9-я авиационная бригада ф. 1929 г. (СССР)

9-я авиационная бригада ф. 1929 г. (СССР)
9-я авиационная бригада (9-я авиабр) — тактическое соединение Военно-воздушных сил Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик. Бригада по боевому составу меньше дивизии. Существовала в составе ВВС Морских сил Чёрного моря с 1929 г. по 1933 г.
Бригада начала формироваться в период массового формирования авиабригад в Красной Армии, начавшегося в 1926 г. Бригада могла иметь в своём составе 2-3-4-е эскадрильи и размещались они на одном аэродроме. На вооружении могли быть разных типов — бомбардировщики, штурмовики и истребители. В конце 1920-х годов 20-го столетия советская военная авиация имела на вооружении советские самолёты Р-1 и иностранные самолёты (до 1932).
1929 г.
Приказом ВВС Морских сил Чёрного моря №-135/45 от 04.11.1929 г. началось формирование в г. Севастополе в бухте Голландия 9-й авиационной бригады.
Состав бригады:
— Управления бр-ды;
— 60-я отдельная авиаэскадрилья;
— 63-я отдельная авиаэскадрилья;
— 9-я школа младших авиаспециалистов;
— 77-й авиапарк. (2)
Командир бр-ды Вальтер Карлович Бергстрем (1929 — 1931).
* Бергстрем Вальтер Карлович (1899-1938), швед. Член ВКП(б) с октября 1918 г. Участник Гражданской войны в России 1918-1923 годов. В декабре 1918 г. по представлению Финской коммунистической партии был командирован в школу морских лётчиков. В октябре 1919 г. окончил школу морских лётчиков. Получил назначение в Онежскую военную флотилию, где служил в должности лётчика и комиссара 4-го гидроавиаотряда. В 1920 г. непродолжительное время командир авиаотряда в г. Петрограде. После Гражданской войны в России 1918-1923 годов служил в ВВС РККА. В 1921 г. окончил школу высшего пилотажа, после чего служил лётчиком в 3-м морском истребительном отряде Морских сил Чёрного моря. В 1922-1924 гг. лётчик 2-го морского истребительного отряда ВВС МС Чёрного моря. В 1925-1926 гг. помощник ком-ра 2-го истребительного и 48-го отдельного авиаотрядов. С ноября 1926 г. командир 50-го отдельного авиаотряда. С января 1928 г. ком-р 53-го отд. авиаотряда. В 1927 г. окончил курсы начсостава при Военно-морской академии РККА. С декабря 1928 г. ком-р 63-й авиаэскадрильи. В конце 1929 г. командир 9-й авиационной бригады. В 1931-1932 гг. в заграничной командировке.
77-й авиапарк формировал лётчик-наблюдатель стажёр В. А. Варлов. При 77-м авиапарке созданы авиамастерские на базе авиамастерских 63-й аэ. Начальником авиамастерских назначен старший авиатехник 63-й аэ А. А. Берзин.
1930 г.
Ком-р бр-ды В. К. Бергстрем.
С 01.01. эскадрильям 9-й авиабр предписывалось иметь по шесть действующих самолётов типа «Дорнье-Валь» вместо ранее разрешённых четырёх. (2)
Сержантский и рядовой состав призывался на военную службу в соответствии с Законом «Об обязательной военной службе», утверждённом ЦИК и СНК СССР 13.08.1930 г. (11)
На вооружении парашютистов имелись парашюты советского производства ПЛ-1 (парашют лётчик) и ПТ-1 (парашют тренировочный) конструктора М. А. Савицкого. (11)
1931 г.
Ком-р бр-ды В. К. Бергстрем.
1932 г.
Бр-да находилась в г. Севастополе. (8)
Ком-р бр-ды …
Ком-р бр-ды и заместитель командира бр-ды по политической части Борис Ильч Базенков (с 08 или 09.1932 — …). (6)
* Базенков Борис Ильч (1896 – 1938), русский. Родился в феврале 1896 г. в г. Алатырь Симбирской губернии Российской империи в семье железнодорожного машиниста. Окончив Алатырское реальное училище в 1913 г., поступил в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) на механический факультет. Служил в Императорской русской армии. В июле 1919 г. мобилизован в белую Добровольческую армию, в которой служил до февраля 1920 г. В марте 1920 г. перешёл на сторону Красной Армии. Член ВКП(б) с 1920 г. С декабря 1930 г. начальник штаба ВВС Балтийского моря. С декабря 1930 г. начальник штаба ВВС Балтийского моря. С сентября 1932 г. командир и комиссар 9-й авиабригады Морских сил Чёрного моря (г. Севастополь). (4) С августа 1932 г. командир и зам.ком-ра по политической части 9-й авиабригады (2), в мае 1932 г. переформированной в 9-ю тяжёлую авиабригаду (2), в 1933 г. переименованной в 506-ю тяжёлую авиабригаду (2), с января 1934 г. переименованной в 106-ю тяжёлую морскую авиабригаду (г. Севастополь). (2) (8) С июля 1934 г. заместитель начальника Управления материально-технического снабжения ВВС РККА. (4) (7) (8)
1933 г.
Ком-р бр-ды Б. И. Базенков.
С мая начались новые организационно-штатные преобразования на Черноморском флоте:
— 9-я авиабригада переформирована и стала называться 9-я тяжёлая авиационная бригада;
— 60-я оаэ переформирована и стала именоваться 123-я тяжёлая авиационная аэ;
— 63-я оаэ переформирована и стала именоваться 124 тяжёлая авиационная аэ.
Кроме гидросамолётов впервые в эти эскадрильи стал поступать тяжёлый бомбардировщик ТБ-1П (поплавковый) – АНТ-4 ОКБ Туполева, максимальная скорость 186 км/час, дальность полёта 1200 км, высота полёта 3620 м, который был освоен в бухте Голландия. (2)
В т.г. 9-я авиабригада переименована в 506-ю авиабригаду. (2)
Из истории:
— 1-я авиационная бригада ф. 1926 г. (СССР)
— 506-я тяжёлая авиационная бригада ф. 1933 г. (СССР)
— 106-я тяжёлая авиационная бригада ф. 1934 г. (СССР)
Источники:
1- Шумихин В. С. Советская военная авиация 1917-1941. – Мрсква: Изд-во Наука – 1986 г.
2- Сайт Академия русской символики «МАРС». Бойко Владимир Николаевич, капитан I ранга запаса, кандидат военных наук, ветеран-подводник ВМФ, выпускник СВВМИУ 1975 года, Морское Собрание г. Севастополя. Зарождение и становление авиационных мастерских в бухте Голландия г. Севастополя. http://www.simvolika.org/mars_079.htm
3- Военный энциклопедический словарь, Москва, Военное издательство, 1984 год, 863 страниц (стр.) с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.).
4- Сайт Наш Баку. Базенков Борис Ильич. Выпускник и Инструктор Бакинской Офицерской Школы Морской Авиации. http://www.ourbaku.com/index.php5/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87_-_%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B8_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8,_%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD
5- Сайт РККА. Комдив. П. 9. Базенков Борис Ильич.
6- Форум РККА. 1-я абр.
http://vif2ne.ru/rkka/forum/arhprint/21075
7- Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012, с. 178-179.
8- Сайт 37-й и другие годы. Базенков Борис Ильич http://1937god.info/node/446
9- Форум Севастополь. http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?p=4123499
10- Сайт Министерство обороны Российской Федерации. http://structure.mil.ru
11- Сайт Волга десант. http://volgadesant.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=55&Itemid=89
Абросимов Н. А. Статья начата 20.08.2013 г.