102-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)

 

102-я особая штурмовая авиационная бригада — воинское соединение Военно-воздушных сил Сибирского военного округа Рабоче-Крестьянской Красной Армии Союза Советских Социалистических Республик. Одновременно авиабригада входила в состав Химических войск. Существовала бригада с начала 1932 года по 1937 год. В 1937 году бригада стала называться лёгкой штурмовой, но по-прежнему оставалась химической.

На сайте «Единая и Неделимая» читайте статьи:
а) в разделе СССР — Бригады:
— 81-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР);
— 100-я особая штурмовая авиационная бригада;
— 109-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР);

***

1931 год от Рождества Христова

= Сибирский военный округ =
Командующим войсками Сибирского военного округа был краском М. К. Левандовский (в должности: январь 1930 г. — декабрь 1933 г.).
Помощником командующего войсками Сибирского военного округа по авиации был красвоенлёт Виктор Иванович Мальцев (в должности: 8 апреля 1931 г. — 1934 г.).

= Химические авиационные бомбы =
. На вооружении ВВС РККА и РККФ были химические снаряды и химические авиационные бомбы. Первый заказ на 3000 новых химических авиабомб АХ-8 (цифра 8 означает вес в килограммах) был выдан в 1923 г. Охтинскому заводу, а в следующем 1924 г. началось серийное производство. Как и в артиллерийских снарядах 1920-х годов, в названиях химических авиабомб тип отравляющего вещества зашифровывали, чтобы его не знал даже личный состав, работавший с ним.
В 1926 г. Управление ВВС Брянскому и Киевскому арсеналам заказало несколько тысяч небольших 1,8-кг химических авиабомб. Эти заводы изготавливали корпуса бомб и снаряжали их, если корпуса делали другие заводы. Были заказаны небольшие партии 8-кг, 16-кг и 32-кг химических авиабомб. Авиабомбы АХ-8, АХ-16 и АХП-32 сбрасывались с самолетов Р-1 и Р-5.
Пример эффективности действия химических авиабомб АХ-8, АХ-16 и АХП-32 приведён в книге А. Лапчинского «Техника и тактика воздушного флота» (М.: Госиздат, 1930). Там говорится, что при действии по живой силе «одна 16-кг бомба может заразить 300 м3, а 32-кг — до 500 м3».
К 1 мая 1931 г. в наличии было 7600 химических 8-килограммовых авиабомб. До конца 1931 г. планировалось принять на вооружение 50- и 100-килограммовые химические бомбы дистанционного действия (иприт), курящиеся (арсины) и ударные кратковременного действия (фосген). Имелось также 75 комплектов выливных авиационных приборов ВАП-4, и до конца 1931 г. планировалось поставить ещё 1000 таких комплектов. Для снаряжения химических боеприпасов были оборудованы 2 разливочные станции общей производительностью свыше 5 млн. снарядов и бомб в год. (20)

. В 1926 г. в гор. Омске и гор. Новосибирске были начаты работы по изысканию и оборудованию взлётно-посадочных полос. В гор. Омске для этих целей подготовили участок территории, расположенный на возвышенном левом берегу реки Иртыш, недалеко от переправы, на больших, свободных площадях в районе современных завода Омскгидропривод и аэропорта местных линий. Аэродром представлял собой ровный участок земли с травяным покрытием, пригодный для посадки и взлета самолётов, по форме напоминавший большой круг.
Точной даты начала полётов нет, но по некоторым данным самолёты приземлялись здесь с 1926 г. Во второй половине 1927 г. с этого аэродрома начались опытные полёты на участке Курган — Омск — Новосибирск, являющемся частью трассы Москва — Иркутск. Для этих целей использовались использовались самолёты «Фоккер Ц-4».
В мае 1928 г. в гор. Омске были проведены работы по выравниванию аэродромной площадки. 24 июля 1928 г. в гор. Омске приземлился первый самолёт регулярного рейса с авиапочтой. В этот момент принимается решение сделать гор. Омск базовым аэродромом почтового авиаотряда. Начинаются полёты в течение 2,5 месяцев на линии Москва – Новосибирск с посадкой в г. Омске. Первый опытный лётный сезон проходит удачно, и авиаторы начинают планировать развитие авиасообщения далее на восток – до гор. Иркутска. (17, Осколки прошлого: Гражданский аэродром на левобережье Омска 25 мая 2016. https://wlodzimiz.livejournal.com/4054.html?ysclid=lmrwi6fuoy961273094)
. С 1928 г. первая аэростанция в гор. Омске находилась в районе нынешней улицы Авиационной (на сентябрь 2023 г.). Располагалась в доме бывшей конторы купца Емельянова. В 1928 году дом был отремонтирован и приспособлен под аэростанцию. (16, Авиагородок и четыре омских аэровокзала. 30 июля 2018. https://irtyshsky.livejournal.com/8607.html?ysclid=lmrw7flt2b749530076)
. 17 мая 1929 г. начинает свою регулярную работу первая производственная единица — Омская аэростанция, именно с этого момента отсчитывает свою официальную историю Омский аэропорт. (17)
. Где-то с 1930-х годов в гор. Омске построено здание второго аэропорта. Это здание стоит по ул. Авиационной, 134а (на сентябрь 2023 г.), но капитально перестроено. От былого конструктивизма ничего не осталось. Дом выглядит самым обычным образом. (16)
. В 1930 г. на гражданском аэродроме гор. Омска были построены система элетросетей, световая трасса, посадочные площадки, контрольные пункты, авиамастерские, ангары, бензохранилища, жилой дом. (17)
. 15 мая 1931 г. с гражданского аэродрома гор. Омска открывается пассажирское сообщение: АНТ-9 (ПС-9) (11 пассажиров, самолёт трёхмоторный) и П-5 начинают регулярные рейсы на линии Москва – Новосибирск с постоянной посадкой в г. Омске. Из г. Москвы до г. Омска этот самолёт летит 14 часов, из г. Новосибирска до г. Омска – 3 часа. Стоимость полета до г. Москвы -160 руб., до г. Новосибирска — 71 руб. Доставка пассажиров на аэродром производилась за счёт аэростанции (на моторной лодке, автомобиле). (17)
. В 1931 г. у северо-западной границы Омского гражданского аэродрома началось строительство военного авиационного городка. (4- Малоизвестный «авиагород» Омск: 102-я авиабригада СибВО. 4 февраля 2019. https://sandreyo.livejournal.com/108895.html?ysclid=lmrvoit39b167333521)

