Берлин получает возмездие. 1941 год. Часть 14.

Берлин получает возмездие. 1941 год. Часть 14.

***

 

31 августа.

5.00. Г. Москва.

Утреннее сообщение Советского информбюро 31 августа

В течение ночи на 31 августа наши войска вели бои с противником на всём фронте.

06.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».

 

08.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
  Обязанности командующего оперативной авиагруппой исполнял Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский.
  Военным комиссаром оперативной авиагруппы был старший политрук Н. Ф. Поляков.
  Начальником штаба морской авиагруппы оперативной группы был капитан Комаров.
  Командиром авиабазы был майор Георгиади.
  Старшим инженер авиагруппы был военинженер 2-го ранга Баранов Георгий Герасимович.
  Начальником метеослужбы оперативной морской авиагруппы был капитан С. И. Каспин.
С 28 августа 1941 г. г. Таллин был оккупирован германскими войсками (97).

На острове Эзеле на аэродроме «Асте» самолётов уже не было. Весь оставшийся штабной и технический состав армейской авиагруппы перешёл на аэродром «Кагул». Главной задачей оставались налёты на г. Берлин. На Большую землю перебазировалась и эскадрилья капитана Усачёва на летающих лодках Че-2. Второй важной задачей была охрана и оборона аэродрома. (18, Виноградов Ю. А. Иду на Берлин.) (115, Сайт «Авиаторы и их друзья». Статья «Операция «Берлин» Советские бомбардировки Берлина в августе-сентябре 1941 г.».)

_ Виноградов Ю. А. Операция Б:
  В ночь с 31 августа на 1 сентября командующий оперативной авиагруппой Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский назначил очередной налёт на город Берлин. Правда, почти все самолёты авиагруппы из-за различных неполадок в двигателях не могли без риска достичь фашистского г. Берлина. Поэтому решено было часть самолётов ДБ-3 направить на запасные цели: первую группу — на порт Мемель, вторую — на порт Кёнигсберг, третью — на порт Данциг. И лишь самолёты, двигатели которых надёжны в работе, послать на главную цель — город Берлин. [с. 261] Таким образом в одну ночь будут охвачены бомбардировкой сразу четыре вражеских города. (18, Виноградов Ю. А. Иду на Берлин.)  (20, Михайловский Н. Г. Тайна аэродрома «Кагул». Таллинский дневник.) (115, Сайт «Авиаторы и их друзья». Статья «Операция «Берлин» Советские бомбардировки Берлина в августе-сентябре 1941 г.».)

В восьмом налёте на г. Берлин участвовало шесть самолётов. (115, Сайт «Авиаторы и их друзья». Статья «Операция «Берлин» Советские бомбардировки Берлина в августе-сентябре 1941 г.».)

12.00. Г. Архангельск.
31 августа 1941 г. первый морской конвой «Дервиш» (6 транспортов, 2 эсминца, 4 корвета, 3 тральщика) от союзников по антигитлеровской коалиции прибыл в порт города Архангельска, доставив 10 тонн каучука для военной промышленности, 16 истребителей вместе с лётным составом, стрелковое оружие, продовольствие и медикаменты.

18.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_ Виноградов Ю. А. Операция Б:  30 августа улетели самолёты с аэродрома «Асте». И странное дело — аэродром «Асте» гитлеровские лётчики тут же прекратили бомбить. Это ещё раз говорило о том, что фашистская агентура на острове Эзеле действовала вовсю. (14, Виноградов Ю. А. Иду на Берлин.)

18.30. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
У лётчиков и штурманов морской авиагруппы построение личного состава экипажей для постановки боевой задачи перед вылетом на г. Берлин.
К 18.30 должны были возвратиться из полёта на разведку погоды в море лётчики эскадрильи гидросамолётов и из полёта на разведку наличия германских самолётов у острова Эзель 12-й Краснознамённой истребительной эскадрильи. Лётчики гидросамолётов должны были доложить метеорологическую обстановку на море, сказать, что следует ожидать от погоды на ближайшие несколько часов, ибо от этих данных зависело теперь, лететь ли на г. Берлин или на запасную цель.
Получив информацию о погоде, командующий оперативной авиагруппой Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский принял решение выпускать экипажи на г. Берлин и подтвердил время вылета — 20 часов.
Лётчики и штурманы, получив боевые задачи, направились к своим самолётам, возле которых уже стояли стрелки-радисты, воздушные стрелки и техники самолётов. Тёплыми взглядами и дружескими рукопожатиями их провожали те, кто помогал готовиться к полёту и теперь в томительном ожидании оставался на аэродроме. Мысленно каждый из них был с улетавшими экипажами, от всего сердца желая им благополучного возвращения.
Командиры самолётов на стоянках осматривали самолёты вместе с техниками самолётов, снимали маскировочные сети, а затем по рулёжным дорожкам выводили самолёты к аэродрому.

