505-я авиационная бригада 1932 года (СССР)

505-я авиационная бригада — соединение Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик; существовала в составе военно-воздушных сил Морских сил Балтийского моря в 1932 — 1933 годах.

. В 1929 г. в составе военно-воздушных сил Морских сил Балтийского моря началось формирование 4-й авиационной бригады. Аэродром бригады находился в Гребном порту г. Ленинграда. В состав бригады вошли 62-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья, 62-й и 66-й отдельные морские разведывательные авиационные отряды. На вооружении 62-й ОМРАЭ были самолёты ЮГ-1 (JuG-1), 62-го ОМРАО — самолёты Авро-504 и МР-1 и 66-го ОМРАО — самолёты МР-1. С 1930 г. на вооружении 4-й авиационной бригады были поплавковые самолёты ТБ-1П с торпедными мостами.

 

1932 год от Рождества Христова

Апрель 1932 г.
. Командующим ВВС РККАСССР и членом Реввоенсовета СССР с июня 1931 г. по 23 ноября 1937 г. был Алкснис (Астров) Яков Иванович. Одновременно был членом Военного Совета Наркомата обороны.
С 1923 г. по 1935 г. должность начальника Морской авиации в ВС СССР была упразднена.
. Начальником и комиссаром ВВС Краснознамённых Морских сил Балтийского моря был красвоенмор Леонид Иванович Никифоров (в должности: август 1930 г. — июль 1932 г., снят с должности).
. Начальником штаба ВВС Краснознамённых Морских сил Балтийского моря был красвоенмор Борис Ильч Базенков (в должности: август 1930 г. — август 1932 г).

. В 1932 году Военно-воздушные силы РККА стали самостоятельным родом войск.
С конца 1932 г. по начало 1933 г. авиабригады начинают разделяться на тяжёлые бомбардировочные, лёгкие бомбардировочные, особые штурмовые, лёгкие штурмовые, истребительные и смешанные.
С 1-го до 30-го номера получали тяжёлые бомбардировочные авиабригады (в том числе и морские авиабригады),
с 31-го до 200-го номера получали особые штурмовые авиабригады, …,
с 200-го до 209-го номера получали легкобомбардировочные авиабригады,
с 250-го до 259-го номера получали лёгкие штурмовые авиабригады,
с 400-го до 409-го номера получали истребительные авиабригады,
с 450-го до 459-го номера получали смешанные авиабригады.
— В апреле 1932 г. 4-й авиационная бригада переименована в 505-ю морскую (бомбардировочную) авиационную бригаду.
— В 1933 г. 9-я тяжёлая авиабригада переименована в 506-ю тяжёлую авиабригаду.
Началось перевооружение авиации на советские самолёты: разведчики и лёгкие бомбардировщики Р-5, истребители И-4 и И-5, тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и позже ТБ-3.

= 4-й авиационная бригада =
= 505-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада =
. В апреле 1932 г. 4-й авиационная бригада переименована в 505-ю (бомбардировочную) авиационную бригаду.
. Аэродром бригады находился в Гребном порту г. Ленинграда.
В состав 505-й   бригады первоначально входили:
— 62-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья (имела тяжёлые самолёты ТБ-1П),
— 62-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд (имел гидросамолёты МР-1 и гидросамолёты С-62Б);
— 66-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд (имел гидросамолёты МР-1 и гидросамолёты С-62Б).. Командиром 505-й бомбардировочной авиабригады был …..?
_  На вооружении 4-й авиационной бригады были самолёты ТБ-1 (колёсные), ТБ-1П (поплавковые, с торпедными мостами), МР-1 (поплавковые). Следовательно, эти самолёты перешли в 505-ю морскую бомбардировочную авиационную бригаду.


Гидросамолёт ТБ-1П. СССР.

Тяжёлый самолёт ТБ-1П (морской, поплавковый, с торпедными мостами)
В сентябре 1931 г. в 4-ю авиабригаду КМСБМ и 9-ю авиабригаду МСЧМ и морские отд. авиаотряды параллельно с колёсными самолётами ТБ-1 начались поставки поплавковых самолётов ТБ-1П. К концу сентября 1931 г. в 62-й авиаэскадрилье 4-й авиабригады в Краснознамённых Морских силах  Балтийского моря уже имелись три самолёта ЮГ-1 и три ТБ-1П.

