1-я авиационная бригада 1926 года (СССР)

 1-я авиационная бригада — соединение Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик; существовала в составе военно-воздушных Ленинградского военного округа с 1926 года по 1934 год.

Начало формирования авиабригад – это 1926 год. Авиабригады формировались на одном аэродроме в составе 2-3-4-х эскадрилий, без деления на истребительные, штурмовые, бомбардировочные. Нумерация авиабригад была с 1-й до 30-й.

***

1926 г. от Р.Х.
Январь 1926 г.
Начальником ВВС РККА СССР с декабря 1924 г. по июнь 1931 г. был красвоенлёт Пётр Ионович Баранов. Одновременно с 1925 г. по 1931 г. Пётр Ионович Баранов являлся членом РВС СССР.
Заместителем начальника ВВС РККА СССР с 1926 г. по июнь 1931 г. был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис (Астров).

_ В двадцатых годах Пётр Ионович Баранов, Яков Иванович Алкснис и Василий Владимирович Хри́пин разрабатывали новую организацию ВВС РККА, переход от системы авиационных отрядов к системе эскадрилий, а далее к укрупнению их в бригады.

_ Беляков А. Александр Васильевич В. Полёт сквозь годы. — М.: Воениздат, 1981.
Я Василия Владимировича Хри́пина знал давно. Будучи учителем, в 1915 году он закончил Александровское пехотное училище, потом по своей настойчивой просьбе поступил в Гатчинскую авиационную школу и через год стал лётчиком. В сентябре 1917 года Хрипин был избран в состав солдатского комитета 4-й авиагруппы, а после Октябрьской революции — командиром 5-го истребительного авиационного отряда. Во время гражданской войны он занимал должность начальника авиации 10-й армии, заместителя начальника авиации Южного фронта, совершил много боевых вылетов.
В двадцатых годах Хрипин трудился совместно с П. И. Барановым, Я. И. Алкснисом. Разрабатывал новую организацию ВВС, переход от системы авиационных отрядов к системе эскадрилий, а далее к укрупнению их в бригады. Тактика различных родов авиации — разведывательной, истребительной, бомбардировочной, оперативное искусство были содержанием его деятельности, и не случайно он преподавал теорию боевого применения авиации [с. 150] на курсах усовершенствования лётного состава в Военно-воздушной академии имени Жуковского. Здесь вместе с известным теоретиком ВВС А. И. Лапчинским Хрипин защитил идею возникновения штурмовой» авиации. Своих слушателей он убеждает в целесообразности нанесения точных ударов по наземным объектам противника с малых высот и выращивает плеяду последователей — будущих командиров частей. С большой дальновидностью комкор (примечание – в 1935 г. присвоено воинское звание «комкор») содействует развитию парашютного спорта, видя в нём возможность выброски крупных авиационных десантов с боевой техникой в тыл врага. (9)

Хрипин Василий Владимирович (даты жизни: 1893 г. – 1937 г.) — советский военачальник, имел воинское звание «комкор» с конца 1935 г. Участник 1-й мировой войны и Гражданской войны в Свободной России. Окончил курс Гатчинской авиационной школы Русской императорской армии (1916 г). С 1918 г. в Красной Армии РСФСР. Командир авиаотряда, начальника авиации армии Юго-Восточного фронта (1919 г.), помощник начальника Воздушного флота Кавказского фронта (1920 г.). … С октября 1923 г. в резерве РККВФ (в командировке в Европе). С февраля по июль 1924 г. — председатель секции снабжения Научного комитета Управления ВВС РККА и старший руководитель факультета воздушного флота Академии Красного Воздушного Флота им. профессора Н.Е. Жуковского. С июля 1924 г. по февраль 1925 г. — в резерве при Управлении РККА (в командировке в Европе). С февраля по ноябрь 1925 г. — исполняющий должность помощника командира 3-й Отдельной разведывательной авиационной эскадрильи (г. Киев), Украинский военный округ. С ноября 1925 г. по сентябрь или октябрь 1926 г. — помощник начальника военного факультета Военно-воздушной академии РККА им. проф. Н.Е. Жуковского. С сентября или октября 1926 г. по март 1929 г. — начальник 4-го отдела 1-го Управления Управления ВВС РККА. (42) (43)

= Ленинградский военный округ =
Командующим войсками округа с октября 1925 г. по май 1927 г. краском Борис Михайлович Шапошников.

Помощником начальника оперативной части ВВС Ленинградского ВО с июля 1924 г. по ноябрь 1926 г. был Дмитрий Давидович Грендаль. (25)

Ленинградский военный округ (ЛВО) – территориальное общевойсковое объединение соединений, частей, военных учебных заведений и различных местных военных учреждений Вооружённых Сил Союза Советских Социалистических Республик. ЛВО образован путём переименования Петроградского военного округа 1 февраля 1924 г.. Управление ЛВО находилось в городе Ленинграде. (11) (12) (13) (14) (15)

_ В январе 1926 г. в состав ВВС Ленинградского военного округа входили:
— 1-я отдельная истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина (отдельная эскадрилья истребителей) на аэродроме в г. Троцке*,
— 7-я отдельная разведывательная эскадрилья** на аэродроме, в г. Троцке,
— 1-я отдельная тяжёлая эскадрилья на аэродроме в посёлке Кречевицы*** около г. Новгорода Великого,
— 1-й отдельный авиационный отряд на аэродроме ……..;
— 41-й отдельный авиационный отряд на аэродроме ……..;
— 3-я подвижная база.
В них насчитывалось 47 самолётов. Характерно, что из 25 исправных самолётов 15 были уже новых отечественных конструкций Р-1 и Р-2 {12}. (7)
— — —
*  Город Га́тчина (деревня Хотчино с 1499 г. по 1650-е годы, мыза Га́тчино с 1650-х годов по ноябрь 1796 г., город Га́тчина с ноября 1796 г. по 1923 г., гор. Троцк с 1923 г. по 1929 г., гор. Красногварде́йск с 1929 г. по 1944 г., город Га́тчина с 1944 г. по настоящее время. 2022 г. В 2022 году в Российской Федерации, административный центр Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
**  7-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья имени Дзержинского.
Цитата из истории ВВС Московского ВО: «в 1929 г. ВВС МВО имели 130 боевых самолётов состоявших в 10-й, 11-й, 12-й авиабригадах, Липецкой авиагруппе, 38-й авиаэскадрилье, 3, 13, 18, 20, 26-м отдельных авиаотрядах и школах. 7-я авиаэскадрилья им. Дзержинского, авиаотряд «Ультиматум», 7-й авиаотряд переданы в другие округа».
***  По имеющимся сведениям строительство аэродрома в посёлке Кречевицы было начато в 1927 году, к концу осени 1927 г. строительство в целом завершилось и 4 ноября 1927 г. первые самолёты произвели посадку на аэродром «Кречевицы».
— — —

Февраль 1926 г.
= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ Головной сам-т «ИЛ-3» / «ИЛ-4006» будущий И-1 (серийный № 2888) был построен в феврале 1926 г. Самолёт имел существенные отличия от ИЛ-4006. Крыло стало деревянным с фанерной обшивкой, радиатор — выдвижным сотовым. (18)

Март 1926 г.
1 марта
= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ Заводские испытания первого серийного самолёта-истребителя ИЛ-4006 / И-1 начались в марте 1926 г. и проводились совместно с Научно-опытным аэродромом.