19.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
На аэродроме «Кагул» командующий оперативной авиагруппой Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский отдаёт распоряжение:
— Запуск моторов — по зелёной ракете, выруливание согласно очередности взлёта.
Затем подал команду:
— По самолётам!
В небо взлетела зелёная ракета, аэродром заполнился рёвом моторов. Самолёты, предельно нагруженные бомбами, выруливали на старт. Один за другим отрывались от земли и поднимались в воздух.
Над морем самолёты должны были собраться в группы и лететь к цели.
«Иду на Берлин!» — приняли радисты аэродрома короткую радиограмму от флагманского экипажа.
Теперь под самолётами только море. Куда ни глянешь — свинцовая вода. Гребни волн искрятся в лучах заходящего солнца. Полнеба закрыто облаками. А справа, на западе, над горизонтом ярко пламенеющей чёртой горит вечерняя заря.

Бомбардировщик ДБ-3. СССР.

Налёт на г. Берлин с 31 августа на 1 сентября.

В этот день самолёты отправлял в полёт исполняющий обязанности командующего оперативной авиагруппой Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский и военный комиссар оперативной авиагруппы старший политрук Н. Ф. Поляков.

_ Виноградов Ю. А. Операция Б:  Взлетали группами, в зависимости от дальности цели. Первой за час до захода солнца поднялись 6 самолётов, следующих на г. Берлин. (14)

19.30. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_ Виноградов Ю. А. Операция Б:  Через полчаса стартовало звено, идущее на порт Данциг. (14)

20.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_ Виноградов Ю. А. Операция Б:  Ещё через полчаса (на закате солнца) звено, идущее на порт Кёнигсберг. (14)

20.30. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_ Виноградов Ю. А. Операция Б:  Последними стартовали два ДБ-3, идущие на порт Мемель. (14)

31 августа 1941 г. советские лётчики (морской авиагруппы) в седьмой раз летели бомбить логово фашистов — г. Берлин. (20, Михайловский Н. Г. Тайна аэродрома «Кагул». Таллинский дневник.)

** Справка. Порты Данциг (также — Гданьск), Кёнигсберг (также — Калининград), Мемель (так же — Клайпеда), Либава (так же — Лиепая), Пиллау (также — Балтийск), Штеттин (также — Щецин).

21.00. В небе над Балтийским морем.
Полёт на г. Берлин проходил в исключительно трудных условиях. Три четверти пути (1320 км) проходили над водной поверхностью Балтийского моря, вне видимости берега, часть маршрута лётчики летели в облаках и за облаками. Слабое пилотажно–навигационное оборудование самолётов, в сочетании с трудными условиями полёта, при общей продолжительности 7 – 8 часов, требовали от экипажей исключительно высокого физического и морального напряжения сил, безукоризненной техники пилотирования и самолётовождения. К этим трудностям добавлялись и тяжёлые метеорологические условия. От находившегося на самом большом острове Эзель аэродрома «Кагул» до г. Берлина по прямой линии было 870 км, а маршрут был длиннее.
Четыре самолёта бомбили объекты в порту Виндава и предположительно в порту Данциг и порту Либава. С самолётов были сброшены по одной бомбе ФАБ-500, по шесть бомб ЗАБ-50 и по 1000 листовок. (115, Сайт «Авиаторы и их друзья». Статья «Операция «Берлин» Советские бомбардировки Берлина в августе-сентябре 1941 г.».)

21.00. Г. Москва.

Вечернее сообщение Советского информбюро 31 августа

В течение 31 августа наши войска вели бои с противником на всём фронте.
Наша авиация наносила массированные удары по мотомехчастям, пехоте и артиллерии противника и уничтожала авиацию на его аэродромах.
За 29 августа в воздушных боях и на аэродромах противника уничтожено 125 немецких самолётов. Наши потери — 24 самолёта.