Тяжёлый самолёт ТБ-1 (сухопутный, колёсный, двухмоторный).
К началу 1932 г. в строю находились 155 тяжёлых самолётов ТБ-1. В 1932 г. вооружённые тяжёлыми самолётами ТБ-1 три авиаэскадрильи дислоцировались на аэродроме в г. Воронеже в 11-й авиабригаде (51-я, 59-я, …-я эскадрильи) МосВО, две – на аэродроме в п. Монино в 17-й авиабригаде МВО и две — на аэродроме в п. Монино в 23-й авиабригаде МВО, две – на аэродроме Кречевицы в с. Кречевицы (ошибка под г. Новгородом Великим) в …-й авиабригаде (55-я и 57-я аэ) ЛенВО. 70-я эскадрилья вошла в ВВС ОКДВА. В ОКДВА на Дальний Восток также направили и 51-ю эскадрилью из 11-й абр, но ее потом передали в морскую авиацию и она стала минно-торпедной.
К новому 1932 г. на авиазаводе задание по выпуску ТБ-1 было выполнено полностью – 146 самолётов. Производство уже сворачивалось. На смену ТБ-1 шёл ТБ-3, четырёхмоторный.
ТБ-1 должен был стать первым самолётом «волнового управления» — радиоуправления. Так называли самолёты, с которых оператор по радио управлял торпедным катером без команды. Радиоаппаратура образца 1931 г. делалась специально для размещения в передней кабине бомбардировщика. В 1932 г. в Краснознамённых Морских силах  Балтийского моря планировали иметь первое отдельное авиазвено из четырех самолётов ТБ-1ВУ.


Гидросамолёт МР-1. СССР.

Самолёт С-62Б — военный гидросамолёт (летающая лодка) ближний разведчик находился на вооружении Морской авиации ВВС РККА.
. В сентябре 1931 г. в Советский Союз уже прибыли две первых партии гидросамолётов  С-62Б. С октября 1931 г. эти гидросамолёты начали поступать в строевые авиачасти ВВС Морских сил Чёрного моря и ВВС Морских сил Балтийского моря.
Гидросамолёт С-62Б в авиачастях встретили хорошо. Поступающими С-62Б (S.62bis)  постепенно заменяли старые разведчики МР-1 (поплавковые) (модификация сухопутного разведчика Р-1). На 1 ноября 1931 г. на Балтику поступило 10 С-62Б (восемь из них без моторов, присылавшихся отдельно). Их осваивал 62-й авиаотряд 4-й авиабригады (позже, 505-й авиабригады, а затем 105-й авиабригады). Управление ВВС письмом от 11 января 1932 г. официально присвоило наименования самолётам S.62bis: опытному гидросамолёту, прибывшему в 1929 г. — С-62ЭКС («экспонат»), серийным гидросамолётам итальянской постройки — С-62Б, пяти первым гидросамолётам авиазавода № 31 (гор. Таганрог) — С-62КЭ («копия экспоната»), и последующим серийным гидросамолётам — МБР-4.


Фото. Санкт-Петербург, Гребной порт, 30 ноября 2020 г.


Фото. Санкт-Петербург, Гребной порт, 30 ноября 2020 г.


Фото. Санкт-Петербург, Гребной порт, 30 ноября 2020 г.


Фото. Санкт-Петербург, Гребной порт, 30 ноября 2020 г.


Фото. Санкт-Петербург, Гребной порт, 30 ноября 2020 г.

. В 1932 г. мина ВОМИЗА-100 после доработки получила новое обозначение МАВ-1, в 1933 г. её модернизировали, несколько облегчив и упростив.

