15-й морской тяжёлый бомбардировочный авиационный полк 1938 года (СССР)

15-й морской тяжёлый бомбардировочный авиационный полк — воинская часть Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик; существовала в составе военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота с 25 апреля по сентябрь 1938 года.

 

1938 год от Рождества Христова.

Апрель 1938 г.
10 апреля
= Главный военный совет Красной Армии =
. 10 апреля 1938 г. Главный военный совет Красной Армии принял постановление об очередной реорганизации ВВС. Должны были быть сформированы ещё две отдельные авиационные армии особого назначения, переформировывались существовавшие авиабригады состоящие из эскадрилий в новые авиабригады состоящие из полков.
= Морская авиация ВМФ СССР =
. Вр. и. д. командующего Морской авиацией ВМФ СССР красвоенмор Ф. Г. Коробков (январь 1938 г. — июнь 1939 г.).
= Краснознамённый Балтийский флот =
. Командующим Краснознамённым Балтийским флотом был красвоенмор Г. И. Левченко (10.1.1938 г. — 27.4.1939 г.).
= Морская авиация Краснознамённого Балтийского флота =
. Командующим был красвоенмор А. И. Ильин.
= 105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада КБФ =
= 8-я бомбардировочная авиационная бригада Морской авиации КБФ =
. Есть такая информация. 105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада расформирована в конце (ноябре или декабре?) 1938 года, а управление 105-й бригады было в 1939 году преобразовано в управление 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС КБФ. (9)
— Сайт «Pobeda1945.su». Статья «105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада (105-я бабр). 1929-1938.» http://www.pobeda1945.su/division/13595
. 105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада дислоцировалась в Гребном порту гор. Ленинграда (в черте города, порт был соединён каналом с заливом моря).
. Есть такая информация. 105-я авиационная бригада — соединение Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик; существовала в составе военно-воздушных сил Морских сил Балтийского моря с 1933 года по 25.04.1938 года.

. 105-я авиационная бригада (морская, бомбардировочная, минно-торпедная) в 1933 г. имела состав:
— управление бригады;
— 121-я бомбардировочная авиационная эскадрилья (минно-торпедная);
— 122-я бомбардировочная авиационная эскадрилья (минно-торпедная);
— 19-я разведывательная авиационная эскадрилья;
— части и подразделения обслуживания.


Фото. Ленинград, город. Гребной порт.

Фото. Санкт-Петербург, Гребной порт, 30 ноября 2020 г.

Фото. Санкт-Петербург, Гребной порт, 30 ноября 2020 г.


Фото. Ленинград, город. Стрелка Васильевского острова. Вид с самолёта.

Фото. Санкт-Петербург, город. Стрелка Васильевского острова. Вид с теплохода с реки Невы.

Фото. Карта Ленинградской области РСФСР. 1939 г.

Фото. Для примера о внешнем виде лётчиков.

Фото. Для примера о парашютной подготовке лётчиков.

Фото. Для примера о парашютной подготовке лётчиков.

 


Фото.  Гидросамолёт МБР-2 (морской ближний разведчик и морской лёгкий бомбардировщик). СССР.


Фото.  Гидросамолёт МБР-2 (морской ближний разведчик и морской лёгкий бомбардировщик). СССР.

. Гидросамолёт МБР-2 был морским ближним разведчиком и морским лёгким бомбардировщиком. СССР.
Гидросамолёт МБР-2 с двигателем М-17 выпускался с 1934 г. до 1936 г., было произведено около 300 единиц. В строевые авиачасти МБР-2 начали поступать в 1934 г., заменяя гидросамолёты (летающие лодки) Дорнье «Валь», МБР-4 и S-62bis в отдельных отрядах и эскадрильях, эксплуатировавших разведчики морской авиации ВВС РККА. Лидировали в освоении новой летающей лодки авиаторы Морских сил Балтийского моря и Морских сил Чёрного моря (с 1935 г. Балтийского флота и Черноморского флота).
МБР-2 поступили также в Школу морских лётчиков и лётнабов в Ейске (позже Военно-морское авиаучилище им. И.В. Сталина) — основную кузницу кадров советской гидроавиации.
С 1935 г. МБР-2 в больших количествах начали поступать Тихоокеанский флот (до 11 января 1935  г. Морские силы Дальнего Востока). Полностью перевооружение частей Балтийского флота и Черноморского флота завершилось в 1937 г., на Тихоокеанском флоте и в Амурской флотилии — в 1938 г. К 1939 г. МБР-2 получили авиационные подразделения пограничных войск НКВД.

