9-я авиационная бригада ф. 1929 г. (СССР)

9-я авиационная бригада  — тактическое соединение Военно-воздушных сил Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик. Бригада по боевому составу меньше дивизии. Существовала в составе ВВС Морских сил Чёрного моря с 4 октября 1929 г. по 1933 г.
Бригада начала формироваться в период массового формирования авиабригад в Красной Армии, начавшегося в 1926 г. Бригада могла иметь в своём составе 2-3-4-е эскадрильи и размещались они на одном аэродроме. На вооружении могли быть разных типов — бомбардировщики, штурмовики и истребители.

1929 год от Рождества Христова
Октябрь 1929 г.
= Морские силы Чёрного моря =
. Начальником Морских сил Чёрного моря с октября 1926 г. по июнь 1931 г. был красвоенмор Владимир Митрофанович Орлов.
. Командиром береговой обороны Морских сил Чёрного моря с 1927 г. по 1930 г. был красвоенмор Иван Мартынович Лудри.

= 9-я авиабригада =
. Приказом ВВС Морских сил Чёрного моря №-135/45 от 04.10.1929 г. началось формирование в г. Севастополе в бухте Голландия 9-й авиационной бригады.

Состав 9-й авиабригады:
— Управления бр-ды — в военном городке «Голландия» в бухте Голландия;
— 60-я отдельная авиаэскадрилья (4 гидросамолёта ДВ (из семейства «Дорнье-Валь»)):
— — 1-й авиаотряд (2 гидросамолёта ДВ);
— — 2-й авиаотряд (2 гидросамолёта ДВ).
Эскадрилья дислоцировалась в военном городке «Голландия» в бухте Голландия.
31 октября 1929 г. 60-я ОАЭ из бухты Нахимова перебазировалась в военный городок «Голландия» в бухту Голландия, а её авиамастерские остались в бухте Нахимова (2).
— 63-я отдельная авиаэскадрилья (4 гидросамолёта ДВ (из семейства «Дорнье-Валь»)):
— — 1-й авиаотряд (2 гидросамолёта ДВ);
— — 2-й авиаотряд (2 гидросамолёта ДВ).
Эскадрилья дислоцировалась в военном городке «Голландия» в бухте Голландия.
— 9-я школа младших авиаспециалистов;

— 77-й авиапарк 2-го разряда.
Авиапарк дислоцировался в бухте Голландия.  (2)

Командиром 9-й авиабригады с 4 октября 1929 г. был красвоенлёт Вальтер Карлович Бергстрем.

Фото. Бергстрем Вальтер Карлович. До 1937 г.

* Бергстрем Вальтер Карлович (годы жизни: 1899-1938), швед. Член ВКП(б) с октября 1918 г. Участник Гражданской войны в России 1918-1923 годов. В декабре 1918 г. по представлению Финской коммунистической партии был командирован в школу морских лётчиков. В октябре 1919 г. окончил школу морских лётчиков. Получил назначение в Онежскую военную флотилию, где служил в должности лётчика и комиссара 4-го гидроавиаотряда. В 1920 г. непродолжительное время командир авиаотряда в г. Петрограде. После Гражданской войны в России 1918-1923 годов служил в ВВС РККА. В 1921 г. окончил школу высшего пилотажа, после чего служил лётчиком в 3-м морском истребительном отряде Морских сил Чёрного моря. В 1922-1924 гг. лётчик 2-го морского истребительного отряда ВВС МС Чёрного моря. В 1925-1926 гг. помощник ком-ра 2-го истребительного и 48-го отдельного авиаотрядов. С ноября 1926 г. командир 50-го отдельного авиаотряда. С января 1928 г. ком-р 53-го отд. авиаотряда. В 1927 г. окончил курсы начсостава при Военно-морской академии РККА. С декабря 1928 г. ком-р 63-й Отдельной авиаэскадрильи.
Приказом ВВС Морских сил Чёрного моря №-135/45 от 04.11.1929 г. началось  формирование в г. Севастополе в бухте Голландия 9-й авиационной бригады. С конца (с 4 октября) 1929 г. — командир 9-й авиационной бригады. С 1931 г. по лето 1932 г. был в заграничной командировке. (12)

