3-я Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья ф. 1925 г. (СССР)

3-я Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья – основное авиационное тактическое подразделение в ВВС Красной Армии до 1926 года, состоящее из нескольких авиационных звеньев (отрядов), имеющее на вооружении самолёты.

1925 г.

. 17 января 1925 г. решением пленума ЦК партии председатель Революционного Военного Совета СССР, народный комиссар по военным и морским делам СССР Лев Давидович Троцкий отстраняется от руководства Красной Армией. Военное ведомство, созданное в годы гражданской войны и возглавляемое Л.Троцким, оказалось не способным руководить строительством Вооружённых Сил СССР в условиях мирного времени. Настала необходимость заменить кадры.

. 26 января 1925 г. председателем РВС СССР и Народным комиссаром по военным и морским делам назначен М. В. Фрунзе. Изменился и состав РВС СССР, в него вошли П. И. Баранов, А. С. Бубнов, С. М. Будённый, К. Е. Ворошилов, А. И. Егоров, С. С. Каменев, Г. К. Орджоникидзе, М. Н. Тухачевский, И. С. Уншлихт и другие. Новому составу РВС предстояло завершить военную реформу.

 

3-я эскадрилья находилась в в Украинском военном округе в г. Киеве Украинской Советской Социалистической Республики Союза Советских Социалистических Республик. (5)
Командир эскадрильи
Состав эскадрильи:
— Управление эскадрильи
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Вооружение: иностранные самолёты «Юнкерс» Ju 21.

~Фото. Самолёт Юнкерс-21, выпускавшийся по лицензии в СССР. (16, Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР. 1986.)

~*** Ю-21 – самолёт-разведчик, находившийся на вооружении Военно-воздушных сил РККА. В феврале 1923 г. конструктор фирмы Junkers Flugzeugwerke Эрнст Циндель сконструировал самолёт-разведчик J21 на базе учебно-тренировочного самолёта T19 специально для СССР. Первый полёт Ю-21 совершил в 1923 г. Самолёт Ю-21 в СССР выпускался серийно. Самолёты Ю-21 имели вооружение: два неподвижных пулемёта у лётчика и один на турели у лётчика-наблюдателя. Всего в течение 4 лет было произведено 122 самолёта. В 3-й отд. разведывательной имени тов. Фрунзе авиаэскадрилье Украинского военного округа (г. Киев) самолёты Ю-21 служили до 1926 г. (14) (15) (16)

~. Командиры и красноармейцы 3-й авиаэскадрильи на занятиях изучали Боевые уставы пехоты, кавалерии, артиллерии, Устав по стрелковому делу, строевой, дисциплинарный уставы и Устав внутренней службы, наставления и руководства по материальной части оружия, инженерному делу, связи, артиллерии.

Июнь 1925 г.

