3-й Отдельный танковый полк ф. 1924 г. (СССР)

3-й Отдельный танковый полк — воинская часть, основная тактическая единица, в Красной Армии. Предназначен для выполнения боевых задач, как правило, в составе соединений, а также самостоятельно. В 1924 — 1930 гг. полк находился в Московском военном округе.
Тяжёлая эскадра танков Красной Армии была организована после Гражданской войны в России 1918-1923 годов из отрядов трофейных танков «Рено» (французский FT-17), «Рикардо» (британский Mark V), «Тэйлор» (британский Mark A) захваченных войсками Красной Армии у противников. Из 130 танков имевшихся в войсках русских добровольцев «Белой гвардии» 83 были захвачены войсками Красной армии советских республик. Эскадра делилась на флотилии и дивизионы. Дислоцировалась она в г. Москве.
Обсудив все возможные варианты организации танковых частей, РВС СССР в сентябре 1924 г. принял решение о переводе танковых частей на полковую организацию. В связи с этим, эскадра была расформирована и на её базе сформирован Отдельный танковый полк, состоящий из двух батальонов — кадрового и учебного. Всего в полку было 356 человек и 18 танков (больших, средних и малых). Оставшиеся танки находились на консервации и служили неприкосновенным запасом для развёртывания танковых частей в военное время. (3)
1924 г.
01.10. эскадра переформирована в 3-й отдельный танковый полк. Это был первый танковый полк вошедший в состав Резерва Главного Командования.
Полк находился в г. Москве.
Командир полка …
Состав полка:
— Управление полка (5)
— Танковый батальон: 1-я и 2-я танк. роты. (5)
— Учебный танковый батальон: 1-я и 2-я танк. роты. (5)
07.11. полк принял участие в военном параде, посвящённом 7-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в г. Москве.
1925 г.
Командир полка …
01.05. танкисты полка приняли участие в военном параде в г. Москве.
Начальник штаба полка Владимир Степанович Тамручи (Дамручян) (06.1925 — 09.1928, в 1926 вр.и.д. командира полка). (1)
* Тамручи (Дамручян) Владимир Степанович. В декабре 1924 г. назначен помощником начальника мобилизационного отдела Управления начальника снабжений РККА. В начале 1925 г. способного командира командование переводит в г. Москву, где он кардинально меняет военную профессию. С того дня и до самого конца его жизнь была связана с танковыми войсками. С 06.1925 г. (см. п. 6- с сентября) начальник штаба Отдельного танкового полка Московского военного округа. (7) 06.1925 — 09.1928 гг. нач-к штаба 3-го Отдельного танкового полка Московского военного округа. (1)
В 1926 г. вр.и.д. ком-ра 3-го Отд. танк. полка. (1) В 1926 г. временно исполняющий обязанности ком-ра Отд. танк. полка. (7) С июня 1926 г. (6- с сентября) нач-к штаба 3-го Отд. танк. полка. (7) С 08.1926 г. нач-к штаба Отд. танк. полка. (7) В 1927 г. одновременно со службой являлся слушателем полугодовых стрелково-тактических курсов «Выстрел». (6) С сентября 1930 г. И. д. помощника начальника Бронетанковых курсов усовершенствования и переподготовки комсостава РККА. (6) (7)
В 1924-1928 гг. полк на вооружении имел советские танки «КС» и иностранные танки «Рено», «Тэйлор», «Рикардо».
* КС («Рено-Русский»). 31.08.1920 г. в испытательный пробег вышел первый малый танк «Рено-Русский», который был собран на заводе «Красное Сормово» в Российской СФСР. Этот первый танк известен под названием «Борец за свободу тов. Ленин». В конце 1920 года в автотанковые отряды Красной Армии начали поступать серийные малые танки «КС» («Красное Сормово») отечественного производства. Всего выпущено 15 танков.
В связи с несовершенством конструкции танка «КС» и отсутствием необходимых для массового производства материалов, узлов и агрегатов, технологического оснащения и квалифицированных инженерных и рабочих кадров производство танков «КС» (Рено-Русский) было свёрнуто. К декабрю 1920 г. в автотанковых отрядах Красной Армии имелось 96 советских и трофейных иностранных танков.