31 октября
= Военный городок «Голландия» =
Примерно в середине 1914 г. в г. Севастополе началось создание береговой станции Черноморского флота Российской императорской армии для приёма гидросамолётов в бухте Голландия.
В середине 1914 г. в г. Севастополе (до начала Первой мировой войны) в Килен-бухте дислоцировался авиаотряд Черноморского флота Российской императорской армии (восемь гидросамолетов, к концу 1914 г. их количество увеличилось до двенадцати).
В конце 1920 г. была расформирована Воздушная бригада Волжско-Каспийской флотилии.
По приказам Реввоенсовета Республики от 31.10.1920 г.; 10.11.1920 г.; 26.12.1920 г. на базе Воздушной бригады Волжско-Каспийской флотилии создавался Воздушный флот Чёрного и Азовского морей.
В конце 1920 г. командиры, лётчики и технический состав из расформированной Воздушной бригады Волжско-Каспийской флотилии были переведены в г. Севастополь в военный городок «Голландия» в бухту Голландия. На берегу бухты Голландия был построен наземный аэродром для гидросамолётов — гидродром.
Приказом Реввоенсовета Республики №-2874/574 от 26 декабря 1920 г. была введена должность начальника воздушного флота Чёрного и Азовского морей.
3 марта 1921 г. сформирован штаб воздушного флота Чёрного и Азовского морей. Этот день стал отмечаться как день рождения Советской Черноморской авиации. Начальником воздухофлота назначили морского летчика М.М. Сергеева, военкомом – И.В. Куцко, начальником штаба – Н.М. Тулупова.
Постановлением Совета Народных Комиссаров от 8 апреля 1921 г. было объявлено о создании Воздушного флота Чёрного и Азовского морей.
На основании телеграммы «Главоздухфлота» 14 декабря 1921 г. №-297/1466 Военно-морская школа авиации в марте 1922 г. перебазировалась из г. Самары в г. Севастополь в бухту Омега, что позволяло использовать открытую воду круглый год. Курсантов и младший начальствующий состав разместили на необорудованных берегах бухты в нескольких заброшенных зданиях. Начальствующий состав с семьями жил в гор. Севастополе, что создавало определённые трудности.
С 31 мая 1923 г. в г. Севастополе Военно-морская школа авиации (в бухте Омега) переименована в Высшую школу красных лётчиков.
26 мая 1924 г. в г. Севастополе Высшую школу красных лётчиков из бухты Омега перебазировали в Килен-бухту. Обучение проводилось на летающих лодках М-5 и М-9, а с 1924 года – на С-16 и Ю-20.
В феврале 1925 г. в г. Севастополе Высшую школу красных лётчиков перебазировали из Килен-бухты в бухту Голландия в военный городок «Голландия».
В 1926 г. в военном городке «Голландия» в бухте Голландия была сформирована 1-я отдельная морская миноносная эскадрилья и 5-й отдельный морской разведывательный отряд.
В октябре 1926 г. 1-я отдельная морская миноносная эскадрилья и 5-й отдельный морской разведывательный отряд были переведены на новые штаты:
— 1-я отдельная морская миноносная эскадрилья стала именоваться 60-й отдельной авиаэскадрильей;
— 5-й отдельный морской отряд был реорганизован в три эскадрильи – 53-ю, 64-ю и 55-ю отд. авиаэскадрильи.
53-я и 64-я ОАЭ базировались в г. Севастополе, а 55-я ОАЭ — в г. Николаеве. Основными самолётами стали «летающие лодки» С-62 и С-62бис.
В октябре 1928 г. 53-й авиагидроотряд из Круглой бухты был передислоцирован в бухту Голландия и переформирован в 63-ю отдельную авиаэскадрилью. На вооружении 63-й ОАЭ были четыре летающие лодки типа «Дорнье-Валь». При 63-й ОАЭ были свои авиамастерские. Одновременно в бухте Нахимова дислоцировалась 60-я ОАЭ. При 60-й ОАЭ были свои авиамастерские.
31 октября 1929 г. 60-я ОАЭ из бухты Нахимова перебазировалась в военный городок «Голландия» в бухту Голландия, а её авиамастерские остались в бухте Нахимова. (2)
— — —

= 77-й авиапарк =
. 77-й авиапарк формировал лётчик-наблюдатель стажёр В. А. Варлов. При 77-м авиапарке созданы авиамастерские на базе авиамастерских 63-й аэ в бухте Голландия. Начальником авиамастерских назначен старший авиатехник 63-й аэ А. А. Берзин.
Штатом №-39/18 для мастерских авиационного парка 2-го разряда предусматривались должности: начальника мастерских, старшего авиатехника, двух младших авиатехников и четырёх авиационных мотористов. Фактически в распоряжении А.А. Берзина находились  два младших авиамеханика и 17 вольнонаемных рабочих. Оборудование мастерских в то время составляли: один токарный станок, два сверлильных станка, циркулярная пила, фуговальный станок по дереву, кузница на один горн с ручным приводом, автогенный аппарат. Авиамастерские имели задачу — обеспечить боеспособность лётных частей, базирующимися в бухте Голландия, мелкий и текущий ремонт гидросамолётов ДВ («Дорнье-Валь») и средний ремонт моторов типа BMV-6 для гидросамолётов ДВ, ремонт плавательных средств, автотранспорта, обслуживание аэродрома и отделов авиабригады. (2)