ПРИКАЗ РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (**). № 698. 26 июня 1925 г. г. Москва.
.  О присвоении 3-й отдельной разведывательной авиационной эскадрилье наименования: «3 отдельная разведывательная имени т. Фрунзе авиационная эскадрилья»
.  3 отдельной разведывательной авиационной эскадрилье присваивается наименование «имени т. Фрунзе» и впредь эту эскадрилью именовать:
1/ «3 отдельная разведывательная имени т. Фрунзе авиационная эскадрилья».
Врид заместителя Председателя Реввоенсовета СССР
А. Бубнов (***). (3)
— — —
* Фрунзе Михаил Васильевич [даты жизни: 21.1 (2.2). 1885 – 31.10.1925] – советский государственный и военный деятель, военный теоретик. С 1904 г. учился в Петербургском политехническом университете, отчислен за революционную деятельность. С 1905 по 1917 гг. профессиональный революционер, неоднократно подвергался арестам и ссылкам.
В 1916 г. призван на военную службу в Русскую армию Российской империи. В 1917 г. начальник народной милиции города Минска, член комитета Западного фронта, член исполкома Минского Совета. Во время Октябрьского вооружённого переворота 1917 года в городе Петрограде был председателем Военно-революционного комитета города Шуи. В Российской СФСР весной-летом 1918 г. одновременно начальник комиссариата Иваново-Вознесенской губернии, затем военком Ярославского военного округа. Добровльно вступил в Красную Армию. С января 1919 г. командующий 4-й армией, в мае–июне – Туркестанской армией, с июля – войсками Восточного, а с августа – Туркестанского фронтов. В сентябре 1920 г. командующий войсками Южного фронта. В 1922 – 1924 гг. уполномоченный РВС Республики на Украине, командующий Вооружёнными силами Украины и Крыма (декабрь 1920 – июнь 1922), одновременно в ноябре 1921 г. – январе 1922 г. возглавлял украинскую дипломатическую делегацию в Турцию при заключении договора о дружбе между ними. С февраля 1922 г. заместитель председателя СНК и заместитель председателя экономического совета Украинской ССР. С марта 1924 г. заместитель председателя РВС СССР и наркома по военным и морским делам, с апреля одновременно начальник Штаба РККА и начальник Военной академии РККА. С января 1925 г. председатель РВС СССР и нарком по военным и морским делам, с февраля также член Совета Труда и Обороны СССР.
** Сборник приказов РВСР, РВС СССР и НКО о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Вооружённых Сил СССР. 4.1. 1918 – 1937 гг. – М., 1967. – С.226.
*** Бубнов Андрей Сергеевич [даты жизни: 22.3(3.4). 1884 – 1.8.1938] – советский государственный и военный деятель, армейский комиссар 1-го ранга (1935).
Учился в Московском сельскохозяйственном институте, исключён за революционную деятельность. В 1907 – 1917 гг. на профессиональной революционной работе. В октябре 1917 г. член Политбюро РСДРП(б) и Военно-революционного партийного центра по руководству Октябрьским вооружённым переворотом в городе Петрограде. С декабря 1917 г. член коллегии Наркомпути, комиссар железной дороги Республики на Юге.
Добровольно вступил в Красную Армию. На военной службе в 1918 – 1929 гг. В марте – апреле 1918 г. народный секретарь (нарком) хозяйственных дел Украинской ССР, в апреле-июле член Бюро по руководству повстанческой борьбой в тылу врага, в июле – сентябре председатель Всеукраинского центра РВК. В марте – апреле 1919 г. председатель Киевского губислолкома. Член РВС Украинского фронта (апрель – июнь 1919), 14-й армии (июнь – октябрь), Козловской ударной группы (октябрь – ноябрь), начальник политотдела Левобережной группы войск (ноябрь – декабрь). В августе 1919 г. – сентябре 1920 г. член Совета обороны УССР. Принимал активное участие в руководстве войсками на фронтах Гражданской войны в России (1917 – 1922). С 1921 г. член Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), в 1921-1922 гг. член РВС СКВО и 1-й Конной армии. В 1922 – 1923 гг. заведующий Агитпромом ЦК РКП(б). С января 1924 г. по сентябрь 1929 г. начальник Политуправления РККА, член РВС СССР, председатель комиссии по введению единоначалия в РККА и ВМФ. В 1929 – 1937 гг. нарком просвещения РСФСР. Необоснованно репрессирован в 1938 г. Реабилитирован (посмертно) в 1956 г.
— — —

1926 год от Рождества Христова
Январь 1926 г.
«3 отдельная разведывательная имени т. Фрунзе авиационная эскадрилья» была в составе Украинского военного округа.

3-я эскадрилья находилась в г. Киеве. (5)

Октябрь 1926 г.

В т. г. Р-1 поступили в 3-ю ораэ в Киеве, где они заменили самолёты «Юнкерс» Ju 21. (5)
Состав эскадрильи:
— Управление эскадрильи
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Вооружение: советские самолёты Р-1.

