105-я авиационная бригада 1933 года (СССР)

 

105-я авиационная бригада — соединение Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик; существовала в составе военно-воздушных сил Морских сил Балтийского моря с 1933 года по 25.04.1938 года.

В 1929 г. в составе военно-воздушных сил Морских сил Балтийского моря началось формирование 4-й авиационной бригады. Аэродром бригады находился в Гребном порту г. Ленинграда. В состав бригады вошли 62-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья, 62-й и 66-й отдельные морские разведывательные авиационные отряды. На вооружении 62-й ОМРАЭ были самолёты Юнкерс JuG-1 (ТБ-2), 62-й ОМРАО — самолёты Авро-504 и МР-1 и 66-й ОМРАО — самолёты МР-1.

В апреле 1932 г. 4-й авиационная бригада переименована в 505-ю (бомбардировочную) авиационную бригаду.

1933 г. от Р.Х.

Начальники Краснознамённых (с 23.2.192 8 г.) Морских сил Балтийского моря: Викторов М. В. (1926–1932); Галлер Л. М. (22.8.32–25.1.37); Сивков А. К. (25.1. — 15.8.37); Исаков И. С. (15.8.37–9.1.38); Левченко Г. И. (10.1.38–27.4.39); Трибуц В. Ф. (28.4.39–15.2.46);… (4, Боевой путь Советского Военно-Морского Флота.)

Морской авиацией Краснознамённых Морских сил Балтийского моря командовал В. К. Лавров (июль 1932 г. — январь 1934 г.)

В 1933 году 505-я (бомбардировочная) авиационная бригада снова переименована в 105-ю авиационную бригаду.

_  Аэродром бригады находился в Гребном порту г. Ленинграда. В состав бригады входили 62-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья, 62-й и 66-й отдельные морские разведывательные авиационные отряды.
_  Командиром 105-й авиабригады был …?
_  На вооружении 150-й авиационной бригады были самолёты ТБ-1 (колёсные), ТБ-1П (поплавковые, с торпедными мостами), ЮГ-1 (поплавковые), летающие лодки Дорнье Валь, МР-1 (поплавковые), летающие лодки МБР-4, летающие лодки С-62Б, самолёты волнового управления катерами летающие лодки С-62ВУ и МБР-4ВУ, .

Самолёты волнового управления к С-62ВУ и МБР-4ВУ были в 62-м авиаотряде 105-й авиабригады. (29)

На 1 января 1933 г. в ВВС РККА имелось 63 сам-та С-62Б и МБР-4. (29)

Ленинградская область.

 

Подготовка лётчиков морской авиации велась в Военно-морской авиашколе в г. Ейске. С 1932 г. в школе имелись самолёты ТБ-1. (14)

До конца Первого пятилетнего плана (1928–1933 гг.) в состав Краснознамённых Морских силах Балтийского моря дополнительно поступили сторожевые корабли «Тайфун», «Вихрь», «Циклон», «Буря» и «Пурга». (8)

Июль
Большая часть самолётов МБР-4 и С-62Б была сосредоточена в ВВС ОКДВА и Морских силах Дальнего Востока (в Бочкарёве, Океанской и Красной Речке). На втором месте стояли ВВС Морских сил Чёрного моря: там МБР-4 и С-62Б базировались в г. Севастополе и г. Николаеве. На третьем месте стояли Краснознамённые Морские силы Балтийского моря: там МБР-4 и С-62Б базировались в г. Ленинграде, в составе 62-го авиаотряда (в малом количестве). Также было и звено «волнового наведения» МБР-4ВУ и С-62ВУ. (29)

Замечательным событием был перелёт самолётов МБР-4 и С-62Б с Чёрного моря из г. Севастополя в г. Петропавловск на Камчатском полуострове. В июле 1933 г. в Океанскую прибыла из г. Севастополя 111-я аэ (12 лодок). Но её путь лежал дальше — на Камчатский полуостров. Здесь экипажи проходили специальную подготовку в навигации в открытом море, совершили большое количество тренировочных полётов. (29)