* Танк Mark V (Mk V) (самец — пушечный), Великобритания. Тяжёлый танк.
Боевая масса 30 т («самец»). Экипаж 8 чел. Длина корпуса 8060 мм. Ширина корпуса 3950 мм («самец»). Высота 2630 мм. Тип брони — стальная. Калибр и марка пушки 2 × 57-мм «Гочкис» L/40 («самец») и 4 × 8-мм «Гочкис» («самец»). (10)
* Танк Mark V, (Mk V) (самка — пулемётный), Великобритания. Боевая масса 28 т («самка»). Экипаж 8 чел. Длина корпуса 8060 мм. Ширина корпуса 3320 мм («самка»). Высота 2630 мм. Тип брони — стальная. Пулемёты 5 × 7,7-мм «Виккерс» и 1 × 8-мм «Гочкис» («самка»). (10) Танки Mk V были в войсках интервентов, английских и французских войск, и в русских армиях «Белой гвардии», в т.ч. Вооружённых Сил Юга России, во время Гражданской войны в России 1918-1923 годов. Трофейные Mk V в Красной Армии Советской России, а затем с 1922 г. в Советском Союзе, назывались «Рикардо» и использовались они до 1930 года.
* Mark A (Mk А) (пулемётный), Великобритания. Средний танк.
Боевая масса 14 т. Экипаж 3-4 чел. Длина корпуса … мм. Ширина корпуса … мм. Высота 2630 мм. Тип брони – пассивная (стальная). Броня, толщина 5-14 мм. Пулемёты 2 × 7,7-мм «Гочкис» (или 4 шт.). Дальность стрельбы 1830 м. Два двигателя «Тэйлор» JB4 нижнеклапанные, бензиновые, мощность каждого — 45 л.с., каждый через свою коробку передач приводил в движение одну гусеницу. Поворот танка осуществлялся либо путём изменения числа оборотов одного из двигателей, либо путём переключения передачи в одной из коробок передач, либо обоими способами одновременно. Танк не мог двигаться даже, если отключится один из двигателей. Подвеска безрессорная. Развивал скорость 14 км/ч, что более чем в два раза больше скорости Mk IV. По этой причине его неофициально назвали «Уиппет» — «Борзая». Запас хода — 130 км. В целом танк был надёжным.
Танки Mk V были в русских армиях «Белой гвардии» во время Гражданской войны в России 1918-1923 годов. Трофейные Mk V в Красной Армии Советской России, а затем с 1922 г. в Советском Союзе, назывались «Тэйлор» и использовались они до 1930 года. (8) (9)
В 1925 г. в штат полка был включён третий танковый батальон, а в каждый батальон добавлены ещё по одной (третьей) роте. (3)
Состав полка:
— Управление полка (5)
— 1-й танковый батальон: 1-я, 2-я и 3-я танк. роты. (3) (5)
— 2-й танковый батальон: 1-я, 2-я и 3-я танк. роты. (3)
— Учебный танковый батальон: 1-я, 2-я и3-я танк. роты. (3) (5)
07.11. полк принял участие в военном параде, посвящённом 8-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в г. Москве.
1926 г.
Ком-р полка …
Помощник ком-ра полка Сергей Иванович Деревцов (15.08. — 11.12.1926).
Нач-к штаба полка В. С. Тамручи (Дамручян).
Вр.и.д. ком-ра полка В. С. Тамручи (Дамручян) (1926).
