505-я авиационная бригада — соединение Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик; существовала в составе военно-воздушных сил Морских сил Балтийского моря в 1932 — 1933 годах.
В 1929 г. в составе военно-воздушных сил Морских сил Балтийского моря началось формирование 4-й авиационной бригады. Аэродром бригады находился в Гребном порту г. Ленинграда. В состав бригады вошли 62-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья, 62-й и 66-й отдельные морские разведывательные авиационные отряды. На вооружении 62-й ОМРАЭ были самолёты Юнкерс JuG-1 (ТБ-2), 62-й ОМРАО — самолёты Авро-504 и МР-1 и 66-й ОМРАО — самолёты МР-1. С 1930 г. на вооружении 4-й авиационной бригады были поплавковые самолёты ТБ-1а с торпедными мостами, с 1931 г. — несколько летающих лодок Дорнье Валь.
1932 г. от Р.Х.
В апреле 1932 г. 4-й авиационная бригада переименована в 505-ю (бомбардировочную) авиационную бригаду.
Аэродром бригады находился в Гребном порту г. Ленинграда. В состав бригады входили 62-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья, 62-й и 66-й отдельные морские разведывательные авиационные отряды.
_ Командиром 4-й авиабригады был Станислав Эдуардович Столярский (в должности: 1929 — ..).
_ На вооружении 4-й авиационной бригады были самолёты ТБ-1 (колёсные), ТБ-1П (поплавковые, с торпедными мостами), ЮГ-1 (поплавковые), летающие лодки Дорнье Валь, МР-1 (поплавковые).
Гидросамолёт ТБ-1П. СССР.
В 1932 г. мина ВОМИЗА-100 после доработки получила новое обозначение МАВ-1, в 1933 г. её модернизировали, несколько облегчив и упростив.
23 апреля 1932 г. из Управления ВВС поступил приказ НИИ выявить пригодность самолётов разведчиков Р-5 и С-62Б для «волнового управления», т. е. дистанционного (по радио) управления торпедными катерами, которые без экипажа можно было направлять в самую опасную атаку на корабли противника. Для работы выделили одну летающую лодку С-62Б, на которой поставили макет системы образца 1930 г. с передатчиком ДСР (14С-1). Более совершенная аппаратура образца 1931 г. не влезла (её проектировали для установки на бомбардировщике ТБ-1). Специалисты дали заключение, что по удобству работы водителя торпедного катера самолёт-лодка С-62Б стоит выше и Р-5, и ТБ-1: лучше обзор и маневренность, больше диапазон скоростей плюс возможность сесть на воду рядом с катером для устранения неполадок. (29)
Май
В мае 1932 г. на одном сам-те С-62Б был установлен уже настоящий комплект аппаратуры «волнового управления» и испытали его в 4-й авиабригаде на Балтике. По результатам испытаний С-62Б «савойю» решили сделать основным типом самолёта «волнового управления». (29)
Июнь
К июлю 1932 г. из Италии в СССР пришли все гидросамолёты летающие лодки С-62Б (до 11 января 1932 г. — S.62bis), в том числе пушечные. (29)
Июль
В июле 1932 г. Управление ВВС подготовило план по которому за 1932-33 годы создать на всех флотах отряды по 10–15 самолётов для волнового управления торпедными катерами. (29)
Сентябрь
В сентябре 1932 г. в г. Севастополе НИИ ВВС перешёл к войсковым испытаниям мин и торпед. Лётчики торпедного отряда под командованием командира отряда лётчика Морозова с самолёта ТБ-1 (был оснащён универсальным подфюзеляжным мостом ОТБ, позволявшим осуществлять подвеску высотной торпеды ВВС-15 и мины ВОМИЗА-100, обладавших очень схожими парашютными системами с несколькими куполами, постепенно гасившими скорость падения, а также торпеды ВВС-12 для сбрасывания с бреющего полёта) торпедами попробовали поражать различные цели. Главной целью являлся линкор «Парижская Коммуна». Сбрасывали торпеду так, чтобы она прошла заведомо мимо линкора, так как в то время не имелось «мнущихся» (учебных) боевых отделений. Самолёты ТБ-1П использовались для испытаний торпеды ВВС-12.
Для всех флотов было оборудовано не более 10–15 самолётов С-62Б и МБР-4, служивших в ВВС Морских сил Балтийского моря — в 62-м авиаотряде 4-й авиабригады, и ВВС Морских сил Чёрного моря – 55-м авиаотряде. Эти самолёты назывались С-62ВУ и МБР-4ВУ. (29)
Октябрь
В октябре 1932 г. во время маневров Морских сил Чёрного моря лётчики торпедного отряда с двух самолётов ТБ-1П залпом сбросили торпеды по буксируемому щиту в 15 милях от Херсонесского маяка в г. Севастополе. Обе торпеды промахнулись. Трудно было учесть снос парашютов ветром. Но механизмы торпед отработали исправно.
Ноябрь
Всего до 14 ноября 1932 г. лётчики торпедного отряда морской авиации выполнили девять сбрасываний торпед. Поскольку в первую очередь всех интересовала баллистика системы, то часто сбрасывались «болванки» — габаритно-весовые макеты без «начинки». После завершения испытаний торпеды ВВС-12 её доработали и приняли на вооружение как ТАН-12, а торпеду ВВС-15 — как ТАВ-15. Мина ВОМИЗА-100 получила новое обозначение МАВ-1.
К декабрю 1932 г. авиазавод № 31 в г. Таганроге уже изготовил 27 самолётов МБР-4 и сдал военным 15 сам-ов МБР-4, из которых в воинскую часть успели перегнать один. (29)
Гидросамолёт МБР-4. СССР.
1933 г. от Р.Х.
В 1933 г. 505-я (бомбардировочная) авиационная бригада переименована в 105-ю авиационную бригаду.
При использовании статьи ссылку делать на сайт «Единая и Неделимая».
Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья начата 11.10.2020 г.