35-я авиационная бригада (СССР)

35-я авиационная бригада — воинское соединение Военно-воздушных сил Украинского военного округа Рабоче-Крестьянской Красной Армии Союза Советских Социалистических Республик. Существовала бригада с 15 ноября 1931 года по 1932 год.

 

1931 год от Рождества Христова

Ноябрь 1931 г.
. 18-я авиабригада дислоцировалась на аэродроме Конотоп.
Командиром бригады и заместителем командира бригады по политчасти 18-й авиационной бригады ВВС УВО был красвоенлёт Франц Антонович Клышейко (в должности: с августа 1930 г. по …… г.).
Надо полагать, что в 18-й авиабригаде на вооружении были самолёты разведчики Р-1, которые использовались как лёгкие бомбардировщики.

= Самолёт разведчик Р-6 =
. В 1926 г. руководство Красной Армии, приступая к созданию тяжёлой бомбардировочной авиации, пришло к мысли, что для обеспечения успешной боевой работы соединений дальних бомбардировщиков потребуются — многоцелевые самолёты, которые произведут разведку целей, прикроют бомбардировщики в пути за радиусом действия обычных истребителей – будут вести воздушный бой на большом расстоянии, а при необходимости самостоятельно атакуют второстепенные объекты («крейсеры»). Такие самолёты должны были иметь дальность, сравнимую с дальностью тяжёлых бомбардировщиков, мощное вооружение, а их маневренность должна была хотя бы в минимальной степени позволить им вести воздушный бой.
Первый серийный тяжёлый бомбардировщик ТБ-1 ещё не вышел из цехов завода № 22 в Филях, а А.Н. Туполев в октябре 1926 г. уже дал указания своим сотрудникам по АГОС ЦАГИ подготовить предварительный проект «крейсера».
В начале 1931 г. авиазавод № 22 заложил первую серию из пяти самолётов Р-6. Сначала в первой серии стали строить два самолёта — с номерами 2201 и 2202. На них собирались отработать окончательную схему размещения оборудования и вооружения, так и не определённую до сих пор заказчиком – ВВС РККА.
. В 1926 году в Военно-воздушных силах Красной Армии началось формирование авиационных бригад. Имевшиеся авиаэскадрильи объединялись в авиабригады. Авиабригады имели в своём составе 2-3 эскадрильи, а то и 4-е эскадрильи, которые  размещались на одном аэродроме. Разделения бригад на разведывательные, бомбардировочные, штурмовые и истребительные не существовало. Бригады имели номера от 1-го до 30-го. В 1931 году было принято решение формировать новые авиабригады и присваивать им номера с 32-го. (=7)
. Выскажу предположение, что командование Красной Армии планировало сформировать особые авиабригады дальних многоместных истребителей с номерами, 22, 23, 32, 35 и другими.
. В ноябре 1931 года несколько командиров из стрелков и кавалеристов были переведены в ВВС РККА и назначены на должности командиров вновь формируемых авиационных бригад: Зайцев Александр Сергеевич, Тестов Семён Васильевич (22-й; ранее командир 10-й стрелковой дивизии Ленинградского ВО), Якубов Роза Абдуллаевич (35-й; ранее помощником командира 30-й Иркутской стрелковой дивизии Украинского военного округа), Орлов А.А. (23-й; ранее командир 37-й Краснознамённой сд Белорусского военного округа), на должности начальников штабов бригад: Фокин Иван Васильевич (35-й; ранее командир 2-й кавалерийской бригады 6-й кав. дивизии), … .
. 22 ноября 1931 г. начальник Управления ВВС красвоенлёт Я.И. Алкснис утвердил план формирования шести эскадрилий многоместных истребителей Р-6 (и дальний разведчик, и самолёт сопровождения тяжёлых бомбардировщиков)  на 1932 год. Планом предусматривалось формирование 96-й, 98-й и 100-й авиаэскадрилий многоместных истребителей в Московском военном округе (соответственно – на аэродромах в Монино, Воронеж и Иваново-Вознесенск), 102-й авиаэскадрильи многоместных истребителей на аэродроме в Ржеве в Белорусском военном округе, 104-й авиаэскадрильи многоместных истребителей в Украинском военном округе на аэродроме в Запорожье и 92-й авиаэскадрильи многоместных истребителей на аэродроме в Кречевицах в Ленинградском округе.

= Самолёт разведчик Р-6 =
. К концу 1931 г. авиазавод № 22 выпустил две серии многоместных истребителей (и дальний разведчик, и самолёт сопровождения тяжёлых бомбардировщиков) Р-6, пять и десять самолётов соответственно.