В сентябре состоялось совещание командования РККА, Руководства Главного управления военной промышленности (ГУВП) и Орудийно-Арсенального Треста (ОАТ) по вопросу системы оснащения Красной Армии новыми боевыми машинами. Это совещание известно как «танковое», т. к. главной темой его стала выработка требований к новым танкам для РККА. На совещании анализировались образцы различных зарубежных танков с целью выбора наилучших прототипов для массового выпуска. Задачам сопровождения пехоты более всего отвечал французский танк FT- 17 «Рено» (относившийся в РККА к типу «М» — малый), но он (по мнению большинства присутствовавших на обсуждении) обладал рядом серьёзных недостатков, не позволявших использовать его в системе вооружения РККА: большой вес (более 6 т), не позволявший осуществлять его переброску в кузове грузовика; малая скорость движения и плохое вооружение (стоявшая на танке 37-мм пушка Гочкиса, или Пюто со штатным прицелом не позволяла вести прицельный огонь на дистанции далее 400 м). Советские малые танки «КС», выпущенные на Сормовском заводе («Рено-Русские») были «…весьма неудовлетворительны по качеству изготовления, неудобны по владению оружием, а частично и совершенно невооружены», т.к. пушек не хватало, к тому же оказались еще и дорогими (стоимость танка в ценах 1926 г. составляла около 36 тыс. руб.). Более подходил для прототипа итальянский «Фиат — 3000», обладавший меньшим весом и большей скоростью, чем французский танк. Поэтому ГУВП приняло решение форсировать данные работы КБ ОАТ, назначив ответственным исполнителем С. Шукалова. Для изготовления «опытовой» машины и освоения её серийного выпуска выделялся завод «Большевик» г. Ленинграда, имевший в то время лучшие производственные мощности.
07.11. полк принял участие в военном параде, посвящённом 9-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в г. Москве.
1927 г.
Командир полка …
Начальник штаба полка В. С. Тамручи (Дамручян).
Март
Срок постройки советского танка ленинградским заводом «Большевик», был выдержан и в марте 1927 г. (при плане — февраль) он покинул опытный цех завода и был отправлен на заводские испытания. Танк получил индекс Т-16 и отличался от «Рено-Русского» малыми размерами, весом и стоимостью при сравнительно большой скорости движения.
Однако недостатков у новорожденного оказалось гораздо больше, чем ожидалось, и было принято решение усовершенствовать ряд агрегатов и узлов танка. Так была уд-линена на один каток ходовая часть, что привело к необходимости добавления в носо-вой части корпуса удлинителя (на эталонном образце удлинитель был клепаный, одна-ко на серийных машинах устанавливался в виде литой детали весом 150 кг). Далее из-менениям подверглись некоторые узлы двигательной установки, трансмиссии и т.д. Во время доработки на завод прибыл моторостроитель А. Микулин — разработчик двига-теля танка. Причиной командировки была неудовлетворительная работа энергетичес-кой установки Т-16, что совершенно не вязалось с ожиданиями ОАТ. Конструктор изу-чил весь цикл производства моторов на «Большевике» и сильно удивился, что завод может делать такие сложные агрегаты, не имея даже элементарных измерительных приборов (результатом посещения завода А. Микулиным стало то, что завод наконец-то получил аэротермометры и гигрометр, которые ему не поставляли более 2-х лет).
Май
Завод «Большевик». После постройки новый танк совершил пробег в пригородах Ле-нинграда и отправился в Москву на полевые сдаточные испытания государственной комиссии. Машина получила наименование «Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)». При перевозке танка из Ленинграда в Москву были опробованы все возможные способы его транспортировки: ж.д. вагон, ж.д. платформа, кузов грузовика, автоприцеп и движение своим ходом. Эталонный Т-18, ещё весьма напоминающий внешним видом своего предшественника — Т-16, прибыл в столицу майским вечером (предположительно — 20-25.05) и в кузове грузовика проследовал в склад №37 (в районе Красной Пресни). Поскольку пушка для МС-1 не была поставлена, в танке был установлен её макет, выполненный в токарных мастерских.
11-17.06. Московский военный округ.
Для испытаний танка была образована специальная комиссия, куда вошли представи-тели Мобилизационного управления ВСНХ, ОАТ, завода «Большевик», 11 отдела Артуправления, Генерального штаба РККА. Испытания проводились 11-17.06.1927 г. в районе дер. Ромашково — ст. Немчиновка (Подмосковье) пробегом по пересечённой местности без стрельб, так как оружия для танке не было. Танк был подвергнут «испытаниям третьей степени», но в целом успешно выдержал их и был рекомендован для принятия на вооружение.