21.30. В небе над г. Штеттином.
На всём протяжении сухопутного маршрута (434 км) от береговой черты и до цели, г. Берлина, от г. Штеттина до г. Берлина, и обратно на аэродром самолёты подвергались обстрелу зенитной артиллерией и освещению прожекторами, а также противодействию германских ночных истребителей.

22.00-22.30. В небе над г. Берлином.

Бомбы падают на логово фашистов — г. Берлин.

_ Виноградов Ю. А. Операция Б:
— До цели осталось пять минут,— услышал в шлемофоне лётчик лейтенант Мильгунов Константин Александрович, награждён орденом Ленина 13.8.1941 г., голос штурмана.
Самый важный и ответственный момент за всё время длительного полёта — это сброс бомб на цель. Надо быть предельно внимательным и точным. Ведь не зря же ты летел в такую даль, преодолевая огненные заслоны и рискуя жизнью. Главное — поразить цель. Вот и теперь всего через несколько минут цель будет поражена. Вокруг, хотя и реже, продолжают рваться зенитные снаряды, но скоро их не будет вовсе: над г. Берлином, как правило, германская зенитная артиллерия огонь не вела. Она уступала место истребителям. Вдруг слева донёсся удар, словно самолёт наскочил левым крылом на какое-то препятствие. Бомбардировщик резко качнуло, левый двигатель заглох.
— Под мотором взорвался зенитный снаряд,— доложил стрелок-радист младший сержант Кулешов Георгий Михайлович, награждён орденом Красное Знамя 13.8.1941 г..
Лейтенант Мильгунов впился глазами в левый двигатель. Если осколки пробили топливный бак, то может случиться пожар. Тогда гибель неминуема. Длинны, ох как длинны и тягостны эти две-три секунды, решающие судьбу экипажа. За эти мгновения в сознании стремительно возникают планы дальнейших действий: выброситься на парашютах или рвануться вместе с самолётом на цель? В обоих случаях — смерть, но жизнь надо отдать как можно дороже. Значит, нельзя расставаться с машиной. [с. 262]
Предательский огонь слева не появился, и лейтенант Мильгунов расслабился. Выходит, осколки не задели ни топливный бак, ни бензопровод. Но всё же они попали в двигатель, скорее всего в цилиндры, и заклинили их.
— Командир, надо поскорее избавиться от бомб,— посоветовал штурман лейтенант Чубатенко Пётр Яковлевич, награждён орденом Ленина 13.8.1941 г..
Штурман прав. В создавшейся аварийной обстановке следовало немедленно облегчить самолёт и развернуться на обратный курс. Но цель так близка! И не какая-нибудь, а авиационный завод.
— Сколько до цели?
— Минуты три…
Мильгунов прислушался к работе правого двигателя. Звук нормальный, мотор тянул хорошо. Он вспомнил, что майор Щелкунов отбомбился по заданной цели, тоже идя на одном моторе.
— Идём на большой риск,— предупредил Чубатенко, не понимая молчания командира экипажа.
— Риск, говорят, благородное дело,— ответил Мильгунов.— Давай на цель. Рядом же!
— Ну и даёшь ты, командир…
— Меньше слов, штурман. Уточняй боевой курс.
  Штурман лейтенант Чубатенко понял, что разубеждать командира экипажа напрасно. Да в душе он и сам был согласен с его решением. Опасность упасть на землю велика, зато бомбы пойдут не куда попало, а точно на цель — авиационный завод. Игра стоит свеч.
— Цель! — выдохнул, выкрикнул он.
— Пошёл!..
  Бомбы полетели на скрытый в темноте завод. Лётчик лейтенант Мильгунов тут же начал разворот на обратный курс.
— Попали, попали! — закричал обрадованный стрелок-радист младший сержант Кулешов.
Надо ещё преодолеть огненные кольца. Озлобленные неудачей, гитлеровские зенитчики теперь стреляли из орудий особенно рьяно, стремясь хотя бы на обратном пути сбить советские бомбардировщики. Спасение от их огня — высота и облака. В высоту один мотор тяжёлую машину не тянул, скорость заметно упала, а облака, как на грех, попадались редко. Они обычно нависали над морем. Скорее бы долететь до них и избавиться от беспрестанно рвущихся вокруг снарядов.
— Проскочим?! — скорее сам себе задал вопрос Мильгунов. [с. 263]
— Конечно,— заверил штурман лейтенант Чубатенко. — Уж если из такой передряги вышли целыми и невредимыми, то тут тем более.
— Так и сделаем…  (14)

31 августа/1 сентября 1941 г. советские лётчики (морской авиагруппы) на военные объекты в логове фашистов г. Берлине сбросили 1600 килограммов фугасных и зажигательных бомб. (20, Михайловский Н. Г. Тайна аэродрома «Кагул». Таллинский дневник.)

