18-я авиационная бригада (СССР)

18-я авиационная бригада — воинское соединение Военно-воздушных сил Украинского военного округа Рабоче-Крестьянской Красной Армии Союза Советских Социалистических Республик.

1926 год от Рождества Христова

. В 1926 году в Военно-воздушных силах Красной Армии началось формирование авиационных бригад. Имевшиеся авиаэскадрильи объединялись в авиабригады. Авиабригады имели в своём составе 2-3 эскадрильи, а то и 4-е эскадрильи, которые  размещались на одном аэродроме. Разделения бригад на разведывательные, бомбардировочные, штурмовые и истребительные не существовало. Бригады имели номера от 1-го до 30-го. (7)

 

1929 год от Рождества Христова
Январь 1929 г.

= Самолёт бомбардировщик ТБ-1 =
. Осенью 1929 г. в гор. Воронеже началось создание первой специализированной авиабригады, на вооружение которой должен был поступить новый тяжёлый бомбардировщик ТБ-1 (двухмоторный). На аэродроме менялось всё – взлётно-посадочная полоса, места стоянок самолётов, оборудование мастерских, величина склада топлива и масел, площадки для сборки и разборки самолётов. В эту 11-ю авиабригаду, включавшую 51, 53-ю и 59-ю эскадрильи, должны были поступить новые тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 (двухмоторный) с авиазавода (№ 22, г. Москва, Фили). Пока не поступили ТБ-1, каждой эскадрильи передали по одному самолёту ФГ-62 «Голиаф», которые считались тогда тяжёлыми. На этих самолётах лётчиков ознакомили с пилотированием двухмоторных самолётов, обучавшихся ранее на одномоторных Р-1. Первый ТБ-1 прибыл в 11-ю абр в г. Воронеж в ноябре 1929 г. (12)

 

1930 год от Рождества Христова
Январь 1930 г.

. 18-я авиационная бригада была в составе ВВС Украинского ВО.
Надо полагать, что в 18-й авиабригаде на вооружении были самолёты разведчики Р-1, которые использовались как лёгкие бомбардировщики.

Фото. Самолёты Р-1.

Февраль 1930 г.

Июнь 1930 г.

= Самолёт разведчик Р-5 =
. Летом 1930 г. головная серия новых самолётов разведчиков Р-5 поступила на войсковые испытания — четыре Р-5 пришли в 20-ю авиабригаду в гор. Харькове УВО (УкССР), несколько Р-5 в ..-ю авиабригаду в гор. Гомеле в БВО (БССР). Проводились испытания самолётов в пилотировании, стрельбе, бомбометанию. Учебные воздушные бои с одним из основных самолётов истребителей И-3 показали, что И-3, по сравнению с Р-5, особых преимуществ не имеет. Проводились и другие испытания, в частности, опыты с «кошкой» — так назывался специальный опускаемый крючок, которым захватывали донесение с земли. Новые самолёты испытали в полевых условиях на летних манёврах Украинского и Белорусского военных округов в августе или сентябре 1930 года. (11)

Август 1930 г.
= В биографии Клышейко Франца Антоновича написано: С июня 1929 г. по август 1930 г. Клышейко Франц Антонович — командир и военком 13-й авиационной бригады. С августа 1930 г. по …… г. — командир бригады и заместитель командира бригады по политчасти 18-й авиационной бригады ВВС УВО. С …… г. до октября 1933 г. — командир бригады и заместитель командира бригады по политчасти 209-й легкобомбардировочной авиабригады. С октября 1933 г. — начальник ВВС Приморской группы войск Особой Краснознамённой Дальне-Восточной армии. (4) (5) (7) =

= Самолёт бомбардировщик ТБ-1 =
. За 1930 г. авиазавод выпустил 66 самолётов. В бригаде тяжёлых бомбардировщиков по штату 1929 г. должно было быть 19 бомбардировщиков – в управлении бригады, в 1-й, 2-й, 3-й эскадрильях (по шесть самолётов). Следовательно, в 1931 г. можно было создать три авиабригады на ТБ-1. (12)

 

1931 год от Рождества Христова
Январь 1931 г.

. 18-я авиационная бригада была в составе ВВС Украинского ВО.
Надо полагать, что в 18-й авиабригаде на вооружении были самолёты разведчики Р-1, которые использовались как лёгкие бомбардировщики.

