26-я авиабригада 1931 года (СССР)

 

Посвящаю статью погибшим российским офицерам лётчикам во время мятежа 23-24 июня 2023 года от рук военных ЧВК Вагнер.

26-я авиационная бригада – воинское соединение Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик; существовала в составе Военно-воздушных сил Ленинградского военного округа с 1931 года по конец 1932 год. В 1932 году бригада получила название 9-я тяжёлобомбардировочная авиационная бригада.

 

1931 год от Рождества Христова

Январь 1931 г.

. Административно-территориальная единица Се́щенская волость в составе Рославльского уезда Смоленской губернии существовала в 1924-29 годах. Административный центром был посёлок при железнодорожной станции Сеща.

Сещенская волость была образована в 1924 г. в ходе укрупнения волостей Рославльского уезда, путём слияния Рогнединской (с предварительно присоединённой Радичской) и части Епишевской волости (бывшая Сергиевская волость). В 1926 г. к Сещенской волости была присоединена бо́льшая часть ликвидированной Тюнинской волости (также предварительно укрупнённой). В 1929 г. во время адм. реформы создаются сельские советы, районы, округа и области. В 1929 г. Сещенская волость была упразднена, а основная часть её территории вошла в состав Дубровского и Рогнединского районов Рославльского округа Западной области (в июне 2023 г. в составе Брянской области).

Административно-территориальная единица Дубровский район Рославльского округа Западной области был образован в 1929 г. на основе Дубровской волости Бежицкого уезда Брянской губернии и части Сещенской волости Рославльского уезда Смоленской губернии.

27 сентября 1937 г. была образована Орловская область, в которую вместе с другими районами нынешней Брянской области вошёл и Дубровский район и посёлок Сеща.

Март 1931 г.

. Начальником ВВС РККА СССР с декабря 1924 г. по июнь 1931 г. был красвоенлёт Пётр Ионович Баранов. Одновременно с 1925 г. по июнь 1931 г. Пётр Ионович Баранов являлся членом РВС СССР.

Заместителем начальника ВВС РККА СССР с 1926 г. по июнь 1931 г. был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис (Астров).

. На сайте «Единая и неделимая» читайте статьи: «1-я авиабригада 1926 года (СССР)» и «4-я авиационная бригада 1929 года (СССР)».

Начало формирования авиабригад – это 1926 год. Авиабригады формировались на одном аэродроме в составе 2-3-4-х эскадрилий, без деления на истребительные, штурмовые, бомбардировочные. Нумерация авиабригад была с 1-й до 30-й. По этой системе в 1931 г. новая бригада получила не занятый номер 26.

 

= Белорусский военный округ =

= 26-я авиационная бригада =

. Есть информация, что в посёлке Сеща в 1931 г. началось строительство аэродрома. Можно предположить, что в 1931 г. была создана 26-я авиабригада Белорусского военного округа.

Строительство обычно начинается ранней весной, поэтому, возможно, первые строители прибыли весной.

От п. Сеща до г. Дубровка расстояние 11 км, Дубровка к юго-востоку от посёлка.

От п. Сеща до г. Рославль Смоленской области расстояние 40 км.

От п. Сеща до г. Брянск расстояние 100 км.

В июне 2023 г. п. Сеща в Дубровском р-не Брянской области.

 

Июнь 1931 г.

. 6 июня 1931 г. начальник ВВС РККА СССР красвоенлёт Пётр Ионович Баранов назначен начальником Всесоюзного авиационного объединения и избран членом президиума ВСНХ СССР.

. В июне 1931 г. заместитель начальника ВВС РККА СССР красвоенлёт Яков Иванович Алкснис (Астров) назначен начальником ВВС РККА СССР.

 

1932 год от Рождества Христова

Январь 1932 г.

. Начальником ВВС РККА СССР с июня 1931 г. по ноябрь 1937 г. был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис (Астров). Одновременно с июня 1931 г. Яков Иванович Алкснис являлся членом РВС СССР.