18 марта
= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ Отзывы лётчика-испытателя Филиппова об истребителе ИЛ-3 / ИЛ-4006 / И-1 были хорошими. 18 марта 1926 г. Филиппов составил инструкцию по лётной эксплуатации самолёта: «Распределительная доска перед пилотом находится в пределах нормального зрения, поэтому достаточно удобна. Радиатор выдвижной, сотовый, регулируется путём оборота штурвала, который находится слева… движения рукой не утомительны… без лишних мускульных усилий. Положение тела пилота исключительно удобно и даже при длительном полете не утомляет последнего. Сектора газа находятся в удобном месте, руки дотягивать не приходится, так что присущая большинству пилотов привычка во время полёта держать левую руку на секторах может осуществляться без утомления руки». Взлет Филиппов характеризует, как привычный пилотам, летающим на других самолетах. «ИЛ-3» идёт в горизонтальном полёте немного ниже горизонта, поэтому все нападки на его слепоту (имеется в виду плохой обзор), возникающие у нелетавших на этом самолёте. (18)

Апрель 1926 г.
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина в г. Гатчине (г. Троцке) летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI). (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф.Э. Дзержинского в г. Гатчине (г. Троцке) летала на самолётах-разведчиках Ю-21 (Юнкерс Ju-21). (5) (7)

Май 1926 г.
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина в г. Гатчине (г. Троцке) летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI). (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф.Э. Дзержинского в г. Гатчине (г. Троцке) летала на самолётах-разведчиках Ю-21 (Юнкерс Ju-21). (5) (7)

Июнь 1926 г.
1 июня
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина в г. Гатчине (г. Троцке) летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI). (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф.Э. Дзержинского в г. Гатчине (г. Троцке) летала на самолётах-разведчиках Ю-21 (Юнкерс Ju-21). (5) (7)

18 июня
= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ Управление ВВС РККА присвоило самолёту-истребителю «ИЛ-4006» обозначение И-1, и Авиатрест в письме от 18.06.1926 г. категорически (!) потребовал от завода в дальнейшем пользоваться именно этим обозначением. Головной сам-т И-1 (серийный № 2888) был построен только в феврале 1926 г. Самолёт имел существенные отличия от ИЛ-4006. Крыло стало деревянным с фанерной обшивкой, радиатор — выдвижным сотовым. (18)

20 июня
= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ В 1925 г. предполагалось выпустить серию самолётов-истребителей И-1 в количестве 80 штук. Осенью 1925 г. заложили опытную серию из 8 самолётов. Считалось, что все последующие сам-ты будут строиться с учётом лётных испытаний первых восьми. Затем в плане появилось количество 33 самолёта, которое было уменьшено до 12. В июне 1926 г. Научно-технический комитет ВВС РККА признал нецелесообразным вести дальнейшие работы по развитию самолёта И-1. Это решение привело к прекращению разработок Отделом сухопутного самолётостроения (начальник отдела Николай Николаевич Поликарпов) ЦКБ Авиатреста по этому самолёту. (18)

Июль 1926 г.
= Ленинградский военный округ =
_ В 1926 г. ВВС Ленинградского военного округа переходят на новую организационную структуру — авиационные эскадрильи объединяются в 1-ю и 3-ю авиационные бригады, формируются новые авиационные части. (7)

_ Выскажу предположение, что 3-я авиационная бригада формировалась путём объединения всех авиационных частей округа вокруг аэродрома, расположенного в г. Детское Село.
К этой бригаде отнесу 56-ю эскадрилью боевиков, заново формировавшуюся в 1926 г. в ЛВО на аэродроме в г. Детское село (ныне г. Пушкин), вооружена самолётами-разведчиками Р-1 в комплектации боевика (штурмовика).
По имеющимся сведениям строительство аэродрома в посёлке Кречевицы было начато в 1927 году, к концу осени 1927 г. строительство в целом завершилось и 4 ноября 1927 г. первые самолёты произвели посадку на аэродром «Кречевицы». По этой причине на аэродроме в г. Детское Село дислоцировалась до 4 ноября 1927 года 1-я отдельная бомбардировочная эскадрилья.
К этой бригаде отнесу 33-ю отдельную разведывательную эскадрилью, заново формировавшуюся в 1926 г. в ЛВО, вооружена самолётами-разведчиками Р-1 в комплектации разведчика.

_ Выскажу предположение: в 1926 г. в ЛВО формировалась новая 1-я авиационная бригада, объединившая все авиационные части округа вокруг аэродрома, расположенного в г. Троцке.
К этой бригаде отнесу 1-ю отдельную истребительную эскадрилью имени В. И. Ленина (отдельную эскадрилью истребителей), дислоцировавшуюся на аэродроме в г. Троцке (7).
К этой бригаде отнесу 7-ю отдельную разведывательную эскадрилью имени Ф.Э. Дзержинского, дислоцировавшуюся на аэродроме в г. Троцке (в 1926 г. советские самолёты Р-1 поступили в 7-ю ораэ, где они заменили самолёты-разведчики Ю-21 (5)) (7).
К этой бригаде отнесу 55-ю эскадрилью боевиков (современное — штурмовиков), заново формировавшуюся в 1926 г. в ЛВО на аэродроме в г. Троцке, вооружена самолётами-разведчиками Р-1 в комплектации боевика (штурмовика).

Август 1926 г.
1 августа
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI) на Троцком аэродроме в г. Троцке. (34) (35)

= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ В первой половине 1926 года Авиатрест* ввёл в действе План опытного самолётостроения на 1926-28 годы. Согласно этому Плану опытного самолётостроения на 1926-28 годы, начало проектирования самолёта-истребителя И-3*** было намечено на 1 августа 1926 г., но к этому числу не было технических требований от Управления ВВС РККА, которым руководили начальник ВВС РККА красвоенлёт Пётр Ионович Баранов (одновременно являлся членом РВС СССР) и заместитель начальника ВВС РККА красвоенлёт Яков Иванович Алкснис. (21)
— — —
Примечания:
*  В январе 1925 г. создан Авиатрест — организация, ставшая прообразом появившихся позднее Народного комиссариата, а затем и Министерства авиационной промышленности.
**  Чуть позже, в том же 1925 г. на Государственном авиационном заводе № 1 (располагался в окрестностях Центрального аэродрома, т. е. Ходынского поля) в г. Москве, на базе Технического отдела, было образовано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) Авиатреста.  ЦКБ делилось на Отдел сухопутного самолётостроения (начальник отдела Николай Николаевич Поликарпов), ведавший сухопутными самолётами, и Отдел морского самолётостроения (начальник отдела …..), ведавший морскими самолётами. Отдел сухопутного самолётостроения, сокращённо ОСС. Спустя короткое время ОСС ЦКБ был переведён на Государственный авиазавод № 25, расположенный в г. Москве примерно там же, где и Государственный авиазавод № 1, в окрестностях Центрального аэродрома.
***  Главным конструктором самолёта-истребителя И-3 был Николай Николаевич Поликарпов. В 1926 г. Поликарпов работал в ЦКБ Авиатреста начальником отдела сухопутного самолётостроения. ООС ЦКБ размещался на Гос. авиазаводе № 25.
— — —
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф.Э. Дзержинского в г. Троцке с 1926 г. летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)

14 августа
= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ 14 августа от Управления ВВС РККА в Авиатрест поступили технические требования на самолёт-истребитель И-3. Четырнадцать дней конструкторы Авиатреста проектировали самолёт-истребитель И-3, без технических требований военных авиаторов!!!

