5-й Социалистический авиационный отряд ф. 1917 г. (РСФСР)

5-й Социалистический авиационный отряд – постоянное воинское формирование, созданное для выполнения боевой задачи. В данном случае отряд являлся отдельной воинской частью. Существовал отряд с 1917 г. по … г.
1917 г.
В конце 1917 — начале 1918 г. Бюро комиссаров авиации, опираясь на поддержку Петросовета, начало формировать на аэродромах Петроградского военного округа  «Социалистические авиаотряды». Всего было создано шесть отрядов по 12 самолётов в каждом.
Командир отряда красный военный лётчик Кузнецов. (1)
Состав: управление отряда, по штату 12 самолётов.
Отряд сформирован на базе 1-й Социалистической авиашколы.
1918 г.
Ситуация на западе страны коренным образом изменилась 19.02., когда германская армия, воспользовавшись сепаратным договором с руководством УНР и срывом мирных советско-германских переговоров в г. Брест-Литовске, перешла в наступление на участке фронта, где находились украинизированные воинские части Русской армии.
15.05. председатель РВСР Л. Д. Троцкий издал приказ о штате авиаотряда: шесть самолётов, четыре автомобиля, пять повозок и 113 человек личного состава. (1)
29.05. ВЦИК издаёт указ о всеобщей воинской повинности. (1)
На востоке страны на Урале также начинались боевые действия Гражданской войны в России.
В июне здесь началось наступление белой Сибирской армии Сибирской Республики против социал-демократов (большевиков), которая при поддержке чешской «Гуситской» дивизии стремилась овладеть этим важным промышленным регионом. Сибирская республика имела государственный флаг с бело-зелёными полосами.
В июле войскам белой Сибирской армии удалось выйти на ближние подступы к г. Екатеринбургу. Социалисты-демократы (большевики), опираясь на местные рабочие отряды и прибывшие из центральной европейской части России пехотные дивизии Красной Армии, упорно оборонялись. Так образовался Урало-Сибирский фронт. Помимо пехоты и артиллерии, командование Красной Армии в район боёв перебрасывало и авиачасти.
В конце июня из г. Петрограда по собственной инициативе отправился на Урал 5-й Социалистический авиаотряд. (1)
Состав отряда:
— командование
— 1-е боевое отделение
— 2-е боевое отделение
— подразделение обслуживания.
Вооружение: девять с-тов «Фарман-30» с экипажами и несколько с-тов «Ньюпор».
10.07. отряд прибыл на фронт в г. Екатеринбург. В составе отряда были командир красный военный лётчик Романчук и три малоопытных лётчика, подготовленных из солдат: Александр Степанов, Дмитрий Пятницкий и Михаил Калабушкин.
К августу лётный состав отряда пополнился военными лётчиками Ерофеевым и Трусовым, ускоренно переученными из мотористов, и опытным лётчиком-добровольцем, полным георгиевским кавалером Императорской Русской армии Алексеем Упоровым (2). (1)
В августе командиром отряда назначен Алексей Муратов (русский офицер, прапорщик).
Боевое отделение отряда в составе трёх самолётов под командованием А. И. Степанова было отправлено на ж.д. станцию Синарская для обслуживания войск Шадринского и Челябинского направлений. (1)
14.07. боевое отделение отряда под командованием А. И. Степанова приступило к работе. Военлёт Д. Пятницкий совершил первый боевой вылет в направлении на г. Шадринск, разбросав над окопами пр-ка агитационные листовки на чешском языке.
15.07. с аналогичным агитационным заданием вылетел ком-р отделения военлёт А. И. Степанов.
Эффективность воздействия агитации оказалась низкой. Чехословацкие военнослужащие не поверили большевистской пропаганде и продолжали наступление.
Командование Северо-Урало-Сибирского фронта на первых порах относилось к авиаторам довольно равнодушно. Большинство командиров просто не понимало, что с ними делать. Не получая никаких заданий, лётчики действовали самостоятельно. Но после ряда успешных полётов на разведку, давших ценные сведения, отношение заметно изменилось. «Летунов» зауважали и стали регулярно обращаться к ним за свежей информацией о противнике.