3-й отдельный танковый полк на вооружении имел советские танки «КС» и иностранные танки «Рено», «Риккардо», «Тэйлор».
07.11. полк принял участие в военном параде, посвящённом 10-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в г. Москве.
В 1927 г., с началом серийного производства танков МС-1 и формированием новых танковых частей, «Рикардо», «Тейлоры» и «Рено» ещё какое-то время эксплуатировались в войсках параллельно с новыми танками. (3) (4)
1928 г.
Январь.
3-й Отдельный танковый полк дислоцировался в г.Москве. На вооружении имел советские танки «КС» и иностранные танки «Рено», «Рикардо», «Тэйлор».
Ком-р полка …
Нач-к штаба полка В. С. Тамручи (Дамручян).
01.02. командование РККА выдало ленинградскому заводу «Большевик» заказ на изготовление в течение 1928-29 гг. 108 танков Т-18 (30 шт. до осени 1928 г. и 78 шт. в течение 1928-29 гг.).
30.08. – 06.10. Ленинградский военный округ. Испытания первых образцов малых танков Т-16 и МС-1 (Т-18) продолжались. Малый танк Т-16 был передан в распоряжение Ленинградского военного округа, где в течение 30 августа — 6 октября 1928 г. на Семёновском ипподроме, Поклонной горе и площадке курсов мехтяги участвовал в испытаниях новых типов противотанковых препятствий. Командующий войсками Ленинградского военного округа М. Н. Тухачевский присутствовал на испытаниях. Для сравнения вместе с советским Т-16 в этих испытаниях принимали участие также советский «Рено-Русский», французский «Рено» и английский «Рикардо».
Испытания показали, что серьёзными препятствиями для Т-16 (а следовательно и для МС-1 (Т-18)) могут стать « … окоп полного профиля, трапецеидальный ров, аркан и якорь на тросе …», которые не являлись препятствиями для танка «Рикардо». Танк «Рено-Русский» показал также плохие результаты.
Вывод по испытаниям: новый танк МС-1 (Т-18) должен был быть длиннее и иметь более мощный двигатель, что позволяло бы показать хорошие результаты.
Ком-р полка …
Нач-к штаба полка В. С. Тамручи (Дамручян) (до 09.1928).
В октябре Командиром полка назначен Владислав Станиславович Коханский (10.1928-12.1930).
07.11. первые 30 танков МС-1 (Т-18) были изготовлены на средства ОСОАВИАХИМа и приняли участие в военных парадах посвящённых 11-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в г. Москве и г. Ленинграде под неофициальным названием «Наш ответ Чемберлену».
3-й Отдельный танковый полк по прежнему эксплуатировал советские танки «КС» («Рено-Русский») и иностр. танки «Рено», «Тэйлор», «Риккардо».
С ноября полк начал перевооружаться на танки МС-1 (Т-18) образца 1927 г.

«Малый танк сопровождения МС-1 (Т-18) образца 1927 г.»
Год выпуска: 1927
Боевая масса: 5,8 т
Размеры: длинна – 3520 мм, ширина — 1720 мм, высота- 2080 мм
Экипаж: 2 чел.
Вооружение: 1 х 37-мм пушка, 1 х 7,62-мм пулемёт
Боекомплект: снаряды — 112шт, патроны — 1449 шт
Бронирование: лоб корпуса — 16 мм, боковая стенка корпуса — 16 мм, лоб башни — 16 мм
Тип двигателя: карбюраторный
Максимальная мощность: 30 л.с.
Максимальная скорость: 24 км/ч
Запас хода: 120 км.

1929 г.
Заместитель начальника вооружений РККА Николай Алексеевич Ефимов (1926-31)
Ком-р полка В. С. Коханский.