20 августа
= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ 20 августа Отдел сухопутного самолётостроения* ЦКБ Авиатреста переслал руководству Авиатреста перечень своих замечаний к требованиям Управления ВВС РККА. В свою очередь Авиатрест переслал замечания к требованиям по самолёту И-3 в Управления ВВС РККА. (21)
— — —
Примечания:
*  Начальником отдела сухопутного самолётостроения ЦКБ Авиатреста и Главным конструктором самолёта-истребителя И-3 был Николай Николаевич Поликарпов.
— — —

Сентябрь 1926 г.
1 сентября
= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ В сентябре 1926 г. строительство 12 самолётов И-1 велось медленно, детали производились по остаточному принципу. (18)

= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ В сентябре 1926 г. первые самолёты И-2 (И-2 принят на вооружение) строились на Государственном авиазаводе № 3 «Красный Лётчик» в г. Ленинграде. (28)

7 сентября
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI) на Троцком аэродроме в г. Троцке. (34) (35)

_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф.Э. Дзержинского в г. Троцке с 1926 г. летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)

= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ 7 сентября в научном комитете Управления ВВС РККА состоялся пересмотр требований к самолёту И-3, однако достичь каких-либо уступок от заказчика, управления ВВС РККА, представителям Отдела сухопутного самолётостроения* ЦКБ Авиатреста на этом этапе не удалось. Наметился конфликт. (21)
— — —
Примечания:
*  Начальником отдела сухопутного самолётостроения ЦКБ Авиатреста и Главным конструктором самолёта-истребителя И-3 был Николай Николаевич Поликарпов.
— — —

_ Начальником 4-го отдела и помощником начальника Учебно-строевого управления Управления ВВС РККА с сентября 1926 г. по ноябрь 1931 г. был красвоенлёт Хри́пин Василий Владимирович.

11 сентября
= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ 11 сентября 1926 г. силами ЛИС Государственного авиазавода № 3 «Красный Лётчик» (в г. Ленинграде) и Научно-опытного аэродрома Военно-Воздушные Силы приступили к испытаниям доработанного по требованиям серийного производства и Заказчика опытного экземпляра самолёта И-2. (28)

20 сентября
= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ 20 сентября 1926 г. Научно-опытный аэродром ВВС представил отчёт о ходе испытаний доработанного по требованиям серийного производства и Заказчика опытного экземпляра самолёта И-2. На самолёте не были устранены замечания, и полёты было решено приостановить до окончания переделок опытного самолёта. А позже было решено старые и новые замечания устранить на опытном экземпляре самолёта И-2, а также внедрить их все на новой модификации опытного самолёта И-2бис. (28)

Октябрь 1926 г.
1 октября
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI) на Троцком аэродроме в г. Троцке. (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф.Э. Дзержинского в г. Троцке с 1926 г. летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)

= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ В октябре 1926 г. строительство 12 самолётов И-1 велось медленно, детали производились по остаточному принципу. (18)
= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ В октябре 1926 г. первые самолёты И-2 (И-2 принят на вооружение) строились на Государственном авиазаводе № 3 «Красный Лётчик» в г. Ленинграде. Опытный экземпляр самолёта И-2 дорабатывался по требованиям серийного производства и Заказчика и готовился ко второму этапу всесторонних испытаний. (28)

15 октября
= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ В середине октября 1926 г. Отдел сухопутного самолётостроения ЦКБ Авиатреста подготовил эскизный проект самолёта И-3 под двигатель «Райт» Т-3, который должны были закупить в США. (21)

18 октября
= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ Ввиду резкого расхождения технических требований по самолёту И-3 от Управления ВВС РККА и полученных показателей в Авиатресте, 18 октября 1926 г. состоялось совместное совещание военных авиаторов и конструкторов авиаторов по решению проблемы. В результате было принято решение: произвести расчёты вариантов будущего самолёта И-3 под двигатели, германский BMW-VI и советский (разрабатываемый) М-13 с полной нагрузкой 675 кг и уменьшенной нагрузкой до 580 кг. (21)

Ноябрь 1926 г.
1 ноября
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI) на Троцком аэродроме в г. Троцке. (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф.Э. Дзержинского в г. Троцке с 1926 г. летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)

= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ В ноябре 1926 г. строительство 12 самолётов И-1 велось медленно, детали производились по остаточному принципу. (18)
= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ В октябре 1926 г. первые самолёты И-2 (И-2 принят на вооружение) строились на Государственном авиазаводе № 3 «Красный Лётчик» в г. Ленинграде. Опытный экземпляр самолёта И-2 дорабатывался по требованиям серийного производства и Заказчика и готовился ко второму этапу всесторонних испытаний. (28)


7 ноября
= Ленинградский военный округ =
_ 7 ноября 1926 г. в г. Ленинграде проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая 9-й годовщине Великого Октября, и проводился военный парад, в котором принимали участие войска Ленинградского военного округа.
_ В ноябре в СССР проводился осенний призыв трудящихся на военную службу. Призывники поступали и в 1-ю абр ЛВО. С молодыми красноармейцами проводилась начальная военная подготовка.

Декабрь 1926 г.
1 декабря
= Ленинградский военный округ =
_ 1 декабря в войсках Ленинградского ВО начался учебный год 1926-27 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI) на Троцком аэродроме в г. Троцке. (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф.Э. Дзержинского в г. Троцке с 1926 г. летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)