21.07. директивой командующего войсками Восточного фронта, Р. И. Берзин (старый большевик), войска Северо-Урало-Сибирского фронта должны были войти в состав 3-й армии Восточного фронта. (3)
25.07. под натиском белых красные войска оставили г. Екатеринбург. После падения г. Екатеринбурга 25.07. войска Красной Армии отошли на линию севернее, западнее и северо-восточнее города. (3) 5-й Соц. ао эвакуировался в г. Алапаевск. (1)
28.07. Северо-Урало-Сибирский фронт преобразован в 3-ю армию РККА.
В составе 3-й армии д. б. быть созданы три дивизии: Восточная, Средняя и Западная. Восточная и Средняя дивизии формировались в начале августа 1918 г. из различных отрядов и штабов групп войск Северо-Урало-Сибирского фронта. (3)
Восточная дивизия, начальник дивизии — бывший военрук Шадринского направления Г. И. Овчинников, вела бои на Егоршинском, а затем на Алапаевском направлениях.
Средняя дивизия, начальник дивизии — бывший начальник Тюменского военно-оперативного штаба Р. П. Эйдеман, вела бои на Тагильском направлении в полосе железной дороги Екатеринбург – Нижний Тагил. (3)
12.08. 5-й Соц. ао, переместился в г. Пермь для пополнения личным составом.
Боевые действия шли в основном на узкой полосе вдоль железной дороги Челябинск – Екатеринбург – Нижний Тагил, и красвоенлётам нередко приходилось вылетать на бомбардировки занятых противником ж.д. станций. По свидетельствам очевидцев, такие авианалёты приносили очень мало реального ущерба, но оказывали сильное морально-психологическое воздействие на солдат, большинство из которых видели самолёты впервые в жизни. Командование Сибирской армии отмечало, что после бомбёжек заметно снижался боевой дух войск и росло число дезертиров. (1)
12.08. на ж.д. ст. Нижний Тагил в распоряжение Средней дивизии Р. П. Эйдемана прибыло 1-е отделение 5-го Социалистического авиаотряда под командованием лётчика А. Д. Муратова. В него входили пилоты Пятницкий и Степанов и с-ты «Фарман-30» — 3 шт. и «Ньюпор-23» — 2 шт. (1)
16.08. в составе Восточного фронта сформирована 5-я армия РККА под г. Казанью из красноармейских полков и отрядов, управление армии в г. Свияжске, командующий войсками армии П. А. Славен, начштаба армии А. Григорьев. Командующий войсками армии непосредственно подчинялся находившемуся в г. Свияжске Наркомвоенмору Л. Д. Троцкому (личный поезд которого стоял на запасных путях местной железнодорожной станции, неподалеку от лётного поля т.н. «Казанской авиагруппы»). (1)
21.08. А. Д. Муратов, бывший офицер Русской армии, прапорщик, на с-те «Ньюпор» перелетел к белым, в недавно занятый ими г. Екатеринбург. После посадки он заявил белым офицерам в недавнем прошлом боевых товарищей, что хочет «при помощи истребителя, на котором он прилетел, оградить город от налётов противника», то есть от нынешних красных коллег по авиаотряду.
23.08. 5-й Соц. ао понёс боевую потерю — самолёт. Военлёт А. И. Степанов и комиссар отряда Крузе, выполнявший «по совместительству» обязанности лётнаба, вылетели на с-те «Фарман» бомбить ж.д. станцию Таватуй. На станции они обнаружили семь эшелонов, состоявших из 30 – 40 вагонов. Экипаж сбросил на них две 20-фунтовые бомбы, а затем, несмотря на пулемётный огонь с земли, решил сделать ещё один заход. Но тут пуля повредила двигатель, и Степанову пришлось на планировании сажать самолёт на ближайшей подходящей площадке. Такой площадкой оказалось болото. Самолёт был сломан, а лётчик получил сильные ушибы. Тем не менее обоим лётчикам удалось выбраться и пешком вернуться к своим. (1)
25.08. Восточная и Средняя дивизии 3-й армии были переименованы в 1-ю и 2-ю Уральские дивизии. 2-я Уральская дивизия вела основные тяжёлые героические бои на Тагильском направлении (с начала августа Средняя дивизия) по 6 октября. (3)
Кроме 5-го Соц. ао, в составе 3-й армии имелись 1-й и 2-й Иркутские авиаотряды 1-го Сибирского авиапарка. На вооружении мели пять «Фарманов-30», четыре «Сопвича», «Вуазен», «Альбатрос» и «Ньюпор-10», четырьмя автомобилями, двадцать запасных моторов и другое имущество. Командир Н. С. Рахчеев, комиссар Черных, семь лётчиков и 12 механиков. (1)
В сентябре на Урало-Сибирский фронт начали поступать новые красные советские авиачасти.