= Самолёт С-62Б с «волновым управлением» =
. 23 апреля 1932 г. из Управления ВВС поступил приказ НИИ выявить пригодность самолётов разведчиков Р-5 и С-62Б для «волнового управления», т. е. дистанционного (по радио) управления торпедными катерами, которые без экипажа можно было направлять в самую опасную атаку на корабли противника. Для работы выделили одну летающую лодку С-62Б, на которой поставили макет системы образца 1930 г. с передатчиком ДСР (14С-1). Более совершенная аппаратура образца 1931 г. не влезла (её проектировали для установки на бомбардировщике ТБ-1). Специалисты дали заключение, что по удобству работы водителя торпедного катера самолёт-лодка С-62Б стоит выше и Р-5, и ТБ-1: лучше обзор и маневренность, больше диапазон скоростей плюс возможность сесть на воду рядом с катером для устранения неполадок. (29)

Май
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.

= Гидросамолёт С-62Б с «волновым управлением» =
. В мае 1932 г. на одном сам-те С-62Б был установлен уже настоящий комплект аппаратуры «волнового управления» и испытали его в 4-й авиабригаде (может быть уже в 505-й) на Балтике. По результатам испытаний С-62Б «савойю» решили сделать основным типом самолёта «волнового управления». (29)
. В апреле-мае 1932 г. на авиазаводе № 31 в гор. Таганроге в работе находились уже 25 гидросамолётов МБР-4. Первым был готов самолёт с номером ОЕ-74. (29)
. К лету 1932 г. самолёт морской разведчик С-62Б уже стал основным разведчиком морской авиации ВВС СССР.

Июнь 1932 г.
. 1 июня в ВВС Краснознамённых Морских сил Балтийского моря начался летний период обучения учебного 1931-32 годов.

= Самолёт С-62Б =
. К июлю 1932 г. из Италии в СССР пришли все гидросамолёты летающие лодки С-62Б (до 11 января 1932 г. — S.62bis), в том числе пушечные. (29)

Июль 1932 г.
= Самолёт С-62Б с «волновым управлением» =
. В июле 1932 г. Управление ВВС РККА подготовило план по которому за 1932-33 годы создать на всех флотах отряды по 10–15 самолётов для волнового управления торпедными катерами. (29)
. В июле войска 505-й мтбабр занимались боевой и политической подготовкой. В дни хорошей погоды проводились полёты.
. Начальником и комиссаром Морской авиации Краснознамённых Морских сил Балтийского моря до июля 1932 г. был красвоенмор Леонид Иванович Никифоров. В июле Л. И. Никифоров снят с должности и откомандирован в Осоавиахим СССР.
. Начальником и комиссаром Морской авиации Краснознамённых Морских сил Балтийского моря в июле 1932 г. назначен Василий Константинович Лавров (в должности: июль 1932 г. — январь 1934 г.).

= 505-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада =
. Командиром 505-й бомбардировочной авиабригады был …..?
Аэродром бригады находился в Гребном порту г. Ленинграда.
В состав 505-й бригады первоначально входили:
— 62-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья;
— 62-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд;
— 66-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд.
На вооружении 505-й мор. тяж. бомб. авиабригады были самолёты ТБ-1 (колёсные), ТБ-1П (поплавковые, с торпедными мостами), ЮГ-1 (поплавковые), летающие лодки Дорнье Валь, МР-1 (поплавковые).

. В 1932 г. по постановлению Реввоенсовета СССР приступили к формированию первых боевых частей минно-торпедной авиации. В их число вошли 121-я эскадрилья в составе Краснознамённых Морских Балтийского моря, отряд в составе 124-й эскадрильи на Чёрном море и 1-я эскадрилья в составе Морских сил Дальнего Востока. По штату торпедной эскадрилье полагалось 12 самолётов. Эскадрилья состояла из трёх авиаотрядов. Все эти авиачасти создавались на базе уже существующих, но имевших другое назначение. (14)
. Надо полагать, что 121-я авиаэскадрилья формировалась в составе 505-й мор. тяж. бомб. авиационной бригады.

_  Если в состав 105-й мор. тяж. бомб. авиабригады был таков:
— управление бригады;
— 121-я бомбардировочная авиационная эскадрилья (минно-торпедная) (9);
— 122-я бомбардировочная авиационная эскадрилья (минно-торпедная) (9);
— 19-я разведывательная авиационная эскадрилья (9);
— части и подразделения обслуживания,
то 62-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья 505-й авиабригады переформировывалась в 121-ю эскадрилью.