= Гидросамолёт ДВ =
ДВ (советское обозначение) — военный гидросамолёт (летающая лодка) дальний разведчик и лёгкий бомбардировщик находился на вооружении Морской авиации ВВС РККА. Гидросамолёт принадлежал к семейству Дорнье «Валь» (по-русски «Кит»).
Дорнье Do J Bos — германский гидросамолёт (летающая лодка), производившийся на территории Итальянской республики. Дорнье Do J Bos — гидросамолёт (летающая лодка) вариант для Союза ССР.
После 1926 г. были приобретены небольшие партии гидросамолётов ДВ (Дорнье-Валь), всего около 60 самолётов. На этих самолётах стояли двигатели БМВ-VI и VIz.
Силовая установка на гидросамолётах ДВ — два двигателя — BMW VI 6,0 (12-цилиндровые жидкостного охлаждения, 600 л. с. каждый). Двигатели установлены на крыле, один винтом вперёд, другой — винтом назад. Стрелковое вооружение — 4 7,62-мм пулемёта (2 на носовой турели и 2 на верхней турели). Бомбовое вооружение — до 820 кг. Экипаж — 4 человека.
. Всего поставлено с авиазавода, расположенного в Италии 22 гидросамолёта в 1926 г. и 20 в 1928 г. В конце 1920-х годов — начале 1930-х годов поставлено не менее 4 гражданских Дорнье «Валь» с моторами BMW VI 6,0.
Гидросамолёты ДВ были на вооружении 9-й авиабригады (морской). (15)

Город Севасто́поль в 1929 г. был в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Союза СССР. Город расположен на юго-западе Крымского полуострова, на побережье многочисленных живописных бухт Чёрного моря.


Фото. Севастополь. Памятник затопленным кораблям. Гранит, бронза. Построен в 1905 г. Скульптор А. Адамсон. Большая советская энциклопедия. 1969-78. (13)


Фото. Севастополь. Памятник русскому военачальнику, знаменитому военному инженеру, генерал-адъютанту (1855 г.), инженер-генералу (1869 г.) Эдуарду Ивановичу Тотлебену. Бронза, камень. Построен в 1909 г. Скульптор И. Н. Шредер (по проекту А. А. Бильдерлинга). Большая советская энциклопедия. 1969-78. (13)


Фото. Севастополь. Вид на город. Конец 19-го столетия. Большая советская энциклопедия. 1969-78. (13)


Фото. Севастополь. Вид центра города с Артиллерийской бухты в 1969 году. Большая советская энциклопедия. 1969-78.

Декабрь 1929 г.
. 1 декабря в ВВС Морских сил Чёрного моря начался учебный год 1929-30 годов и зимний период обучения.

 

1930 год от Рождества Христова
Январь 1930 г.
= Морские силы Чёрного моря =
. Начальником Морских сил Чёрного моря был красвоенмор Владимир Митрофанович Орлов.
. Командиром береговой обороны Морских сил Чёрного моря с 1927 г. по 1930 г. был красвоенмор Иван Мартынович Лудри.
. Начальником штаба Морских сил Чёрного моря был … до мая 1930 г.
. Командиром береговой обороны Морских сил Чёрного моря с 1927 г. по май 1930 г. был красвоенмор Иван Мартынович Лудри.

= 9-я авиабригада =
Командиром 9-й авиабр-ды был красвоенлёт Вальтер Карлович Бергстрем.
Начальником 77-го авиапарка 2-го разряда был лётчик-наблюдатель В. А. Варлов.
Бригада дислоцировалась в г. Севастополе в бухте Голландия.

. С 1 января эскадрильям 9-й авиабр предписывалось иметь по шесть действующих гидросамолётов ДВ («Дорнье-Валь») вместо ранее разрешённых четырёх. (2)

_ Состав 9-й авиабригады:
— Управления бр-ды;
— 60-я авиаэскадрилья (6 гидросамолётов ДВ):
— — 1-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ);
— — 2-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ).
— 63-я авиаэскадрилья; (6 гидросамолётов ДВ):
— — 1-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ);
— — 2-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ).
— 9-я школа младших авиаспециалистов;
— 77-й авиапарк 2-го разряда. (2)

. Сержантский и рядовой состав призывался на военную службу в соответствии с Законом «Об обязательной военной службе», утверждённом ЦИК и СНК СССР 13.08.1930 г. (11)
. На вооружении парашютистов имелись парашюты советского производства ПЛ-1 (парашют лётчик) и ПТ-1 (парашют тренировочный) конструктора М. А. Савицкого. (11)

Февраль 1930 г.