Ноябрь 1931 г.
. В 1926 году в Военно-воздушных силах Красной Армии началось формирование авиационных бригад. Имевшиеся авиаэскадрильи объединялись в авиабригады. Авиабригады имели в своём составе 2-3 эскадрильи, а то и 4-е эскадрильи, которые  размещались на одном аэродроме. Разделения бригад на разведывательные, бомбардировочные, штурмовые и истребительные не существовало. Бригады имели номера от 1-го до 30-го. В 1931 году было принято решение формировать новые авиабригады и присваивать им номера с 32-го.
. Выскажу предположение, что командование Красной Армии планировало сформировать особые авиабригады дальних многоместных истребителей с номерами, 22, 23, 32, 35 и другими.
. В ноябре 1931 года несколько командиров из стрелков и кавалеристов были переведены в ВВС РККА и назначены на должности командиров вновь формируемых авиационных бригад: Зайцев Александр Сергеевич, Тестов Семён Васильевич (22-й; ранее командир 10-й стрелковой дивизии Ленинградского ВО), Якубов Роза Абдуллаевич (35-й; ранее помощником командира 30-й Иркутской стрелковой дивизии Украинского военного округа), Орлов А.А. (23-й; ранее командир 37-й Краснознамённой сд Белорусского военного округа), на должности начальников штабов бригад: Фокин Иван Васильевич (35-й; ранее командир 2-й кавалерийской бригады 6-й кав. дивизии), … .
. 22 ноября 1931 г. начальник Управления ВВС красвоенлёт Я.И. Алкснис утвердил план формирования шести эскадрилий многоместных истребителей Р-6 (и дальний разведчик, и самолёт сопровождения тяжёлых бомбардировщиков) на 1932 год. Планом предусматривалось формирование 96-й, 98-й и 100-й авиаэскадрилий многоместных истребителей в Московском военном округе (соответственно – на аэродромах в Монино, Воронеж и Иваново-Вознесенск), 102-й авиаэскадрильи многоместных истребителей на аэродроме в Ржеве в Белорусском военном округе, 104-й авиаэскадрильи многоместных истребителей в Украинском военном округе на аэродроме в Запорожье и 92-й авиаэскадрильи многоместных истребителей на аэродроме в Кречевицах в Ленинградском округе.
. Выскажу предположение, что командование Красной Армии планировало сформировать особые штурмовые авиабригады (химические) с номерами 81, 100, 102, 109 и другими. О химических авиабригадах сведений мало, да и те, которые есть косвенные. Руководители Союза ССР тему оружия массового поражения скрывали.

***

1932 год от Рождества Христова
Январь 1932 г.
. Вооружённый конфликт между СССР и Китаем в 1929 году, японская агрессия против Китая в 1931 году, мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, и усиление влияния правых партий на Западе вызывали тревогу у руководства СССР. Центральный Комитет Коммунистической партии и Совет Народных Комиссаров, ведя борьбу за мир, постоянно следили за действиями руководителей капиталистических стран, принимали необходимые меры по усилению обороноспособности страны, укреплению восточных и западных границ и техническому перевооружению Красной Армии. Количество техники в военных округах постоянно росло. Новейшую технику получали Ленинградский, Белорусский и Украинский военные округа. Самым большим по количеству войск среди 11 военных округов был Украинский. В нём насчитывалось в два раза больше войск, чем в Ленинградском и Белорусском военных округах, вместе взятых. На Дальнем Востоке и в Забайкалье увеличивалось количество войск.

= Военно-воздушные силы РККА (с 1924 г. по 1946 г.) =
ВВС ВС Союза ССР носили наименование:
с 1918 года по 1924 год — Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот;
с 1924 года по 1946 год — Военно-воздушные силы РККА;
с 1946 года по 1991 год — Военно-воздушные силы ВС СССР.
_  Начальником ВВС РККА был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис (в должности: июнь 1931 г. – ноябрь 1937 г.).
_ Помощником начальника ВВС РККА был красвоенлёт Сергей Александрович Меженинов (в должности: октябрь 1925 г. — июнь 1932 г.). С сентября 1929 г. (по совместительству) — инспектор ВВС РККА.

. О боевой и политической подготовке авиационных бригад, о международной обстановке 1930-х годов, о конструировании самолётов-штурмовиков  читайте на этом сайте в статьях  «81-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)»,  «100-я особая штурмовая авиационная бригада»,  «109-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)».

. Заместителем Председателя Реввоенсовета СССР, заместителем наркомвоенмора СССР был краском Михаил Николаевич Тухачевский (в должности: после июня 1931 г. — мая 1937 г.).
. Начальником вооружений РККА был краском Михаил Николаевич Тухачевский (в должности: июнь 1931 г. — мая 1937 г.).

= Химические войска =
. Начальником Военно-химического управления* (в подчинении начальника вооружений РККА) был краском Яков Моисеевич Фишман (в должности: 20 ноября 1929 г. — 5 июня 1937 г.) (29).
— — —
Примечания:
1- Военно-химическое управление, образовано приказом РВС СССР № 861 от 22 августа 1925 г. Управление подчинялось начальнику снабжения снабжений РККА и РККФ, который подчинялся непосредственно РВС СССР.
2-  Приказом РВС СССР № 1100 от 13 ноября 1925 г. создано Управление снабжений РККА, в состав которого вошли все состоящие при начальнике снабжений довольствующие управления.
3-  Приказом РВС СССР № 360/78 от 20 ноября 1929 г. Управление снабжений расформировано, входившие в его состав управления реорганизованы в самостоятельные и подчинены первому заместителю председателя РВС СССР (Военно-хозяйственное, Военно-строительное), остальные (…, Военно-химическое управление, …) — начальнику вооружений РККА.
— — —
. О Химических войсках, о химическом оружии, об отравляющих веществах и Женевском протоколе 1925 года читайте на этом сайте в статье «109-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)».

Март 1932 г.
= Военно-воздушные силы РККА (с 1924 г. по 1946 г.) =
. Реввоенсовет СССР 23 марта 1932 г. принял постановление «Об основах организации Военно-воздушных сил РККА», в соответствии с ним ВВС РККА «переводят их из оружия вспомогательного назначения, которое они по существу занимали до сих пор, на роль самостоятельного рода войск», и поэтому было произведено деление Воздушных сил Красной Армии, в соответствии со стратегическим и оперативно-тактическим назначением, на войсковую, армейскую и фронтовую авиации, а в соответствии с боевыми задачами, лётно-техническими данными и вооружением летательных аппаратов, военная авиация подразделялась на истребительную, бомбардировочную, штурмовую и разведывательную.