31 августа/1 сентября из-за тяжёлых метеорологических условий к г. Берлину долетели лишь два самолёта. Они сбросили на город 2 бомбы ФАБ-500, 12 бомб ЗАБ-50 и 2000 листовок. (115, Сайт «Авиаторы и их друзья». Статья «Операция «Берлин» Советские бомбардировки Берлина в августе-сентябре 1941 г.».)

23.00-24.00. В небе над Балтийским морем.
_ Виноградов Ю. А. Операция Б:  Экипаж лётчика лейтенанта Мильгунова Константина Александровича.  Территория Германии, а с ней зенитки и прожектора остались наконец позади. Внизу море, скрытое ночной мглой и густыми облаками. Все внимание — на работу единственного мотора, от него одного зависело спасение. А до острова Эзеля (Сааремаа) ещё так далеко, с пониженной скоростью больше трёх часов лёта… (18, Виноградов Ю. А. Иду на Берлин.)

***

Сентябрь
1 сентября 1941 года.
00.00. В небе над Балтийским морем.
Выполнив задание, самолёты возвращались на свой аэродром.

3.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_ Виноградов Ю. А. Операция Б:    Как и обычно, в ночь налёта на г. Берлин на аэродроме «Кагул» никто не спал. Инженеры, техники, мотористы, оружейники с нетерпением и волнением ждали возвращения экипажей. Комаров, как всегда, находился в штабной землянке, где они раньше вместе с генерал-лейтенантом Жаворонковым коротали ночи и по карте следили за примерным местонахождением самолётов. И сейчас, уже по привычке, Комаров, зная время полёта и скорость ДБ-3, делал пометки по линии маршрута от «Кагула» до г. Берлина. Первыми возвратились два самолёта, бомбившие порт Мемель (так же — Клайпеда), взлетавшие в 20.30. (14)

4.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_ Виноградов Ю. А. Операция Б:    Примерно через час появилась группа ДБ-3, осуществлявшая налёт на порт Кёнигсберг (также — Калиниград), взлетавшие в 20.00. (14)

5.00-6.00. Г. Москва.

Утреннее сообщение Советского информбюро 1 сентября

В ночь на 1 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.

5.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
  Обязанности командующего оперативной авиагруппой исполнял Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский.
  Военным комиссаром оперативной авиагруппы был старший политрук Н. Ф. Поляков.
  Начальником штаба морской авиагруппы оперативной группы был капитан Комаров.
  Командиром авиабазы был майор Георгиади.
  Старшим инженер авиагруппы был военинженер 2-го ранга Баранов Георгий Герасимович.
  Начальником метеослужбы оперативной морской авиагруппы был капитан С. И. Каспин.
С 28 августа 1941 г. г. Таллин был оккупирован германскими войсками. (97)

_ Виноградов Ю. А. Операция Б:    А перед рассветом (5.00) (в г. Таллине 1 сентября 2020 г. восход солнца в 6.30), когда только-только начинала алеть робкая полоска утренней зари, вернулись самолёты, сбросившие бомбы на морской порт Данциг (также — Гданьск), взлетавшие в 19.30. Начальник штаба морской авиагруппы особого назначения капитан Комаров радовался: все экипажи возвратились, хотя некоторые лётчики и жаловались на неустойчивую работу двигателей, особенно те, кто летал на порт Мемель. (14)

06.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_ Виноградов Ю. А. Операция Б :    Утренняя заря разгоралась на глазах. Из алой полоска превратилась в огненно-красную. Она ширилась, росла, расплавляя край неба. И вот уже солнце из-за горизонта брызгами ярких лучей окропило вначале вершины деревьев, а потом и влажную от росы землю.
Самолёты из г. Берлина начали появляться, когда солнце уже оторвалось от горизонта.
«Один… Второй…— считал про себя капитан Комаров.— А где же третий и четвёртый? Ведь всего на г. Берлин полетело четыре машины!»
Самолёты садились поспешно, чувствовалось, что летчики страшно устали. Едва ступив на землю, они буквально валились на траву и засыпали. [с. 264] (14)