. 23 февраля 1930 г. в Союзе ССР праздновали 12-ю годовщину образования Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Май 1930 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.
. Командиром береговой обороны Морских сил Чёрного моря с 1927 г. по май 1930 г. был красвоенмор Иван Мартынович Лудри.
. Начальником штаба Морских сил Чёрного моря с мая по ноябрь 1930 г. был красвоенмор Иван Мартынович Лудри.

Июнь 1930 г.
. 1 июня в ВВС Морских сил Чёрного моря начался летний период обучения учебного 1930-31 годов.

Июнь 1930 г.
= Гидросамолёты ДВ =
. В июле 1930 г. Управление ВВС отказалось от предложения о поставке самолётов Дорнье «Валь» испанского производства.
В плане закупок на 1929/30 финансовый год значился один гидросамолёт ДВ с более мощными моторами BMW.VI 7,3, предназначавшийся для замены самолёта, переданного «Комсеверопуть». Но вместо Дорнье «Валь» по настоянию начальника ВВС РККА красвоенлёта П.И. Баранова Управление ВВС приобрело образец итальянского гидросамолёта «Савойя С-62 бис». «Савойя С-62 бис» — это одномоторный биплан смешанной конструкции. «Савойя» мало уступал летающей лодке Дорнье в дальности, превосходил в скорости и потолке и проигрывая в надёжности и мореходности, имел существенно меньшую стоимость. Одновременно советские представители пытались купить лодки фирмы «Мартин», но Госдепартамент США запретил эту сделку. А самое главное, УВВС рассчитывало на серийное производство в ближайшее время советских гидросамолётов. (15)

Ноябрь 1930 г.
. Начальником штаба Морских сил Чёрного моря с мая по ноябрь 1930 г. был красвоенмор Иван Мартынович Лудри.
. Начальником штаба Морских сил Чёрного моря с ноября 1930 по март 1935 г. был красвоенмор Константин Иванович Душенов.

Декабрь 1930 г.
. 1 декабря в ВВС Морских сил Чёрного моря начался учебный год 1930-31 годов и зимний период обучения.

 

1931 год от Рождества Христова
Январь 1931 г.
= Морские силы Чёрного моря =
. Начальником Морских сил Чёрного моря был красвоенмор Владимир Митрофанович Орлов.

= 9-я авиабригада =
Командиром 9-й авиабригады был красвоенлёт Вальтер Карлович Бергстрем.
Начальником 77-го авиапарка 2-го разряда был лётчик-наблюдатель В. А. Варлов.
Бригада дислоцировалась в г. Севастополе в бухте Голландия.

Февраль 1931 г.

. 23 февраля 1931 г. в Союзе ССР праздновали 13-ю годовщину образования Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Май 1931 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.
. С 1931 г. по лето 1932 г. командир 9-й авиационной бригады красвоенлёт Вальтер Карлович Бергстрем находился в заграничной командировке. (12)

_ Состав 9-й авиабригады:
— Управления бр-ды;
— 60-я авиаэскадрилья (6 гидросамолётов ДВ):
— — 1-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ);
— — 2-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ).
— 63-я авиаэскадрилья; (6 гидросамолётов ДВ):
— — 1-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ);
— — 2-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ).
— 9-я школа младших авиаспециалистов;
— 77-й авиапарк 2-го разряда. (2)

Июнь 1931 г.
. 1 июня в ВВС Морских сил Чёрного моря начался летний период обучения учебного 1930-31 годов.
. В 1931 г. в г. Севастополе дислоцировался 7-й стрелковый полк 3-й Крымской стрелковой дивизии Украинского военного округа. (14)
. Начальником Морских сил Чёрного моря с октября 1926 г. по июнь 1931 г. был красвоенмор Владимир Митрофанович Орлов.
Начальником Морских сил Чёрного моря с 11 июня 1931 г. по 11 января 1935 г. был красвоенмор Иван Кузьмич Кожанов.
= Военно-воздушные силы РККА (с 1924 г. по 1946 г.) =
. Командующим ВВС РККАСССР и членом Реввоенсовета СССР с июня 1931 г. по 23 ноября 1937 г. был Алкснис (Астров) Яков Иванович.