 

1932 год от Рождества Христова

Январь 1932 г.
. 18-я авиационная бригада была в составе ВВС Украинского ВО.
Надо полагать, что в 18-й авиабригаде на вооружении были самолёты разведчики Р-1, которые использовались как лёгкие бомбардировщики.
Командиром бригады и заместителем командира бригады по политчасти 18-й авиационной бригады ВВС УВО был красвоенлёт Франц Антонович Клышейко (в должности: с августа 1930 г. по …… г.).

. 35-я авиабригада формировалась на аэродроме Конотоп.
Командиром 35-й авиабригады (с 1932 г. стала 206-й легкобомбардировочной авиабригады) был краском Роза Абдуллаевич Якубов (в должности:  ….. по декабрь 1933 г.).
. В 1932 г. командиры новых авиабригад были направлены на Курсы усовершенствования комсостава ВВС при ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского. В отдельную группу вошли Зайцев Александр Сергеевич, Тестов Семён Васильевич, Якубов Роза Абдуллаевич, Орлов А.А., Фокин Иван Васильевич.

= Самолёт разведчик Р-6 =
. Собранные на авиазаводе № 22 к концу 1931 г. две серии Р-6, пять и десять самолётов соответственно, принимались специалистами ВВС.

= Из биографии Якубова Роза Абдуллаевича.
В 1931 г. окончил основной факультет Военной академии имени М. В. Фрунзе и был назначен помощником командира 30-й Иркутской стрелковой дивизии. В ноябре (не позднее 14 ноября) 1931 г. был переведён в ВВС РККА.
15 ноября 1932 г. назначен командиром 35-й авиабригады многоместных истребителей на аэродроме Конотоп.
С 15 ноября 1931 г. по (надо полагать, май) 1932 г. — командир 35-й авиабригады УкрВО, на аэродроме в г. Конотопе.
С ….. по май  1932 г. Якубов Р. А. учился на строевом отделении окончил Курсов усовершенствования комначсостава ВВС при Военно-воздушной академии имени проф. Н. Е. Жуковского, по окончании курсов присвоена квалификация «военный лётчик-наблюдатель».
Предположительно, в мае 1932 г. во время реформы проводимой в ВВС КА 35-я авиабригада не имела достаточного количества самолётов многоместных истребителей.
Некоторое время служил начальником Конотопского аэродрома. С ….. по декабрь 1933 г. — командир 206-й легкобомбардировочной авиабригады. =

Февраль 1932 г.

. 35-я авиабригада формировалась на аэродроме Конотоп.
. В феврале 1932 г. командиры новых авиабригад проходили обучение на Курсах усовершенствования комсостава ВВС при ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского. В отдельную группу входили Зайцев Александр Сергеевич, Тестов Семён Васильевич, Якубов Роза Абдуллаевич, Орлов А.А., Фокин Иван Васильевич.

= Самолёт разведчик Р-6 =
. Собранные на авиазаводе № 22 к концу 1931 г. две серии многоместных истребителей (и дальний разведчик, и самолёт сопровождения тяжелых бомбардировщиков) Р-6, пять и десять самолётов соответственно, принимались специалистами ВВС. На 1 февраля 1932 г. в ВВС числилось всего четыре Р-6 -два в ЦАГИ и два в НИИ ВВС.

Май 1932 г.
. 35-я авиабригада формировалась на аэродроме Конотоп.

= Самолёт разведчик Р-6 =
. Из 11 самолётов Р-6 после устранения дефектов и доукомплектования специалисты ВВС приняли большую часть из них только весной 1932 г. Даже принятые Р-6 не совсем соответствовали утверждённым Управлением ВВС техусловиям. На них не было фотоаппаратов, радиостанций, кислородных приборов. Пустой вес значительно превышал лимиты (в ТУ наивно заложили запас всего 1,5 % к весу опытного самолета).

. В мае 1932 г. командиры новых авиабригад завершили обучение на Курсах усовершенствования комсостава ВВС при ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского.

В приказе по окончании курсов значатся:
Командир Н-й авиационной бригады Зайцев Александр Сергеевич.
Командир Н-й авиационной бригады Тестов Семён Васильевич.
Командир Н-й авиационной бригады Якубов Роза Абдуллаевич.
Командир Н-й авиационной бригады Орлов А.А.
Командир Н-й авиационной бригады Фокин Иван Васильевич.
— — —
— 22-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Тестов Семён Васильевич. Аэродром Кречевицы. ЛенВО.
— …-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Зайцев Александр Сергеевич. Аэродром …
— 35-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Якубов Роза Абдуллаевич. Аэродром Конотоп. УкрВО.
— 32-я авиабригада — командир бригады с мая 1932 г. Фокин Иван Васильевич (учился как нач. штаба 35-й абр). Аэродром …
— 23-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Орлов А.А. (бывший командир 37-й сд). Аэродром Орша. БелВО.
— — —