. С весны 1932 г. по начало 1933 г. авиабригады начинают разделяться на тяжёлые бомбардировочные, лёгкие бомбардировочные, особые штурмовые, лёгкие штурмовые, истребительные, разведывательные и смешанные.
** С 1-го до 30-го номера получали тяжёлые бомбардировочные авиабригады (в том числе и морские): (1)
— надо полагать, что 4-я авиационная бригада Краснознамённых Морских сил Балтийского моря стала называться 4-я морская тяжёлая авиационная бригада КМСБМ; есть и другая информация;
— надо полагать, что 9-я авиабригада Морских сил Чёрного моря стала называться 9-я морская тяжёлая авиабригада МСЧМ; есть и другая информация;
— 22-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Тестов Семён Васильевич. Аэродром Кречевицы. ЛенВО.
— 23-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Орлов А.А. (бывший командир 37-й сд). Аэродром Орша. БелВО.
** с 31-го до 199-го номера получали:
а) авиабригады многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия:
— — 35-я авиабригада многоцелевых самолётов («крейсеров») дальнего действия УкрВО, аэродром Конотоп, г. Конототоп — 35-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Якубов Роза Абдуллаевич (до 15 ноября 1931 г. на аэродроме Конотоп была и 18-я авиационная бригада);
б) особые штурмовые авиабригады (химические):
— — 81-я особая штурмовая авиабригада в Украинском ВО в гор. Киеве;
— — 100-я особая штурмовая авиабригада в Ленинградском ВО аэродром Гривочки к югу от гор. Дно;
— — 102-я особая штурмовая авиабригада в Сибирском ВО в гор. Омске — командир бригады с 15.11.1931 г. — Зайцев Александр Сергеевич (в источниках написано, что А.С. Зайцев был назначен командиром 102-й лшабр);
— — 109-я особая штурмовая авиабригада в Особой Краснознамённой Дальне-Восточной армии;
— — 114-я особая штурмовая авиабригада в Белорусском ВО;
в)…,
** с 200-го до 209-го номера получали легкобомбардировочные авиабригады: (1)
— 200-я легкобомбардировочная авиабригада ЛенВО;
** с 210-го до 249-го номера получали ….. авиабригады:

** с 250-го до 259-го номера получали лёгкие штурмовые авиабригады: (1)
— 250-я лёгкая штурмовая бригада с 1933 г, сначала в ЛВО (аэродром Детское Село, г. Детское Село или Красногвардейск), а затем в ОКДВА,
— 251-я лёгкая штурмовая авиационная бригада
— 252-я лёгкая штурмовая авиационная бригада с 1933 г., БВО, Р-5Ш в 1933 г. для одной эскадрильи, с 1939 г. или с 1940 г. 130-й сбап на аэродроме Зябровка у местечка Зябровка. Р-5, Р-5Ш в 1933 г.,
— 253-я лёгкая штурмовая авиабригада с 1933 г., ЛВО,
— 254-я лёгкая штурмовая авиабригада с 1933 г, Сибирский ВО, гор. Омск, Р-5Ш в 1933 г.,
— 255-я лёгкая штурмовая авиационная бригада, до 1933 г. была 5-я отдельная авиационная бригада УВО, г. Киев,
— 256-я лёгкая штурмовая авиабригада
— 257-я лёгкая штурмовая авиабригада с 1933 г, Сибирский ВО, Р-5Ш в 1933 г.,
— 258-я лёгкая штурмовая авиабригада
— 259-я лёгкая штурмовая авиабригада
** с 400-го до 409-го номера получали истребительные авиабригады: (1)
— 400-я истребительная авиабригада ЛенВО
** с 450-го до 459-го номера получали смешанные авиабригады: (1)
— .
** Есть информация, что в апреле 1932 г. 4-я авиационная бригада Краснознамённых Морских сил Балтийского моря переименована 505-ю авиационную бригаду (бомбардировочную) Краснознамённых Морских сил Балтийского моря;
** Есть информация, что 9-я авиационная бригада Морских сил Чёрного моря в мае 1933 г. переименована в 506-ю авиационную бригаду (бомбардировочную) Морских сил Чёрного моря.
— — —

Май 1932 г.
. 1 мая трудящиеся Советского Союза проводили демонстрации. На военных парадах принимали участие командиры и красноармейцы гарнизонов городов.

= Сибирский военный округ =
Командующим войсками Сибирского военного округа был краском М. К. Левандовский (в должности: январь 1930 г. — декабрь 1933 г.).
Помощником командующего войсками Сибирского военного округа по авиации был красвоенлёт Виктор Иванович Мальцев.

. В мае 1932 г. командиры новых авиабригад завершили обучение на Курсах усовершенствования комсостава ВВС при ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского.
В приказе по окончании курсов значатся:
Командир Н-й авиационной бригады Зайцев Александр Сергеевич.
Командир Н-й авиационной бригады Тестов Семён Васильевич.
Командир Н-й авиационной бригады Якубов Роза Абдуллаевич.
Командир Н-й авиационной бригады Орлов А.А.
Командир Н-й авиационной бригады Фокин Иван Васильевич.
— — —
— 22-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Тестов Семён Васильевич. Аэродром Кречевицы. ЛенВО.
— …-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Зайцев Александр Сергеевич. Аэродром … .
~   Примечание: Зайцев Александр Сергеевич был назначен командиром 102-й лшабр сформированной в Сибирском ВО в гор. Омске – для 1932 г. номер 102 является особым. В 1933-34 годах в СибВО в гор. Омске была сформирована 254-я лшабр – для 1933 г. номер 254 является нормальным.
— 35-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Якубов Роза Абдуллаевич. Аэродром Конотоп. УкрВО.
— 32-я авиабригада — командир бригады с мая 1932 г. Фокин Иван Васильевич (учился как нач. штаба 35-й абр). Аэродром …
— 23-я авиабригада — командир бригады с 15.11.1931 г. — Орлов А.А. (бывший командир 37-й сд). Аэродром Орша. БелВО.
— — —

Зайцев Александр Сергеевич (даты жизни: 1894 г. – 1958 г.) — советский военачальник, генерал-майор авиации (9.11.1941), участник Великой Отечественной войны.
С 1927 г. по ноябрь 1931 г. (май 1932 г.?) — помощник командира 4-й стрелковой дивизии Белорусского военного округа, начальник штаба 95-й стр. дивизии, 2-й Белорусской стр. дивизии. (5)
В 1932-33 годах — слушатель командного факультета Военно-воздушной академии им. проф. Н. Е. Жуковского, затем командир 254-й легкоштурмовой авиабригады. (5)

С декабря 1930 г. по ноябрь 1931 г. — командир 2-й Белорусской стр. дивизии БелВО. (7)
С мая 1932 г. по декабрь 1933 г. — помощник начальника ВВС Ленинградского ВО. (7)
С декабря 1933 г. по январь 1937 г. — командир и комиссар 254-й легкоштурмовой авиабригады СибВО. (7)
С января 1937 г. по октябрь 1937 г. — командир 3 авиадесантной бригады. (7)

Из биографии Александра Сергеевича, не видно сдал ли он экзамен на специальность «лётчик-наблюдатель» или «лётчик».
С мая 1932 г. – командир 102-й особой штурмовой авиабригады СибВО.

