётов, последний из которых состоялся в ночь с 3 на 4 сентября 1941 года. Морская авиационная группа выполнила 86 самолётовылетов, при этом 33 самолёта (что составило 38 %) дошли до цели и бомбили г. Берлин. Остальные самолёты по разным причинам нанесли бомбовые удары по запасным целям – военным объектам в городах Штеттине, Кольберге, Мемеле, Виндаве, Данциге, Либаве (105). В результате налётов в городе Берлине было зарегистрировано 32 очага пожара. За период бомбовых ударов по г. Берлину наши потери морской авиагруппы полковника Е.Н. Преображенского составили 18 самолётов и 7 экипажей (106).

  До 4 сентября сорок первого года оперативная группа дальних бомбардировщиков под командованием генерал-лейтенанта С. Ф. Жаворонкова, а с 26 августа под командованием Героя Советского Союза полковника Е. Н. Преображенского, совершила девять вылетов на военные и промышленные объекты в городе Берлине. (1, Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. С. 244) (3, Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Маршал авиации Семён Жаворонков.)

12.00.

 

18.00.
_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:   Два звена истребителей И-153 «чаек» поднялись заблаговременно в воздух, достигли Рижского залива для разведки перед полётом бомбардировщиков на г. Берлин. (14)

18.30. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
У лётчиков и штурманов морской авиагруппы построение личного состава экипажей для постановки боевой задачи перед вылетом на г. Берлин.
К 18.30 должны были возвратиться из полёта на разведку погоды в море лётчики эскадрильи гидросамолётов и из полёта на разведку наличия германских самолётов у острова Эзель 12-й Краснознамённой истребительной эскадрильи. Лётчики гидросамолётов должны были доложить метеорологическую обстановку на море, сказать, что следует ожидать от погоды на ближайшие несколько часов, ибо от этих данных зависело теперь, лететь ли на г. Берлин или на запасную цель.
Получив информацию о погоде, командующий оперативной авиагруппой Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский принял решение выпускать экипажи на г. Берлин и подтвердил время вылета — 19.30.
Лётчики и штурманы, получив боевые задачи, направились к своим самолётам, возле которых уже стояли стрелки-радисты, воздушные стрелки и техники самолётов. Тёплыми взглядами и дружескими рукопожатиями их провожали те, кто помогал готовиться к полёту и теперь в томительном ожидании оставался на аэродроме. Мысленно каждый из них был с улетавшими экипажами, от всего сердца желая им благополучного возвращения.
Командиры самолётов на стоянках осматривали самолёты вместе с техниками самолётов, снимали маскировочные сети, а затем по рулёжным дорожкам выводили самолёты к аэродрому.

19.30. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
На аэродроме «Кагул» командующий оперативной авиагруппой Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский отдаёт распоряжение:
— Запуск моторов — по зелёной ракете, выруливание согласно очередности взлёта.
Затем подал команду:
— По самолётам!
Начальник штаба морской авиагруппы капитан Комаров остался старшим начальником на аэродроме.

Десятый налёт на г. Берлин с 4 на 5 сентября 1941 года.

_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:    Взлетали за полчаса до темноты, опасаясь появления вражеской авиации. От лётчиков двух звеньев истребителей И-153 находившихся в полёте над Рижским заливом поступило сообщение: «Германских истребителей и бомбардировщиков не обнаружено. Можно взлетать».
На взлёт шли звеньями с промежутками в двадцать минут — с тем, чтобы как можно дольше воздействовать на г. Берлин. На старте самолёты провожали начальник штаба морской авиагруппы капитан Комаров и военный комиссар морской авиагруппы старший политрук Поляков. (3, Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Маршал авиации Семён Жаворонков.) (14) (20, Михайловский Н. Г. Тайна аэродрома «Кагул». Таллинский дневник.)  (115, Операция «Берлин». Советские бомбардировки Берлина в августе-сентябре 1941 г.)