Апрель
Первоначально серийным производством занимался только ленинградский завод «Большевик», но с апреля 1929 г. к выпуску Т-18 приступил также Мотовилихинский Машиностроительный завод (Бывший Пермский Артиллерийский) и план выпуска танков был увеличен.
15.07. Мероприятия Коммунистической партии, проведённые в 1924-1925 годах и в последующие годы, повысили мощь Красной Армии. ЦК ВКП (б) в постановлении от 15.07.1929 г. «О состоянии обороны» отметил, что основным итогом истекшего пятилетия является создание крепкой, боеспособной армии, в политическом отношении вполне надёжной, в техническом отношении стоящей на уровне развития производительных сил страны. (2)
На 1929-1937 годы Советское партийное и государственное руководство приняло программу перевооружения войск.

Первым серьёзным испытанием для танкистов стали Большие Бобруйские манёвры 1929 г., на которых за поведением танков наблюдали несколько комиссий (от КБ завода «Большевик» комиссией руководил инженер Л. С. Троянов — впоследствии известный танковый конструктор). В ходе манёвров советские танки вели себя неплохо. Несмотря на крайне тяжёлые и изнурительные условия эксплуатации МС-1 (Т-18) почти в полном составе прошли все испытания, но в них обнаружились множественные мелкие поломки материальной части (полный список неисправностей и путей их возможного устранения содержал более 50 пунктов). Этот список послужил дополнительным стимулом для модернизации танка, проведённой в 1929-1930 гг.
В т. г. танкам довелось принять участие и в настоящих боевых действиях. Это случилось в ходе военного конфликта на КВЖД, классифицируемого как локальная война.
17-18.07. Революционный Военный Совет СССР.
В 1929 г. характеристики МС-1 (Т-18) уже не отвечали возросшим требованиям к малому танку Генерального штаба РККА. На прошедшем 17-18.07.1929 г. заседании РВС СССР была принята «система танко-тракторно-автоброневооружения», отвечавшая новой структуре РККА. Это заседание, казалось, ставило крест на производстве МС-1 (Т-18), как устаревшего для ведения боевых действий в новых условиях. На заседании родились требования к основному танку сопровождения пехоты, получившему индекс Т-19. Т.к. танк ещё не был создан, в одном из пунктов решения отмечалось: «Впредь до сконструирования нового танка допустить на вооружении РККА танк МС-1 (Т-18). АУ УС РККА принять все меры по увеличению скорости танка до 25 км/ч.».
01.10. В т. г. массовое производство МС-1 (Т-18) на Мотовилихинском Машиностроительном заводе развернуть не удалось по причине срыва поставок двигателей ленинградским з-дом «Большевик». Всего за 1929 г. из заказанных 133 танков было сдано 96. Но Мотовилихинский завод осваивал танк и в 1929-1930 гг. план выпуска МС-1 (Т-18) был увеличен до 300 шт.
В т. г. рота танков МС-1 3-го полка участвовала в военном конфликте на Китайско-Восточной железной дороге.
В т. г. полк выделил личный состав и технику для формирования Опытного механизированного полка, командир полка К. Б. Калиновский.
07.11. полк принял участие в военном параде, посвящённом 12-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в г. Москве.
Декабрь
Выполнение решения РВС СССР о начале работ над новым основным танком сопровождения пехоты Т-19 принятом 17-18.07.1929 г. выполнялось, но его проектирование и освоение в серии затянулось, а для вооружения РККА срочно требовались новые малые танки. Поэтому руководство ГУВП приняло решение до начала массового выпуска танка Т-19 программу изготовления танка Т-18 не сворачивать, а провести комплекс мер по его капитальной модернизации, чтобы поднять его боевые возможности до уровня, сравнимого с основным танком, и при этом по возможности снизить стоимость. С этой целью в конце 1929 г. начались работы над танком сопровождения пехоты Т-20 (Т-18 улучшенный).
1930 г.
Январь
Ком-р полка В. С. Коханский (до 12.1930).
3-й Отп по прежнему эксплуатировал советские танки МС-1 (Т-18) образца 1927 г. (более 30 шт.), «КС» («Рено-Русский») и иностр. танки «Рено», «Тэйлор», «Риккардо».
