56-я авиационная бригада 1932 года (СССР)

56-я истребительная авиационная бригада многоместных истребителей — тактическое воинское соединение Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик. Бригада по боевому составу меньше дивизии, предназначена для ведения воздушного боя и поддержки сухопутных войск в общевойсковом бою. Бригада с этим номером и названием существовала в Украинском военном округе с начала года по ноябрь 1932 года. Бригада формировалась на аэродроме «Скоморохи» к югу от города Житомир, административного центра Житомирского округа Украинской Советской Социалистической Республики.

В конце 1932 года или в начале 1933 года бригада на аэродроме «Скоморохи» была переформирована по штатам лёгкой истребительной авиабригады и получила номер 404-й в списке истребительных авиабригад. Место дислокации осталось прежнее.

 

На сайте «Единая и Неделимая» читайте статьи:
а) в разделе СССР — Бригады:
— 7-я авиационная бригада 1926 года (СССР);

1932 год от Рождества Христова

. С 1931 г. по 1933 г. для новой авиабригады многоместных истребителей строился аэродром для самолётов с большой массой. Аэродром строился, как было принято в то время, рядом с железнодорожной станицей Пряжево. От ж.д. ст. Пряжево была проложена ветка на аэродром. Строительство аэродрома было завершено в 1933 году и он получил  название «Скоморохи». В литературе встречается также название «Пряжево» и «Житомир».
В 1959 г. аэродром «Скоморохи» после строительства новой бетонной взлётно-посадочной полосы и перехода базировавшихся полков на реактивные самолёты получил название «Озёрное».
В селе Пряжево находится железнодорожная станция Пряжево. Станция Пряжево находится на ж.д. ветке Житомир — Осыково — Гришковцы — Бердичев.
От села Пряжево и станции Пряжево к востоку находится село Скоморохи в 4 км.
От села Пряжево и станции Пряжево к северу находится город Житомир в 7 км.
От села Пряжево и станции Пряжево к югу находится село Сингуры в .. км.
От села Пряжево и станции Пряжево к западу находится поле.
От села Пряжево и станции Пряжево к юго-востоку находится аэродром.
От села Скоморохи к югу находится аэродром.

. 56-я авиабригада многоместных истребителей формировалась на аэродроме Скоморохи.
Командиром 56-й авиабригады был …

. В это же время 35-я авиабригада многоместных истребителей формировалась на аэродроме Конотоп. Командиром 35-й авиабригады (*) был краском Роза Абдуллаевич Якубов (в должности: 15 ноября 1931 г. — 1932 г., после переформирования в 206-ю лбабр: 1932 г. — декабрь 1933 г.). Начальником штаба бригады был краском Фокин Иван Васильевич (в должности: 15 ноября 1931 г. — май 1932 г.).
*  С 1932 г. стала 206-й легкобомбардировочной авиабригадой.

Февраль 1932 г.
. 56-я авиабригада многоместных истребителей формировалась на аэродроме Скоморохи.
Командиром 56-й авиабригады был …
. 35-я авиабригада многоместных истребителей формировалась на аэродроме Конотоп.

= Самолёт разведчик Р-6 =
. Собранные на авиазаводе № 22 к концу 1931 г. две серии многоместных истребителей (и дальний разведчик, и самолёт сопровождения тяжёлых бомбардировщиков) Р-6, пять и десять самолётов соответственно, принимались специалистами ВВС. На 1 февраля 1932 г. в ВВС числилось всего четыре Р-6 — два в ЦАГИ и два в НИИ ВВС. (7)

Март 1932 г.
. 56-я авиабригада многоместных истребителей формировалась на аэродроме Скоморохи.
Командиром 56-й авиабригады был …

. В составе этой бригады формировались новые 34-я и 35-я истребительные авиаэскадрильи. (21)

Май 1932 г.
. 56-я авиабригада многоместных истребителей формировалась на аэродроме Скоморохи.
Командиром 56-й авиабригады был …
. 35-я авиабригада многоместных истребителей формировалась на аэродроме Конотоп.
Надо полагать, что формирование 35-й авиабригады многоместных истребителей на аэродроме Конотоп в период с ноября 1931 г. по май 1932 г. прошло успешно. Не было лишь основного вооружения – многоместных самолётов истребителей.