20.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:
— Иду на Берлин! — сообщили по радио с флагманской машины Героя Советского Союза полковника Е. Н. Преображенского, и первое звено взяло курс на юго-запад.
Взлетело второе звено и быстро скрылось в сгущающихся сумерках.
Капитан Комаров и старший политрук Поляков возвратились в штабную землянку. Потянулись напряжённые часы в ожидании возвращения экипажей. Жизнь на аэродроме словно замерла, хотя, как всегда, в ночь вылета никто не спал. С тревогой ждали утра: как бы раньше своих бомбардировщиков не появились над «Кагулом» вражеские самолёты. Почти выработавшие горючее и израсходовавшие боезапас ДБ-3 не смогут противостоять им. А истребителей И-153 «чаек» осталось так мало, что едва ли им удастся отразить массированные атаки германских истребителей «Ме-109». (14)

4 сентября с аэродрома «Кагул» располагавшемся на острове Эзель был произведён последний боевой вылет, завершивший первые смелые рейды экипажей воздушных кораблей в глубокий тыл фашистской Германской империи. (1, Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. С. 244) (3, Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Маршал авиации Семён Жаворонков.)

4 сентября 1941 г. советские лётчики в девятый раз летели бомбить логово фашистов — г. Берлин. Произведён групповой налёт. (20, Михайловский Н. Г. Тайна аэродрома «Кагул». Таллинский дневник.)

4 сентября четыре самолёта взлетели с аэродромов острова Эзель на бомбардировку г. Берлина, это был последний, десятый налёт на г. Берлин. Среди них был самолёт лейтенанта К. А. Мильгунова с экипажем: штурман лейтенант П. Я. Чубатенко, стрелок-радист мл. сержант Г. М. Кулешов. (115, Операция «Берлин». Советские бомбардировки Берлина в августе-сентябре 1941 г.)

21.00. Г. Москва.

Вечернее сообщение Советского информбюро 4 сентября

В течение 4 сентября наши войска продолжали вести бои с противником на всём франте.
В течение 2 сентября наша авиация в воздушных боях и на аэродромах уничтожила 52 самолёта противника. Наши потери — 28 самолётов.
В Балтийском море наша авиация и торпедные катера атаковали транспорты и сторожевой корабль противника. В результате атаки один транспорт и сторожевой корабль от попадания торпед затонули, два транспорта, получив крупные повреждения, выбросились на берег.

21.00. В небе над Балтийским морем.
Самолёты набрали нужную высоту, пробили облачность, пришлось надеть кислородные маски. В нутрии самолётов стало холодно.

21.50. В небе над территорией Германской империи.
_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:   Всё было как и при прежних налётах на г. Берлин. Противовоздушная оборона германцев находилась в полной готовности и шквалом огня дальнобойной зенитной артиллерии встретила советские самолёты, едва те оказались [с. 267] в воздушном пространстве над территорией Германской империи. Особенно доставалось флагманскому дальнему бомбардировщику полковника Е. Н. Преображенского. Именно по нему был сосредоточен главный удар. (14)

Один советский самолёт, встретив на пути группу ночных истребителей противника, до цели – г. Берлина, не дошёл, сбросил бомбы в районе порта Свинемюнде. (93, Кабанов С. И. «На дальних подступах»)

В десятом налёте на г. Берлин летели четыре самолёта. Один самолёт по техническим причинам был вынужден сбросить бомбы на запасную цель в районе порта Свинемюнде (прибрежный порт). Предположительно это был самолёт лейтенанта К. А. Мильгунова, штурман лейтенант П. Я. Чубатенко, стрелок-радист младший сержант Г. М. Кулешов. (115, Операция «Берлин». Советские бомбардировки Берлина в августе-сентябре 1941 г.)

22.00. В небе над территорией Германской империи.
_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:   Полчаса полёта от г. Штеттина до г. Берлина самолёт (лётчика полковника Е. Н. Преображенского) как будто не летел в воздухе, а мчался с бешеной скоростью по ухабистой дороге. Его беспрестанно трясло и бросало то вверх, то в стороны взрывными волнами от густо и часто рвущихся поблизости от фюзеляжа и плоскостей зенитных снарядов. Серые шапки разрывов, подсвеченные с земли лучами прожекторов, были хорошо видны и устрашающе действовали на нервы лётчиков. Возникало непреодолимое желание немедленно их обойти, но они неотступно следовали за самолётом, какой бы маневр тот не делал. (14)