Май
На ленинградском заводе «Большевик» танк МС-1 (Т-18) совершенствовался: увеличена мощность двигателя до 40 л.с., применена четырёхскоростная коробка передач (вместо трёхскоростной), поставлено новое литое ведущее колесо; устанавливалась новая 37-мм пушка (большой мощности, т.е. не ручная) и 7,62-мм пулемёт. При установке нового вооружения башня танка оказалась бы сильно перегруженной в передней части, поэтому в танках, выпускаемых с 1930 года, была введена кормовая ниша, в которой также размещалась радиостанции. Трудности в артвооружением снова оставили танк в прежней комплектации, но танк получил название «МС-1 (Т-18) образца 1930 г.».

«Малый танк сопровождения МС-1 (Т-18) образца 1930 г.»
Год выпуска: 1930
Боевая масса: 5,8 т
Размеры: длинна – 3520 мм, ширина — 1720 мм, высота — 2080 мм
Экипаж: 2 чел.
Вооружение: 1 х 37-мм пушка, 1 х 7,62-мм пулемёт
Боекомплект: снаряды – 112 шт, патроны — 1449 шт.
Бронирование: лоб корпуса — 16 мм, боковая стенка корпуса — 16 мм, лоб башни — 16 мм
Тип двигателя: карбюраторный
Максимальная мощность: 40 л.с.
Максимальная скорость: 24 км/ч
Запас хода: 120 км
Ёмкость топливного бака 100 л
Радиостанция.

Модернизация танка «МС-1 (Т-18) образца 1930 г.» кардинально не улучшала боевые характеристики танка (скорость движения так и не достигла 25 км/ч, а изготовление корпуса по-прежнему было очень трудоёмким). Но Красной Армии нужен был основной танк и танк МС-1 (Т-18) образца 1930 г. был запущен в серийное производство.
Октябрь
01.10. в 3-м Отп числилось 47 МС-1 и 19 танков «Рикардо». «Рикардо» были последние танки из находившихся в войсках машин времён гражданской войны. (3)
Ноябрь
07.11. полк принял участие в военном параде, посвящённом 13-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в г. Москве.
Декабрь
Ком-р полка В. С. Коханский (до 12.1930).
В декабре 3-й Отп переименован в Отдельный учебный танковый полк.
Из истории:
— Опытный механизированный полк ф. 1929 г. (СССР)
— Отдельный учебный танковый полк ф. 1930 г. (СССР)
Источники:
1- Сайт Механизированные корпуса РККА. 3-й танковый полк, с 05.36 по 05.38 г. – 3-я танковая бригада.
2- КПСС о Вооружённых Силах Советского Союза. Документы. С. 264.
3- Сайт Танковый фронт 1939 – 1945. На службе Красной Армии. http://www.tankfront.ru/ussr/history/tanki_ka.html
4- М. Коломиец, И. Мощанский, С. Ромадин. Танки Гражданской войны. Армада № 14. М., М-Хобби, 1999.
5- Сайт Танковый фронт 1939 – 1945. http://tankfront.ru/ussr/ussr.html
6- Сайт Vardanank. Тамручи (Дамручян) Владимир Степанович. http://forum.vardanank.org/index.php?showtopic=151884
7- Сайт Страницы Российской истории. Владимир Степанович Тамручи.
http://russian-dossier.ru/taxonomy/term/2106
8- Холявский Г. Л. Библиотека военной истории. Энциклопедия танков. — Санкт-Петербург: АТС, 1998. ISBN 985-433-253-5
9- Трюитт Ф. Танки и самоходные установки / Под ред. Ангелова С.. — Москва: АСТ, 2001. — С. 14. — 336 с. — 10000 экз. — ISBN 5-17-005600-1
10- http://www.popmech.ru/blogs/post/1221-mark-v-bolshoy-villi-ili-kak-ego-lyubyat-nazyivat-rikardo/
Абросимов Н. А. Статья начата 15.05.2013 г.