Р-1 — армейский самолёт-разведчик, первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика de Havilland D.H.9A (образца 1916 г.). С-т вооружён синхронной пулемётной установкой Д-1. Всего Д-1 установлена на 210 с-тах Р-1. Позднее применялись усовершенствованные курсовые установки Д-2 и Д-3, а с 1925-1926 гг. — ПУЛ-6 и ПУЛ-9. Бомбардировочное вооружение для первых с-тов включало бомбодержатели (бомбомёты), затем — БОМБР-1. В 1924-1925 гг. на один Р-1 шло до 10 кубометров леса, а в 1926 г. — 6. До осени 1926 г. на левом борту всех самолётов Р-1 ставился импортный пулемёт «Виккерс». С осени 1926 г. ставились разные пулемёты. До 1930 г. Р-1 являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР. Самолёт использовался для разведки и корректировки артиллерийского огня, в качестве лёгкого бомбардировщика, для подготовки гражданских и военных лётчиков, морского патрулирования, связи, буксировки мишеней, доставки почты, а также в экспериментальных целях. (5)

~Фото. Самолёт Р-1. СССР.

~_  Технические характеристики самолёта Р-1 (истребителя):

Масса, кг:

— пустого самолёта – 1441;

— нормальная взлётная – 2191.

Тип двигателя: М-5И (пр-ва СССР, завод Икар в г. Москве) (вес 424 кг), М-5Б (пр-ва СССР, завод Большевик в г. Ленинграде), Либерти (пр-ва США и Великобритании), ПД М-5 и другие.

Моторы М-5И (московские) в среднем работали до первой переборки 50 часов, моторы М-5Б (ленинградские) — 55-60 часов, но встречались моторы М-5Б, отработавшие без поломок более 100 часов.

Мощность двигателя, л.с.: 400.

Максимальная скорость, км/ч: 202.

Крейсерская скорость, км/ч: 176.

Практическая дальность, км: 700.

Скороподъёмность, м/мин.: 194.

Практический потолок, м: 4800.

Экипаж, чел.: 2.

Вооружение: два-три 7,62-мм пулемёта и лёгкие бомбы общим весом до 400 кг.

До осени 1926 г. на левом борту всех самолётов Р-1 ставился импортный пулемёт «Виккерс». С осени 1926 г. ставились разные пулемёты.

Ноябрь 1926 г.

15 ноября
= Реформа военно-воздушных сил РККА =
. Постановлением Реввоенсовета СССР с 15 ноября 1926 г. в Красной Армии вводилась новая организация ВВС. В мирное время строевые части (надо полагать, эскадрильи и отряды) объединялись в авиационные бригады с единым войсковым и техническим хозяйством. Их формирование началось в 1927 г. Состав авиабригад был неодинаков — по 3-4 эскадрильи, 1-2 авиаотряда, количество бригад в военных округах — от одной до 4-х (Белорусский ВО). (8)
. Начальником ВВС РККА СССР с декабря 1924 г. по июнь 1931 г. был красвоенлёт Пётр Ионович Баранов. Одновременно с 1925 г. по 1931 г. Пётр Ионович Баранов являлся членом РВС СССР.
. Заместителем начальника ВВС РККА СССР с 1926 г. по июнь 1931 г. был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис (Астров).

= Украинский военный округ =
Командующим войсками округа был краском Иона Эммануилович Якир.
Помощником командующего войсками округа был краском Николай Дмитриевич Каширин (в должности: ноябрь 1925 г. — май 1928 г.).

. 5-я авиабригада начала формирование в Украинском военном округе.
Бригада дислоцировалась в г. Киеве Украинской Советской Социалистической Республики. (3)
С ноября 1926 г. по август 1930 г. командиром 5-й авиационной бригады был красвоенлётнаб Сергей Алексеевич Чернобровкин. (12) (13)
_ В ноябре в СССР проводился осенний призыв трудящихся на военную службу. Призывники поступали и в 5-ю абр УкВО. С молодыми красноармейцами проводилась начальная военная подготовка.