_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:  Так было в первых налётах на г. Берлин и с флагманским лётчиком Героем Советского Союза полковником Преображенским Евгением Николаевичем. Теперь же он почти равнодушно взирал на беспрестанно вспыхивающие и тут же гаснущие огненные шапки разрывов. Гораздо опаснее для него была встреча с германскими ночными истребителями-перехватчиками, которые, словно быстрокрылые осы, сновали вокруг советского бомбардировщика, лучами фар-прожекторов нащупывая в темноте свою жертву. И на этот раз не удалось миновать их заслоны. Зенитная артиллерия вдруг одновременно прекратила вести огонь, боясь поразить свои истребители, и от стрелка-радиста сержанта Кротенко Владимира Макаровича и воздушного стрелка старшего сержанта Рудакова Ивана Ивановича тут же поступили доклады:
— Ночник справа в верхней полусфере!
— Немецкий истребитель слева в нижней полусфере!..
В иссиня-тёмном небе немецких ночных истребителей было легко обнаружить по движущимся длинным полоскам яркого света: они летали в поисках советских бомбардировщиков с включенными фарами-прожекторами. Таких полосок оказалось много, видимо, немецким лётчикам был дан строгий приказ во что бы то ни стало преградить путь советским самолётам к г. Берлину и особенно не пропустить идущий головным бомбардировщик.
— Командир, Евгений Николаевич, да ночников сегодня тьма-тьмущая! — воскликнул удивлённый флагманский штурман Герой Советского Союза капитан Хохлов Пётр Ильич.
Преображенский и сам понимал, что проскочить незамеченным среди барражирующих на высоте ДБ-3 немецких ночных истребителей едва ли удастся. Слишком [с. 268] их много. Достаточно одному нащупать своим лучом дальний бомбардировщик, как остальные увидят цель и вцепятся в неё со всех сторон.
— Попробуем проскочить под ночниками,— произнёс Преображенский, что означало снижение до 5500 метров. Ниже опускаться нельзя — напорешься на поднятые немцами аэростаты заграждения. Истребители на такую высоту не пойдут, опасаясь столкновения с собственным заграждением. На это и рассчитывал Преображенский, хотя и сам рисковал быть зацепленным аэростатом. Но ведь из двух зол всегда выбирают меньшее. Сейчас опаснее были ночные истребители-перехватчики. Флагманский дальний бомбардировщик резко пошёл на снижение. Маневр удался, ночные истребители роем продолжали кружить на прежней высоте. Однако как только ночники остались далеко позади, с притаившейся земли часто-часто замигали точки огней: открыли огонь зенитные батареи. Полковник Преображенский тут же начал набирать спасительную высоту — 7000 метров, на которой вероятность попадания в самолёт сравнительно не велика. И на этот раз маневр удался, немецким лётчикам и зенитчикам трудно было разгадать замысел советского пилота. (14)

22.25.
_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:
— Подходим к Берлину! — повеселел штурман капитан Хохлов, радуясь, что так удачно полковник Преображенский преодолел заградительную зону, выставленную немецкой противовоздушной обороной на подступах к своей столице.
— Поточнее бы теперь, Пётр Ильич,— попросил полковник Преображенский.— Ни одна бомба не должна лечь в стороне от цели.
— Да уж постараюсь, командир!..
  Цель флагманскому самолёту ДБ-3, как и раньше, предназначалась особо важная — правительственный квартал с резиденцией А. Гитлера. Задание И. В. Сталина Е. Н. Преображенский обязан был выполнить, хотя рассчитывать на какой-либо даже малозначимый успех едва ли возможно. Слишком сложны условия для бомбардировки, ведь фактически бомбометание по резиденции А. Гитлера производится вслепую. Прежние бомбардировки правительственного квартала, скорее всего, результатов никаких не дали. Может быть, повезёт сегодня, и ФАБ-500 взорвётся среди зданий? [с. 269]
— Под нами Берлин! — весело, с задором сообщил Хохлов и неожиданно пропел частушку, которую артистки Валентина Телегина и Вера Богданова исполнили для лётчиков на праздничном концерте в День Воздушного Флота:

Гитлер стонет на постели,
Не даёт заснуть кошмар.
Преображенский над Берлином —
Мощный надо ждать удар!

— Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела!— усмехнулся Преображенский.
— Не съест, командир. Подавится. Моим ключом-талисманом подавится.
— Значит, на месте волшебный ключ?
— А как же? Он без меня никуда. Вернее, я без него…
Преображенский беззвучно засмеялся:
— Тогда успех нам обеспечен. (14)

Вспыхнули и тут же погасли аэронавигационные огни самолётов командиров звеньев. Вспышки повторились ещё два раза. Командиры подавали своим ведомым условный сигнал: выходить на цели самостоятельно. Штурманы в который раз принялись производить расчёты на случай, если придётся бомбить г. Берлин вслепую.