= Самолёт разведчик Р-6 =
. Из 11 самолётов Р-6 после устранения дефектов и доукомплектования специалисты ВВС приняли большую часть из них только весной 1932 г. Даже принятые Р-6 не совсем соответствовали утверждённым Управлением ВВС техусловиям. На них не было фотоаппаратов, радиостанций, кислородных приборов. Пустой вес значительно превышал лимиты (в ТУ наивно заложили запас всего 1,5 % к весу опытного самолёта).
Первыми многоместные истребители (и дальний разведчик, и самолёт сопровождения тяжёлых бомбардировщиков) Р-6 должны были получить 92-я, 96-я и 98-я эскадрильи в Московском военном округе (соответственно — Монино, Воронеж и Иваново-Вознесенск), в которые первые самолёты поступали по плану уже в январе 1932 г. К концу декабря 1932 г. эти эскадрильи должны были располагать штатным составом из 12 Р-6 в каждой. Три другие эскадрильи к этому сроку предполагалось обеспечить самолётами наполовину. (7)

= Истребитель Д-2 =
. В 1929 г. истребитель Д-2 (двухместный) строился на базе одноместного истребителя И-3 с двигателем БМВ-6. В 1920-х годах двухместные истребители предназначались главным образом для сопровождения бомбардировщиков. Испытания самолёта проводились с 15 марта по июль 1929 года, летал лётчик-испытатель Б.Л. Бухгольц.
В 1930 г. после конструктивных изменений (изменили V горизонтального оперения) испытания продолжили. Макс. скорость — 256 км/ч, потолок — 7200 м, дальность полёта — 510 км, вооружение — 4 x 7,62-мм пулемёта.
4 августа 1930 г. самолёт потерпел катастрофу по причине разрушения хвостового оперения, лётчик-испытатель В.И. Чекарев погиб. Дальнейшие работы по этому самолёту были прекращены. (8)

= Истребитель ДИ-3 =
. В 1930 г. группой инженеров Центрального конструкторского бюро был спроектирован двухместный истребитель ДИ-3 с мотором М-17 мощностью 500-730 л. с. Испытания самолёта проводились с 10 апреля по 12 июля 1931 г. Испытания показали, что ДИ-3 обладает почти одинаковыми лётно-техническими характеристиками с одноместным истребителем И-5, самолёт не удовлетворяет тактико-техническим требованиям как по максимальным скоростям на всех высотах, так и по скороподъёмности, и вообще практически по всем лётным характеристикам уступает самолёту Д-2. В управлении ДИ-3 оказался строгой машиной, не позволял полёт с брошенной ручкой. Оборонительная турель ЦКБ была признана неудачной. Серийно самолёт не выпускался. Скорость у земли — 272 км/час, а на высоте 3 тыс. м — 284 км/час, потолок — 7800 м, дальность полёта — .. км, вооружение — 2 x 7,62-мм синхронных пулемёта ПВ-1 и 2 — 7,62-мм пулемёта ДА на специальной турели ЦКБ. Одностоечный биплан ДИ-3 отличался от общепринятых в те годы самолётов такой схемы своим вертикальным оперением, оно для удобства стрельбы из задней огневой точки впервые в СССР было разнесённым. (9)

= Истребитель ДИ-4 =
. Тактико-технические требования на двухместный истребитель ДИ-4 были определены в мае 1930 года. ДИ-4 с мотором М-34 мощностью 760 л.с. должен был иметь следующие характеристики:
— скорость на высоте 3000 м: не менее 300-320 км/ч;
— практический потолок: не менее 8000 м;
— время набора высоты 5000 м: 10-12 мин;
— дальность: 900-1000 км;
— полезная нагрузка: 410 кг;
— оборонительное вооружение: 2 пулемёта ДА на турели ТУР-7.
В качестве наступательного вооружения предполагалась установить пушку калибром 20-30 мм, но это требование скоро сняли. Только в конце 1932 года самолёт был построен и в начале 1933 года начались его испытания. (10)