Август
К 22 августа 1933 г. в ВВС РККА количество сам-тов С-62Б и МБР-4 увеличилось 76. (29)
25 августа 1933 г. из Океанской 12 самолётов 111-й аэ двинулись в путь на Камчатский полуостров. Маршрут пролегал через Красную Речку, г. Николаевск-на-Амуре и г. Большерецк. (29)

Сентябрь
9 сентября 1933 г. 11 самолётов 111-й аэ прибыли в г. Петропавловск на Камчатском полуострове. Один самолёт разбили на посадке на гидробазе Красная Речка. Перелёт самолётов МБР-4 и С-62Б с Чёрного моря из г. Севастополя на Дальний Восток завершился. Для С-62Б это был рекордный по дальности перелёт. (29)

Октябрь
В октябре 1933 г. авиазавод № 31 в г. Таганроге приступил к освоению серийного производства летающих лодок МБР-2 конструкции Г. М. Бериева. Этот самолёт несколько уступал С-62Б по скорости (не в последнюю очередь из-за менее мощного мотора), но превосходил по мореходности (из-за килеватого днища) и взлётно-посадочным качествам. А главное, он полностью был «своим» — не нужны лицензии, не надо покупать за границей моторы. УВВС выдал большой заказ на МБР-2, а МБР-4 остался лишь в текущем плане. (29)

В октябре 1933 г. проводились маневры Краснознамённых Морских сил Балтийского моря. В этих маневрах принимала участие 105-я авиабригада, в её составе 121-я аэ (минно-торпедная).

_  10 октября 1933 г. четыре гидросамолёта ТБ-1П с торпедами и четыре гидросамолёта ТБ-1П с минами (естественно, без боевого заряда) атаковали эсминец «Карл Маркс», игравший роль финского броненосца «Вайнемяйнен». Удар поддерживали летающие лодки — дымзавесчики С-62Б и лёгкие бомбардировщики Р-5, подавлявшие мелкими бомбами и пулемётным огнём зенитные средства противника. Ставилась задача поставить минную банку по курсу корабля, шедшего через проход в минном поле, сковать его манёвр и атаковать торпедами. Но задуманная как согласованная операция сорвалась.
Эсминец «Карл Маркс» вышел с минного поля почти на 10 минут раньше, чем появились бомбардировщики миноносцы ТБ-1П. Лёгкие бомбардировщики запоздали и не смогли сымитировать подавление зенитных средств. Мины поставили не по курсу эсминца, а левее. От момента их падения в воду до постановки на заданную глубину прошло 10 -15 минут, при этом сработала только одна МАЕМ из трёх сброшенных.
Бомбардировщики торпедоносцы ТБ-1П пошли в атаку двумя парами, с севера и юга, под прикрытием дымовых завес. Северная группа торпедоносцев появилась слишком поздно и слишком высоко, дым её укрыть не мог. Поскольку лёгкие бомбардировщики Р-5 свою задачу не выполнили, зенитчики с эсминца вели огонь на «поражение». Тем не менее, одна из торпед северной группы, сброшенная с дистанции 5 — 6 кабельтовых, попала в правый борт под мостиком. Одна торпеда южной пары прошла немного впереди носа эсминца. (14)

_  15 октября 1933 г. лёгкие бомбардировщики Р-5 должны были бомбить линкор «Марат». Гидросамолёты ТБ-1П с минами должны были связать маневрирование линкора «Марат» перед ударом Р-5. Бомбардировщики миноносцы ТБ-1П сопровождали четыре истребителя И-4. Лётчики ТБ-1П сбросили у линкора пять мин, из них всплыли две. Обе банки поставили левее, чем нужно. Лётчики Р-5 отбомбились довольно удачно: из 10 практических бомб одна попала прямо в линкор. (14)