. Командиром бригады и заместителем командира бригады по политчасти 18-й авиационной бригады ВВС УВО был красвоенлёт Франц Антонович Клышейко (в должности: с августа 1930 г. по …… г.).

Апрель 1931 г.
= В биографии Ушакова Владимира Алексеевича написано: С мая 1928 г. по июнь 1930 г. — младший лётчик в авиаэскадрилье имени Ленина. В 1929 г. участвовал в вооружённом конфликте на Китайско-Восточной ЖД. С июня 1930 г. по апрель 1931 г. — помощник начальника штаба 18-й авиабригады ВВС ОКДВА (а как же Клышейко Ф.А. в УВО?). В апреле 1931 г., после переучивания в гор. Ленинграде на тяжёлый самолёт, переведён в гор. Хабаровск на должность шеф-пилота и инспектора по технике пилотирования Управления ВВС ОКДВА. =

Май 1931 г.

= Самолёт разведчик Р-5 =
. 22 мая 1931 г. в комиссию обороны СССР поступил проект предложений по перевооружению авиации, разработанный по требованию начальника ВВС РККА СССР красвоенлёта Петра Ионовича Баранова под руководством заместителя начальника ВВС РККА СССР красвоенлёта Якова Ивановича Алксниса. Новый самолёт разведчик Р-5 в этом плане занимал главенствующее место. Предполагалось создать 12 легко бомбардировочных эскадрилий (эскадрилья тогда состояла из трёх отрядов численностью около 30 самолётов), 9 разведывательных эскадрилий и 4 корпусных отряда, вооружённых самолётами Р-5. (11)

. Есть сведения. Конотопский авиаремонтный завод «Авиако́н». Г. Конотоп. Предприятие основано в 1931 г. как авиационные мастерские в составе 18-го авиапарка 18-й авиабригады УВО, на которых производили ремонт тяжёлых самолётов бомбардировщиков ТБ-3, самолётов разведчиков Р-6, самолётов истребителей И-16, самолётов бомбардировщиков ДБ-3А, самолётов бомбардировщиков ДБ-3Ф и авиадвигателей М-5, М-17, М-87, М-88. В июне 1940 г. мастерские получили название «16-тые стационарные авиационные мастерские».

Ноябрь 1931 г.

. 22 ноября 1931 г. начальник Управления ВВС красвоенлёт Я.И. Алкснис утвердил план формирования шести эскадрилий многоместных истребителей Р-6 на 1932 год. Планом предусматривалось формирование 96-й, 98-й и 100-й авиаэскадрилий многоместных истребителей в Московском военном округе (соответственно – на аэродромах в Монино, Воронеж и Иваново-Вознесенск), 102-й авиаэскадрильи многоместных истребителей на аэродроме в Ржеве в Белорусском военном округе, 104-й авиаэскадрильи многоместных истребителей в Украинском военном округе на аэродроме в Запорожье и 92-й авиаэскадрильи многоместных истребителей на аэродроме в Кречевицах в Ленинградском округе. В 1926 году в Военно-воздушных силах Красной Армии началось формирование авиационных бригад. Бригады имели номера от 1-го до 30-го. В 1931 году было принято решение формировать новые авиабригады и присваивать им номера с 32-го.

~. В ноябре 1931 года несколько командиров из стрелков и кавалеристов были переведены в ВВС РККА и назначены на должности командиров вновь формируемых авиационных бригад: Зайцев Александр Сергеевич, Тестов Семён Васильевич (22-й; ранее командир 10-й стрелковой дивизии Ленинградского ВО), Якубов Роза Абдуллаевич (35-й; ранее помощником командира 30-й Иркутской стрелковой дивизии Украинского военного округа), Орлов А.А. (23-й; ранее командир 37-й Краснознамённой сд Белорусского военного округа), на должности начальников штабов бригад: Фокин Иван Васильевич (35-й; ранее командир 2-й кавалерийской бригады 6-й кав. дивизии), … .

Декабрь 1931 г.