= Самолёт лёгкий разведчик Р-5 =
. 22 мая 1931 г. в комиссию обороны СССР поступил проект предложений по перевооружению авиации, разработанный по требованию начальника ВВС РККА СССР красвоенлёта Петра Ионовича Баранова под руководством заместителя начальника ВВС РККА СССР красвоенлёта Якова Ивановича Алксниса. Новый самолёт разведчик Р-5 в этом плане занимал главенствующее место. Предполагалось создать 12 легко бомбардировочных эскадрилий (эскадрилья тогда состояла из трёх отрядов численностью около 30 самолётов), 9 разведывательных эскадрилий и 4 корпусных отряда, вооружённых самолётами Р-5.
. В значительной степени план строительства самолётов удалось реализовать — общее количество построенных в 1931 г. самолётов Р-5 составило 336 единиц. Можно предположить, что 18-я авиабригада получала новые самолёты Р-5. (11)

Июнь 1932 г.
. 1 июня в Красной Армии начался летний период обучения учебного 1931-32 годов. Летом войска выезжали в лагеря. Надо полагать, что личный состав 56-й авиабригады многоместных истребителей занимался по плану боевой и политической подготовки. В лагерях шла напряжённая боевая подготовка. В дни с ясным небом проводились полёты, во время которых лётчики учились стрелять из пулемётов, сбрасывать бомбы на цель, вести разведку, вести воздушные бои.

Фото.  Расчёт станкового пулемёта системы «Максим» советского производства.
На фото курсанты Ленинградского Краснознамённого пехотного училища на стрельбах. 1932 год.

Июль 1932 г.
Командиром 56-й авиабригады многоместных истребителей был …
Управление 56-й авиабригады многоместных истребителей находилось в г. Житомире. Аэродром «Скоморохи» 56-й авиабригады многоместных истребителей находился к юго-востоку от села и ж.д. ст. Пряжево и к югу от села Скоморохи.

. Есть такие сведения.  С ноября 1931 г. по июль 1932 г. Король Степан Георгиевич исполнял должность помощника командира бригады в 5-й авиабригаде ВВС УВО. С июля по декабрь 1932 г. Король Степан Георгиевич служил помощником командира бригады в истребительной авиабригаде, в г. Житомире, аэродром Пряжево, переименованной в 1932 г. в 404-й истребительную авиабригаду, в г. Житомире, аэродром Пряжево. (13) (14)
. Надо полагать, что личный состав 56-й авиабригады многоместных истребителей занимался по плану боевой и политической подготовки.

Август 1932 г.
Командиром 56-й авиабригады многоместных истребителей был …
Помощником командира 56-й абрми был красвоенлёт Король Степан Георгиевич. (13) (14)
. Надо полагать, что личный состав 56-й авиабригады многоместных истребителей занимался по плану боевой и политической подготовки.

_ В августе командиры и политработники 56-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки летнего периода обучения в летних лагерях. Обычно в этом месяце завершался летний лагерный сбор и начинались учения: бригадные, гарнизонные, корпусные, окружные.

_ В 1932 году в народное хозяйство Советского Союза и в войска Красной Армии получали грузовые автомобили ГАЗ-АА Горьковского автомобильного завода.

Фото.  Грузовой автомобиль ГАЗ-АА. СССР

*** Автомобиль ГАЗ-АА. Мощность двигателя 42 л.с., запас хода 215 км, грузоподъёмность 1,5 тонны, собственная масса 1,810 тонны. Начало выпуска 29.01.1932 г. ***

Сентябрь 1932 г.
Командиром 56-й авиабригады многоместных истребителей был …
Помощником командира 56-й абрми был красвоенлёт Король Степан Георгиевич. (13) (14)

Октябрь 1932 г.
Командиром 56-й авиабригады многоместных истребителей был …
Помощником командира 56-й абрми был красвоенлёт Король Степан Георгиевич. (13) (14)

Ноябрь 1932 г.
_ 7 ноября 1932 г. в г. Харькове проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая 15-й годовщине Великого Октября, и проводился военный парад, в котором принимали участие войска Украинского военного округа. В г. Житомире проводилась демонстрация трудящихся. Лётчики 56-й абр могли участвовать в показательных полётах на своём аэродроме.
. В ноябре в СССР проводился осенний призыв трудящихся на военную службу. Призывники поступали и в 56-ю авиабригаду. С молодыми красноармейцами проводилась начальная военная подготовка.