_ Состав 1-й авиабригады ВВС ЛенВО с конца 1926 г.:
— Управление бригады (на Троцком аэродроме в г. Троцке)
— 1-я истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина (эскадрилья истребителей) (на Троцком аэродроме в г. Троцке):
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего в эскадрильи 18 сам-тов. Вооружена самолётами-истребителями ФД-11.
_ В мае 1922 г. германские самолёты ФД-7 (Фоккеры D.VII) получили 1-я отдельная истребительная эскадрилья в Ленинградском ВО в г. Троцке (ранее г. Гатчина), что под г. Петроградом и 2-я истребительная эскадрилья в Украинском ВО в г Киеве (она же истребительная эскадрилья эскадры № 2, позже переименована в 3-ю отдельную истребительную). По штату каждая из них должна была получить по 19 самолётов. В сентябре 1922 г. 1-я истребительная эскадрилья ЛенВО 17 самолётами совершила перелёт в гор. Москву. 3-я истребительная эскадрилья УВО осенью 1923 г. участвовала в манёврах 1-го и 2-го конных корпусов УВО, при этом три самолёта по различным причинам потерпели аварии. (34)
_ Есть такая информация. Согласно решению командования от 18 октября 1924 г., 30 самолётов-истребителей ФД-11 (Фоккер D.XI) передали 1-й истребительной эскадрилье из состава Ленинградского военного округа. Судьба ещё шести самолётов неизвестна, однако как минимум два из них попали в город Москву — один лично И.У. Павлову. Самолёты ФД-7 (Фоккеры D.VII), базировавшиеся под г. Ленинградом, были отправлены в Украинский ВО и распределены между 3-й оиаэ и 2-м истребительным авиаотрядом в г. Харькове. (35)
_ С января 1925 г. 3-я истребительная эскадрилья в г. Харькове получила
_ С января 1925 г. 3-я истребительная эскадрилья в г. Харькове получила приказ сдать свои самолёты ФД-7 и приступить к освоению более современных машин ФД-11 (Фоккер D.XI). Чуть позже 1-я истребительная эскадрилья в г. Гатчине (г. Троцке) получила приказ сдать свои самолёты ФД-7 приступить к освоению более современных машин ФД-11 (Фоккер D.XI). (34)
— 7-я разведывательная эскадрилья имени Ф.Э. Дзержинского (на Троцком аэродроме в г. Троцке):
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего в эскадрильи 18 с-тов. Вооружена самолётами-разведчиками Р-1 в комплектации разведчика.
— 55-я эскадрилья боевиков (штурмовиков) (на Троцком аэродроме в г. Троцке):
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего в эскадрильи 18 с-тов. Вооружена самолётами-разведчиками Р-1 в комплектации боевика (штурмовика).
Всего в бригаде 54 самолёта.
Вооружение: советские и иностранные самолёты.

_ Состав 3-й авиабригады ВВС ЛенВО с конца 1926 г.:
— Управление бригады (на аэродроме в г. в г. Детское село (ныне г. Пушкин)).
— 1-я бомбардировочная эскадрилья (на аэродроме в г. Детское село (ныне г. Пушкин))*.
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего в эскадрильи 18 с-тов. Вооружена самолётами-разведчиками Р-1 в комплектации бомбардировщика.
— 33-я разведывательная эскадрилья (на аэродроме в г. Детское село (ныне г. Пушкин))*:
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего в эскадрильи 18 с-тов. Вооружена самолётами-разведчиками Р-1 в комплектации разведчика.
— 56-я эскадрилья боевиков (штурмовиков) (на аэродроме в г. Детское село (ныне г. Пушкин)):
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего в эскадрильи 18 с-тов. Вооружена самолётами-разведчиками Р-1 в комплектации боевика (штурмовика).
Всего в бригаде 36 самолётов.
Вооружение: советские и иностранные самолёты.
— — —
*  По имеющимся сведениям строительство аэродрома в посёлке Кречевицы было начато в 1927 году, к концу осени 1927 г. строительство в целом завершилось и 4 ноября 1927 г. первые самолёты произвели посадку на аэродром «Кречевицы». По этой причине на аэродроме в г. Детское Село дислоцировалась до 4 ноября 1927 года 1-я отдельная бомбардировочная (тяжёлая) эскадрилья.
— — —

= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ В декабре 1926 г. первые самолёты И-2 (И-2 принят на вооружение) строились на Государственном авиазаводе № 3 «Красный Лётчик» в г. Ленинграде. Опытный экземпляр самолёта И-2 дорабатывался по требованиям серийного производства и Заказчика и готовился ко второму этапу всесторонних испытаний. (28)

14 декабря
= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ 14 декабря 1926 г. начался второй этап всесторонних испытаний доработанного по требованиям серийного производства и Заказчика опытного самолёта И-2. (28)

18 декабря
= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ 18 декабря 1926 г. закончился второй этап всесторонних испытаний доработанного по требованиям серийного производства и Заказчика опытного самолёта И-2, и снова без успеха. (28)

22 декабря
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI) на Троцком аэродроме в г. Троцке. (34) (35)

= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ В связи с дискуссией о прочности изготовление самолётов И-1 затянулось до конца 1926 г. К концу 1926 г. медленно, но всё же, были построены 12 серийных самолётов И-1 (вместе с двумя опытными -14 самолётов). (18)

= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ Гос. авиазавод № 3 «Красный Лётчик» в г. Ленинграде построил в 1926 г. построил 18 самолётов-истребителей И-2 с советскими моторами М-5, с 7,69 мм пулемётами «Виккерс».

= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ В период с 18 октября по 21 декабря Отделом сухопутного самолётостроения* ЦКБ Авиатреста были разработаны 17 эскизных вариантов самолёта И-3. 22 декабря Технический совет Авиатреста рассмотрел и утвердил лучший из них с советским (разрабатываемым) двигателем М-13. Рассмотрение же эскизного проекта в Научном комитете Управления ВВС РККА задержалось из-за коренной переработки задания. Окончательное утверждение последнего представленного эскизного проекта состоялось лишь 4 февраля 1927 г. (21)
— — —
Примечания:
*  Начальником отдела сухопутного самолётостроения ЦКБ Авиатреста и Главным конструктором самолёта-истребителя И-3 был Николай Николаевич Поликарпов.
— — —

= Строительство самолёта-разведчика Р-2 =
_ В период с 1925 по 1926 г. Государственный авиазавод № 1 имени Авиахима (в г. Москве) выпустил 130 учебно-тренировочных самолётов Р-2 (двухместных), из которых 70 самолётов имели двойное управление. Есть данные о дополнительном заказе на 40 самолётов, однако о реализации его ничего не известно. Самолёт Р-2 в основном использовался в лётных школах.
Сначала учлёт учился летать на самолёте У-2. На втором этапе учлёт учился летать на самолёте Р-2, на котором выполнял 28 полётов с инструктором и 40 полётов самостоятельно. На третьем этапе учлёт учился летать на самолёте Р-1, на котором выполнял 17 полётов с инструктором и 33 полёта самостоятельно. После сдачи экзаменов учлёт получал на звание «красвоенлета», т.е. красного военного лётчика.

 

***

1927 г. от Р.Х.
Январь 1927 г.
Начальником ВВС РККА СССР с декабря 1924 г. по июнь 1931 г. был Пётр Ионович Баранов. Одновременно с 1925 г. по 1931 г. Пётр Ионович Баранов являлся членом РВС СССР.
Заместителем начальника ВВС РККА СССР с 1926 г. по июнь 1931 г. был Яков Иванович Алкснис (Астров).

= Ленинградский военный округ =
Командующим войсками округа с октября 1925 г. по май 1927 г. краском Борис Михайлович Шапошников.
В 1927 г. 1-я авиационная бригада ВВС ЛенВО Красной Армии в полном составе дислоцировалась на аэродроме в г. Троцке. Командиром бригады был …..?
В 1927 г. 3-я авиабригада ВВС ЛенВО Красной Армии в полном составе дислоцировалась на аэродроме в г. Детское село (ныне г. Пушкин)). Командиром бригады был …..?
В 1927 г. для новой (возможно 22-й) авиабригады должно было начаться строительство нового аэродрома с улучшенной взлётно-посадочной полосой для тяжёлых самолётов в посёлке Кречевицы у г. Великого Новгорода.