09.09. в 3-ю армию прибыла недоукомплектованная Олонецкая авиагруппа в составе восьми с-тов и пяти лётчиков. 2-й Олонецкий авиаотряд из её состава под командованием И. С. Железнова (лётчики Э. Макаренко и Г. Потехин) с двумя «Сопвичами» и двумя «Ньюпорами» был направлен в г. Нижний Тагил. (1)
Вскоре 2-й Олонецкий и 5-й Социалистический отряды были объединены в 1-ю Тверскую авиагруппу, которую возглавил красвоенлёт А. М. Лабренц. Первое время авиагруппа находилась на аэродроме Кушва близ г. Нижнего Тагила.
21.09. 1-я Тверская авиагруппа была вынуждена срочно эвакуироваться ввиду быстрого наступления пр-ка и угрозы сдачи города. Взлетать пришлось в тёмное время ещё до рассвета под ружейно-пулемётным огнём. Заранее подготовленного резервного аэродрома не было. Лётчики самостоятельно отыскали с воздуха более-менее подходящую поросшую травой площадку у ж.д. станции Гороблагодатская, но, как оказалось, трава скрывала пни и коряги. В результате четыре самолёта были разбиты при посадке. Их экипажи отделались ушибами, но группа фактически утратила боеспособность. (1)
С 22.09. в обороне г. Нижнего Тагила вместе с войсками 2-й Уральской дивизии участвовали также два полка 1-й Уральской дивизии (1-й Камышловский и 4-й Уральский). (3)
04.10. после длительных и кровопролитных боев г. Нижний Тагил под натиском превосходящих сил белых войск был оставлен красными войсками. (3)
С середины октября интенсивность боевой работы авиации с обеих сторон резко пошла на убыль. (1)
Белые войска успешно наступали.
На части 29-й стрелковой дивизии (образована слиянием 1-й и 2-й Уральских дивизий в Свободную Уральскую дивизию, а затем переименованием её в 29-ю стрелковую дивизию, нач. див-и М. В. Васильев) легла вся тяжесть по сдерживанию зимнего наступления Белой армии в 1918—1919 гг.. Соединение понесло большие потери и вынуждено отступать к г. Перми, а затем в район Вятской губернии. Командование 3-й армии пыталось оказать ей новую помощь. С этой целью к г. Перми была направлена отдельная Камская бригада под командованием В. Ф. Грушецкого. Однако он подошёл со своими полками слишком поздно, г. Пермь пал. (3)
С наступлением зимы интенсивность боевой работы авиации совсем упала. Сказалась нехватка бензина, самолётных лыж и трудности запуска изношенных моторов на морозе. (1)
11.12. командование красной 3-й армии издало приказ: ввиду бесполезности дальнейшего пребывания на фронте отправить все авиаотряды в тыл, «на зимние квартиры». Суммарный налёт 5-го Социалистического авиаотряда в боевых действиях на Урале составил 107 часов (из них в сентябре – октябре 49 часов). (1)
Из истории:
— 1-й Социалистический авиационный отряд ф. 1917 г. (РСФСР)
— 2-й Социалистический авиационный отряд ф. 1917 г. (РСФСР)
— 3-й Социалистический авиационный отряд ф. 1917 г. (РСФСР)
— 4-й Социалистический авиационный отряд ф. 1917 г. (РСФСР)
— 6-й Социалистический авиационный отряд ф. 1917 г. (РСФСР)
Источники:
1- http://www.likebook.ru/books/view/14268/?page=1 Сайт Like BOOK.RU. Электронная библиотека. Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне.
3- Сайт Тагильский вариант. «Несчастливая» дивизия. http://www.tagilvariant.ru/news/kraeved/neschastlivaya_diviziya/
Абросимов Н. А. Статья начата 02.09.2013 г.