. Начальником штаба ВВС Краснознамённых Морских сил Балтийского моря был красвоенмор Борис Ильч Базенков (в должности: август 1930 г. — август 1932 г).

Август
= Опытный гидросамолёт МБР-4 =
. 2 августа 1932 г. на авиазаводе № 31 в гор. Таганроге опытный самолёт МБР-4 с номером  ОЕ-74 предъявили на заводские испытания. Военный представитель ВВС протестовал, предъявив убедительный список из 85 дефектов. Несмотря на это, директор приказал начать испытания. Следом за первым самолётом взлетел второй (тоже официально не принятый военпредом). (29)

= Опытный гидросамолёт МБР-4 =
. 4 августа 1932 г. авиазавод № 31 самолёт   в гор. Таганроге опытный самолёт МБР-4 с номером   ОЕ-74 гордо продемонстрировал в воздухе Таганрогскому городскому комитету ВКП(б), что вызвало новую депешу военпреда в УВВС в г. Москву. Одной из основных причин отклонения МБР-4 военной приёмкой являлась неполная комплектация. На завод смежные заводы не поставили динамомашин и аккумуляторы освещения, тросы, краны и некоторые сорта древесины. (29)

. Подготовка лётчиков морской авиации велась в Военно-морской авиашколе в г. Ейске. В 1932 г. школа получила первые   тяжёлые самолёты бомбардировщики    ТБ-1. (14)

Сентябрь
В сентябре 1932 г. в г. Севастополе НИИ ВВС перешёл к войсковым испытаниям мин и торпед. Лётчики торпедного отряда под командованием командира отряда лётчика Морозова с самолёта ТБ-1 (был оснащён универсальным подфюзеляжным мостом ОТБ, позволявшим осуществлять подвеску высотной торпеды ВВС-15 и мины ВОМИЗА-100, обладавших очень схожими парашютными системами с несколькими куполами, постепенно гасившими скорость падения, а также торпеды ВВС-12 для сбрасывания с бреющего полёта) торпедами попробовали поражать различные цели. Главной целью являлся линкор «Парижская Коммуна». Сбрасывали торпеду так, чтобы она прошла заведомо мимо линкора, так как в то время не имелось «мнущихся» (учебных) боевых отделений. Самолёты ТБ-1П (поплавковые) использовались для испытаний торпеды ВВС-12.
. Для всех флотов было оборудовано не более 10–15 гидросамолётов С-62Б и МБР-4, служивших в ВВС Краснознамённых Морских сил Балтийского моря — в 62-м авиаотряде 4-й авиабригады, и ВВС Морских сил Чёрного моря – 55-м авиаотряде. Эти самолёты назывались С-62ВУ и МБР-4ВУ. (29)

_  Можно предположить, что в 505-й бомб. авиабригаде продолжалось переформирование авиаотрядов в эскадрильи. Состав 505-й мор. тяж. бомб. авиабригады должен был быть таков:
— управление бригады;
— 121-я бомбардировочная авиационная эскадрилья (минно-торпедная) (бывшая 62-я отд. мор. развед. авиаэскадрилья);
— 122-я бомбардировочная авиационная эскадрилья (минно-торпедная) (бывший 62-я отд. мор. развед. авиаотряд);
— 19-я разведывательная авиационная эскадрилья (бывший 63-я отд. мор. развед. авиаотряд);
— части и подразделения обслуживания.
. На вооружении бригады с лета 1932 г. были гидросамолёты морские разведчики и лёгкие бомбардировщики С-62Б (летающие лодки).

Октябрь
= Морские силы Чёрного моря =
. В октябре 1932 г. во время маневров Морских сил Чёрного моря лётчики торпедного отряда с двух самолётов ТБ-1П залпом сбросили торпеды по буксируемому щиту в 15 милях от Херсонесского маяка в г. Севастополе. Обе торпеды промахнулись. Трудно было учесть снос парашютов ветром. Но механизмы торпед отработали исправно.