28.11.1935 г. присвоено воинское звание «комбриг». (5) (7)
В 1936-1937 годах — командир 3-й авиадесантной бригады особого назначения Ленинградского ВО. (5) (7)

Июнь 1932 г.
. 1 июня в войсках Сибирского военного округа начался летний период обучения учебного 1931-32 годов. Летом войска 102-й ошабр (хим.) выезжали в лагеря, на полигон. В лагерях шла напряжённая боевая и политическая подготовка.

. Примерный состав 102-й особой штурмовой авиационной бригады (химической) в 1932 г.:
* * Управление бригады дислоцировалось на аэродроме ….. в гор. Омске.
Командиром бригады был ..
Заместителем командира бригады по политической части был ..
Начальником штаба бригады был ..
Начальником политотдела  был ..
Бригада дислоцировалась на аэродроме в г. Омске.
* * Основные подразделения: (12, с. 84) (*)
— предположительно — 13-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
— предположительно — 14-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
— предположительно — 15-я особая штурмовая авиационная эскадрилья
* * Авиапарк 2-го разряда для производства текущего ремонта самолётов. (12, с. 84) (*)
* * Авиаполигон. (12, с. 84) (*)
* * Школа младших специалистов. (12, с. 84) (*)
* * Тренировочный авиаотряд по подготовке, переподготовке и переучиванию лётного состава. (12, с. 84) (*)
— — —
*  РГВА (ранее ЦГАСА), ф. 25899, оп. 34, д. 42, л. 63. Авиабригады УкрВО — КВО.
— — —

= Самолёт Р-5 =
. Особые штурмовые эскадрильи с 1932 г. по 1935 г. были укомплектованы одномоторными самолётами разведчиками Р-5 в комплектации штурмовика, а с 1935 г. модернизированными — ССС.
. Стрелковое вооружение самолёта Р-5 состояло из курсового синхронного советского пулемёта ПВ-1 (7,62-мм) с системой синхронизации ПУЛ-9 у лётчика и спаренных советских пулемётов ДА (7,62-мм), установленных на турели ТУР-6 у лётчика-наблюдателя. В основании защитного прозрачного козырька у лётчика был размещён прицел ОП-1 (Альдис), совмещённый с кольцевым визиром.
Спереди кабин лётчика и лётчика-наблюдателя стояли защитные прозрачные двугранные козырьки, наклонённые под углом 45°. Козырьки изготовлены из триплекса толщиной 3 мм или целлулоида толщиной 1,5 мм.
Бомбардировочное вооружение самолёта Р-5 состояло из 2-х балок ДЕР-6, установленных на фюзеляже, 8-ми балок ДЕР-7, установленных на нижнем крыле, и сбрасывателя СБР-8, установленного на фюзеляже. Лётчик-наблюдатель при бомбометании осуществлял прицеливание при помощи прицела ОПБ-1, установленного в полу его кабины. Лётчик-наблюдатель с помощью сбрасывателя СБР-8 производил сброс бомб на цель. Вместо прицела ОПБ-1 мог быть установлен простейший бортовой визир.
На балках-держателях Р-5 мог поднимать 12 авиабомб весом 32 кг каждая, бомбы системы Орановского.
В 1931 г. произвели самолётов Р-5 336 единиц. (10)

= Самолёт Р-5Ш =
. Самолёт разведчик Р-5 использовался и как самолёт штурмовик Р-5Ш. Р-5Ш  отличался установкой четырёх дополнительных пулемётов ПВ-1 на нижнем крыле. Пулемёты устанавливались по 2 в одном специальном обтекателе. Таким образом, самолёт имел 7 пулемётов и 2-е балки ДЕР-6, установленных на фюзеляже.
Штурмовой самолёт предназначался для ударов с малых высот («бреющий полёт») по пехоте, коннице, транспортным колоннам. С 1931 г. самолёты Р-5 переделывались в Р-5Ш в авиачастях и серийно выпускались на авиазаводе № 1. (10)

Август 1932 г.
= Выливной авиационный прибор ВАП-4 =
Постановлением Реввоенсовета СССР от 17 декабря 1930 г. прибор ВАП-4 был принят на вооружение. Промышленность получила заказ на 1931 г. изготовить 500 приборов. Первыми серийные изделия, сделанные на заводе «Вулкан», получила в мае 1931 г. 56-я эскадрилья 3-й авиабригады Белорусского ВО, дислоцировавшаяся в гор. Гомеле.
Прибор ВАП-4 обеспечивал постепенный слив раствора. Прибор имел сварной каплевидный корпус из железа длиной немного больше метра. В корпусе умещались 82 литров раствора. Снизу прибор имел три ножки, они же ручки для переноски. В действие прибор приводился лётчиком-наблюдателем, который тянул трос от бомбосбрасывателя СБР-8. Механизм одновременно открывал передний люк и сливную горловину. Раствор вытеснялся напором набегающего потока воздуха — для этого и нужен был передний люк. Расход раствора мог изменяться сменой насадок на сливной горловине. Над горловиной размещался щиток, защищающий сам самолёт от брызг раствора, если сливалось химическое ядовитое вещество. После слива прибор закрывался. ВАП-4 подвешивался на бомбодержателях Дер-7 под крылом, но не штатных ухватах, а на хомутах. Самолёт Р-1 нёс два ВАП-4, подвеска которых немного ограничивала маневренность.
В 1931 г. провели модернизацию ВАП-4: улучшили характеристики разбрызгивания раствора и предусмотрели сброс прибора при отказе механизма открывания. В последнем случае прибор сбрасывался с самолёта и превращался в химическую бомбу. ВАП-4 надолго стал самым распространённым выливным прибором в советской авиации. К 1 августа 1932 г. через военную приемку прошли 306 единиц. Для несения химического оружия командование ВВС старалось приспособить большую часть типов боевых самолётов. Самолёт разведчик Р-1 (одномоторный, двухместный, колёсный) постепенно был вытеснен самолётом разведчиком Р-5 (одномоторным, двухместным, колёсным). Поскольку у Р-5 грузоподъёмность была больше, то этот самолёт нёс уже четыре прибора ВАП-4. Прибор приспособили и для некоторых специальных модификаций Р-5. (15)

. В 1932 г. на гражданском аэродроме гор. Омска было построено первое каменное здание городского аэровокзала (сейчас ул. Авиационная, 143 А), рядом с ним гостиница для летного состава. В 1990-е годы здание было выкуплено, начата реконструкция, но потом всё заглохло (сейчас развалины, ул. Авиационная 141 Б) — напротив современного здания аэровокзала местных линий, через улицу Авиационную от бывших мастерских. (17)

Сентябрь 1932 г.
. Венцом всей тактической подготовки для соединений и частей, проводимой на протяжении учебного года были манёвры, которые проводились после лагерного периода. 102-я особая штурмовая авиабригада (хим.) участвовала в манёврах Сибирского ВО.