. Надо полагать, что формирование 35-й авиабригады на аэродроме Конотоп в период с ноября 1931 г. по май 1932 г. прошло успешно. Не было лишь основного вооружения – многоместных самолётов истребителей.
Первыми многоместные истребители (и дальний разведчик, и самолёт сопровождения тяжелых бомбардировщиков) Р-6 должны были получить 92-я, 96-я и 98-я эскадрильи в Московском военном округе (соответственно — Монино, Воронеж и Иваново-Вознесенск), в которые первые машины поступали по плану уже в январе 1932 г. К концу декабря 1932 г. эти эскадрильи должны были располагать штатным составом из 12 Р-6 в каждой. Три другие эскадрильи к этому сроку предполагалось обеспечить самолетами наполовину.

= Истребитель Д-2 =
. В 1929 г. истребитель Д-2 (двухместный) строился на базе одноместного истребителя И-3 с двигателем БМВ-6. В 1920-х годах двухместные истребители предназначались главным образом для сопровождения бомбардировщиков. Испытания самолёта проводились с 15 марта по июль 1929 года, летал лётчик-испытатель Б.Л. Бухгольц.
В 1930 г. после конструктивных изменений (изменили V горизонтального оперения) испытания продолжили. Макс. Скорость — 256 км/ч, потолок — 7200 м, дальность полёта — 510 км, вооружение — 4 x 7,62-мм пулемёта
4 августа 1930 г. самолёт потерпел катастрофу по причине разрушения хвостового оперения, лётчик-испытатель В.И. Чекарев погиб. Дальнейшие работы по этому самолёту были прекращены. =

= Истребитель ДИ-3 =
. В 1930 г. группой инженеров Центрального конструкторского бюро был спроектирован двухместный истребитель ДИ-3 с мотором М-17 мощностью 500-730 л. с. Испытания самолёта проводились с 10 апреля по 12 июля 1931 г. Испытания показали, что ДИ-3 обладает почти одинаковыми лётно-техническими характеристиками с одноместным истребителем И-5, самолёт не удовлетворяет тактико-техническим требованиям как по максимальным скоростям на всех высотах, так и по скороподъёмности, и вообще практически по всем лётным характеристикам уступает самолёту Д-2. В управлении ДИ-3 оказался строгой машиной, не позволял полёт с брошенной ручкой. Оборонительная турель ЦКБ была признана неудачной. Серийно самолёт не выпускался. Скорость у земли — 272 км/час, а на высоте 3 тыс. м — 284 км/час, потолок — 7800 м, дальность полёта — .. км, вооружение — 2 x 7,62-мм синхронных пулемёта ПВ-1 и 2 — 7,62-мм пулемета ДА на специальной турели ЦКБ. Одностоечный биплан ДИ-3 отличался от общепринятых в те годы самолётов такой схемы своим вертикальным оперением, оно для удобства стрельбы из задней огневой точки впервые в СССР было разнесённым.

= Истребитель ДИ-4 =
. Тактико-технические требования на двухместный истребитель ДИ-4 были определены в мае 1930 года. ДИ-4 с мотором М-34 мощностью 760 л.с. должен был иметь следующие характеристики:
— скорость на высоте 3000 м: не менее 300-320 км/ч;
— практический потолок: не менее 8000 м;
— время набора высоты 5000 м: 10-12 мин;
— дальность: 900-1000 км;
— полезная нагрузка: 410 кг;
— оборонительное вооружение: 2 пулемёта ДА на турели ТУР-7.
В качестве наступательного вооружения предполагалась установить пушку калибром 20-30 мм, но это требование скоро сняли. Только в конце 1932 года самолёт был построен и в начале 1933 года начались его испытания.

= Самолёт разведчик Р-5 =
. 22 мая 1931 г. в комиссию обороны СССР поступил проект предложений по перевооружению авиации, разработанный по требованию начальника ВВС РККА СССР красвоенлёта Петра Ионовича Баранова под руководством заместителя начальника ВВС РККА СССР красвоенлёта Якова Ивановича Алксниса. Новый самолёт разведчик Р-5 в этом плане занимал главенствующее место. Предполагалось создать 12 легко бомбардировочных эскадрилий (эскадрилья тогда состояла из трёх отрядов численностью около 30 самолётов), 9 разведывательных эскадрилий и 4 корпусных отряда, вооружённых самолётами Р-5.
. В значительной степени план строительства самолётов удалось реализовать — общее количество построенных в 1931 г. самолётов Р-5 составило 336 единиц. Можно предположить, что 18-я авиабригада получала новые самолёты Р-5. (11)
. Есть сведения. Конотопский авиаремонтный завод «Авиако́н». Г. Конотоп. Предприятие основано в 1931 г. как авиационные мастерские в составе 18-го авиапарка 18-й авиабригады УВО, на которых производили ремонт тяжёлых самолётов бомбардировщиков ТБ-3, самолётов разведчиков Р-6, самолётов истребителей И-16, самолётов бомбардировщиков ДБ-3А, самолётов бомбардировщиков ДБ-3Ф и авиадвигателей М-5, М-17, М-87, М-88. В июне 1940 г. мастерские получили название «16-тые стационарные авиационные мастерские».

