57-я авиационная эскадрилья 1929 года (СССР)

57-я авиационная эскадрилья — воинская часть Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик; существовала в составе военно-воздушных сил Ленинградского военного округа с осени 1929 года по декабрь 1932 года или начало 1933 года.

 

 

1929 год от Рождества Христова

 

= Ленинградский военный округ =
_ Командующим войсками округа с мая 1928 г. по июнь 1931 г. был краском Михаил Николаевич Тухачевский.

_ В феврале 1929 г. руководство ВВС Красной Армии заказало несколько сотен тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1, что позволяло при х получении перейти к созданию авиабригад тяжёлых бомбардировщиков.
В феврале 1929 г. на вооружении советской авиации имелось два типа подобных бомбардировщиков: ФГ-62 (Фарман F.62 «Голиаф») и ЮГ-1 (Юнкерс К.30С) в малом количестве. Самолётов ФГ-62 было 4 штуки, самолётов ЮГ-1 было около 20 штук.
К ноябрю 1929 г., к моменту поступления в авиабригады первых советских сам-ов ТБ-1 в составе ВВС РККА имелись две авиаэскадрильи вооружённые самолётами бомбардировщиками ЮГ-1 и ФГ-62, которые использовались как учебные и транспортные. Поступление в военную авиацию сотен самолётов ТБ-1 позволяло формировать специальные авиабригады тяжёлых бомбардировщиков. По штату табр должна была состоять управления бригады, трёх эскадрилий по 6 самолётов и подразделений обслуживания. В бригаде д.б. быть почти 20 бомбардировщиков вместе с самолётами управления.
Осенью 1929 г. в городе Воронеже на Воронежском аэродроме командование Московского военного округа начало создание первой такой бригады — 11-й (включавшей 51-ю, 53-ю и 59-ю эскадрильи). Пока не поступили ТБ-1 в бригаду были переданы три с-та ФГ-62 «Голиаф», по одному в каждую эскадрилью для ознакомления с пилотированием двухмоторных с-тов молодых лётчиков, обучавшихся ранее на бипланах самолётах-разведчиках Р-1.
В ноябре 1929 г. первый ТБ-1 прибыл в 11-ю абр в г. Воронеж.
Осенью 1929 г. в п. Кречевицы на Кречевицком аэродроме командование Ленинградского военного округа могло начать создание первой бомбардировочной бригады, которая будет вооружена с-тами ТБ-1 — 22-й авиабригады (включавшей 55-ю, 56-ю и 57-ю эскадрильи).
Осенью 1929 г. в г. Гомеле на Гомельском аэродроме командование Белорусского военного округа могло начать создание первой такой бригады — 8-й (включавшей 35-ю, 42-ю и 52-ю эскадрильи).
Осенью 1929 г. в г. Харькове на Харьковском аэродроме командование Украинского военного округа могло начать первой такой бригады — ..-й (включавшей ..-ю, ..-ю и 58-ю эскадрильи).
— — —
_ С декабря 1929 г. по июнь 1931 г. красвоенлёт Алексеев Павел Александрович был командиром 57-й авиационной эскадрильи. (7)

 

1930 год от Рождества Христова
Январь
. Есть информация, что самолёты Р-1 служили в 1-й разведывательной эскадрилье в Ухтомской (под городом Москвой, МосВО); в 51-й, 53-й, 55-й (ЛенВО), 57-й (ЛенВО), 58-й и 61-й тяжёлобомбардировочных эскадрильях, где дополняли «Юнкерс» JuG-1 иТБ-1. В источниках не указана дата, но с-ты ТБ-1 поступили в 57-ю аэ позже других эскадрилий.

Август 1930 г.
. В моей статье «1-я авиационная бригада 1926 года (СССР)» на сайте «Единая и Неделимая» написано:
_ Есть такие сведения: в 1930 г. Ленинградском военном округе началось перевооружение авиаэскадрилий, имевших на вооружении тяжёлые бомбардировщики. В 57-ю эскадрилью (аэродром Кречевицы) первые ТБ-1 доставили в августе, а 55-я эскадрилья (аэродром Кречевицы) готовилась к их приёму. О номере авиабригады на Кречевицком аэродроме нет сведений на 1930 год. Видов авиабригад ещё не существовало. Выше я написал: есть информация о 22-й авиабригаде Ленинградского военного округа: В ноябре 1931 г. командир 10-й стрелковой дивизии Ленинградского ВО краском Семён Васильевич Тестов переведён в ВВС РККА и назначен командиром 22-й авиабригады (9). Может быть 22-я авиабригада?

. Предположительно, состав 22-й авиабригады (Кречевицкий аэродром Кречевицы) с 1930 г.:

— Управление бригады (на Воронежском аэродроме в п. Кречевицы)
— 55-я бомбардировочная эскадрилья (на Кречевицком аэродроме в п. Кречевицы)*:
— — 1-е звено (2 самолёта ТБ-1)
— — 2-е звено (2 самолёта ТБ-1)
— — 3-е звено (2 самолёта ТБ-1)
— — подразделения обслуживания.
Всего в эскадрильи 6 сам-тов, должна быть вооружена самолётами-бомбардировщиками ТБ-1.
— 56-я бомбардировочная эскадрилья (на Кречевицком аэродроме в п. Кречевицы)**:
— — 1-е звено (2 самолёта ТБ-1)
— — 2-е звено (2 самолёта ТБ-1)
— — 3-е звено (2 самолёта ТБ-1)
— — подразделения обслуживания.
Всего в эскадрильи 6 сам-тов, должна быть вооружена самолётами-бомбардировщиками ТБ-1.
— 57-я бомбардировочная эскадрилья (на Кречевицком аэродроме в п. Кречевицы)***:
— — 1-е звено (2 самолёта ТБ-1)
— — 2-е звено (2 самолёта ТБ-1)
— — 3-е звено (2 самолёта ТБ-1)
— — подразделения обслуживания.
Всего в эскадрильи 6 сам-тов, должна быть вооружена самолётами-бомбардировщиками ТБ-1.
Всего в бригаде 18 бомбардировщиков.
Можно предположить, что до декабря 1932 г. существовала такая 22-я авиабригада. А затем во время реформы авиации получила наименование 1-я тяжёлобомбардировочная авиабригада. В марте 1933 г. на новом Едровском аэродроме появилась 2-я тяжёлобомбардировочная авиабригада. Эти бригады в 1933 г. вошли в состав 4-го тяжёлобомбардировочного авиакорпуса***-*.
— — —
*  55-я эскадрилья боевиков (штурмовиков), скорее всего, появилась на Кречевицком аэродроме в ноябре 1927 года. На вооружении эскадрилья имела самолёты Р-1 в комплектации штурмовика, поэтому до полного укомплектования самолётами ТБ-1 теперь уже 55-я тяжёлобомбардировочная эскадрилья имела на вооружении самолёты Р-1. Также устаревшие бомбардировщики ЮГ-1 («Юнкерс») были получены для обучения личного состава.
**  56-я эскадрилья боевиков (штурмовиков) была в составе ЛенВО с 1926 г. на Детскосельском аэродроме в г. Детское село (ныне г. Пушкин). Можно предположить, что ещё в 1928 году эскадрилья стала дислоцироваться на Кречевицком аэродроме. На вооружении эскадрилья имела самолёты Р-1 в комплектации штурмовика, поэтому до полного укомплектования самолётами ТБ-1 теперь уже 56-я тяжёлобомбардировочная эскадрилья имела на вооружении самолёты Р-1. Также устаревшие бомбардировщики ЮГ-1 («Юнкерс») могли быть были получены для обучения личного состава.
***  57-й эскадрильи в 1926 году не было. Скорее всего, эскадрилья появилась в 1928 году. Есть сведения, что в 57-й тяжёлобомбардировочной эскадрильи были самолёты-разведчики Р-1, самолёты-бомбардировщики ЮГ-1 («Юнкерс») и ТБ-1.
***-*  По сведениям собранным в июне 2023 г. в ЛенВО в 1933 г. был 1-й тяжёлобомбардировочный авиакорпус. Позднее во время очередной реформы ВВС в 1936 г. создавались Армии особого назначения, создавались новые тяжёлобомбардировочные авиакорпуса и 4-й тбак получил номер 4.
— — —
. В 1930 г. командир 57-й аэ красвоенлёт Павел Александрович Алексеев окончил Курсы усовершенствования начсостава ВВС при Военно-воздушной академии имени проф. Н. Е. Жуковского. (7)

Декабрь 1930 г.

22-я авиационная бригада
_ Командиром …-й авиабригады был красвоенлёт …
_ Начальником штаба …-й авиабригады был красвоенлёт …
Бригада дислоцировалась на Кречевицком аэродроме в п. Кречевицы.
Состав бригады:
** 55-я бомбардировочная эскадрилья (бывшая боевиков).
** 57-я бомбардировочная эскадрилья (бывшая боевиков).
. В Ленинградском военном округе до конца 1930 г. в 55-ю и 57-ю эскадрильи на Кречевицкий аэродром (п. Кречевицы) прибыло 9 самолётов ТБ-1. (3)

 

 

1931 год от Рождества Христова
Январь

Июнь 1931 г.
22-я авиационная бригада
С июня 1931 г. командир 57-й авиационной эскадрильи красвоенлёт Павел Александрович Алексеев находился в распоряжении Главного управления РККА с прикомандированием к Военно-строительному управлению РККА. Предположительно, с июня 1931 г. по конец 1932 г. участвовал в строительстве нового аэродрома предназначенного для дислокации тяжёлых самолётов. Аэродром строился возле села Выползово Калининской области. Одновременно строилась железнодорожная ветка от ж.д. станции Едрово до нового аэродрома у с. Выползово протяжённостью от до 10 км. В это же время строился аэродром для дислокации тяжёлых самолётов в Белорусском военном округе у села и ж.д. станции Сеща. (7)

 

 

Источники:
1/ Шумихин В.С. Советская военная авиация 1917-1941. – Москва. Издательство: Наука, 1986 г.
2/ История ордена Ленина Ленинградского военного округа. 3-е издание. — Москва, 1988.
3/ Сайт «Уголок неба». Авиационная энциклопедия. ТБ-1.
4/ Там же. «ЮГ-1».
5/ Там же. ФГ-62 «Голиаф».
6/ Там же. Р-1. http://www.airwar.ru/enc/other1/r1.html
7/ Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012. С. 425-426. Алексеев Павел Александрович. http://1937god.info/node/1113
8/ Сайт «Единая и Неделимая». 1-я авиационная бригада 1926 года (СССР)
9/ Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. — Москва, 2012. С. 287-288. Статья «Тестов Семён Васильевич».

Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья опубликована 27.06.2023 г.