_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI) на Троцком аэродроме в г. Троцке. (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф. Э. Дзержинского на Троцком аэродроме в г. Троцке с 1926 г. летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)
— 55-я эскадрилья боевиков (штурмовиков) летала на самолётах Р-1 в комплектации боевика (штурмовика) на Троцком аэродроме в г. Троцке.

= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ С конца 1926 г. и в 1927 г. сдавались военной приёмке ВВС РККА 12 серийных истребителей И-1, изготовленные по опытному образцу ИЛ-3. (18)

= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ В январе 1927 г. самолёт И-2 (принятый на вооружение), но не запущенный в серию по причине имеющихся замечаний дорабатывался. Опытный экземпляр самолёта И-2 дорабатывался по требованиям серийного производства и Заказчика и готовился к третьему этапу испытаний. (28)

7 января

= Строительство самолёта-истребителя И-1 =

_ С конца 1926 г. и в 1927 г. сдавались военной приёмке ВВС РККА 12 серийных истребителей И-1, изготовленные по опытному образцу ИЛ-3. Самолёт И-1 имел заднюю центровку. 7 января произвели взвешивание, которое показало, что у самолёта с сериным № 2891 центровка 39 % САХ. (18)

 

Февраль 1927 г.
= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ В феврале 1927 г. самолёт И-2 (принятый на вооружение), но не запущенный в серию по причине имеющихся замечаний дорабатывался. Опытный экземпляр самолёта И-2 дорабатывался по требованиям серийного производства и Заказчика и готовился к третьему этапу испытаний. (28)

4 февраля
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI) на Троцком аэродроме в г. Троцке. (34) (35)

= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ Рассмотрение эскизного проекта самолёта И-3 с советским (разрабатываемым) двигателем М-13от Отдела сухопутного самолётостроения* ЦКБ Авиатреста (от 22 декабря 1926 г.) в Научном комитете Управления ВВС РККА задержалось по причине коренной переработки технических требований. Окончательное утверждение последнего представленного эскизного проекта состоялось лишь 4 февраля 1927 г. (21)
— — —
Примечания:
*  Начальником отдела сухопутного самолётостроения ЦКБ Авиатреста и Главным конструктором самолёта-истребителя И-3 был Николай Николаевич Поликарпов.
— — —

6 февраля
= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ Через несколько дней утверждённый эскизный проект самолёта И-3 с советским (разрабатываемым) двигателем М-13 из Научного комитета Управления ВВС РККА поступил в Отдел сухопутного самолётостроения ЦКБ Авиатрест. Началась новая работа. (21)

21 февраля
= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ 21 февраля 1927 г. на базе Научно-опытного аэродрома ВВС были возобновлены испытательные полёты (третий этап) доработанного по требованиям серийного производства и Заказчика опытного экземпляра самолёта И-2 растянувшийся до апреля. (28)

27 февраля
= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ До 27 февраля 1927 г. ОСС ЦКБ Авиатреста заново проработал второй эскизный проект* самолёта И-3 с советским (разрабатываемым) двигателем М-13, который к всеобщему удовольствию был утверждён 27 февраля.После утверждения эскизного проекта инженеры ООС ЦКБ Авиатреста немедленно приступили к изготовлению деревянного макета самолёта. (21)
— — —
*  По утверждённому Научным комитетом Управления ВВС РККА новому заданию от 4 февраля 1927 г.
— — —

Март 1927 г.
1 марта
_ В 1927 г. в ЛВО для новой (22-й) авиабригады строился новый аэродром с улучшенной взлётно-посадочной полосой для тяжёлых самолётов в посёлке Кречевицы у г. Великого Новгорода.

= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ В марте 1927 г. самолёт И-2 (принятый на вооружение), но не запущенный в серию по причине имеющихся замечаний дорабатывался. Опытный экземпляр самолёта И-2 проходил третий этап испытаний. (28)

= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ С 27 февраля 1927 г. инженеры ООС ЦКБ Авиатреста строили деревянный макет самолёта И-3. (21)

30 марта
= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ 30 марта 1927 г. во время сдачи военной приёмке на испытаниях один сам-т И-1 был разбит. Руководство ВВС решило оставшиеся 11 самолётов И-1 довести до лётного состояния, испытать и использовать в дальнейшем для тренировок. (18)

Апрель 1927 г.
1 апреля
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI) на Троцком аэродроме в г. Троцке. (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф. Э. Дзержинского на Троцком аэродроме в г. Троцке с 1926 г. летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)

= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ После проведённой работы по устранению выявленных замечаний испытательные полёты на И-1 продолжили.

= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ В апреле 1927 г. самолёт И-2 (принятый на вооружение), но не запущенный в серию по причине имеющихся замечаний дорабатывался. Опытный экземпляр самолёта И-2 проходил третий этап испытаний. (28)

= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ С 27 февраля 1927 г. инженеры ООС ЦКБ Авиатреста строили деревянный макет самолёта И-3. (21)

_ Можно предположить, что новая 22-я авиабригада формировалась на новом аэродроме в посёлке Кречевицы у г. Великого Новгорода. В состав этой бригады были переданы 55-я эскадрилья боевиков* (штурмовиков) из 1-й авиабригады с Троцкого аэродрома, 57-я эскадрилья боевиков* (штурмовиков) и 11-я истребительная эскадрилья**.
— — —
Примечания:
*  Кроме того, самолёты Р-1 служили в 1-й разведывательной эскадрилье в Ухтомской (под Москвой); в 51-й, 53-й, 55-й (ЛенВО), 57-й (ЛенВО), 58-й и 61-й тяжёлобомбардировочных эскадрильях, где дополняли «Юнкерс» JuG-1 иТБ-1. (5) (10)
**  В 1928-1929 годах самолёты И-2бис получили и в Ленинградском военном округе – 6 самолётов И-2 и И-2бис приняла 1-я Краснознамённая истр. авиаэскадрилья имени Ленина в г. Троцке и 10 самолётов 11-я истр. эскадрилья в п. Кречевицы. (28)
— — —

5 апреля
= Строительство самолёта-истребителя И-2 =
_ 5 апреля 1927 г. на Научно-опытном аэродроме ВВС закончились испытания доработанного по требованиям серийного производства и заказчика опытного советского самолёта-истребителя И-2.  В отчёте № 18886 отмечено, что лётные данные после доработок улучшились, и хотя самолёт не может считаться современным боевым истребителем, при условии обязательного устранения конструктивных недочётов может быть принят на вооружение боевых частей. (19)

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =
_ Первый самолёт И-2бис строился на Гос. авиазаводе № 3 «Красный лётчик» (в г. Ленинграде) под руководством конструктора Дмитрия Павловича Григоровича поначалу как один из серийных самолётов И-2, но с изменениями. В начале 1927 г. Управление ВВС РККА приняло решение построить 140 самолётов И-2 бис. Весной 1927 г. самолёт И-2 бис поступил на испытания. (19)