~. «3-я отдельная разведывательная имени товарища Фрунзе авиационная эскадрилья» была в составе Украинского военного округа. (8)

Декабрь 1926 г.
1 декабря
= Украинский военный округ =
_ 1 декабря в войсках Украинского ВО начался учебный год 1926-27 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 5-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.

_ Примерный состав 5-й авиабригады ВВС УкрВО с конца 1926 г.:
— Управление бригады (на аэродроме в г. Киеве)
— 1-я авиационная эскадрилья боевиков (штурмовиков):
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего в эскадрильи должно быть 18 с-тов.
. Есть такая информация. В 1926 г. были сформированы 2-я отдельная легкобомбардировочная авиаэскадрилья в гор. Витебске и 1-я эскадрилья «боевиков» в гор. Киеве. Подразделения «боевиков» формировались в соответствии с приказом наркома краскома М.В. Фрунзе и являлись предшественниками штурмовых авиачастей. (5)
— 3-я разведывательная имени товарища Фрунзе авиационная эскадрилья:
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего в эскадрильи должно быть 18 с-тов.
. Есть такая информация. В 1926 г. самолёты разведчики Р-1 поступили в 3-ю отд. разведывательную авиаэскадрилью, дислоцировавшуюся в гор. Киеве (впоследствии 20-я авиаэскадрилья «Фрунзе»), 6-ю ОРАЭ в гор. Ростове, 7-ю ОРАЭ имени Ф.Э. Дзержинского в гор. Троцком и 8-ю ОРАЭ «Красная Москва», где они заменили самолёты Ю-21 «Юнкерс» (Ju 21). (5)
. Есть такая информация. Из биографии красвоенлёта Александра Александровича Туржанского: С 1925 г. по … г. — лётчик в авиаэскадрилье УВО, г. Киев.
С ….. г. по начало 1928 г. — командир авиаотряда …-й аэ 5-й авиабригады УВО, г. Киев. С начала 1928 г. по начало 1931 г. — командир 50-й авиаэскадрильи боевиков (штурмовой) в 5-й авиабригаде УВО, г. Киев. (9)
. Есть такая информация. Из биографии красвоенлёта Бориса Александровича Туржанского: С сентября 1924 г. по май 1925 г. — лётчик в 3-й разведывательной эскадрилье УВО, г. Киев. С июля 1925 г. по ноябрь 1926 г. — лётчик-инструктор Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С ноября 1926 г. по февраль 1927 г. — начальник лётного отделения Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля по ноябрь 1927 г. — помощник начальника штаба 5-й авиабригады УВО, г. Киев. С ноября 1927 г. по октябрь 1928 г. — командир отряда в 3-й истребительной эскадрилье УВО, г. Киев. (10)
— 3-я истребительная авиационная эскадрилья (эскадрилья истребителей):
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего в эскадрильи должно быть 18 с-тов.
. Есть такая информация. В книге «Краснознамённый Киевский», изданной в 1979 году, есть фотография с подписью « Лётчики 3-й истребительной эскадрильи 5-й авиабригады на занятиях по укладке парашюта. 3-й слева – командир звена лейтенант В.А. Судец (ныне маршал авиации). 1931 г. (2)
. Есть такая информация. Из биографии красвоенлёта Бориса Александровича Туржанского: С сентября 1924 г. по май 1925 г. — лётчик в 3-й разведывательной эскадрилье УВО, г. Киев. С июля 1925 г. по ноябрь 1926 г. — лётчик-инструктор Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С ноября 1926 г. по февраль 1927 г. — начальник лётного отделения Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля по ноябрь 1927 г. — помощник начальника штаба 5-й авиабригады УВО, г. Киев. С ноября 1927 г. по октябрь 1928 г. — командир отряда в 3-й истребительной эскадрилье УВО, г. Киев. (10)
— 30-й авиаотряд (учебно-тренировочный)
Всего в отряде должно быть 6 с-тов.
Всего в бригаде должно быть 42 самолёта.