Ноябрь
= Морские силы Чёрного моря =
. Всего до 14 ноября 1932 г. лётчики торпедного отряда морской авиации выполнили девять сбрасываний торпед. Поскольку в первую очередь всех интересовала баллистика системы, то часто сбрасывались «болванки» — габаритно-весовые макеты без «начинки». После завершения испытаний торпеды ВВС-12 её доработали и приняли на вооружение как ТАН-12, а торпеду ВВС-15 — как ТАВ-15. Мина ВОМИЗА-100 получила новое обозначение МАВ-1.

= Опытный гидросамолёт МБР-4 =
. К декабрю 1932 г. авиазавод № 31 в г. Таганроге уже изготовил 27 самолётов МБР-4 и сдал военным 15 сам-ов МБР-4, из которых в воинскую часть успели перегнать один. (29)

Гидросамолёт МБР-4. СССР.

Декабрь 1932 г.
. 1 декабря в ВВС Краснознамённых Морских сил Балтийского моря начался учебный год 1932-33 годов и зимний период обучения.

= Гидросамолёт МБР-4 =
. К декабрю 1932 г. завод № 31 в г. Таганроге на Азовском море уже изготовил 27 и сдал военным 15 сам-ов МБР-4, из которых в часть успели перегнать один. (29)

= 505-я бомб. авиабригада ВВС КМСБМ =
= Гидросамолёт ТБ-1П (поплавковый) =
. Процесс формирования и обучения лётного и технического состава в 121-й аэ (минно-торпедной) и других подобных ей сдерживался медленным поступлением мостов, мин и торпед. К декабрю 1932 г. ВВС РККА имели в общей сложности лишь 10 самолётов   ТБ-1П (поплавковый)    , оснащённых надлежащим образом: четыре на Чёрном море, столько же на Балтийском море и три на Дальнем Востоке. Для них на складах лежали 27 боевых торпед и всего четыре мины. (14)

= Гидросамолёт МБР-4 =
. К концу 1932 г. в ВВС РККА к гидросамолётам (летающим лодкам) С-62Б (итальянской постройки) добавились 15 советских гидросамолётов (летающих лодок) МБР-4, изготовленные на авиазаводе № 31 в г. Таганроге на Азовском море. (29)

 

1933 год от Рождества Христова
Январь
. Начальником и комиссаром Морской авиации Краснознамённых Морских сил Балтийского моря в июле 1932 г. был красвоенмор Василий Константинович Лавров (в должности: июль 1932 г. — январь 1934 г.).
. Командиром 505-й авиабригады был …?

_  Можно предположить, что в 505-й бомб. авиабригаде продолжалось переформирование авиаотрядов в эскадрильи. Состав 505-й мор. тяж. бомб. авиабригады должен был быть таков:
— управление бригады;
— 121-я бомбардировочная авиационная эскадрилья (минно-торпедная) (бывшая 62-я отд. мор. развед. авиаэскадрилья);
— 122-я бомбардировочная авиационная эскадрилья (минно-торпедная) (бывший 62-я отд. мор. развед. авиаотряд);
— 19-я разведывательная авиационная эскадрилья (бывший 63-я отд. мор. развед. авиаотряд);
— части и подразделения обслуживания.
. На вооружении бригады с лета 1932 г. были гидросамолёты морские разведчики и лёгкие бомбардировщики С-62Б (летающие лодки).

= Гидросамолёт МБР-4 =
. Авиазавод № 31 в гор. Таганроге продолжал выпускать гидросамолёты (летающие лодки) для военной авиации. Завод имел программу освоения сразу пяти типов самолётов — АНТ-9, Р-5, МБР-4, МДР-2 и Ш-2. На 1 января 1933 г. в ВВС РККА имелось 63 сам-та С-62Б (летающие лодки) и МБР-4 (летающие лодки), на 22 августа — уже 76. (29)

Февраль 1933 г.

Май 1933 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.

= 505-я бомбардировочная авиационная бригада =
= 105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада =
. В (возможно в мае)  1933 г. 505-я (бомбардировочная) авиационная бригада переименована в 105-ю авиационную бригаду.