= Самолёт И-4 =
. И-4 (АНТ-5) — советский одноместный истребитель-полутораплан состоял на вооружении до 1934 г. Вооружение: два советских пулемёта ПВ-1 калибра 7,62 мм. Серийный выпуск продолжался около пяти лет, всего было выпущено 369 самолётов. Летом 1932 г. с самолёта И-4 впервые были проведены стрельбы в воздухе реактивными снарядами РС-82. Велись также опыты с динамо-реактивными пушками конструкции B. Курчевского. На самолёте две гладкоствольные 76-мм пушки устанавливались под верхним крылом в одном метре от узлов крепления подкосов. (17)

= Самолёт И-5 =
. К концу 1932 г. самолёты истребители И-5 составляли уже заметную часть парка советской истребительной авиации — около 20%. Всего их было 143 — чуть меньше, чем И-4. (160 единиц). Старые И-2 и И-2бис сохранились уже только в лётных школах. Однако основным истребителем ВВС РККА оставался И-3. Внедрение И-5 началось с Ленинградского и Украинского военных округов (надо полагать 5-я авиабригада), а со второй половины года практически все вновь поступающие самолёты отправлялись на усиление авиации ОКДВА в Забайкалье. (18)

. В 1932 году ВВС стали самостоятельным родом войск.
С 1932 г. по начало 1933 г. авиационные бригады начинают разделяться на тяжёлые бомбардировочные, лёгкие бомбардировочные, особые штурмовые, лёгкие штурмовые, лёгкие истребительные, истребительные многоместных истребителей, … .
С 1-го по 30-й номер получили тяжёлые бомбардировочные (в т.ч. и морские),
С 31-го по 199-й номер получали 35-я многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия в УВО (Аэродром в г. Конотопе, «Конотоп»), 56-я истребительная многоместных истребителей в УВО (Аэродром в г. Житомире, «Скоморохи»), особые штурмовые авиабригады – 81-я в УВО (около г. Киева), 100-я в ЛВО (около г. Дно), 114-я в БВО (около г. Гомеля); …,
с 200-го по 209-й номер получали лёгкие бомбардировочные,
с 250-го по 259-й номер получали лёгкие штурмовые,
с 400-го по 409-й номер получали лёгкие истребительные,
с 450-го по 459-й номер получали смешанные.
Начинается перевооружение авиации на советские самолёты: разведчики и лёгкие бомбардировщики Р-5, лёгкие истребители И-4 и И-5, тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и позже ТБ-3.

Декабрь 1932 г.
_ 1 декабря в войсках Украинского ВО начался учебный год 1932-33 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 56-й авиабригады многоместных истребителей (или уже 404-й истребительной авиабригады) проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.

. Надо полагать, что отсутствие самолётов многоместных истребителей вынудило командование Красной Армии укомплектовать авиабригады многоместных истребителей лёгкими самолётами и провести реформу в ВВС КА. 56-я авиабригада многоместных истребителей на аэродроме Скоморохи была переформирована по штатам лёгкой истребительной авиабригады и стала называться 404-й истребительной авиабригадой.
Командиром 404-й истребительной авиабригады был …
Помощником командира 404-й истребительной авиабригады был красвоенлёт Король Степан Георгиевич. (13) (14)
. С декабря 1932 г. Король Степан Георгиевич стал слушателем оперативного факультета Военно-воздушной академии РККА им. профессора Н.Е. Жуковского. (13) (14)

. 35-я авиабригада многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия на аэродроме Конотоп была переформирована по штатам легкобомбардировочной авиабригады и стала называться 206-й легкобомбардировочной авиабригадой.

 

. Рабоче-Крестьянская Красная Армия существовала с 15 (28) января 1918 года по февраля 1946 года. Правопреемником РККА стала Советская Армия. С февраля 1946 года по 14 февраля 1992 года существовала Советская Армия. Правопреемника Советской Армии нет. Читайте Историческую справку в статье «81-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)».

Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья начата 24.08.2013 г., опубликована 25.07.2023 г.