Июль 1931 г.
. В 1931 г. для 9-й авиабригады в г. Севастополе на территории Бонового городка* на Северной стороне были построены: здание под авиационную мастерскую, испытательная станция двигателей на два станка, трансформаторный киоск, кузница, автогенный пост, гараж и технический склад. (2)
— — —
*  В конце 1990-х годов – это завод «Парус».
— — —

Сентябрь 1931 г.
Начальником 77-го авиапарка 2-го разряда был лётчик-наблюдатель В. А. Варлов.
В результате представлений и ходатайств В.А. Варлова в сентябре 1931 г. 77-й авиапарк был переформирован по штату 39/11А с переводом его из 2-го в 1-й разряд. Это позволило значительно расширить штат авиамастерских и своевременно выполнять техническое обслуживание гидросамолётов, плавсредств и другого имущества. (2)

Ноябрь 1931 г.

. 7 ноября в г. Харькове проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая 14-й годовщине Великого Октября, и проводился военный парад.

Декабрь 1931 г.
. 1 декабря в ВВС Морских сил Чёрного моря начался учебный год 1931-32 годов и зимний период обучения.
. С 1931 г. по лето 1932 г. командир 9-й авиационной бригады красвоенлёт Вальтер Карлович Бергстрем находился в заграничной командировке. (12)
. С 1931 г. по лето 1932 г. командир 9-й авиационной бригады красвоенлёт Вальтер Карлович Бергстрем находился в заграничной командировке. (12)

 

1932 год от Рождества Христова
Январь 1932 г.
= Военно-воздушные силы РККА (с 1924 г. по 1946 г.) =
. Командующим ВВС РККАСССР и членом Реввоенсовета СССР с июня 1931 г. по 23 ноября 1937 г. был Алкснис (Астров) Яков Иванович.
. С 1923 г. по 1935 г. должность начальника Морской авиации в ВС СССР была упразднена.

= Морские силы Чёрного моря =
. Начальником Морских сил Чёрного моря с 11 июня 1931 по 11 января 1935 был красвоенмор Иван Кузьмич Кожанов.
. Начальником штаба Морских сил Чёрного моря был красвоенмор Константин Иванович Душенов.

= 9-я авиабригада =
. 9-я авиабригада дислоцировалась в г. Севастополе в бухте Голландия.
Командиром 9-й авиабригады был …
. С 1931 г. по лето 1932 г. командир 9-й авиационной бригады красвоенлёт Вальтер Карлович Бергстрем находился в заграничной командировке. (12)

_ Состав 9-й авиабригады:
— Управления бр-ды;
— 60-я авиаэскадрилья (6 гидросамолётов ДВ):
— — 1-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ);
— — 2-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ).
— 63-я авиаэскадрилья; (6 гидросамолётов ДВ):
— — 1-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ);
— — 2-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ).
— 9-я школа младших авиаспециалистов;
— 77-й авиапарк 1-го разряда. (2)

. С 1931 г. 9-я авиабригада имела: здание авиационной мастерской, испытательную станцию двигателей на два станка, трансформаторный киоск, кузницу, автогенный пост, гараж и технический склад на территории Бонового городка на Северной стороне г. Севастополя. (2)

= Гидросамолёты ДВ =
. В 1930-е годы ВВС РККА военные гидросамолёты ДВ приобретали без двигателей и на них ставились советские двигатели М-17. В 1931-1933 годы ремонтный завод в гор. Севастополе выпустил 6 новых гидросамолётов ДВ («Дорнье-Валь») советской постройки. (15)

. Начальником 77-го авиапарка 1-го разряда 9-й абр был лётчик-наблюдатель В. А. Варлов. В начале 1932 г. личный состав авиамастерских 77-го авиапарка перемещал оборудование и имущество на территорию Бонового городка на Северную сторону г. Севастополя в новые здания авиационной мастерской, испытательной станции двигателей на два станка, трансформаторного киоска, кузницы, автогенного поста, гаража и технического склада. (2)

. 29 января 1932 г. с конвейера Нижегородского автомобильного завода сошёл первый грузовой автомобиль НАЗ-АА грузоподъёмностью 1,5 тонны (позже назывался ГАЗ-АА). (Журнал «Моделист-конструктор. № 5, 1991)

Февраль 1932 г.