22.30. В небе над г. Берлином.
4 сентября с 22 часов 30 минут до 23 часов 30 минут четыре советских самолёта ДБ-3 бомбили г. Берлин. (93, Кабанов С. И. «На дальних подступах»)

_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:    Последние минуты до подхода к цели. Теперь уже не до шуток, напряжение растёт. Капитан Хохлов весь внимание, от него одного зависел вывод бомбардировщика ДБ-3 точно на цель. Полковник Преображенский мгновенно выполнял передаваемые им коррективы; сейчас строжайше надо выдержать рассчитанные штурманом курс, скорость и высоту полёта.
— Боевой!
— Есть боевой!
— Так держать!

Бомбы падают на логово фашистов — г. Берлин.

Полминуты боевого курса, невольно хочется не шевелиться, затаить дыхание, словно от этого бомбы точнее лягут на цель.
— Цель! — донёсся строгий голос штурмана капитана Хохлова, и флагманский бомбардировщик вздрогнул, подпрыгнул вверх, освободившись от тяжёлого груза. Одна ФАБ-500 и четыре ЗАБ-50 понеслись к скрытой темнотой земле.
  Ещё 40 секунд напряжённого ожидания, и вздох облегчения невольно вырвался из груди каждого члена экипажа.
— Есть цель! Есть! — крикнул Хохлов, увидев на чёрной земле пять оранжевых точек-взрывов.— Командир, Евгений Николаевич, можно ложиться и на обратный курс…
  Приятное чувство радости, гордости и полного удовлетворения охватило Преображенского. Боевое задание [с. 270] выполнено, это главное, а уж до аэродрома «Кагул» теперь они обязаны дойти, хотя их дальний бомбардировщик и будет ещё подстерегать опасность.  (14)

Берлин имперская канцелярия

Самолёт лейтенанта К. А. Мильгунова, (штурман лейтенант П. Я. Чубатенко, стрелок-радист младший сержант Г. М. Кулешов) был сбит над г. Берлином. И в 21-м столетии сведений о лётчике лейтенанте К. А. Мильгунове и воздушном стрелке-радисте младшем сержанте Г. М. Кулешове нет. О штурмане лейтенанте П. Я. Чубатенко известно, что он попал в плен и умер 11 ноября 1941 г. Можно предположить, что самолёт взорвался в воздухе, поэтому погибли Кулешов и Мильгунов, а штурмана, находившегося в передней части самолёта выбросило.

23.30. В небе над г. Берлином лётчики балтийской дальней бомбардировочной авиации.
4 сентября в 23 часа 30 минут четыре советских самолёта ДБ-3 завершили бомбёжку объектов в г. Берлине, они сбросили над центром города 2 фугасные бомбы ФАБ-100 и 18 зажигательных бомб ЗАБ-50. Экипажи наблюдали пожары и взрывы в городе. Советские самолёты были атакованы германскими ночными истребителями и зенитной артиллерией. (93, Кабанов С. И. «На дальних подступах»)

5 сентября три самолёта пробились к г. Берлину и сбросили на объекты города 32 бомбы ФАБ-500, ФАБ-100 и ЗАБ-50. (115)

***

5 сентября

00.00. В небе над г. Берлином.

 

4.00. Аэродром «Кагул».
_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:    Утро наступило тревожное и хмурое. Небо заволокли облака. Начальник метеослужбы оперативной морской авиагруппы капитан Иосиф Львович Каспин сообщил, что облака висят в 1000 метров от земли, это пока не мешает посадке, но потом облачность может снизиться. Возможен и дождь, так как с Северного Ледовитого океана идёт антициклон. Тогда садиться будет гораздо труднее.
Начальник штаба морской авиагруппы капитан Николай Петрович Комаров поднял в воздух истребители И-153 и послал их навстречу дальним бомбардировщикам. Примерно через сорок минут по радио был получен сигнал: ДБ-3 возвращаются. Капитан Комаров и старший политрук Николай Фёдорович Поляков поспешили на старт, там уже находился старший инженер военинженер 2-го ранга Георгий Герасимович Баранов. (14)

_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:  Первое звено возвратилось без машины лейтенанта Мильгунова. Едва останавливались моторы, экипажи с трудом вываливались из кабины и ложились прямо на сырую землю. Так выматывали их эти полёты. Людей подбирала санитарная машина и увозила на отдых.
— Задержался где-то, прилетит,— высказался старший политрук Поляков.— Мильгунов опытный лётчик.
Слова военного комиссара не успокоили Комарова, но возражать он не стал. Действительно, время ещё есть, может, опять на одном моторе прилетит лётчик, как позапрошлый раз. (14)