13 апреля
= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ С 27 февраля по 12 апреля 1927 г. инженеры ООС ЦКБ Авиатреста построили деревянный макет самолёта И-3 с советским (разрабатываемым) двигателем М-13. Утверждение макета происходило в период с 13 апреля по 14 мая на нескольких заседаниях Комиссии Научного комитета ВВС, Авиатреста и НИИ ВВС. (21)

25 апреля
= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ 25 апреля 1927 г. лётчик-испытатель Михаил Громов во время испытания нового советского истребителя И-1, преднамеренно введённого в штопор и не поддающегося управлению, выпрыгнул со спасательным парашютом. Это был первый случай подобного спасения лётчика в советской авиации. После этой аварии руководство ВВС окончательно отказалось принимать на вооружение истребитель И-1. Вывод: враги Н. Н. Поликарпова добились устранения конкурента. (18)

Май 1927 г.
= Ленинградский военный округ =
_ 1 мая в г. Ленинграде проводилась демонстрация трудящихся посвящённая Дню международной солидарности трудящихся, и проводился военный парад. Личный состав соединений Ленинградского военного округа участвовал в военном параде в г. Ленинграде. Командующим войсками округа был краском Борис Михайлович Шапошников.
_ Командующий войсками ЛенВО краском Борис Михайлович Шапошников был назначен ..
_ Командующим войсками округа с мая 1927 г. по май 1928 г. был краском Агуст Иванович Корк.

~  _ В мае в СССР проводился весенний призыв трудящихся на военную службу. Призывники поступили и в 1-ю абр ЛВО. С молодыми красноармейцами проводилась начальная военная подготовка.

_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI) на Троцком аэродроме в г. Троцке. (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф. Э. Дзержинского на Троцком аэродроме в г. Троцке с 1926 г. летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)

= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ Надо полагать, что в мае 1927 г. самолёт-истребитель И-2 уже выпускался Государственном авиазаводе № 1. В современной исторической литературе сообщается, что первые серийные самолёты И-2 были выпущены заводом ГАЗ «№ 1 им. Авиахима в г. Москве, однако согласно обнаруженным документам следует, что строились они на ГАЗ № 3 «Красный Лётчик» в г. Ленинграде. (28)

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =
_ Первые самолёты И-2бис строились на Гос. авиазаводе № 3 «Красный лётчик» (в г. Ленинграде) под руководством конструктора Дмитрия Павловича Григоровича. С весны 1927 г. самолёт И-2 бис проходил испытания. (19)

7 мая
= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ Предварительный проект самолёта И-3 с германским мотором БМВ-VI с полной нагрузкой 675 кг и уменьшенной нагрузкой до 580 кг был закончен и представлен в Технический Совет Авиатреста 7 мая 1927 г. (21)

14 мая

= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ 14 мая 1927 г. построенный деревянный макет самолёта И-3 с советским (разрабатываемым) двигателем М-13 с полной нагрузкой 675 кг и уменьшенной нагрузкой до 580 кг инженерами ООС ЦКБ Авиатреста был утверждён на заседании Комиссии Научного комитета ВВС РККА, Авиатреста и Научно-испытательного института ВВС. (21)

20 мая
= Ленинградский военный округ =
_ В мае 1-я авиабригада готовилась к летнему периоду обучения. Самолёты, учебно-материальная база и имущество были перемещены в летний лагерь.

= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ Надо полагать, что с 14 мая 1927 г. по образцу деревянного макета самолёта И-3 с советским (разрабатываемым) двигателем М-13 с полной нагрузкой 675 кг и уменьшенной нагрузкой до 580 кг инженеры ООС ЦКБ Авиатреста строили действующий образец. (21)

Июнь 1927 г.
1 июня
= Ленинградский военный округ =
_ 1 июня в войсках Ленинградского ВО начался летний период обучения. Командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки летнего периода обучения в летних лагерях. В дни с ясным небом проводились полёты.
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI) на Троцком аэродроме в г. Троцке. (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф. Э. Дзержинского на Троцком аэродроме в г. Троцке с 1926 г. летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =
_ Первые самолёты И-2бис строились на Гос. авиазаводе № 3 «Красный лётчик» (в г. Ленинграде) под руководством конструктора Дмитрия Павловича Григоровича. С весны 1927 г. самолёт И-2 бис проходил испытания. (19)

= Строительство самолёта-истребителя И-3 =
_ Надо полагать, что с 14 мая 1927 г. по образцу деревянного макета самолёта И-3 с советским (разрабатываемым) двигателем М-13 с полной нагрузкой 675 кг и уменьшенной нагрузкой до 580 кг инженеры ООС ЦКБ Авиатреста строили действующий образец. (21)
_ 1 июня 1927 г. предварительный проект самолёта И-3 с германским мотором БМВ-VI был утверждён Техническим советом Авиатреста. Через два дня, 3 июня, его утвердил и Научный комитет ВВС РККА. (21)

Июль 1927 г.
1 июля
_ В июле командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки летнего периода обучения в летних лагерях. В дни с ясным небом проводились полёты, во время которых лётчики учились стрелять из пулемётов, сбрасывать бомбы на цель, вести разведку, вести воздушные бои.

Август 1927 г.
= Ленинградский военный округ =
_ В августе командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки летнего периода обучения в летних лагерях. Обычно в этом месяце начинались учения: бригадные, гарнизонные, корпусные, окружные.

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =
_ Первые самолёты И-2бис строились на Гос. авиазаводе № 3 «Красный лётчик» (в г. Ленинграде) под руководством конструктора Дмитрия Павловича Григоровича. С весны 1927 г. самолёт И-2 бис проходил испытания. (19)

Сентябрь 1927 г.
1 сентября
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI). (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф. Э. Дзержинского летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)
_ 55-я эскадрилья боевиков (штурмовиков) летала на самолётах Р-1 в комплектации боевика (штурмовика) на Троцком аэродроме в г. Троцке.

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =
_ Первые самолёты И-2бис строились на Гос. авиазаводе № 3 «Красный лётчик» (в г. Ленинграде) под руководством конструктора Дмитрия Павловича Григоровича. С весны 1927 г. самолёт И-2 бис проходил испытания. С 1 сентября 1927 г. производство самолёта И-2бис переводилось на Гос. авиазавод № 1 имени Авиахима (в г. Москве), следовательно, все конструкции перевозились один или два месяца. (19)
— — —
Примечания:
*  В конце 1927 г. Отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС) во главе с Дмитрием Павловичем Григоровичем переведён с Государственного авиазавода № 3 «Красный лётчик» (в г. Ленинграде) на Гос. авиазавод № 1 имени Авиахима (в г. Москве) и получил название Опытный отдел № 3 (ОПО-3). () (38)
— — —

Октябрь 1927 г.
1 октября
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI). (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф. Э. Дзержинского летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)
_ 55-я эскадрилья боевиков (штурмовиков) летала на самолётах Р-1 в комплектации боевика (штурмовика) на Троцком аэродроме в г. Троцке.