_  105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада (морская, бомбардировочная, минно-торпедная) (105-я бабр) имела состав:
— управление бригады;
— 121-я бомбардировочная авиационная эскадрилья (минно-торпедная) (9);
— 122-я бомбардировочная авиационная эскадрилья (минно-торпедная) (9);
— 19-я разведывательная авиационная эскадрилья (9);
— части и подразделения обслуживания.
. Есть такая информация. С мая 1933 г. начались новые организационно-штатные преобразования на Черноморском флоте. 9-я авиабригада (г. Севастополь) переформирована и стала называться 9-я тяжёлая авиационная бригада; 60-я оаэ переформирована и стала именоваться 123-я тяжёлая авиационная аэ; 63-я оаэ переформирована и стала именоваться 124 тяжёлая авиационная аэ. (15) (16)
. Есть такая информация. В 123-й эскадрилье осталось 7 гидросамолётов летающих лодок ДВ (Дорнье-Валь), а в 124-й эскадрилье – 6 единиц ДВ, при штате 12. Так как поступления новых ДВ не предвиделось, все самолёты ДВ (германские и советские) сосредоточили в 123-й эскадрилье, а 124-ю эскадрилью перевооружили на гидросамолёты летающие лодки С-62Б («Савойи»). (16)

Читайте на сайте «Единая и Неделимая» статьи:

— 4-я авиационная бригада 1929 года (СССР)

— 505-я авиационная бригада 1932 года (СССР)

— 105-я авиационная бригада 1933 года (СССР)

. Рабоче-Крестьянская Красная Армия существовала с 15 (28) января 1918 года по февраля 1946 года. Правопреемником РККА стала Советская Армия. С февраля 1946 года по 14 февраля 1992 года существовала Советская Армия. Правопреемника Советской Армии нет. Читайте Историческую справку в статье «81-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)».

Источники:
1/ Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. 2-е издание, переработанное и доп. — Москва. Издательство: Машиностроение, 1978. 576 страниц, иллюстрации.
2/ Большая биографическая энциклопедия. 2009. Столярский, Станислав Эдуардович.
3/ Военно-исторический журнал. 6.7.2019. Неуклонный и бессмертный борец за создание морской авиации. Столярский, Станислав Эдуардович.

7/ Столярский С. Э. Краткий исторический очерк развития и организации морской авиации в России с 1911 до начала 1918 года. — Ленинград. Издательство: ВМА РККА им. Ворошилова, 1932.
Об издании: С. Э. Столярский (1894-1958) — морской лётчик, генерал-майор авиации (1940 г.), доцент (1936 г.), участник 1-й Мировой войны, во время Гражданской войны в России в Красной Армии был командиром Первого социалистического истребительного авиаотряда, помощник начальника Воздухфлота РСФСР, начальником гидроавиации РСФСР. После Гражданской войны в России командовал 4-й авиабригадой, был начальником штаба ВВС Балтийского моря, в 1930-х годах преподавал в Военно-морской академии. В данном издании, будучи старшим руководителем кафедры ВВС ВМА, обобщил опыт создания в России морской авиации, её применения в 1-й Мировой и Гражданской войнах.

9/ Сайт «Pobeda1945.su». Статья «105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада (105-я бабр). 1929-1938.» http://www.pobeda1945.su/division/13595

11/ Сайт Уголок неба». Статья «ЮГ-1».
12/ Проект Авиару.рф — некоммерческий. Бомбардировщик ЮГ-1 (K.30). http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/inostrannye-samolety/inostrannye-samolety-vvs-sssr/import-1920-h-1930-h-gg/bombardirovshhik-yug-1-k-30/
13/ Сайт Уголок неба». Статья «ТБ-1». http://www.airwar.ru/enc/bww1/tb1.html
14/ Там же. Статья «ТБ-1П».  http://www.airwar.ru/enc/bww1/tb1p.html

15/ Форум Севастополь. http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?p=4123499

16/ Многоцелевая летающая лодка Do.J «Wal» (Дорнье «Валь»). http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/inostrannye-samolety/inostrannye-samolety-vvs-sssr/import-1920-h-1930-h-gg/mnogotselevaya-letayushhaya-lodka-dorne-val-do-j-wal/

Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья начата 11.10.2020 г.