Ноябрь 1932 г.
. В ноябре в Союзе ССР проводился осенний призыв трудящихся на военную службу.
. 7 ноября в г. Омске проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая 15-й годовщине Великого Октября, и проводился военный парад. В воздушном параде принимала участие 102-я авиабригада.

Декабрь 1932 г.
_ 1 декабря в войсках Сибирского ВО начался учебный год 1932-33 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 102-й особой штурмовой авиабригады (хим.) проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения. Командиром 102-й авиационной бригады был краском Александр Сергеевич Зайцев.

***

1933 год от Рождества Христова
Январь 1933 г.
= Сибирский военный округ =
Командующим войсками Сибирского военного округа был краском М. К. Левандовский (в должности: январь 1930 г. — декабрь 1933 г.).
Помощником командующего войсками Сибирского военного округа по авиации был красвоенлёт Виктор Иванович Мальцев.

= 102-я особая штурмовая авиационная бригада (химическая) =
. В 1933 г. в составе Сибирского ВО была 102-я особая штурмовая авиационная бригада (химическая). Бригада дислоцировалась на военном аэродроме «Омск» в городе Омске. Командиром 102-й особой штурмовой авиационной бригады был краском Александр Сергеевич Зайцев.

— Сведения о биографии Александра Сергеевича Зайцев противоречивые. Известно точно, что в 1936 г. он назначен командир 3-й авиадесантной бригады особого назначения ЛенВО.
С декабря 1930 г. по ноябрь 1931 г. — командир 2-й Белорусской стр. дивизии БелВО. (7)
С мая 1932 г. по декабрь 1933 г. — помощник начальника ВВС Ленинградского ВО. (7)
С декабря 1933 г. по январь 1937 г. — командир и комиссар 254-й легкоштурмовой авиабригады СибВО. (7)
С января 1937 г. по октябрь 1937 г. — командир 3 авиадесантной бригады. (7)

. На вооружении 102-й ошабр стояли авиационные бомбы АХ-8, АХ-16 и АХП-32, выливные авиационные приборы ВАП-4.

= Выливной авиационный прибор ВАП-4 =
. На самолётах штурмовиках Р-5Ш (он же ЛШ-Р5 или ЛШ-5) к балкам бомбодержателей Дер-7 крепились дополнительные балочки со своими замками, что позволяло самолёту нести до 40 бомб малого калибра. Дополнительные балочки со своими замками мешали подвешиванию приборов ВАП-4. Сначала пошли на компромисс: балочки сняли с двух ближних к фюзеляжу бомбодержателей. Это позволило брать два ВАП- 4 и ещё штурмовик нёс осколочные или осколочно-химические бомбы. Подвеске ещё двух приборов ВАП-4 мешал «дирижаблик» — коробка для сбора звеньев от стоявшей над нижним крылом дополнительной пулемётной установки. После некоторого времени эксплуатации в 1932 г. совместное использование разнородного вооружения сочли нецелесообразным. В каждой штурмовой авиабригаде две эскадрильи на самолётах штурмовиках Р-5Ш несли нормальный комплект по четыре дополнительных пулемёта и бомбодержатели под 40 замков, а третья авиаэскадрилья считалась химической; на её самолётах дополнительные пулемёты отсутствовали, а бомбодержатели двух Дер-7 сразу оборудовались хомутами под приборы ВАП-4 вместо стандартных ухватов. Это позволяло брать по четыре выливных прибора, как и на обычных самолётах Р-5.

. В 1933-34 годах на аэродроме в гор. Омске сформирована 254-я легкоштурмовая авиабригада, обычная для выполнения обычных задач.

Декабрь 1933 г.
= Сибирский военный округ =
Командующим войсками Сибирского военного округа был краском М. К. Левандовский (в должности: январь 1930 г. — декабрь 1933 г.).
Командующим войсками Сибирского военного округа был краском Ян Петрович Гайлит (в должности: декабрь 1933 г. — май 1937 г.).
Помощником командующего войсками Сибирского военного округа по авиации был красвоенлёт Виктор Иванович Мальцев.

***

1934 год от Рождества Христова
Январь 1934 г.

= Сибирский военный округ =
Командующим войсками Сибирского военного округа был краском Ян Петрович Гайлит (в должности: декабрь 1933 г. — май 1937 г.).
Помощником командующего войсками Сибирского военного округа по авиации был красвоенлёт Виктор Иванович Мальцев, 1931 г. — 1934 г.

= 102-я особая штурмовая авиационная бригада (химическая) =
. В 1934 г. в составе Сибирского ВО была 102-я особая штурмовая авиационная бригада (химическая). Бригада дислоцировалась на военном аэродроме «Омск» в городе Омске. Командиром 102-й особой штурмовой авиационной бригады был краском Александр Сергеевич Зайцев.
. На вооружении 102-й ошабр стояли выливные авиационные приборы ВАП-4.

Июнь 1934 г.
Помощник командующего войсками Сибирского военного округа по авиации красвоенлёт Виктор Иванович Мальцев в 1934 г. был выведен в резерв РККА.
Помощником командующего войсками Сибирского военного округа по авиации назначен красвоенлёт Константин Васильевич Маслов.

Октябрь 1934 г.
= Выливной авиационный прибор ВАП-4 =
В 1934 г. в 14-м секторе Научно-испытательного института ВВС разработали подвеску выливных приборов под морской самолёт разведчик и лёгкий бомбардировщик Р-5а (поплавковый). Проблема заключалась в том, что под крылом у него монтировались держатели не Дер-7, а Дер-6; потребовалась доработка крепления. Тем не менее, задачу решили успешно. В октябре 1934 г. самолёт Р-5а с двумя ВАП-4 успешно прошёл испытания в ОМО НИИ ВВС в Севастополе, пилотировал его лётчик Моргинский.

= Самолёт штурмовик Р-5ЛШ =
. В 1934 г. была выпущена совсем небольшая серия самолёта штурмовика Р-5ЛШ тот же Р-5Ш, но с восемью пулемётами ШКАС (по четыре пулемёта в верхнем и нижнем крыльях) для стрельбы вперёд и одним оборонительным ШКАС в кабине лётчика-наблюдателя на турели ТУР-8. (10)

. С декабря 1934 г. помощники командиров стали именоваться заместителями командиров.