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =
_ В октябре 1927 г. производство самолёта И-2бис переводилось на Гос. авиазавод № 1 имени Авиахима (в г. Москве), следовательно, все конструкции перевозились один или два месяца. (19)

4 октября
= Строительство самолёта-истребителя И-1 =
_ 4 октября произвели взвешивание самолёта И-1 с целью определения центровку (она была задней) с серийным  № 2894, центровка 36,7 % САХ. (18)

Ноябрь 1927 г.
1 ноября
= Ленинградский военный округ =
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах ФД-11 (Фоккер D.XI) с октября 1924 года. (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф. Э. Дзержинского летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)
_ 55-я эскадрилья боевиков (штурмовиков) летала на самолётах Р-1 в комплектации боевика (штурмовика) на Троцком аэродроме в г. Троцке.

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =
_ С ноября 1927 г. первые самолёты И-2бис достраивались на Гос. авиазаводе № 1 имени Авиахима (в г. Москве). (19)

4 ноября
_ Строительство аэродрома в п. Кречевицы к концу осени 1927 г. в целом завершилось и 4 ноября 1927 г. первые самолёты произвели посадку на Кречевицкий аэродром. (Википедия. Кречевицы.)

_ Выскажу предположение, что в ноябре 1927 г. на Кречевицкий аэродром перелетела 55-я эскадрилья боевиков (штурмовиков), дислоцировавшаяся на Троцком аэродроме в г. Троцке.

_ Состав 1-й авиабригады ВВС ЛенВО с конца 1926 г., изменения в ноябре 1927 г.:
Управление бригады (на аэродроме в г. Троцке)
1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина (эскадрилья истребителей) (на аэродроме в г. Троцке).
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего в эскадрильи 18 с-тов. Вооружена самолётами-истребителями ФД-11.
7-я разведывательная эскадрилья имени Ф.Э. Дзержинского (на аэродроме в г. Троцке):
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего в эскадрильи 18 с-тов. Вооружена самолётами-разведчиками Р-1 в комплектации разведчика.
55-я эскадрилья боевиков (штурмовиков) (на Кречевицком аэродроме в п. Кречевицы)*:
— 1-й отряд (6 самолётов)
— 2-й отряд (6 самолётов)
— 3-й отряд (6 самолётов)
Всего в эскадрильи 18 с-тов. Вооружена самолётами-разведчиками Р-1 в комплектации боевика (штурмовика).
Всего в бригаде 54 самолёта.
Вооружение: советские и иностранные самолёты.
— — —
*  По имеющимся сведениям строительство аэродрома в посёлке Кречевицы было начато в 1927 году, к концу осени 1927 г. строительство в целом завершилось и 4 ноября 1927 г. первые самолёты произвели посадку на аэродром «Кречевицы».
— — —


7 ноября
_ 7 ноября 1931 г. в г. Ленинграде проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая 14-й годовщине Великого Октября, и проводился военный парад, в котором принимали участие войска Ленинградского военного округа.

~  _ В ноябре в СССР проводился осенний призыв трудящихся на военную службу. Призывники поступали и в 1-ю абр ЛВО. С молодыми красноармейцами проводилась начальная военная подготовка.

Декабрь 1927 г.
1 декабря
= Ленинградский военный округ =
_ 1 декабря в войсках Ленинградского ВО начался учебный год 1927-28 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.
_ 1-я Краснознамённая истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина летала на самолётах-истребителя ФД-11 (Фоккер D.XI) и советских истребителях И-2*. (34) (35)
_ 7-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ф. Э. Дзержинского летала на советских самолётах-разведчиках Р-1 и Р-2. (5) (7)
— — —
Примечания:
*  В виду отсутствия точных сведений, можно предположить, в 1928 г. несколько самолётов (3-4) получила 1-я Краснознамённая иаэ имени В. И. Ленина на Троцком аэродроме.
_ В 1928-1929 годах самолёты И-2бис получили и в Ленинградском военном округе — 6 И-2 и И-2бис приняла 1-я Краснознамённая ИАЭ имени Ленина в г. Троцке (с 1929 г. – г. Красногвардейск, ныне г. Гатчина) и 10 самолётов — 11-я ИАЭ в Кречевицах (у г. Новгорода Великого). (28)
— — —

_ Строительство аэродрома в п. Кречевицы зимой 1927-28 годов не велось или велось малым объёмом. Лётчики 55-й эскадрильи боевиков, перелетевшие с Троцкого аэродрома на Кречевицкий аэродром в ноябре 1927 г., обживали и обустраивали новое место службы.
_ С 1926 г. формировавшиеся авиабригады дислоцировались на одном аэродроме, потому что в бригаде было 36 самолётов. Возможно, на Кречевицком аэродроме было создано новое управление авиабригады. Есть сведения о переводе в ВВС РККА в ноябре 1931 г. командира 10-й стрелковой дивизии Ленинградского ВО краскома Семёна Васильевича Тестова и назначении его командиром 22-й авиабригады Ленинградского военного округа (30). Сведений о 22-й авиабригаде нет.
_ Есть информация о 57-й тяжёлобомбардировочной эскадрилье, в которой на вооружении были самолёты-разведчики Р-1 в комплектации лёгкого бомбардировщика, которые в свою очередь дополняли бомбардировщики ЮГ-1 и ТБ-1. До декабря 1932 г. авиабригады не имели специализации, поэтому эта информация относится к 1932 г. или к 1933 г. В том случае, если на Кречевицком аэродроме была сформирована новая авиабригада, то там должна была сформирована ещё одна эскадрилья. Может быть, это была 57-я эскадрилья.
_ В случае, когда Кречевицкий аэродром был вторым аэродромом 1-й авиабригады, то там могла быть только 55-я эскадрилья.

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =
_ Первые самолёты И-2бис с конца 1927 г. строились на Гос. авиазаводе № 1 имени Авиахима (в г. Москве) под руководством конструктора Дмитрия Павловича Григоровича. (19)

_ Официальная справочная информация указывает на то, что Гос. авиазавод № 1 имени Авиахима (в г. Москве) в 1927 г. сдал 7 самолётов И-2бис. Но исследователи говорят, что в справедливости этой информации возникают большие сомнения. Вполне возможно, что указанные семь самолётов вообще являлись некими переходными самолётами от И-2 к И-2бис. По воспоминаниям заведующего производством ГАЗ № 1 И. М. Косткина, первый полноценный сам-т И-2бис был готов только к лету 1928 г. (19)

2 декабря
_ 2 декабря 1927 г. Гос. авиазавод № 3 «Красный лётчик» (в г. Ленинграде) Государственного треста авиационной промышленности Высшего совета народного хозяйства СССР стал называться заводом № 23 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.
_ В 1927 г. Государственный авиазавод № 1 им. Авиахима (в г. Москве) стал называться Завод № 1 им. Авиахима (в г. Москве).

***

1928 г. от Р.Х.
Январь 1928 г.

Начальником ВВС РККА СССР с декабря 1924 г. по июнь 1931 г. был Пётр Ионович Баранов. Одновременно с 1925 г. по 1931 г. Пётр Ионович Баранов являлся членом РВС СССР.
Заместителем начальника ВВС РККА СССР с 1926 г. по июнь 1931 г. был Яков Иванович Алкснис.

= Ленинградский военный округ =
_ Командующим войсками округа с мая 1927 г. по май 1928 г. был краском Август Иванович Корк.