06.30. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_ Виноградов Ю. А. Операция Б :    Наконец появился третий бомбардировщик. Стоящий рядом с начальником штаба морской авиагруппы капитаном Комаровым старший инженер авиагруппы — военинженер 2-го ранга Баранов Георгий Герасимович (награждён орденом Ленина 13.8.1941 г.) определил, что летит он на одном моторе, видно, здорово ему досталось над г. Берлином. Но чей самолёт: лейтенанта Мильгунова или лейтенанта Русакова? Подбитый ДБ-3 между тем пошёл на посадку с первого захода, на второй круг идти у него возможности не было. По бортовому номеру определили: возвращается машина лейтенанта Мильгунова.
Бомбардировщик лейтенанта Мильгунова тяжело стукнулся колёсами шасси о грунтовую полосу, высоко подскочил и снова ударился о землю. Погасив скорость почти в конце посадочной полосы, Мильгунов развернул самолёт, подрулил к старту, остановил мотор. К нему подошли Комаров и Баранов.
— Почему задержались? — спросил Комаров.
— На зенитный снаряд напоролись,— ответил Мильгунов.
— Два цилиндра осколками заклинило в левом моторе,— определил Баранов.
— А мы уж думали…— Комаров прижал к себе лейтенанта.— Молодец, дотянул. Теперь — отдыхать, «эмка» ждёт вас.
— Все прилетели? — поинтересовался Мильгунов. Это был первый вопрос всех лётчиков после посадки. Каждый беспокоился о судьбе боевых друзей.
Капитан Комаров опустил голову, тяжело вздохнул. Потом тихо проговорил:
— Лейтенанта Русакова ещё нет…
— Прилетит сейчас,— попытался успокоить начальника штаба авиагруппы Мильгунов, сам не веря в свои слова. Уж если они на одном моторе успели прийти, то Русаков на двух-то давно уже должен был приземлиться. Неужели с ним случилось непоправимое?.. (14)

09.00. Остров Эзель. Аэродром «Кагул».
_ Виноградов Ю. А. Операция Б:    А четвёртого самолёта всё не было. Капитан Комаров, напрягая зрение, пристально глядел на юго-запад, откуда должна появиться машина. Прошли томительные полчаса, час, полтора… По расчётам, горючее у невернувшегося самолёта лейтенанта Русакова давно кончилось. Где же он мог быть? Сбит над г. Берлином или на подходе к нему? Сделал вынужденную посадку в Балтийском море или на территории, занятой врагом? Не давала покоя горькая мысль: «Войны без жертв не бывает». [с. 265]
  В разделе потерь журнала боевых действий Комаров вынужден был сделать очередную запись:
«1.09.41. ДБ-3 № 391115. Русаков, лейтенант — лётчик. Шилов, лейтенант — штурман. Саранча, краснофлотец — стрелок-радист.
Не вернулся с боевого задания (бомбоудар по г. Берлин). Судьба экипажа и самолёта неизвестна». (14)

** РУСАКОВ Михаил Павлович, лейтенант. 1911 г. рождения. 1 м-тап. Погиб в воздушном бою 31 августа 1941 г. под г. Берлином. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т. (158)

** ШИЛОВ Василий Фёдорович, лейтенант. 1919 г. рождения. Призван Новгородским ГВК, г. Новгород. 1 м-тап. Погиб в воздушном бою 31 августа 1941 г. под г. Берлином. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т. (158)

** САРАНЧА Василий Сергеевич, краснофлотец. 1919 г. рождения. Призван Винницким ГВК, г. Винница. 1 м-тап. Погиб в воздушном бою 31 августа 1941 г. под г. Берлином. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т. (158)

 

20.00.

 

21.00. Г. Москва.

Вечернее сообщение Советского информбюро 1 сентября

В течение 1 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.
Наша авиация продолжала наносить массированные удары по мотомехчастям, пехоте и артиллерии противника и уничтожала авиацию на его аэродромах. По неполным данным, за 30 августа в воздушных боях уничтожен 31 немецкий самолёт. Наши потери — 16 самолётов.