= Самолёт бомбардировщик ТБ-1 =
. Массовое производство ТБ-1 пошло в 1931 г. Надо полагать, что в 1931 г. в военных округах строились новые специализированные аэродромы. В 1931 г. в Московском ВО и на аэродроме Монино (посёлок Монино) формировались 17-я и 23-я авиабригады на ТБ-1. В бригаде тяжёлых бомбардировщиков по штату 1931 г. должно было быть почти 49 бомбардировщиков – в управлении бригады, в 1-й, 2-й, 3-й, 4-й эскадрильях (по двенадцать самолётов). В августе — сентябре 1931 г. новые самолёты ТБ-1 приняли участие в манёврах Украинского военного округа Красной Армии. При этом они применялись в качестве дневных и ночных бомбардировщиков, дальних разведчиков и военно-транспортных самолётов. К концу 1931 г. авиазавод задание по ТБ-1 выполнил полностью, на заводе были собраны 216 самолётов. Следовательно, в 1932 г. можно было формировать новые авиабригады. (12)

= Самолёт разведчик Р-5 =
. В значительной степени план строительства самолётов удалось реализовать — общее количество построенных в 1931 г. самолётов Р-5 составило 336 единиц. Можно предположить, что 18-я авиабригада получала новые самолёты Р-5. (11)

 

1932 год
Январь 1932 г.

. 18-я авиационная бригада была в составе ВВС Украинского ВО.
Надо полагать, что в 18-й авиабригаде на вооружении были самолёты разведчики Р-1, которые использовались как лёгкие бомбардировщики.

. Командиром бригады и заместителем командира бригады по политчасти 18-й авиационной бригады ВВС УВО был красвоенлёт Франц Антонович Клышейко (в должности: с августа 1930 г. по …… г.).

= Самолёт бомбардировщик ТБ-1 =
. К началу 1932 г. в ВВС Красной Армии находились уже 155 самолётов ТБ-1. В 1932 г. три эскадрильи дислоцировались на аэродроме в г. Воронеже в 11-й авиабригаде МосВО, четыре — в Монино – 17-я и 23-я авиабригады МВО, две — в Кречевицах под г. Новгородом Великим в …-й авиабригаде (55-я и 57-я аэ) ЛенВО. Одна 70-я эскадрилья вошла в ВВС ОКДВА. На Дальний Восток направили и 51-ю эскадрилью, но ее в итоге передали в морскую авиацию и она стала минно-торпедной. (12)

. 18-й абр УВО, г. Конотоп, с ТБ-1 нет. Надо полагать, что в 18-й авиабригаде на вооружении были самолёты разведчики Р-1, которые использовались как лёгкие бомбардировщики.

~. 35-я авиабригада формировалась на аэродроме Конотоп.

Командиром 35-й авиабригады (с 1932 г. стала 206-й легкобомбардировочной авиабригады) был красвоенлёт Роза Абдуллаевич Якубов (в должности:  ….. по декабрь 1933 г.).

~. С ….. по май 1932 г. новые командиры ВВС РККА проходили обучение в отдельной группе (на строевом факультете) Курсах усовершенствования комсостава ВВС при ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского: Зайцев Александр Сергеевич, Тестов Семён Васильевич, Якубов Роза Абдуллаевич, Орлов А.А., Фокин Иван Васильевич, … . В 1932 г. командиры новых авиабригад были направлены на Курсы усовершенствования комсостава ВВС при ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского.

Май 1932 г.

. 35-я авиабригада формировалась на аэродроме Конотоп.

 

= Из биографии Якубова Роза Абдуллаевича.

В 1931 г. окончил основной факультет Военной академии имени М. В. Фрунзе и был назначен помощником командира 30-й Иркутской стрелковой дивизии. В ноябре (не позднее 14 ноября) 1931 г. был переведён в ВВС РККА.

15 ноября 1932 г. назначен командиром 35-й авиабригады многоместных истребителей на аэродроме Конотоп.

С 15 ноября 1931 г. по (надо полагать, май) 1932 г. — командир 35-й авиабригады УкрВО, на аэродроме в г. Конотопе.

С ….. по май  1932 г. Якубов Р. А. учился на строевом отделении окончил Курсов усовершенствования комначсостава ВВС при Военно-воздушной академии имени проф. Н. Е. Жуковского, по окончании курсов присвоена квалификация «военный лётчик-наблюдатель».

Предположительно, в мае 1932 г. во время реформы проводимой в ВВС КА 35-я авиабригада не имела достаточного количества самолётов многоместных истребителей.