***

1935 год от Рождества Христова
Январь 1935 г.
= Сибирский военный округ =
Командующим войсками Сибирского военного округа был краском Ян Петрович Гайлит (в должности: декабрь 1933 г. — май 1937 г.).
Помощником командующего войсками Сибирского военного округа по авиации был красвоенлёт Константин Васильевич Маслов.

= 102-я особая штурмовая авиационная бригада (химическая) =
. В 1935 г. в составе Сибирского ВО была 102-я особая штурмовая авиационная бригада (химическая). Бригада дислоцировалась на военном аэродроме «Омск» в городе Омске. Командиром 102-й особой штурмовой авиационной бригады был краском Александр Сергеевич Зайцев.

Апрель 1935 г.
. 2 апреля 1935 г. нарком обороны СССР краском К.Е. Ворошилов издал приказ об учёте боевых химвеществ: «Командующим войсками округов, армий, групп и флотов организовать во всех частях, полигонах, складах, институтах и учреждениях РККА проверку фактического наличия, состояния и хранения боевых химических веществ» начиная с 1932 г.. Было определено, что передача БХВ в гражданские учреждения из армии будет происходить только с его личного разрешения. (20)

Июль 1935 г.
. В гарнизоне гор. Омска в июле 1935 г. были управление 73-й стрелковой дивизии (территориальной), 217-й стрелковый полк, 73-й артиллерийский полк и другие дивизионные части.

= Химические авиационные бомбы =
. В середине 1930-х годов была создана и запущена в серийное производство осколочно-химическая бомба ОАХ-8 образца 1934 г. Фактически бомба представляла собой химический 76-мм снаряд ОХ-350, состоявший на вооружении дивизионных и полковых пушек. К этому снаряду был приделан хвостовик и четырёхпёрый стабилизатор. Общая длина бомбы без взрывателя около 600 мм. Размах оперения 100 мм. В головную часть бомбы был ввинчен взрыватель АГМ-1. (20)
. Большая часть корпусов авиационных химических бомб хранили на складах в неснаряженном состоянии, и поэтому их внутренняя полость была дополнительно покрыта слоем шеллачного лака для предотвращения коррозии. Снаряжали же отравляющими веществами лишь определённое количество бомб, так называемого «первого срока готовности», так как после заполнения бомбы отравляющим веществом лак полностью растворялся, и соляная кислота вступала в химическую реакцию с корпусом бомбы. Второй причиной невозможности долгого хранения химических авиабомб снаряженными являлось то, что реакция с металлом снижала боевые свойства ОВ, а давление внутри бомбы постоянно возрастало из-за окисления железа. В тёплое время года стойкость ОВ сохранялась не более суток, а зимой — до недели. (20)

***

1936 год от Рождества Христова
Январь 1936 г.
= Сибирский военный округ =
Командующим войсками Сибирского военного округа был комкор Ян Петрович Гайлит (в должности: декабрь 1933 г. — май 1937 г.).
Помощником командующего войсками Сибирского военного округа по авиации был красвоенлёт Константин Васильевич Маслов.

= 102-я особая штурмовая авиационная бригада (химическая) =
. В 1936 г. в составе Сибирского ВО была 102-я особая штурмовая авиационная бригада (химическая). Бригада дислоцировалась на военном аэродроме «Омск» в городе Омске. Командиром 102-й особой штурмовой авиационной бригады был комбриг Александр Сергеевич Зайцев.

Апрель 1936 г.
. Есть такая информация. На 10.04.1936 г. в ВВС Сибирского ВО были:
44-я легкоштурмовая авиабригада – г. Красноярск
102-я особая штурмовая авиабригада (химическая) – г. Омск
134-я легкоштурмовая авиабригада – г. Новосибирск

Сентябрь 1936 г.
. Командиром 3-й авиабригады особого назначения им. С. М. Кирова Ленинградского ВО с февраля по сентябрь 1936 г. был комдив Григорий Алексеевич Ворожейкин, (непродолжительное время).
. Следовательно, в сентябре или в октябре 1936 г. комбриг Александр Сергеевич Зайцев назначен командиром 3-й авиабригады особого назначения им. С. М. Кирова Ленинградского ВО.
. Командиром 102-й авиабригады назначен (?майор) Даниил Фёдорович Кондратюк.
Служил командиром отряда, начальником отдела школы, командиром авиационной эскадрильи. В 1936 г. окончил Высшую лётно-тактическую школу ВВС (г. Липецк). Служил командиром авиационной бригады. С февраля 1940 г. — заместитель командующего ВВС 1-й армейской группы, с августа 1940 г. — командир 37-й авиационной дивизии Забайкальского военного округа. Постановлением СНК СССР № 945 от 04.06.1940 присвоено звание «генерал-майор авиации». В апреле 1941 г. был снят с должности приказом наркома обороны СССР.

Декабрь 1936 г.
= Выливной авиационный прибор ВАП-4м =
К этому времени существовал уже усовершенствованный ВАП-4м.
ВАП-4м отличался универсальностью подвески — его можно было крепить не только на балках бомбодержателей Дер-7, но и на бомбодержателях Дер-6 и новых бомбодержателях Дер-31. Подвешенный ВАП-4м на бомбодержателях Дер-31 мог приводиться в действие от электробомбосбрасывателя (ЭСБР-1 или другого типа). Электропиротехнический механизм обеспечивал открывание приборов по одному или попарно, старый механический — только всех вместе. При вскрытии или сбросе «чистой механикой» усилие, ранее достигавшее при сбросе 20 кг, существенно уменьшилось. В октябре 1935 г. первый вариант ВАП-4м из опытной партии прошёл испытания в НИИ ВВС. В феврале 1936 г. там же испытывался уже серийный его образец. Этот прибор вошёл в состав химического вооружения самолётов разведчиков Р-5 последних серий, самолётов штурмовиков ССС, самолётов лёгких бомбардировщиков Р-зет, самолётов летающих лодок МБР-2 и даже ранних вариантов самолёта дальнего бомбардировщика ДБ-3. Прибор ВАП-4м выпускался и в первые годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов – планировали ими укомплектовать самолёты Р-5 ночных лёгких бомбардировочных полков. (15)

***

1937 год от Рождества Христова
Январь 1937 г.
= Сибирский военный округ =
Командующим войсками Сибирского военного округа был комкор Ян Петрович Гайлит (в должности: декабрь 1933 г. — май 1937 г.).
Помощником командующего войсками Сибирского военного округа по авиации был красвоенлёт Константин Васильевич Маслов.

= 102-я особая штурмовая авиационная бригада (химическая) =
. В 1937 г. в составе Сибирского ВО была 102-я особая штурмовая авиационная бригада (химическая). Бригада дислоцировалась на военном аэродроме «Омск» в городе Омске. Командиром 102-й особой штурмовой авиационной бригады был Даниил Фёдорович Кондратюк.

