1-я Отдельная легкобомбардировочная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина ф. 1925 г. (СССР)

1-я Отдельная легкобомбардировочная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина – основное авиационное тактическое подразделение, состоящее из нескольких авиационных звеньев (отрядов), имеющее на вооружении самолёты. Существовала в 1925 – 1926 годах.
1925 г.
1-я Отдельная разведывательная эскадрилья имени В. И. Ленина находилась в г. Москве. (5)
1-я Отдельная разведывательная эскадрилья имени В. И. Ленина переформирована в 1-ю Отдельную легкобомбардировочную эскадрилью имени В. И. Ленина. (5)
Эскадрилья стала первым подразделением лёгких бомбардировщиков в ВВС РККА.
Командир эскадрильи
Состав эскадрильи:
— Управление эскадрильи
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Вооружение: советские самолёты Р-1.
Р-1 — армейский самолёт-разведчик, первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика de Havilland D.H.9A (образца 1916 г.). Заказ РВСР Государственному авиазаводу № 1 на постройку 70 с-тов D.H.4 был получен 30.09.1918 г. Сборка двух первых с-тов задержалась по причине отсутствия моторов завершилась в 1920 г. В воздух поднялся 02.06.1920 г. первый с-т (серийный № 2292) и 15.06.1920 г. — второй с-т (серийный № 2293). В 1921 г. на ГАЗ № 1 изготовлены 20 с-тов D.H.4 с двигателями Fiat A-12 мощностью 240 л.с. Затем была серия с-тов D.H.9. В 1923-1927 гг. выпущено порядка 1650 боевых с-ов и 130 учебных Р-2 (Р-1 с мотором «Сиддли Пума») и с-тами с другими двигателями. Первые серийные с-ты сдавались РККА летом 1924 г. без вооружения, т.к. не была готова синхронная пулемётная установка Д-1. Всего Д-1 установлена на 210 с-тах Р-1. Позднее применялись усовершенствованные курсовые установки Д-2 и Д-3, а с 1925-1926 гг. — ПУЛ-6 и ПУЛ-9. Бомбардировочное вооружение для первых с-тов включало бомбодержатели (бомбомёты), затем — БОМБР-1. В 1924-1925 гг. на один Р-1 шло до 10 кубометров леса, а в 1926 г. — 6. С 1928 г. самолёты оборудовались сиденьями под парашют, которых поначалу не хватало, и авиаторам приходилось подкладывать вместо них подушки. До 1930 г. Р-1 являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР. На протяжении почти 10 лет, с-т использовался для разведки и корректировки артиллерийского огня, в качестве лёгкого бомбардировщика и штурмовика, для подготовки гражданских и военных лётчиков, морского патрулирования, связи, буксировки мишеней, доставки почты, а также в экспериментальных целях. (5)
С 01.06.1924 г. на вооружении эскадрильи состояли с-ты Р-1: «Красный Воронеж – Ильичу» (серийный/номер 2521), «Самарец – Ильичу» (с/н 2512), «Сибирский рабочий» (с/н 2527), «Красный сормович» (с/н 2514), «Донской рабочий» (с/н 2538), «Продработник» (с/н 2526), «Московский коммунальник» (с/н 2530), «Кизлы-Бухара» (с/н 2506), «Красное Черноморье» (с/н 2513), «Дзержинский – 1» (с/н 2516), «Земляк Ильича» (с/н 2517), «Красная сибирячка» (с/н 2518), «Имени товарища Семашко» (с/н 2519), «Комсомолец Сибири» (с/н 2520), «Нижегородский рабочий» (с/н 2522), «Картыген» (с/н 2523), «Красный владимирец» (с/н 2528), «Грозный» (с/н 2529), «Красный северокавказец» (с/н 2531). (5)
1926 г.
В т. г. эскадрилья переведена в г. Липецк, где она стала называться 40-я Отдельная легкобомбардировочная авиаэскадрилья или «Липецкая авиагруппа».
Из истории:
— 1-я Отдельная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина ф. 1924 г. (СССР)
— 40-я Отдельная легкобомбардировочная авиационная имени В. И. Ленина ф. 1926 г. (СССР)
авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина
Источники:
5- Сайт Уголок неба. Авиационная энциклопедия. Р-1. http://www.airwar.ru/enc/other1/r1.html
92- Военный энциклопедический словарь, Москва, Военное издательство, 1984 год, 863 страниц (стр.) с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.). с. 835- Эскадрилья.
795- Шумихин В. С. Советская военная авиация 1917-1941. – Москва: Издательство Наука – 1986 г. В книге есть численный состав советской авиации в 20-е и 30-е годы, на 01.01.1931 г.
Абросимов Н. А. Статья начата 01.01.2015 г.