1928 год от Рождества Христова

Январь 1928 г.

~ «3 отдельная разведывательная имени т. Фрунзе авиационная эскадрилья» была в составе Украинского военного округа.

~. С 1928 г. самолёты разведчики Р-1 оборудовались сиденьями под парашют, которых поначалу не хватало, и авиаторам приходилось подкладывать вместо них подушки. С 1928 г. Р-1 начали использовать в качестве лёгкого штурмовика. (5)

1930 г.
3-я Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья получила название 20-я разведывательная авиационная эскадрилья имени «Фрунзе». Находилась в г. Киеве. (5)
С декабря командир и военный комиссар 20-й авиаэскадрильи А.М. Бахрушин.
* Бахрушин А.М. С мая 1926 г. в авиации — военный комиссар ВВС Среднеазиатского военного округа. С октября 1926 г. старший лётчик-наблюдатель 34-й авиаэскадрильи. В 1927 г. окончил курсы усовершенствования при авиационной школе в г. Ленинграде. С октября 1927 г. начальник штаба 5-й авиабригады (Украинский военный округ). С декабря 1928 г. командир и военком 30-го авиаотряда (Украинский военный округ). С декабря 1930 г. ком-р и военком 20-й авиаэскадрильи УкрВО. В 1933-1937 гг. ком-р и военком 452-й смешанной бригады. (6)

Из истории:
— 1-я Отдельная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина ф. 1924 г. (СССР). Существовала в 1924 – 1925 годах.
— 1-я авиационная бригада ф. 1926 г. (СССР)

Источники:

1- Шумихин В. С. Советская военная авиация 1917-1941. – Москва: Издательство Наука.  1986.

2- Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919—1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины. 1979.

3- http://www.razlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2006_03/p7.php

ПРИКАЗ РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

4- Форум РККА. Авиационные бригады. 1-я абр. http://vif2ne.ru/rkka/forum/arhprint/21075
5- Сайт Уголок неба. Авиационная энциклопедия. Р-1. http://www.airwar.ru/enc/other1/r1.html
6- Сайт Расстрелянное поколение 37-й и другие годы. Бахрушин Александр Михайлович. http://1937god.info/node/449
795- Шумихин В. С. Советская военная авиация 1917-1941. – Москва: Издательство Наука – 1986 г. В книге есть численный состав советской авиации в 20-е и 30-е годы, на 01.01.1931 г.

8- Российский государственный военный архив (РГВА) — Центральный государственный архив Советской армии (с июня 1992 г. Российский государственный военный архив). В двух томах. Том 2. Путеводитель. 1993. Раздел X. Управления, штабы соединений и частей отдельных видов вооружённых сил и родов войск. Управления, штабы соединений и частей военно-воздушных сил.

_ Постановлением РВС СССР с 15 ноября 1926 г. вводилась новая организация ВВС. В мирное время строевые части объединялись в авиационные бригады с единым войсковым и техническим хозяйством. Их формирование началось в 1927 г. Состав авиабригад был неодинаков — по 3-4 эскадрильи, 1-2 авиаотряда, количество бригад в округах — от одной до 4-х (БВО).

9- Черушев Н. С. Из ГУЛАГа — в бой. — М.: Вече, 2006. С. 160-164. (Военные тайны XX века). Александр Александрович Туржанский.

10- Сайт «Герои страны». Борис Александрович Туржанский. https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=665

11- Егорава А. Б. Гомель — колыбель штурмовой авиации. Военно-исторический журнал. Сакавік, 2010. № 3. С. 9-11. Александр Александрович Туржанский.

12- Ковалев Сергей Юрьевич. Статья «В тени секретной школы». Чернобровкин Сергей Алексеевич (1897–1938). https://proza.ru/2018/07/10/1467

13- Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. – М., 2012. С. 297. Чернобровкин Сергей Алексеевич (1897–1938).

Абросимов Н. А. Статья начата 02.08.2014 г.