25 апреля
= 15-й морской тяжёлый бомбардировочный авиационный полк =
Приказами Народного комиссара ВМФ № 0330 и 0331 от 25.04.1938 года, 105-я бригада, в составе 121-й МТБАЭ, 122-й МТБАЭ и 19-й МРАЭ была обращена на формирование 15-го морского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады* ВВС КБФ. Полк находился в районе г. Ленинграда.
— — —
*. Есть такая информация. 105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада расформирована в конце (ноябре или декабре?) 1938 года, а управление 105-й бригады было в 1939 году преобразовано в управление 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС КБФ. (9)
— Сайт «Pobeda1945.su». Статья «105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада (105-я бабр). 1929-1938.» http://www.pobeda1945.su/division/13595
— — —
. 15-й мор. тяж. бомб. авиаполк был сформирован в период с 25 апреля по август 1938 г., а управление 105-й авиабригады существовало до ноября 1938 г. (2) (9)

~. Есть такая информация. 22 июня 1941 г. в состав 15-го отд. мор. дальнего разв. полка входили:
— 19 авиационная эскадрилья (на тяжёлых гидросамолётах Че-2 (МДР-6)), базировалась на гидроаэродроме «Гора-Валдай» (на Горавалдайском озере, то же самое – на Шепелёвском озере), в посёлке Гора-Валдай. К северу от Горавалдайского озера через полосу суши находится бухта Графская Лахта Финского залива и с западу бухта Батарейная. Вдоль северного берега озера проходит автодорога (с востока) Лебяжье – Пулково (южнее расположен пос. Гора-Валдай) – Шепелёво (расположен на северном берегу оз. Гора-Валдай) – Кандикюля — Сосновый Бор;
— 22 авиационная эскадрилья (на тяжёлых гидросамолётах Че-2 (МДР-6)), базировалась на гидроаэродроме «Вейно» (на западном берегу Липовского озера), возле деревни Вейно, на Кургальском полуострове. Деревня Вейно располагалась на природном холме близ юго-западного побережья Липовского озера и была окончательно расселена к середине 1937 г. в связи со строительством гидроаэродрома. В сентябре 2023 г. на электронной карте обозначено урочище (лес) Вейно;
— 18 авиационная эскадрилья* (на лёгких гидросамолётах МБР-2), базировалась на гидроаэродроме Ораниенбаум, в городе Ораниенбауме;
— части и подразделения обслуживания.
— — —
*  Балтийский луч № 51. 20 декабря 2013 года. УТРАЧЕННОЕ. Морская авиация в Ораниенбауме. Окончание. Начало в № № 45,46,49.   К началу Финской войны морская гидроавиация опять начинает развиваться после двух десятилетий застоя. В 1938 году эскадрилья получает самолёты МБР-2 и преобразуется в 18-ю отдельную разведывательную авиаэскадрилью. С ноября 1939 года 18-я эскадрилья вводится в состав 15-го авиаполка** и участвует в боевых действиях в войне с Финляндией. К концу ноября, когда началась война с Финляндией, в военно-воздушных силах балтийского флота насчитывалось 124 гидросамолёта, из них 114 находились в боеготовности. В.ЖУРАВЛЁВ. http://petrodv-cbs.digst.ksob.spb.ru/B_l131108_21-131220_15.pdf
** Здесь надо понимать в состав 15-го отд. мор. разведывательного авиаполка ВВС КБФ.
— — —