. 23 февраля 1932 г. в Союзе ССР праздновали 14-ю годовщину образования Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Март 1932 г.
= Военно-воздушные силы РККА (с 1924 г. по 1946 г.) =
. Реввоенсовет СССР 23 марта 1932 года выпустил постановление «Об основах организации Военно-воздушных сил РККА», в соответствии с ним ВВС РККА «переводят их из оружия вспомогательного назначения, которое они по существу занимали до сих пор, на роль самостоятельного рода войск», и поэтому было произведено деление Воздушных сил Красной Армии, в соответствии со стратегическим и оперативно-тактическим назначением, на войсковую, армейскую и фронтовую авиации, а в соответствии с боевыми задачами, лётно-техническими данными и вооружением летательных аппаратов, военная авиация подразделялась на истребительную, бомбардировочную, штурмовую и разведывательную.
. Начальником Управления ВМС РККА с 1932 г. по март 1937 г. был красвоенлёт Эдуард Самуилович Панцержанский.

= 77-й авиапарк 1-го разряда 9-й авиабригады =
. В марте 1932 г. авиамастерские 9-й авиабригады начали свою работу на Северной стороне в новых производственных помещениях, имея личного состава 100 человек вольнонаемных и 15 военных. В бухте Голландия остался филиал мастерских с дюралевым и медницкими отделениями. (2)

= Гидросамолёты «Савойя С-62 бис», =
. Весной 1932 г. из Италии прибыли первые закупленные серийные гидросамолёты  «Савойя С-62 бис», с сентября 1932 г. копию этой летающей лодки начал выпускать таганрогский завод № 31 под названием МБР-4. Эти машины сначала поступили на вооружение эскадрилий и отрядов ближней разведки, а затем и других частей. (15)

. С весны 1932 г. по начало 1933 г. авиабригады начинают разделяться на тяжёлые бомбардировочные, лёгкие бомбардировочные, особые штурмовые, лёгкие штурмовые, истребительные и смешанные.
С 1-го до 30-го номера получали тяжёлые бомбардировочные авиабригады (в том числе и морские, например, 9-я тяжёлая авиабригада Морских сил Чёрного моря),
с 31-го до 200-го номера получали особые штурмовые авиабригады (81-я, 100-я и 114-я), …,
с 200-го до 209-го номера получали легкобомбардировочные авиабригады,
с 250-го до 259-го номера получали лёгкие штурмовые авиабригады,
с 400-го до 409-го номера получали истребительные авиабригады,
с 450-го до 459-го номера получали смешанные авиабригады. (1) (2)

Май 1932 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.

= 9-я тяжёлая авиационная бригада =
. На сайте Академия русской символики «МАРС» в статье «Зарождение и становление авиационных мастерских в бухте Голландия г. Севастополя» в биографии Базенкова Бориса Ильча написано, что в мае 1932 г. 9-я авиабригада переформирована в 9-ю тяжёлую авиабригаду, в 1933 г. переименована в 506-ю тяжёлую авиабригаду, с января 1934 г. переименована в 106-ю тяжёлую морскую авиабригаду (г. Севастополь). (2)

Июнь 1932 г.
. 1 июня в ВВС Морских сил Чёрного моря начался летний период обучения учебного 1931-32 годов. В летнее время шла напряжённая боевая и политическая подготовка.

. В июне 1932 г. помощник начальника ВВС РККА краском Сергей Александрович Меженинов (по совместительству инспектор ВВС РККА) назначен заместителем начальника ВВС РККА и начальником штаба ВВС РККА (в должности: июнь 1932 г. — март 1933 г.).

Июль 1932 г.
. В июле 1932 г. Управление ВВС РККА подготовило план, по которому за 1932-33 годы создать на всех флотах отряды по 10-15 самолётов для волнового управления торпедными катерами. (17)

= Морские силы Чёрного моря =
. С 1931 г. по лето 1932 г. командир 9-й авиационной бригады красвоенлёт Вальтер Карлович Бергстрем находился в заграничной командировке. Летом 1932 г. командир 9-й авиационной бригады красвоенлёт Вальтер Карлович Бергстрем  был назначен помощником командующего Морскими Силами Чёрного моря по авиации. (12)

. В июле войска 9-й табр занимались боевой и политической подготовкой. В дни хорошей погоды проводились полёты.

Фото Расчёт станкового пулемёта Максим. 1932 г.