. Есть такая информация. На 1.01.1937 г. в ВВС РККА были:
Легкоштурмовые авиабригады:
~ 100-я*, Ленинградский ВО – аэродром Гривочки, располагавшийся в 6 км к югу от г. Дно;
~ 114-я*, Белорусский ВО – г. Гомель;
~ 81-я*, Киевский ВО – г. Киев;
~ 44-я, Сибирский ВО – г. Красноярск;
~ 102-я*, Сибирский ВО – г. Омск;
~ 134-я, Сибирский ВО – г. Новосибирск;
~ 109-я*, Забайкальский ВО – г. Чита, аэродром «Чита-1»;
~ 48-я, Особая Краснознамённая Дальне-Восточная армия – с. Хорольское;
~ 50-я, Особая Краснознамённая Дальне-Восточная армия – с. Бочкарево / с. Возжаевка?
— — —
*  Обозначение «особая» было заменено на обозначение «легкоштурмовая» в середине 1937 г. с целью скрыть химическое назначение.
— — —
. На 1 января 1937 г. в строю ВВС РККА находились 446 самолётов Р-5Ш.

Апрель 1937 г.
= Переименование из особых в лёгкие =
. Есть такая информация. 81-я, 100-я и 114-я особые штурмовые авиабригады считались «особыми химическими». В апреле 1937 г. наименование «особые» в целях повышения секретности отменили. В этих бригадах ВАП-4 и ДАП-100 выдавались на все самолёты, в то время как в обычных штурмовых выливные приборы полагались только на половину машин, а дымовые — на треть. (11)

Май 1937 г.
= Сибирский военный округ =
. Командующим войсками Сибирского военного округа был комкор Ян Петрович Гайлит (в должности: декабрь 1933 г. — май 1937 г.).
. Командующим войсками Сибирского военного округа был командарм 2 ранга Павел Ефимович Дыбенко (в должности: май — июнь 1937 г.).
. Помощник командующего войсками Сибирского военного округа по авиации комдив Константин Васильевич Маслов в 1937 г. переведён на аналогичную должность в Забайкальский военный округ.
. Помощником командующего войсками Сибирского военного округа по авиации назначен ….?

Июнь 1937 г.
= Сибирский военный округ =
. 1 июня в войсках КВО начался летний период обучения учебного 1936-37 годов. Летом войска 102-й лшабр выезжали в лагеря, на полигоны. В лагерях и на полигонах шла напряжённая боевая и политическая подготовка.
. Личный состав 102-й лёгкой штурмовой авиабригады проходил специальную химическую подготовку на военном химическом полигоне «Томка» (располагался в 14 км к северо-западу от г. Вольска). (11)

= Сибирский военный округ =
Командующим войсками Сибирского военного округа был командарм 2 ранга Павел Ефимович Дыбенко (в должности: май — июнь 1937 г.).
Командующим войсками Сибирского военного округа был комкор М. А. Антонюк (в должности: июнь 1937 г. — июнь 1938 г.).

. 5 июня 1937 г. начальник Военно-химического управления коринженер Яков Моисеевич Фишман арестован органами НКВД по обвинению в участии в военном заговоре.

Декабрь 1937 г.
. В декабре 1937 г. 6-я штурмовая авиаэскадрилья 102-й авиабригады в г. Омске начала перевооружение на самолёты ДИ-6. Ранее эскадрилья летала на тихоходных самолётах бипланах Р-5Ш. (18)
Штат авиаэскадрильи вооружённой самолётами двухместными истребителями, в частности, ДИ-6 предусматривал наличие 31 самолёта (три авиаотряда по 10 единиц и самолёт командира эскадрильи). (18)

 

***

1938 год от Рождества Христова
Январь 1938 г.
= 102-я легкоштурмовая авиационная бригада (химическая) =
. В 1938 г. в составе Сибирского ВО была 102-я легкоштурмовая авиационная бригада (химическая). Бригада дислоцировалась на военном аэродроме «Омск» в городе Омске. Командиром 102-й легкоштурмовой авиационной бригады был Даниил Фёдорович Кондратюк.
. К 1 января 1938 г. в 6-ю легкоштурмовую эскадрилью 102-й лшабр поступило 30 самолётов ДИ-6Ш, построенных авиазаводом № 1. (18)

= Реорганизация ВВС КА =
. Генеральный штаб издал директиву от 5(?) января 1938 г. начальнику ВВС РККА о реорганизации ВВС РККА в 1938 году, в которой подробно описывались сущность реорганизации и порядок её проведения. В приложении к директиве была таблица «Состав авиационных бригад ВВС РККА по 1938 году», составленная 29.12.1937 г. В этой таблице упоминаются авиационные полки.

= Реорганизация ВВС КА =
. 27 января 1938 г. народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов утверждает штат авиаполка.

Февраль 1938 г.
. В 6-й легкоштурмовой эскадрильи 102-й лшабр к полётам на новых самолётах ДИ-6Ш приступили только в середине февраля. Сначала попытались определить реальный расход горючего в зимних условиях при установке самолётов на лыжи. Для этого опытные лётчики облетали первые собранные самолёты. Расход оказался существенно выше обозначенного в инструкциях. Позже оказалось, что строевой лётчик средней подготовки, не столь тщательно подбирающий режимы полёта, расходует ещё больше бензина. (18)

= Самолёт ДИ-6 =
ДИ-6 – советский двухместный самолёт истребитель. Экипаж – 2 человека.
ДИ-6 был первым в мире истребителем-бипланом с убирающимся шасси. Для самолёта было разработано и лыжное шасси, также убирающееся в центроплан.
Конструкция самолёта была смешанной: ферменный, сварной из труб фюзеляж, металлические стойки крыльев, деревянные лонжероны крыла и полотняная обшивка крыльев и хвостовой части. Сначала устанавливался двигатель «Райт-Циклон» мощностью 640 л.с, закрытый кольцевым капотом. Впоследствии этот двигатель был заменён на советский М-25 мощностью 630/700 л.с.. Запуск двигателя был возможен от электростартера, ручного привода и механического привода через храповик на винте.
Вооружение составляли три пулемёта ШКАС: два из них были установлены в нижнем крыле вне диска винта и один на шкворневой установке для защиты задней полусферы в кабине стрелка. Боезапас составлял по 750 патронов на каждый пулемёт. На наружной подвеске истребитель мог нести до 50 кг бомб. Дальность полёта 500 км.
Командование ВВС РККА отнесло ДИ-6 к категории скоростных самолетов; летному составу полагалась при этом надбавка в 25 % к окладам.
В одном источнике сказано: в течение 1937-1938 годах на двух авиазаводах было построено 200 единиц ДИ-6 и его модификаций.
В другом источнике сказано: всего выпущено 112 единиц ДИ-6.
.   Были созданы модификации самолёта ДИ-6:
—  ДИ-6Ш — штурмовик. Вооружение самолёта включало четыре советских пулемёта ПВ-1, которые устанавливались под нижним крылом. Спинка и чаша кресла пилота бронировались. Выпущено 60 единиц.
—  ДИ-6бис — тренировочный самолёт с неубирающимся шасси. По сравнению с ДИ-6, его скорость снизилась на 30 км/ч.
—  ДИ-6УТ — учебно-тренировочный, предназначенный для обучения и тренировки лётчиков.
. В Борисоглебской лётной школе несколько истребителей ДИ-6 были переделаны силами авиамехаников в учебно-тренировочные с двойным управлением (при этом использовались узлы и детали от самолётов Р-5 и УТИ-4). Задний пулемёт на них не устанавливался. Самолёты оказались удачными, и серийно было выпущено несколько единиц. (18) (19)

