1-й Иркутский авиационный отряд ф. 1918 г. (РСФСР)

1-й Иркутский авиационный отряд – постоянное воинское формирование, созданное для выполнения боевой задачи. В данном случае отряд являлся отдельной воинской частью. Существовал отряд с 1918 г. по … г.
1918 г.
Ситуация на западе Российской СФСР коренным образом изменилась 18-19.02., когда армия Германской империи, воспользовавшись сепаратным договором с руководством самопровозглашённой Украинской Народной Республики и срывом мирных советско-германских переговоров в г. Брест-Литовске, перешла в наступление на участке фронта, где находились украинизированные воинские части Русской армии.
В феврале механики Московской авиашколы РККА Н. С. Рахчеев и А. Д. Люшинский выступили с предложением об эвакуации в Сибирь авиатехники с Западного фронта и создании в районе г. Иркутска, вдали от угрозы захвата её германцами, мощной авиационной группировки. Предложение нашло поддержку. Коллегия Управления Воздушного Флота приняла решение о формировании 1-го Сибирского авиапарка с соответствующей ремонтной и учебной базой, а также – о переброске туда лётных кадров, самолётов и оборудования.
Подписание Брестского мира и остановка германской армии резко замедлили ход выполнения этого решения.
Ещё один очаг Гражданской войны в России разгорался на Урале. Образовывался Урало-Сибирский фронт.
С июня Сибирская армия Сибирской Республики боролась против социал-демократов (большевиков). Государственный флаг Сибирской Республики «бело-зелёный». Белым войскам удалось выйти на ближние подступы к г. Екатеринбургу.
05.07., то есть уже в разгар Гражданской войны в России, ж.д. эшелон с 12 самолётами (пять «Фарманов-30», четыре «Сопвича», один «Вуазен», один «Альбатрос» и один «Ньюпор-10»), 4 автомобилями, 20 запасными моторами и другим имуществом выехал на восток. С эшелоном ехал сам Н. С. Рахчеев, комиссар Черных, 7 лётчиков и 12 механиков, в основном – уроженцев Сибири.
28.07. Северо-Урало-Сибирский фронт преобразован в 3-ю армию РККА.
В составе 3-й армии д. б. быть созданы три дивизии: Восточная, Средняя и Западная. Восточная и Средняя дивизии формировались в начале августа 1918 года из различных отрядов и штабов групп войск Северо-Урало-Сибирского фронта. (3)
В числе авиаотрядов в армии находились 1-й и 2-й Иркутские авиаотряды.
Т.к. г. Иркутск ещё в июне, был занят белогвардейцами, состав следовал только до г. Перми, где он должен был поступить в распоряжение командования Урало-Сибирского фронта. Приказ об этом знали Рахчеев и Черных. Все остальные были уверены, что едут домой.
В г. Перми их ждал сюрприз. Комиссар объявил, что Сибирский авиапарк ликвидирован, а из его состава формируются два авиаотряда, которые будут приданы 3-й армии и отправлены на фронт.
В 1-й Иркутский отряд вошли лётчики Каменский, Катальников, Корольков и Снегирёв. Командиром 1-го отряда назначен Каменский.
Во 2-й Иркутский отряд вошли лётчики Юзе, Ходунов и Новичков.
Командиром 2-го отряда назначен Н. Новичков (в составленном на него белогвардейцами досье говорится: «Отъявленный большевик. Бросал бомбы на станцию Шаля, убил три коровы»). 2-й Иркутский отряд получил из расформированного авиапарка 3 новеньких «Фармана», которые сразу (в течение двух дней!) были разбиты Новичковым, Ходуновым и Юзе. В результате отряд фактически прекратил существование.
1-й и 2-й отряды стали называться «Иркутской авиагруппой», ком-р отряда М. А. Снегирева. Лётчики авиагруппы летали мало и, по понятным причинам, особо не рвались в бой. Их пребывание на фронте отмечено лишь несколькими авариями и перелётами к противнику лётчиков Снегирёва и Катальникова, не захотевших воевать против земляков-сибиряков.
10.09. В. Катальников дезертировал из РККА на своём с-те «Сопвич», оставив записку с призывом к другим красным лётчикам последовать его примеру.
11.09. утром на призыв откликнулся командир Иркутской авиагруппы М. А. Снегирев (прапорщик Русской армии). При перелёте на новый аэродром он приземлился у деревни Вагулка, занятой войсками Сибирской армии. Сначала он был взят под арест, но после приезда ранее перелетевшего к белым лётчика Муратова, освобождён и принят на службу.
Узнав об этом, чрезвычайный уполномоченный ГУВВФ на Урале А. В. Сергеев, издал приказ непременно включать в экипажи всех самолётов, отправляемых на боевые задания, членов РКП(б). Одноместные самолёты д.б. пилотировать только коммунисты. Назначенным в авиаотряды политкомиссарам пришлось осваивать специальность лётчиков-наблюдателей. Наблюдателям вменялось в обязанность в случае преднамеренной посадки на вражеской территории застрелить лётчика, сжечь самолёт и только после этого – пробираться к своим!
Кроме того, Сергеев очередным приказом объявил всех авиаторов-перебежчиков вне закона. На практике это означало, что любой такой пилот, попавший в руки красноармейцев, после установления личности подлежал расстрелу на месте без суда и следствия. Уже издав приказ, Сергеев вдруг занервничал, опасаясь обвинения в самоуправстве, и решил согласовать свои действия с Наркомвоенмором Л. Д. Троцким. Но опасения были напрасны. Выслушав Сергеева, он ответил: «Ну и что? Во всяком случае, теперь нам не до юриспруденции!»
15.10. прапорщик П. Н. Владимиров из белого 33-го корпусного авиаотряда атаковал «Сопвич» 1-го Иркутского отряда (лётчик Абузин, наблюдатель Грубер), выпустив по нему 43 пули, после чего пулемёт заклинило. Красный «Сопвич» вернулся из полёта дырявый, как решето. Впоследствии на нём насчитали 40 прострелов, но Абузин с Грубером вышли из этой переделки без единой царапины. За «хладнокровие и удачные манёвры» командование 3-й армии наградило их премией по 500 рублей.
С середины октября интенсивность боевой работы авиации с обеих сторон резко снизилась, а с наступлением зимы – упала почти до нуля. Сказалась нехватка бензина, самолётных лыж и трудности запуска изношенных моторов на морозе.
11.12. командование 3-й армии издало приказ: ввиду бесполезности дальнейшего пребывания на фронте отправить все авиаотряды в тыл, «на зимние квартиры».
Суммарный налёт 1-го и 2-го Иркутских аиваотрядов 77 часов.
Из истории:
— 5-й Социалистический авиационный отряд ф. 1917 г. (РСФСР)
— 2-й Иркутский авиационный отряд ф. 1918 г. (РСФСР)
Источники:
1- http://www.likebook.ru/books/view/14268/?page=1 Сайт Like BOOK.RU. Электронная библиотека. Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне.
http://modernlib.ru/books/hayrulin_marat/voenleti_pogibshey_imperii_aviaciya_v_grazhdanskoy_voyne/read_4/
3- Сайт Тагильский вариант. «Несчастливая» дивизия. http://www.tagilvariant.ru/news/kraeved/neschastlivaya_diviziya/
Абросимов Н. А. Статья начата 02.09.2013 г.