Август 1932 г.
. Есть сведения, что с августа 1932 г. командиром и заместителем командира по политической части 9-й тяжёлой авиабригады стал красвоенлёт Борис Ильч Базенков. Подчеркну, что 9-я бригада была тяжёлой. (2)

Ком-р 9-й тяжёлой авиабр-ды и заместитель командира бр-ды по политической части — красвоенлёт Борис Ильч Базенков (в должности: с августа или 0сентября 1932 г. — …). (6)

* Базенков Борис Ильч (1896 – 1938), русский. Родился в феврале 1896 г. в г. Алатырь Симбирской губернии Российской империи в семье железнодорожного машиниста. Окончив Алатырское реальное училище в 1913 г., поступил в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) на механический факультет. Служил в Императорской русской армии. В июле 1919 г. мобилизован в белую Добровольческую армию, в которой служил до февраля 1920 г. В марте 1920 г. перешёл на сторону Красной Армии. Член ВКП(б) с 1920 г. С декабря 1930 г. начальник штаба ВВС Балтийского моря. С декабря 1930 г. начальник штаба ВВС Балтийского моря. С сентября 1932 г. командир и комиссар 9-й авиабригады Морских сил Чёрного моря (г. Севастополь). (4) С августа 1932 г. командир и зам.ком-ра по политической части 9-й авиабригады (2), в мае 1932 г. переформированной в 9-ю тяжёлую авиабригаду (2), в 1933 г. переименованной в 506-ю тяжёлую авиабригаду (2), с января 1934 г. переименованной в 106-ю тяжёлую морскую авиабригаду (г. Севастополь). (2) (8) С июля 1934 г. заместитель начальника Управления материально-технического снабжения ВВС РККА. (4) (7) (8)

Сентябрь 1932 г.

= Гидросамолёты «Савойя С-62 бис» и МБР-4 =

. Весной 1932 г. из Италии прибыли первые закупленные серийные гидросамолёты  «Савойя С-62 бис», а уже с сентября 1932 г. копию этой летающей лодки начал выпускать  авиазавод № 31 в гор. Таганроге под названием МБР-4. Гидросамолёты МБР-4 сначала поступили на вооружение эскадрилий и отрядов ближней разведки, а затем и других частей. Следовательно, и в 9-ю авиабригаду МСЧМ. (15)

Ноябрь 1932 г.

. 7 ноября в г. Харькове проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая 15-й годовщине Великого Октября, и проводился военный парад.

Декабрь 1932 г.
. 1 декабря в ВВС Морских сил Чёрного моря начался учебный год 1932-33 годов и зимний период обучения.

 

1933 год от Рождества Христова
Январь 1933 г.

= Военно-воздушные силы РККА (с 1924 г. по 1946 г.) =
. Командующим ВВС РККАСССР и членом Реввоенсовета СССР с июня 1931 г. по 23 ноября 1937 г. был Алкснис (Астров) Яков Иванович.
. С 1923 г. по 1935 г. должность начальника Морской авиации в ВС СССР была упразднена.

= Морские силы Чёрного моря =
. Начальником Морских сил Чёрного моря с 11 июня 1931 по 11 января 1935 был красвоенмор Иван Кузьмич Кожанов.
. Начальником штаба Морских сил Чёрного моря был красвоенмор Константин Иванович Душенов.
. Помощником командующего Морскими силами Чёрного моря по авиации был красвоенлёт Вальтер Карлович Бергстрем (в должности: лето 1932 г. — июль 1935 г.). (12)

= 9-я авиабригада =
. 9-я авиабригада дислоцировалась в г. Севастополе.
Ком-р  9-й тяжёлой авиабригады и зам-ль ком-ра по полит. части — красвоенлёт Борис Ильч Базенков.

_ Состав 9-й авиабригады до мая 1933 г.:

— Управления бр-ды — в бухте Голландия;

— 60-я авиаэскадрилья (6 гидросамолётов ДВ):

— — 1-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ);

— — 2-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ).

— 63-я авиаэскадрилья; (6 гидросамолётов ДВ):

— — 1-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ);

— — 2-й авиаотряд (3 гидросамолёта ДВ).

— 9-я школа младших авиаспециалистов;

— 77-й авиапарк 1-го разряда – в Боновом городке на Северной стороне г. Севастополя:

— Начальник 77-го авиапарка;

— Отделение моторное;

— Отделение электрическое;

— Отделение кузнечное;

— Отделение столярное;

— Отделение дюралевое – в бухте Голландия;

— Отделение медницкое – в бухте Голландия;

— Отделение токарное;

— Отделение сварочное (автогенный пост, другие посты;

— Испытательная станция двигателей;

— Гараж;

— Технический склад. (2)

— Авиамастерские 9-й авиабригады (с марта 1932 г.) находились на Северной стороне города в новых производственных помещениях, личного состава было 100 человек вольнонаемных и 15 военных. В бухте Голландия теперь находился филиал мастерских с дюралевым и медницкими отделениями. (2)

Май 1933 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.