 

= Белорусский военный округ =

= 26-я авиационная бригада =

. Есть информация, что в п. Сеща в 1931-32 годах силами военных строителей и гражданских строительных организаций строился аэродром для тяжёлых самолётов и инфраструктура военного городка (гарнизона).

Можно предположить, что личный состав 26-й авиабригады принимал участие в строительстве аэродрома Сеща.

 

= Тяжёлый самолёт ТБ-1 =

_ Есть информация, что к началу 1932 г. в строю ВВС РККА находились уже 155 тяжёлых самолётов-бомбардировщиков ТБ-1. Четыре эскадрильи 11-й авиабригады имени Промкооперации ВВС МосВО дислоцировались на аэродроме в гор. Воронеже, четыре эскадрильи 17-й авиабригады дислоцировались на аэродроме в Монино ВВС МосВО, две эскадрильи 3-й авиабригады ВВС ЛенВО дислоцировались на аэродроме в посёлке Кречевицы. Одна эскадрилья вошла в ВВС ОКДВА.

 

Апрель 1932 г.

= Тяжёлый самолёт ТБ-3 =

_ 1 апреля 1932 г. с одним из первых серийных самолётов-бомбардировщиков ТБ-3 был ознакомлен на аэродроме Монино (около г. Москвы) командный состав ВВС Московского военного округа. Именно 17-й авиабригаде на аэродроме Монино предстояло первой осваивать ТБ-3. 17-я авиабригада, имела на вооружении самолёты ТБ-1, личный состав уже имел опыт эксплуатации тяжёлых цельнометаллических самолётов, и можно было рассчитывать, что личный состав бригады быстро освоит новый самолёт. Далее предполагалось начать формирование четырёх эскадрилий в 26-й авиабригаде БелВО на аэродроме в посёлке Сеща (около г. Брянска) и трёх эскадрилий — 30-й авиабригады БелВО на аэродроме Ржев (в г. Ржеве). Затем должны были вооружиться 11-я авиабригада МосВО в г. Воронеже, 20-я авиабригада УкрВО в г. Харькове и 27-я авиабригада СКВО в г. Ростове-на-Дону. На Дальнем Востоке и в Забайкалье в составе ОКДВА предполагалось сформировать четыре авиабригады — две в пос. Бочкарёво, одну в г. Хабаровске и одну в г. Никольске-Уссурийске. (3) (4) Как мы видим, 26-я авиабригада существовала, а 9-й тяжёлой бомбардировочной авиабригады 1 апреля 1932 г. не было.

 

Май 1932 г.

. 1 мая 1932 г. во время военного парада в г. Москве над Красной площадью пролетели 61 тяжёлый бомбардировщик из 11-й и 17-й авиабригад.

С 1932 г. лётчиков для тяжёлых самолётов требовалось много, поэтому была открыта 3-я школа военных лётчиков и лётчиков-наблюдателей в городе Оренбурге.

 

Август 1932 г.

= Тяжёлый самолёт ТБ-1 =

25.8.1932 г. в составе ВВС РККА самолётов ТБ-1 было:

в Московском ВО — 75

в Украинском ВО — 24

в Ленинградском ВО — 23

в ОКДВА — 13

в Приволжском ВО — 1

в ВВС Балтийского моря — 36

в ВВС Чёрного моря — 2

в НИИ ВВС — 2

в Школах — 6

в Отряде особого назначения — 2

на заводах — 10

Прочие — 3

Всего: 203.

. Как мы видим, в Белорусском ВО самолётов ТБ-1 не было. По этой причине можно сказать, что в 26-й авиабригаде могли быть самолёты истребители и разведчики.

. В 1932 г. в п. Сеща на базе Сещинской начальной школы открыли пятый, шестой и седьмой классы.