_  Летающие лодки МБР-4 и С-62Б ни мин, ни торпед не несли. Их функции сводились в основном к разведке, но бывали и исключения. Например, 15 октября во время учебной атаки низких торпедоносцев ТБ-1П на линейный корабль «Марат» самолёты С-62Б прикрывали их дымовой завесой. Для этого использовались аппараты ДАН Д-100, завешенные на бомбодержателях. (29)

_  Опыт Балтийских учений показал, что на «динамическое вомизометание» надежды мало — мина спускалась на парашютах так долго, что даже огромный линкор «Марат» успевал отвернуть от неё. Был сделан вывод: «Использование МАВ-1 как активного средства для связывания маневра морской цели в условиях комбинированного удара нецелесообразно…». О торпедоносцах было сказано: «Самолёт ТБ-1 для низкого торпедометания малопригоден».
_  В итоговом отчёте комиссия записала: «Учение показало, что применение в комбинированном ударе в короткий промежуток времени таких средств, как МАВ-1, ТАН-12, штурмовиков и лёгких бомбардировщиков, действующих с использованием завес, как средств, маскирующих атакующие силы, авиация способна нанести морским силам большие потери, вплоть до полного уничтожения». (14)

1934 г. от Р.Х.

К середине тридцатых годов в 105-ю авиабригаду стали поступать самолёты МБР-2.

 

МБР-2. СССР.

МБР-2. СССР.

Март
Производство МБР-4 прекратили весной 1934 г. Всего построили 51 самолёт с двигателями «Ассо». (29)

Июнь
Со второго квартала 1934 г. самолёты С-62Б и МБР-4 уже начинают заменяться на Р-6а и МБР-2. Первые особенно широкого распространения не получили, зато вторые надолго стали основной «рабочей лошадкой» отечественной морской авиации. (29)

В июне 1934 г. на летних маневрах Краснознамённых Морских сил Балтийского моря впервые была осуществлена групповая атака с высотным торпедометанием. На линкор «Марат» с разных направлений вышли 12 самолётов торпедоносцев ТБ-1П, сбросивших учебные торпеды ТАЕМ 5. Несколько из них при циркуляции поразили корабль. Однако во взглядах на применение «высоких» торпед, также как и мин, постепенно переходили к той точке зрения, что это оружие носит вспомогательный характер. Оно скорее годилось на роль потенциальной угрозы, сковывая маневр и отвлекая внимание противника от действий ударных сил. Основным наступательным оружием считались «низкие» торпеды. Вооружённый ими самолёт мог действовать в одиночку или в группе, а также во взаимодействии с надводными кораблями — по обстановке. Прицеливание осуществлялось по примитивным прицелам реечного типа, позволявшим грубо оценить упреждение. На ТБ-1 сначала ставили переделанные в ОТБ прицелы КП-2 с торпедных катеров. Затем их заменили более сложными ПТ-136. Они уже имели оптический дальномер для определения дистанции сбрасывания и векторный механизм-построитель для учёта скорости движения самолёта и торпеды. (14)

Сентябрь
Гидросамолёты ТБ-1П активно использовались на Балтике, но из-за нехватки мин и торпед фактически служили только как разведчики и бомбардировщики. Зимой их переставляли на лыжи или колёса. В сентябре 1934 г. 122-ю эскадрилью 105-й авиабригады привлекли к поискам подводной лодки Л-2 («Сталинец») затонувшей в Финском заливе после взрыва. Подлодку нашёл и помог вывезти раненых экипаж комэска A.M. Вирака. (14)

 

1936 г. от Р.Х.

Июнь

8 июня 1936 г. ЦКБ МС-1 под обозначением МБР-2-М-34Н был передан в Авиационный Научно-испытательный институт Морских Сил РККА на Госиспытания, закончившиеся 3 июля. Полёты выполнял лётчик-испытатель военинженер 3-го ранга С.А. Коровицкий. Самолет испытывался в двух вариантах: «А» — ближний разведчик с нормальной взлётной массой, «В» — лёгкий бомбардировщик в перегрузочном варианте.