Некоторое время служил начальником Конотопского аэродрома. С ….. по декабрь 1933 г. — командир 206-й легкобомбардировочной авиабригады. =

= Самолёт разведчик Р-6 =

. Из 11 самолётов Р-6 после устранения дефектов и доукомплектования специалисты ВВС приняли большую часть из них только весной 1932 г. Даже принятые Р-6 не совсем соответствовали утверждённым Управлением ВВС техусловиям. На них не было фотоаппаратов, радиостанций, кислородных приборов. Пустой вес значительно превышал лимиты (в ТУ наивно заложили запас всего 1,5 % к весу опытного самолета).

 

. В мае 1932 г. командиры новых авиабригад завершили обучение на Курсах усовершенствования комсостава ВВС при ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского.

В приказе по окончании курсов значатся:

  1. Командир Н-й авиационной бригады Зайцев Александр Сергеевич.
  2. Командир Н-й авиационной бригады Тестов Семён Васильевич.
  3. Командир Н-й авиационной бригады Якубов Роза Абдуллаевич.
  4. Командир Н-й авиационной бригады Орлов А.А.
  5. Командир Н-й авиационной бригады Фокин Иван Васильевич.

— — —

— 22-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Тестов Семён Васильевич. Аэродром Кречевицы. ЛенВО.

— …-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Зайцев Александр Сергеевич. Аэродром …

— 35-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Якубов Роза Абдуллаевич. Аэродром Конотоп. УкрВО.

— 32-я авиабригада — командир бригады с мая 1932 г. Фокин Иван Васильевич (учился как нач. штаба 35-й абр). Аэродром …

— 23-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Орлов А.А. (бывший командир 37-й сд). Аэродром Орша. БелВО.

— — —

. Надо полагать, что формирование 35-й авиабригады на аэродроме Конотоп в период с ноября 1931 г. по май 1932 г. прошло успешно. Не было лишь основного вооружения – многоместных самолётов истребителей.

Первыми многоместные истребители (и дальний разведчик, и самолёт сопровождения тяжелых бомбардировщиков) Р-6 должны были получить 92-я, 96-я и 98-я эскадрильи в Московском военном округе (соответственно — Монино, Воронеж и Иваново-Вознесенск), в которые первые машины поступали по плану уже в январе 1932 г. К концу декабря 1932 г. эти эскадрильи должны были располагать штатным составом из 12 Р-6 в каждой. Три другие эскадрильи к этому сроку предполагалось обеспечить самолетами наполовину.

 

Июнь 1932 г.

 

На занятиях по стрелковой подготовке.

Ноябрь 1932 г.

. В 1932 году ВВС КА становятся самостоятельным родом войск. С конца 1932 г. по  начало 1933 авиабригады начинают разделяться на бомбардировочные, штурмовые и истребительные.
С 1-го по 30-й номера получали тяжёлые бомбардировочные (в т.ч. и морские),

с 31-го до 200-го получали   … авиабригады (32-я, 35-я), особые штурмовые авиабригады (81-я, 100-я, 114-я),
с 200-го до 209-й получали лёгкие бомбардировочные,
с 250-го до 259-й получали лёгкие штурмовые,
с 400-го до 409-й получали истребительные,
с 450-го до 459-й получали смешанные.
Начинается перевооружение авиации на советские самолёты: разведчики и лёгкие бомбардировщики Р-5, истребители И-4, И-5, тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и позже ТБ-3.

. Если 18-я авиабригада была лёгкой бомбардировочной, то она должна была получить номер с 200-го до 209-го. В биографии Клышейко Франца Антоновича мы читаем — с августа 1930 г. по …… г. — командир бригады и заместитель командира бригады по политчасти 18-й авиационной бригады ХВО, с …… г. до октября 1933 г. — командир бригады и заместитель командира бригады по политчасти 209-й легкобомбардировочной авиабригады, с октября 1933 г. — начальник ВВС Приморской группы войск ОКДВА. Надо полагать, что 18-я авиабригада или уже 209-я авиабригада была отправлена на Дальний Восток в состав ОКДВА. Военный городок в гор. Конотопе был пуст или в нём остались авиационные мастерские, которые были созданы в составе 18-го авиапарка 18-й авиабригады Украинского ВО, где производился ремонт самолётов.
. 35-я авиабригада с 1932 г. стала 206-й легкобомбардировочной авиабригадой.
Командиром 206-й легкобомбардировочной авиабригады с 1932 г. был красвоенлёт Роза Абдуллаевич Якубов (в должности: конец 1932 г. — декабрь 1933 г.). Надо полагать, что военный городок в гор. Конотопе не был пуст. На аэродроме дислоцировалась 35-я авиабригада (с 1932 г. стала 206-й легкобомбардировочной авиабригадой).