Март 1938 г.
. В феврале-марте 1938 г. в 6-й легкоштурмовой эскадрильи 102-й лшабр продолжались полёты на новых самолётах ДИ-6Ш. В феврале-марте 1938 г. имели место две вынужденные посадки — в обоих случаях лётчики садились вынужденно, с сухими баками. В одном случае сказался затянутый взлёт на ДИ-6. Командир отряда И.А. Котов укатился за пределы лётного поля, там лыжи зарылись в глубокий снег, и самолёт скапотировал. (18)

Для примера внешнего вида командира-лётчика привожу фотографию Комлева Константина Петровича.

Фото. Комлев Константин Петрович.
С ….. г. по апрель 1937 г. – командир 100-й особой штурмовой авиабригады (химической) Ленинградского военного округа, с апреля 1937 г. по март (июль) 1938 г. – 100-й лёгкой штурмовой авиабригады (химической) Ленинградского военного округа, полковник. Дата фотографии неизвестна.
—  Рассекречено в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года № 181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями на 30 мая 2009 года). Записи из проекта Дорога Памяти. https://pamyat-naroda.ru/heroes/sm-person_doroga263400/

Апрель 1938 г.
= Реорганизация ВВС КА =
. 10 апреля 1938 г. Главный военный совет Красной Армии принял постановление о реорганизации Военно-воздушных сил.

= 102-я легкоштурмовая авиационная бригада (химическая) =
= 52-я легкоштурмовая авиационная бригада (химическая) =
. При реорганизации изменялись номера авиаэскадрилий и авиабригад, имевших на вооружении самолёты ДИ-6 (двухместные): 55-я эскадрилья в Приволжском ВО стала 1-й эскадрильей, в Белорусском ВО 56-я эскадрилья стала 10-й эскадрильей, 57-я эскадрилья стала 4-й, в Киевском ВО 52-я эскадрилья стала 2-й эскадрильей, 53-я эскадрилья стала 8-й эскадрильей, 54-я эскадрилья стала 5-й эскадрильей, 102-я легкоштурмовая авиабригада в Сибирском ВО стала 52-й легкоштурмовой авиабригадой.

. Весной 1938 г. в Красной Армии началась реорганизация ВВС. На смену эскадрильям как основной организационной единице пришли полки, состоящие из 4-5 эскадрилий, но уменьшенной численности. Управление авиационной бригады теперь объединяло, как правило, два-три авиаполка. Ранее в авиабригаде были три эскадрильи, из эскадрилий полка невозможно было сформировать один полк. Формировались новые эскадрильи в большом количестве. Формировались управления полков в большом количестве. Надо полагать, что набор в военные училища и школы был увеличен в разы.

Май 1938 г.
= 52-я легкоштурмовая авиационная бригада (химическая) =
. В мае 1938 г. 6-ю штурмовую эскадрилью 52-й лшабр (в гор. Омске) начали развёртывать в 6-й штурмовой полк, которым командовал майор Егоров. (18)

 

***

1940 год

= 52-я легкоштурмовая авиационная бригада (химическая) =
= 6-й штурмовой полк =
На 7 февраля 1940 г. в 6-м штурмовом авиаполку в 52-й лшабр (в гор. Омске) имелись 64 самолёта ДИ-6ш. Самолёты были уже порядком изношены. Инженерно-техническая служба сообщала о выявленных трещинах рам фюзеляжа и основных стоек шасси. Вскоре полк приступил к освоению скоростных бомбардировщиков СБ, но ещё довольно долго за управлением 52-й авиабригады числился один самолёт-штурмовик ДИ-6ш. (18)

. Рабоче-Крестьянская Красная Армия существовала с 15 (28) января 1918 года до февраля 1946 года. Правопреемником РККА стала Советская Армия. С февраля 1946 года до 14 февраля 1992 года существовала Советская Армия. Правопреемника Советской Армии нет. Историческую справку читайте в статье «81-я особая штурмовая авиационная бригада 1932 года (СССР)».

Источники:

1- Шумихин В.С. Советская военная авиация 1917-1941. – М.: Наука. 1986 г.

8- Большая советская энциклопедия. – Москва. 1969-78. Омск

9- Большая российская энциклопедия. Электронная версия на 15.07.2023 г. Омск.

10- Сайт Уголок неба». Самолёт Р-5. Самолёт Р-5Ш.

11- Там же. Самолёт ССС (Р-5ССС). http://www.airwar.ru/enc/aww2/sss.html

12- Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. – Киев. Издательство политической литературы Украины. 1979.

15- Журнал «Авиация и космонавтика». № 8. 2011 г. Статья Владимира Котельникова «Авиационные химические выливные приборы, 1930-1941».

16- Авиагородок и четыре омских аэровокзала  30 июля 2018 https://irtyshsky.livejournal.com/8607.html?ysclid=lmrw7flt2b749530076

17- Осколки прошлого: Гражданский аэродром на левобережье Омска 25 мая 2016 https://wlodzimiz.livejournal.com/4054.html?ysclid=lmrwi6fuoy961273094

18- Сайт Авиаколлекция. Эксплуатация и применение. Самолёт ДИ-6. http://aviacollections.ru/category/dvuhmestnyi_istrebitel_di-6

19- ДИ-6 ОКБ С. А. Кочеригина 1934 г. http://bcnh.narod.ru/di6/di6-1.htm

20- Сайт XLIBY. Раздел VII. Русское химическое оружие. Глава 1. Вреднее кошки зверя нет (как кошки подвели русских артиллеристов). Авиахимбомбы АХ-8 и АХ-200. http://www.xliby.ru/istorija/chudo_oruzhie_rossiiskoi_imperii/p8.php?ysclid=lmsyit8c3l865925341

Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья опубликована 20.09.2023 г.