. Так как тяжёлый гидросамолёт Че-2 (МДР-6) был морским дальним разведчиком и морским тяжёлым бомбардировщиком и лёгкий гидросамолёт МБР-2 был морским ближним разведчиком и морским лёгким бомбардировщиком, можно предположить, что 15-й мор. тяж. бомб. авиаполк имел своей основной задачей разрушать объекты бомбардировками авиабомбами.
_ Можно предположить, что 15-й мтбап имел состав:
— 19 авиационная эскадрилья (на тяжёлых гидросамолётах Че-2 (МДР-6)), базировалась на гидроаэродроме Гора-Валдай, в посёлке Гора-Валдай;
— 22 авиационная эскадрилья (на тяжёлых гидросамолётах Че-2 (МДР-6)), базировалась на гидроаэродроме Вейно, в деревне Вейно;
— 18 авиационная эскадрилья (на лёгких гидросамолётах МБР-2), базировалась на гидроаэродроме Ораниенбаум, в городе Ораниенбауме;
— части и подразделения обслуживания.

Май 1938 г.
. В мае 15-й мор. тяж. бомб. авиаполк продолжал формирование. (2)

Июнь 1938 г.
. В июне 15-й мор. тяж. бомб. авиаполк продолжал формирование. (2)
_ 1 июня начался летний период обучения учебного года 1937-38 годов. Летом войска 15-го морского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка проводили занятия в лагерях. В летнем периоде обучения командиры и политработники большое внимание уделяли тактической подготовке и стрелковой подготовке. Проводились занятия по боевой и политической подготовке красноармейцев и командиров. В дни с хорошей погодой проводились полёты.

Июль 1938 г.
. В июле 15-й мор. тяж. бомб. авиаполк продолжал формирование. (2)
_ В июле войска 15-го морского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка проводили занятия в лагерях. В дни с хорошей погодой проводились полёты.

Август 1938 г.
. В августе 15-й мор. тяж. бомб. авиаполк продолжал формирование. (2)
_ В августе войска 15-го морского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка проводили занятия в лагерях. В дни с хорошей погодой проводились полёты.

Сентябрь 1938 г.
. Управление 105-й авиабригады ещё не было преобразовано в управление 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС КБФ.
_ 15-й морской тяжёлый бомбардировочный авиационный полк и воинские части гарнизона гор. Ленинграда принимали участие в общегарнизонных учениях завершающих зимний период обучения и учебный год.

Ноябрь 1938 г.
. 7 ноября в г. Ленинграде проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая 21-й годовщине Великого Октября, и проводился военный парад.

= 8-я бомбардировочная авиационная бригада ВВС КБФ =
= 15-й морской тяжёлый бомбардировочный авиационный полк =
= 15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк ВВС КБФ =
После сентября 1938 г. 15-й МТБАП выведен из состава 8-й бомбардировочной авиационной бригады и переформирован в 15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк ВВС КБФ.
. 105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада расформирована в конце 1938 года, а управление бригады было в 1939 году преобразовано в управление 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС КБФ. (9)

. Есть такая информация. 15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк ВВС Краснознамённого Балтийского флота был сформирован в январе 1938 года. В состав полка входили две авиационные эскадрильи на летающих лодках Че-2 (МДР-6, морской дальний разведчик), одна авиационная эскадрилья на летающих лодках МБР-2 (морской ближний разведчик). (13, сайт «Ту-22». 15 отдельный морской дальний разведывательный Краснознаменный, ордена Ушакова 2 степени, Таллиннский, авиационный полк)
. Надо полагать, что на вооружении 15-го морского тяжёлого бомбардировочного авиаполка были гидросамолёты Че-2 (МДР-6, морской дальний разведчик, морской тяжёлый бомбардировщик) и МБР-2 (морской ближний разведчик, морской лёгкий бомбардировщик).