Примечание: В современной литературе нередко МБР-2 с двигателем М-34 называют МБР-2бис. Однако в документах ЦКБ МС, завода № 31 и военной приёмки обе модификации различались только добавлением обозначения типа двигателя: МБР-2-М-17 и МБР-2-М-34. Обозначение «бис» применялось только в отношении гражданского варианта с двигателем М-34 — МП-1бис.

Сентябрь
На 1 сентября 1936 г. в составе советской минно-торпедной авиации было шесть эскадрилий, из них четыре — на самолётах ТБ-1 (на Краснознамённом Балтийском флоте две — 121-я и 122-я; на Черноморском флоте — 34-я (неполная) и 109-я — на Тихом океане). Еще 12 самолетов имелись в школе в г. Ейске. (14)

В сентябре 1936 г. в 105-й авиабригаде формируется 7-е отдельное авиационное звено из трёх самолётов МБР-2. Звено по железной дороге направлено в район г. Мурманска, где оно разместилось на мысе Зелёный, и стало первой авиационной частью в ВВС Северного флота.

1938 г. от Р.Х.

В 1938 г. 105-я бригада имела в своём составе 121-ю МТБАЭ, 122-ю МТБАЭ и 19-ю МРАЭ.

В феврале 1938 г. в 105-й авиабригаде 1/3 самолётов ТБ-1а выработала ресурс, а поставок новых не предвиделось. Дислокация бригады в черте города Ленинграда делала её крайне уязвимой от огня финской артиллерии (в перспективе) и усложняла эксплуатацию.

Приказами Народного комиссара ВМФ № 0330 и 0331 от 25.04.1938 года, 105-я бригада, в составе 121-й морской тяжёлой бомбардировочной авиационной эскадрильи, 122-й морской тяжёлой бомбардировочной авиационной эскадрильи и 19-й морской разведывательной авиационной эскадрильи была обращена на формирование 15-го морского тяжёлого бомбардировочного полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС КБФ.

Сентябрь
После сентября 1938 года 15-й морской тяжёлый бомбардировочный авиационный полк был выведен из состава 105-й морской тяжёлой бомбардировочной авиационной бригады и переформирован в 15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк ВВС КБФ. (9)

Ноябрь
105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада расформирована в конце 1938 года, а управление бригады было в 1939 году преобразовано в управление 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС КБФ. (9)

Литература

1/ Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Специальный выпуск альманаха «Тайфун» № 12. — СПб., 2012. 768 с. (Справочник).

4/ Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. Под редакцией доктора исторических наук А. В. Авторы: В. И. Ачкасов, А. В. Басов, Н. В. Большаков, Г. М. Гельфонд, Р. Н. Мордвинов, А. И. Сумин. Рецензенты: доктор истор. наук Г. А. Амман, А. А. Потапов. 4-е изд., испр. и доп. — Москва. Издательство: Воениздат, 1988. 607 страниц с иллюстрациями. Тираж 90000 экз.
5/ Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. 2-е издание, перераб. и доп. — Москва. Издательство: Машиностроение, 1978. 576 страниц, иллюстрации.

9/ Сайт «Pobeda1945.su». Статья «105-я морская тяжёлая бомбардировочная авиационная бригада (105-я бабр). 1929-1938.» http://www.pobeda1945.su/division/13595

10/ Сайт WUNDERWAFFE об истории Мировых войн. Книги, статьи, периодика, мемуары и художественная литература по истории мировых войн и вооружений. Справочники. Чертежи. Эксплуатация и боевое применение. В строю ВВС РККА. http://wunderwafe.ru/Magazine/AK/2004_03/04.htm

 

При использовании статьи ссылку делать на сайт «Единая и Неделимая».
Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья начата 16.5.2015 г.