Июнь 1932 г.
. Сведений о боевой и политической подготовке в 18-й авиабригаде, 35-й авиабригаде и 206-й легкобомбардировочной авиабригадах не найдено. Можно предположить, что какое-то время в 1932 году обе бригады находились на аэродроме Конотоп.

Ноябрь 1932 г.
= Украинский военный округ =
. В 1932 году ВВС КА становятся самостоятельным родом войск. С конца 1932 г. по  начало 1933 авиабригады начинают разделяться на бомбардировочные, штурмовые и истребительные.
С 1-го по 30-й номера получали тяжёлые бомбардировочные (в т.ч. и морские),
с 31-го до 200-го получали особые штурмовые авиабригады (81-я, 100-я, 114-я),
с 200-го до 209-й получали лёгкие бомбардировочные,
с 250-го до 259-й получали лёгкие штурмовые,
с 400-го до 409-й получали истребительные,
с 450-го до 459-й получали смешанные.
Начинается перевооружение авиации на советские самолёты: разведчики и лёгкие бомбардировщики Р-5, истребители И-4, И-5, тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и позже ТБ-3.

. Если 18-я авиабригада была лёгкой бомбардировочной, то она должна была получить номер с 200-го до 209-го. В биографии Клышейко Франца Антоновича мы читаем — с августа 1930 г. по …… г. — командир бригады и заместитель командира бригады по политчасти 18-й авиационной бригады ХВО, с …… г. до октября 1933 г. — командир бригады и заместитель командира бригады по политчасти 209-й легкобомбардировочной авиабригады, с октября 1933 г. — начальник ВВС Приморской группы войск ОКДВА. Надо полагать, что 18-я авиабригада или уже 209-я авиабригада была отправлена на Дальний Восток в состав ОКДВА. Военный городок в гор. Конотопе был пуст или в нём остались авиационные мастерские, которые были созданы в составе 18-го авиапарка 18-й авиабригады Украинского ВО, где производился ремонт самолётов.

. 35-я авиабригада с 1932 г. стала 206-й легкобомбардировочной авиабригадой.
Командиром 206-й легкобомбардировочной авиабригады с 1932 г. был краслётнаб Роза Абдуллаевич Якубов (в должности: конец 1932 г. — декабрь 1933 г.). Надо полагать, что военный городок в гор. Конотопе не был пуст. На аэродроме дислоцировалась 35-я авиабригада (с 1932 г. стала 206-й легкобомбардировочной авиабригадой).

. Рабоче-Крестьянская Красная Армия существовала с 15 (28) января 1918 года по февраля 1946 года. Правопреемником РККА стала Советская Армия. С февраля 1946 года по 14 февраля 1992 года существовала Советская Армия. Правопреемника Советской Армии нет. Читайте Историческую справку в статье «81-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)».

Источники:

1- Шумихин В.С. Советская военная авиация 1917-1941. – М.: Наука. 1986 г.

2- Военный энциклопедический словарь. – Москва. Военное издательство, 1984. 863 страницы с иллюстрациями, 30 листов илл. С. 763. Украинский военный округ.

3- Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. – Киев. Издательство политической литературы Украины. 1979.

4- Клышейко Франц Антонович + 14.02.1938. http://1937god.info/node/245

5- Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012, с. 229. Клышейко Франц Антонович.

6- Ковалев Сергей Юрьевич. В тени секретной школы. Ушаков Владимир Алексеевич. https://proza.ru/2018/07/10/1467

7- Форум по истории РККА. Чураков Дмитрий. Игорь Д. http://vif2ne.ru/rkka/forum/arhprint/21075

8- Большая советская энциклопедия. – Москва. 1969-78. Конотоп.

9- Большая российская энциклопедия. Электронная версия на 15.07.2023 г. Конотоп.

10- Сайт Уголок неба». Самолёт Р-1.

11- Там же. Самолёт Р-5.

12- Там же. Самолёт ТБ-1.

13- Там же. Самолёт ТБ-3.

14- Там же. Р-6.

15- Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М. 2012. С. 306-307. Якубов Роза Абдуллаевич.

Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья опубликована 16.07.2023 г.