1-я Отдельная авиационная эскадрилья лёгких боевиков ф. 1926 г. (СССР)

1-я Отдельная авиационная эскадрилья лёгких боевиков – основное авиационное тактическое подразделение, состоящее из нескольких авиационных звеньев (отрядов), имеющее на вооружении самолёты. Позже такие подразделения стали называться штурмовыми.

1926 г.
Приказом РВС СССР, председатель К. Е. Ворошилов, формируются 2-я Отдельная легкобомбардировочная авиаэскадрилья в г. Витебске и 1-я Отдельная авиаэскадрилья боевиков в г. Киеве. (5)
1-я Отд. авиаэскадрилья лёгких боевиков находилась в г. Киеве Украинской Советской Социалистической Республики. (5)

Командир эскадрильи

Эскадрилья стала первым подразделением лёгких штурмовиков в ВВС РККА.

Вооружение: советские самолёты Р-1.

Р-1 — армейский самолёт-разведчик, первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика de Havilland D.H.9A (образца 1916 г.). Заказ РВСР Государственному авиазаводу № 1 на постройку 70 с-тов D.H.4 был получен 30.09.1918 г. Сборка двух первых с-тов задержалась по причине отсутствия моторов завершилась в 1920 г. В воздух поднялся 02.06.1920 г. первый с-т (серийный № 2292) и 15.06.1920 г. — второй с-т (серийный № 2293). В 1921 г. на ГАЗ № 1 изготовлены 20 с-тов D.H.4 с двигателями Fiat A-12 мощностью 240 л.с. Затем была серия с-тов D.H.9. В 1923-1927 гг. выпущено порядка 1650 боевых с-ов и 130 учебных Р-2 (Р-1 с мотором «Сиддли Пума») и с-тами с другими двигателями. Первые с-ты получила 01.06.1924 г. 1-я Отдельная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина в г. Москве. Первые серийные с-ты сдавались РККА летом 1924 г. без вооружения, т.к. не была готова синхронная пулемётная установка Д-1. Всего Д-1 установлена на 210 с-тах Р-1. Позднее применялись усовершенствованные курсовые установки Д-2 и Д-3, а с 1925-1926 гг. — ПУЛ-6 и ПУЛ-9. Бомбардировочное вооружение для первых с-тов включало бомбодержатели (бомбомёты), затем — БОМБР-1. В 1924-1925 гг. на один Р-1 шло до 10 кубометров леса, а в 1926 г. — 6. С 1928 г. самолёты оборудовались сиденьями под парашют, которых поначалу не хватало, и авиаторам приходилось подкладывать вместо них подушки. До 1930 г. Р-1 являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР. На протяжении почти 10 лет, с-т использовался для разведки и корректировки артиллерийского огня, в качестве лёгкого бомбардировщика и штурмовика, для подготовки гражданских и военных лётчиков, морского патрулирования, связи, буксировки мишеней, доставки почты, а также в экспериментальных целях. (5)
В книге В. С. Шумихина написано, что первоначально авиабригады объединяли эскадрильи, базирующиеся на одном аэродроме. В г. Киеве находились 3-я Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья и 1-я Отдельная авиационная эскадрилья лёгких боевиков. В 1926 г. в г. Киеве сформирована 20-я авиабригада.

1927 г.
В т. г. был разработан и выпущен руководящий документ «Наставления штурмовой авиации» по тактике применения нового рода боевой авиации. (5) В дальнейшем они использовалось при формировании частей нового рода авиации и обучении лётного состава.

1928 г.
Командир бригады А. А. Туржанский (1928 — …).
* Туржанский Александр Александрович. Выступил с инициативой создания штурмовой авиации (2). Он один из организаторов Военно-воздушных сил СССР.
В 1928 — … гг. командир …-й Отдельной авиационной бригады лёгких штурмовиков сформированной в г. Киеве, впоследствии — авиабригадой научно-исследовательского института ВВС в г. Москве. По воспоминаниям А. А. Туржанского, его бригада была своеобразной «летающей лабораторией», где разрабатывались и внедрялись новые, совершенствовались уже имеющиеся тактические приёмы, повышалась огневая мощь самолётов (4б), проходил обучение лётный состав других частей штурмовой авиации. (7) (8)
В т. г. самолёты-разведчики Р-1 в роли штурмовика прошли проверку на практике в ходе больших манёвров Красной Армии проводившиеся под г. Киевом. Эффективность самолёта блестяще продемонстрировала эскадрилья из 19 Р-1 во главе с А. А. Туржанским, когда она внезапно, почти на нулевой высоте, атаковала на марше 3-ю кавалерийскую Бессарабскую дважды Краснознамённую дивизию имени тов. Котовского (13, 14, 15, 16-й кавполки). Нападение оказалось настолько неожиданным, что дивизия была полностью «выведена из строя». (5) Можно только представить, но находиться в конном строю дивизии страшно, как несколько сотен лошадей от испуга пикирующих самолётов выходят из повиновения всадников, строй разваливается, конная масса разбегается в разные стороны, ища спасения. А как тяжело удержаться всадникам на лошадях. Упавший на землю будет растоптан.

Из истории:
— 1-я Отдельная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина ф. 1924 г. (СССР)
— 1-я Отдельная легкобомбардировочная эскадрилья имени В. И. Ленина ф. 1925 г. (СССР)
— 40-я Отдельная легкобомбардировочная авиационная имени В. И. Ленина ф. 1926 г. (СССР)

Источники:
2- Славин С. Н. Оружие победы. М., 2005. С. 317.
4- Мусатов Н. С. Боевая слава не померкнет. Тверь, 1994. 4а-с. 3, 4б-с. 4, 4в-с. 114, 4г-с. 5-7,
5- Сайт Уголок неба. Авиационная энциклопедия. Р-1. http://www.airwar.ru/enc/other1/r1.html
6- http://litrus.net/book/read/163505?p=7
7- Егоров А. Б. Военно-исторический журнал, № 3, Сакавік 2010, C. 9-11.
8- Краязнаўчы сайт Гомеля і Гомельшчыны. Дызайн Яўген Сувораў. Гомель – колыбель штурмовой авиации. http://nashkraj.info/content/view/569/49/
9- Красовский С. А. Жизнь в авиации. Минск, 1976. С. 80.
10- Сайт Кавалерийские корпуса. 4-я кавалерийская дивизия с 01.23 г. – 3-я кавалерийская Бессарабская ордена Ленина, дважды Краснознамённая дивизия имени т. Котовского, войну закончила как – 5-я гвардейская кавалерийская Бессарабско-Танненбергская ордена Ленина, дважды Краснознамённая, ордена Суворова дивизия.
795- Шумихин В. С. Советская военная авиация 1917-1941. – Москва: Издательство Наука – 1986 г. В книге есть численный состав советской авиации в 20-е и 30-е годы, на 01.01.1931 г.
Абросимов Н. А. Статья начата 01.04.2015 г.

 

 

Leave a reply