= Самолёт разведчик Р-5 =
. В 1932 г. выпуск Р-5 ещё более возрос — всего за год выпустили 884 единицы. (11)

 

1933 год

Январь 1933 г.

. Можно утверждать, что командиром бригады и заместителем командира бригады по политчасти 209-й легкобомбардировочной авиабригады Особой Краснознамённой Дальне-Восточной армии (бывшей 18-й авиационной бригады ВВС Украинского ВО) был красвоенлёт Франц Антонович Клышейко с  …… г. по октябрь 1933 г.

Октябрь 1933 г.

= В биографии Клышейко Франца Антоновича написано: С июня 1929 г. по август 1930 г. Клышейко Франц Антонович — командир и военком 13-й авиационной бригады. С августа 1930 г. по …… г. — командир бригады и заместитель командира бригады по политчасти 18-й авиационной бригады ВВС УВО. С …… г. до октября 1933 г. — командир бригады и заместитель командира бригады по политчасти 209-й легкобомбардировочной авиабригады. С октября 1933 г. — начальник ВВС Приморской группы войск Особой Краснознамённой Дальне-Восточной армии. (4) (5) (7) =

. Фактом того, что 18-й абр – 209-й лбабр не было в Украинском ВО является и биография Ушакова Владимира Алексеевича и сведения из книги Краснознамённый Киевский. В книге на страницах 84 и 85 перечислены номера авиабригад и фамилии командиров бригад за 1935-37 годы, но фамилии Клышейко нет.

= В биографии Ушакова Владимира Алексеевича написано: С мая 1928 г. по июнь 1930 г. — младший лётчик в авиаэскадрилье имени Ленина. В 1929 г. участвовал в вооружённом конфликте на Китайско-Восточной ЖД. С июня 1930 г. по апрель 1931 г. — помощник начальника штаба 18-й авиабригады ВВС ОКДВА (а как же Клышейко Ф.А. в УВО?). В апреле 1931 г., после переучивания в гор. Ленинграде на тяжёлый самолёт, переведён в гор. Хабаровск на должность шеф-пилота и инспектора по технике пилотирования Управления ВВС ОКДВА. =

. В 1935 г. реорганизация ВВС КА. С 17.5.1935 г. Украинский ВО разделён на Киевский ВО и Харьковский ВО. В 1935 г. на аэродроме Конотоп начала формирование новая 90-я лёгкая бомб. авиабригада КВО. В книге Краснознамённый Киевский на стр. 84 есть упоминание о 90-й абр.

. Рабоче-Крестьянская Красная Армия существовала с 15 (28) января 1918 года по февраля 1946 года. Правопреемником РККА стала Советская Армия. С февраля 1946 года по 14 февраля 1992 года существовала Советская Армия. Правопреемника Советской Армии нет. Читайте Историческую справку в статье «81-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)».

Источники:

1- Шумихин В.С. Советская военная авиация 1917-1941. – М.: Наука. 1986 г.

2- Военный энциклопедический словарь. – Москва. Военное издательство, 1984. 863 страницы с иллюстрациями, 30 листов илл. С. 763. Украинский военный округ.

3- Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. – Киев. Издательство политической литературы Украины. 1979.

4- Клышейко Франц Антонович + 14.02.1938. http://1937god.info/node/245

5- Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012, с. 229. Клышейко Франц Антонович.

6- Ковалев Сергей Юрьевич. В тени секретной школы. Ушаков Владимир Алексеевич. https://proza.ru/2018/07/10/1467

7- Форум по истории РККА. Чураков Дмитрий. Игорь Д.  http://vif2ne.ru/rkka/forum/arhprint/21075

8- Большая советская энциклопедия. – Москва. 1969-78. Конотоп.

9- Большая российская энциклопедия. Электронная версия на 15.07.2023 г. Конотоп.

10- Сайт Уголок неба». Самолёт Р-1.

11- Там же. Самолёт Р-5.

12- Там же. Самолёт ТБ-1.

13- Там же. Самолёт ТБ-3.

 

Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья опубликована 15.07.2023 г.