Че-2 (МДР-6) — летающая лодка конструкции Игоря Вячеславовича Четверикова, морской дальний разведчик и морской тяжёлый бомбардировщик. Высокоплан с крылом типа «чайка». Два двигателя расположены на крыльях. Длина 15,73 м, размах крыла 19,3 м, площадь крыла 59,4 м2. Конструкция в основном металлическая. Силовая установка — два ПД М-63 мощностью по 809 кВт. Взлётная масса 6700 кг (в перегрузочном варианте 7200 кг). Вооружение: три пулемёта ШКАС в двух стрелковых установках, бомбовая нагрузка до 1000 кг. Скорость 360 км/ч, потолок 9000 м, дальность полёта до 2650 км. Экипаж 3-4 человека. Самолёт строился серийно в 1939-40 годах и применялся в годы Великой Отечественной войны.
Под руководством И. В. Четверикова в 1937-46 годах выпущено несколько модификаций летающей лодки МДР-6: Че-2, Б-1 — Б-5. (14) (15) (16) (17)

МБР-2 М-34НБ (модификация МБР-2) — летающая лодка конструкции Георгия Михайловича Бериева, морской ближний разведчик и морской лёгкий бомбардировщик. Высокоплан с прямым крылом. Двигатель расположен над фюзеляжем. Длина 13,50 м, размах крыла, 19,00 м, площадь крыла 55,00 м2, высота 5,36 м. Силовая установка — 1 двигатель ПД М-34НБ с мощностью взлётной 830 л.с., а у земли 750 л.с. Норм. взлётная масса 4424 кг. Масса пустого самолёта 3306 кг. Масса топлива 540 кг. Вооружение: два 7,62-мм пулемёта ШКАС, бомбовая нагрузка до 600 кг. Максимальная скорость у земли: 224 км/ч, на высоте: 234 км/ч. Крейсерская скорость 170-200 км/ч. Перегоночная дальность 1230 км, практическая дальность 690 км. Макс. скороподъёмность 245 метров/мин. Практический потолок 7400 м. Экипаж 2 человека. (8) (16) (17)


Фото. Че-2 (МДР-6) — летающая лодка. СССР.


Фото. Че-2 (МДР-6) — летающая лодка. СССР.

 

Литература

1/ Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Специальный выпуск альманаха «Тайфун» № 12. — СПб., 2012. 768 с. (Справочник).

2/ Сайт «Авиаторы Второй Мировой». Статья «15 авиационный полк ВВС ВМФ, 15-й отдельный Таллинский Краснознамённый морской разведывательный авиационный полк ВВС ВМФ». http://allaces.ru/sssr/struct/p/rap15.php

3/ Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. Под редакцией доктора исторических наук А. В. Авторы: В. И. Ачкасов, А. В. Басов, Н. В. Большаков, Г. М. Гельфонд, Р. Н. Мордвинов, А. И. Сумин. Рецензенты: доктор истор. наук Г. А. Амман, А. А. Потапов. 4-е изд., испр. и доп. — Москва. Издательство: Воениздат, 1988.

4/ Дважды Краснознамённый Балтийский флот. Н. М. Гречанюк, В. И. Дмитриев, А. И. Корниенко и др. 3-е изд., испр. и доп. — Москва. Издательство: Воениздат, 1990.

5/ Военная энциклопедия. — Санкт-Петербург. Издательство: Товарищество И. Д. Сытина. Под редакцией В. Ф. Новицкого и др.. 1911—1915. Статья «Гребной порт».

6/ Сайт PLAM.RU. Статья «МБР-4 — таганрогская «Савойя». http://www.plam.ru/transportavi/mir_aviacii_1998_02/p3.php

7/ Иванов П. Н. Крылья над морем. — Москва. 1973.

8/ Сайт «Авиа.ру». Морской ближний разведчик МБР-2.http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/morskaya-aviatsiya-2/morskaya-aviatsiya-1920-e-1940-e-gody/morskoj-blizhnij-razvedchik-mbr-2/

9/ Сайт «Pobeda1945.su». Статья «105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада (105-я бабр). 1929-1938.» http://www.pobeda1945.su/division/13595

10/ Сайт WUNDERWAFFE об истории Мировых войн. Книги, статьи, периодика, мемуары и художественная литература по истории мировых войн и вооружений. Справочники. Чертежи. Эксплуатация и боевое применение. В строю ВВС РККА. http://wunderwafe.ru/Magazine/AK/2004_03/04.htm

 

Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья начата 12.10.2020 г.