_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:  Во втором звене также не хватало одного самолёта.
— Кого ещё нет? — спросил подошедший полковник Преображенский.
— В первом звене — лейтенанта Мильгунова, а во втором — лейтенанта Юрина,— доложил капитан Комаров.
— Подождём. Ещё не всё потеряно…
Донёсся знакомый протяжный звук моторов самолёта.
— Вон, вон, летит один! — указал рукой направление Поляков.
Бомбардировщик летел очень низко. Едва перевалив через лес, он пошёл на посадку прямо на травянистое поле.
— Шасси не выпускается! — заметил Баранов.
Бомбардировщик коснулся земли фюзеляжем и заскользил по траве. Хвост его вдруг задрался вверх, словно ДБ-3 сделал стойку, и потом снова лёг на землю. Баранов и Поляков на машине поехали к месту посадки. Вернулись они с экипажем лейтенанта Юрина. [с. 271]
— Ничего страшного с машиной не произошло, товарищ полковник,— доложил Баранов.— Погнулись лишь винты…
А дальнего бомбардировщика лейтенанта Мильгунова всё не было. Люди на старте стояли молча, не глядя друг другу в глаза. (14)

  5 сентября три самолёта, участвовавших в бомбардировке г. Берлина вернулись на аэродром «Кагул» располагавшийся на острове Эзеле. (1, Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. С. 244) (3, Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Маршал авиации Семён Жаворонков.)

5.00. Г. Москва.

Утреннее сообщение Советского информбюро 5 сентября

В ночь на 5 сентября наши войска продолжали вести бои с противником на всей фронте.
Наша авиация наносила удары по войскам противника и по его аэродромам.

5.30. Аэродром «Кагул».
_ Виноградов Ю. А. «Операция Б»:  Никому первому не хотелось сказать, что Мильгунов не прилетит, что ждать уже бесполезно. В душе у каждого ещё тлела слабая надежда на благополучное возвращение экипажа. Ещё полчаса… Ещё двадцать минут… Последние десять минут… Надежда погасла.
Капитан Комаров, пожалуй, по праву считал себя самым несчастливым в авиагруппе особого назначения, так как ему, как начальнику штаба, приходилось первому официально фиксировать потери личного состава. А это так тяжело и тягостно, что после ходишь сам не свой.
«05.09.41. ДБ-3 № 391114. Мильгунов, лейтенант — лётчик. Чубатенко, лейтенант — штурман. Кулешов, мл. сержант — стрелок-радист.
Самолёт не возвратился с боевого задания (бомбоудар по г. Берлин). Судьба экипажа и самолета неизвестна». (14)

06.00.
  Обязанности командующего оперативной авиагруппой исполнял Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский.
  Военным комиссаром оперативной авиагруппой был старший политрук Н. Ф. Поляков.
С 28 августа 1941 г. г. Таллин был оккупирован германскими войсками. (97)

И вот общий итог: лётчики 1-го минно-торпедного полка КБФ совершили девять полётов, сбросив на военные объекты г. Берлина 311 бомб различного калибра, общим весом 36050 килограммов. Уместно сравнить: англо-американской авиацией за весь 1941 год сброшено на г. Берлин 35500 килограммов бомб, то есть почти столько, сколько морские лётчики Балтики обрушили на фашистскую столицу за один месяц. (20, Михайловский Н. Г. Тайна аэродрома «Кагул». Таллинский дневник.)

Первый полёт советской дальнебомбардировочной авиации на г. Берлин, несмотря на сложности в организации, состоялся. Второй и последующие налёты на военные объекты в районе г. Берлина были более тщательно спланированы и заранее согласованы с руководством Северной зоной противовоздушной обороны и Краснознамённого Балтийского флота. Дальнебомбардировочная авиация с 7 августа до 5 сентября 1941 г. летала на бомбёжки г. Берлина, произвела 10 налётов на г. Берлин и другие города Германской империи: Кенигсберг, Штеттин, Виндава, Либава, Данциг и Свинемюнде, сбросив на них 21,5 тонны бомб. (26, Сайт МО РФ. Статья «Первые воздушные налёты Советской авиации на Берлин. 1941 г.».)

21.00. Г. Москва.

Вечернее сообщение Советского информбюро 5 сентября

В течение 5 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.
По неполным данным, в течение 3 сентября уничтожено 33 немецких самолёта. Наши потери — 27 самолётов.