Фото. Севастополь. Водная станция. Построена в 1933 году для Морских Сил Чёрного моря. Большая советская энциклопедия. 1969-78. (13)

= 9-я тяжёлая авиационная бригада =
. В мае 1933 г. прошла реорганизация гидроавиации ВВС Морских сил Чёрного моря.
— 9-я авиабригада переформирована и стала называться 9-я тяжёлая авиационная бригада;
— 60-я оаэ переформирована и стала именоваться 123-я тяжёлая авиационная аэ;
— 63-я оаэ переформирована и стала именоваться 124 тяжёлая авиационная аэ. (2)

. В 123-й тяжёлой эскадрилье осталось семь гидросамолётов ДВ (Дорнье «Валь»), а в 124-й тяжёлой эскадрилье осталось шесть гидросамолётов ДВ (Дорнье «Валь»), при штате 12. Поскольку поступления новых ДВ не предвиделось, все самолёты этого типа сосредоточили в 123-й тяжёлой эскадрилье, а 124-ю тяжёлую эскадрилью перевооружили на гидросамолёты «Савойя С-62 бис». (15)

_ Состав 9-й тяжёлой авиабригады с мая 1933 г.:
— Управления бр-ды;
— 123-я тяжёлая авиаэскадрилья (по штату 12 гидросамолётов, в наличии 13 гидросамолётов ДВ, один за штатом):
— — 1-й авиаотряд (по штату 6 гидросамолётов ДВ);
— — 2-й авиаотряд (по штату 6 гидросамолётов ДВ, один за штатом).
— 124-я тяжёлая авиаэскадрилья; (по штату 12 гидросамолётов, 6 гидросамолётов Савойя С-62 бис):
— — 1-й авиаотряд (по штату 6 гидросамолётов Савойя С-62 бис);
— — 2-й авиаотряд (по штату 6 гидросамолётов Савойя С-62 бис).
— 9-я школа младших авиаспециалистов;
— 77-й авиапарк. (15)

= 506-я тяжёлая авиационная бригада =
. В этом же году 9-я тяжёлая авиабригада переименована в 506-ю тяжёлую авиабригаду. (2)

Из истории:
— 1-я авиационная бригада ф. 1926 г. (СССР)
— 506-я тяжёлая авиационная бригада ф. 1933 г. (СССР)
— 106-я тяжёлая авиационная бригада ф. 1934 г. (СССР)

. Рабоче-Крестьянская Красная Армия существовала с 15 (28) января 1918 года по февраля 1946 года. Правопреемником РККА стала Советская Армия. С февраля 1946 года по 14 февраля 1992 года существовала Советская Армия. Правопреемника Советской Армии нет.
Читайте Историческую справку в статье «81-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)».

Источники:
1- Шумихин В. С. Советская военная авиация 1917-1941. – Мрсква: Изд-во Наука – 1986 г.
2- Сайт Академия русской символики «МАРС». Бойко Владимир Николаевич, капитан I ранга запаса, кандидат военных наук, ветеран-подводник ВМФ, выпускник СВВМИУ 1975 года, Морское Собрание г. Севастополя. Зарождение и становление авиационных мастерских в бухте Голландия г. Севастополя. http://www.simvolika.org/mars_079.htm
3- Военный энциклопедический словарь, Москва, Военное издательство, 1984 год, 863 страниц (стр.) с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.).
4- Сайт Наш Баку. Базенков Борис Ильич. Выпускник и Инструктор Бакинской Офицерской Школы Морской Авиации. http://www.ourbaku.com/index.php5/
5- Сайт РККА. Комдив. П. 9. Базенков Борис Ильич.
6- Форум РККА. 1-я абр.
http://vif2ne.ru/rkka/forum/arhprint/21075
7- Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012, с. 178-179.
8- Сайт 37-й и другие годы. Базенков Борис Ильич http://1937god.info/node/446
9- Форум Севастополь. http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?p=4123499
10- Сайт Министерство обороны Российской Федерации. http://structure.mil.ru
11- Сайт Волга десант. http://volgadesant.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=55&Itemid=89

12- Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. — М. 2012. С. 185. Бергстрем Вальтер Карлович. Читайте здесь — http://1937god.info/node/453

13- Большая советская энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия 1969—1978. Статья «Севастополь I».

14- Сайт «РККА». Энциклопедия. «Дислокация УВО в 1931 году». http://rkka.ru/handbook/data/uvo1931.xls

 

Абросимов Н. А. Статья начата 20.08.2013 г.