 

= Реорганизация ВВС =

_ В 1932 году Военно-воздушные силы Красной Армии становятся самостоятельным родом войск. С 1932 г. по начало 1933 г. проводится реорганизация авиации: авиабригады начинают разделяться на тяжёлобомбардировочные, легкобомбардировочные, штурмовые, истребительные. Авиабригады получают новые номера: с 1-го по 30-й номера получили тяжёлобомбардировочные (в т.ч. и морские), с 200-го до 209-й — легкобомбардировочные, с 250-го до 259-й — штурмовые, с 400-го до 409-й — истребительные, с 450-го до 459-й — смешанные. Начинается перевооружение авиации на советские самолёты: разведчики и лёгкие бомбардировщики Р-5, истребители И-4 и И-5, тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.

 

. Есть информация о штате тяжёлой авиабригады полного состава:- управление бригады;

— четыре эскадрильи на самолётах ТБ-3 или по второму варианту — три эскадрильи на самолётах ТБ-3 и одна на самолётах ТБ-1 (всего 49 машин);

— эскадрилья «крейсеров» на самолётах Р-6 (12 самолётов) для дальнего сопровождения и разведки;

— эскадрилья истребителей на самолётах И-5 (31 самолёт) для прикрытия аэродромов и сопровождения вблизи линии фронта;

— подразделения обеспечения и обслуживания.

Таким образом, впервые в истории советской авиации создавалась структура тяжёлобомбардировочной авиации.

Октябрь 1932 г.

. 1 октября 1932 г. в 17-й авиабригаде МосВО в трёх эскадрильях (на аэродроме в п. Монино) насчитывалось 10 самолётов ТБ-3, в 30-й авиабригады БелВО в три эскадрильи (на аэродроме в п. Ржев) не самолёты не поступили, в 11-й авиабригаде МосВО (на аэродроме в г. Воронеже) поступили 6 самолётов ТБ-3 и 13 самолётов ТБ-3 поступили в ВВС ОКДВА.

Ноябрь 1932 г.

= Белорусский военный округ =

_ 7 ноября 1932 г. в г. Минске проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая 15-й годовщине Великого Октября, и проводился военный парад, в котором принимали участие войска Белорусского военного округа.

_ В п. Сеща также проводилась демонстрация трудящихся, в которой принимали участие военнослужаще 26-й авиабригады.

~_ В ноябре в СССР проводился осенний призыв трудящихся на военную службу. Призывники поступали и в 26-ю абр БВО. С молодыми красноармейцами проводилась начальная военная подготовка.

Декабрь 1932 г.

= Белорусский военный округ =

= 26-я тяжёлобомбардировочная авиационная бригада =

. Можно предположить, что в п. Сеща к концу 1932 г. строительство аэродрома для тяжёлых самолётов было завершено.

. К концу года 26-я авиабригада получила новое название – 9-я тяжёлобомбардировочная авиабригада.

. Можно предположить, что в 1932 г. в 26-й тбабр началось формирование четырёх тяжёлых авиаэскадрилий, а затем продолжилось в 9-й тяжёлобомбардировочной авиабригаде.

1933 год от Рождества Христова

Январь 1933 г.

= Белорусский военный округ =

= 9-я тяжёлобомбардировочная авиационная бригада =

. Можно предположить, что в 1933 г. в 9-й тбабр продолжалось формирование четырёх тяжёлых авиаэскадрилий. Сведений о командовании бригады не найдено.

= Тяжёлый самолёт ТБ-3 =

. На 1 января 1933 г. на вооружении ВВС РККА были 144 ТБ-3. На 1933 год планировалось сформировать 22 эскадрильи, для чего требовалось 264 самолёта.

Источники:

1/ Шумихин В.С. Советская военная авиация 1917-1941. – Москва. Издательство: Наука, 1986.

2/ Краснознамённый Белорусский военный округ. 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Военное издательство, 1983.

3/ Сайт «Уголок неба». Статья «ТБ-1». http://www.airwar.ru/enc/bww1/tb1.html

http://www.airwar.ru/enc/bww1/tb1.html?ysclid=lbtjtb8i3i533155492

4/ Сайт «Уголок неба». Статья «ТБ-3». http://www.airwar.ru/enc/bww2/tb3.html

http://www.airwar.ru/enc/bww2/tb3.html?ysclid=lbtjrdt98p649409880

Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья опубликована 25.06.2023 г.