В 1928 г. 1-я авиационная бригада ВВС ЛенВО Красной Армии в полном составе дислоцировалась на аэродроме в г. Троцке. Командиром бригады был …..?
В 1928 г. 3-я авиабригада ВВС ЛенВО Красной Армии в полном составе дислоцировалась на аэродроме в г. Детское село (ныне г. Пушкин)). Командиром бригады был …..?
В 1928 г. для новой (возможно 22-й) авиабригады завершалось строительство нового аэродрома с улучшенной взлётно-посадочной полосой для тяжёлых самолётов в посёлке Кречевицы у г. Великого Новгорода.

Май 1928 г.
= Ленинградский военный округ =
_ 1 мая в г. Ленинграде проводилась демонстрация трудящихся посвящённая Дню международной солидарности трудящихся, и проводился военный парад. Личный состав соединений Ленинградского военного округа участвовал в военном параде в г. Ленинграде. Командующим войсками округа был краском Август Иванович Корк.

_ Командующим войсками округа с мая 1928 г. по июнь 1931 г. был краском Михаил Николаевич Тухачевский.

Июнь 1928 г.
1 июня
= Ленинградский военный округ =
_ 1 июня в войсках Ленинградского ВО начался летний период обучения. Командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки летнего периода обучения в летних лагерях. В дни с ясным небом проводились полёты.

Июль 1928 г.

1 июля

= Ленинградский военный округ =

_ В июле командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки летнего периода обучения в летних лагерях. В дни с ясным небом проводились полёты, во время которых лётчики учились стрелять из пулемётов, сбрасывать бомбы на цель, вести разведку, вести воздушные бои.

= Научно-испытательный институт ВВС =

_ Летом 1928 г. в Отдел сухопутных самолётов Научно-испытательного института ВВС (находился на Центральном аэродроме (на Ходынском поле) в г. Москве) поступили опытные самолёты-истребители HD-37 конструктора Э. Хейнкеля № 291 и № 292. Испытания самолётов начались в июле, летали лётчики Виктор Писаренко и Иван Козлов.

_ 20 июля 1928 г. лётчик Виктор Писаренко не смог вывести HD-37 из плоского штопора и покинул истребитель с парашютом, это был второй случай подобного спасения лётчика в советской авиации. (40)  40/ И-7. http://www.opoccuu.com/i-7.htm

 

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =

~  _ Самолёты И-2бис строились на Заводе № 1 имени Авиахима (в г. Москве) под руководством конструктора Дмитрия Павловича Григоровича. (19)

Август 1928 г.

1 августа

= Ленинградский военный округ =

_ В августе командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки летнего периода обучения в летних лагерях. Обычно в этом месяце начинались учения: бригадные, гарнизонные, корпусные, окружные.

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =
_ Самолёты И-2бис строились на Заводе № 1 имени Авиахима (в г. Москве) под руководством конструктора Дмитрия Павловича Григоровича. (19)

15 августа
_ Беляков А. В. Полёт сквозь годы. — М.: Воениздат, 1982.
Так, 15 августа 1928 года Чкалов летел по маршруту Гомель — Брянск и решил потренироваться в управлении [с. 158] машиной на малых высотах. Но пошёл дождь, лётчик снизился до бреющего полёта и налетел на телеграфные провода. Машина рухнула, разлетелась на части. Валерий остался жив.
Непомерно тяжёлое наказание вынесли тогда пилоту за эту аварию — год тюремного заключения… (9)

Сентябрь 1928 г.
1 сентября
= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =
_ Самолёты И-2бис строились на Заводе № 1 имени Авиахима (в г. Москве) под руководством конструктора Дмитрия Павловича Григоровича. (19)
_  С конца 1927 г. Отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС) во главе с Дмитрием Павловичем Григоровичем был переведён с Государственного авиазавода № 3 «Красный лётчик» (в г. Ленинграде) в г. Москву и получил название Опытный отдел № 3 (ОПО-3). 1 сентября 1928 г. Дмитрий Павлович Григорович был арестован органами Главного Политического управления (ГПУ) и находился под следствием. (38)

Октябрь 1928 г.

= Ленинградский военный округ =

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =
_ Самолёты И-2бис в количестве 10 штук строились на Заводе № 1 имени Авиахима (в г. Москве) под руководством заведующего производством завода И. М. Косткина. Конструктор Дмитрий Павлович Григорович находился под арестом. (19)

Ноябрь 1928 г.
7 ноября
= Ленинградский военный округ =
_ 7 ноября 1928 г. в г. Ленинграде проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая 11-й годовщине Великого Октября, и проводился военный парад, в котором принимали участие войска Ленинградского военного округа.

_ В ноябре в СССР проводился осенний призыв трудящихся на военную службу. Призывники поступали и в 1-ю абр ЛВО. С молодыми красноармейцами проводилась начальная военная подготовка.

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =

_ Самолёты И-2бис в количестве 10 штук строились на Заводе № 1 имени Авиахима (в г. Москве) под руководством заведующего производством завода И. М. Косткина. Конструктор Дмитрий Павлович Григорович находился под арестом. (19)

Декабрь 1928 г.
1 декабря
= Ленинградский военный округ =
_ 1 декабря в войсках Ленинградского ВО начался учебный год 1928-29 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.

= Строительство самолёта-истребителя И-2бис =

~  _ Самолёты И-2бис строились на Заводе № 1 имени Авиахима (в г. Москве) под руководством заведующего производством завода И. М. Косткина. В 1928 г. построены 10 самолётов И-2 бис, включая экспортные для Ирана (Афганистана?). (19) При огромной нехватке самолётов за год построили 10 самолётов и плохого качества. Возможно, за низкие показатели в работе и был наказан конструктор Дмитрий Павлович Григорович, который находился под арестом. И лётчик Чкалов сидел в тюрьме за разбитый самолёт, а самолётов не хватало. Можно предположить, что летел Чкалов не на старом самолёте-истребителе ФД-11 (Фоккер D.XI), а на новом советском истребителе И-2. По этой причине и был вынесен суровый приговор.

***

1929 г. от Р.Х.
Январь 1929 г.

Начальником ВВС РККА СССР с декабря 1924 г. по июнь 1931 г. был красвоенлёт Пётр Ионович Баранов. Одновременно с 1925 г. по 1931 г. Пётр Ионович Баранов являлся членом РВС СССР.
Заместителем начальника ВВС РККА СССР с 1926 г. по июнь 1931 г. был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис.

= Ленинградский военный округ =
_ Командующим войсками округа с мая 1928 г. по июнь 1931 г. был краском Михаил Николаевич Тухачевский.

В 1929 г. 1-я авиационная бригада ВВС ЛенВО Красной Армии в полном составе дислоцировалась на Троцком аэродроме в г. Троцке. Командиром бригады был …..?
В 1929 г. 3-я авиабригада ВВС ЛенВО Красной Армии в полном составе дислоцировалась на Детскосельском аэродроме в г. Детское Село (ныне г. Пушкин)). Командиром бригады был …..?
В 1929 г., возможно 22-я авиабригада, в полном составе дислоцировалась на Кречевицком аэродроме с улучшенной взлётно-посадочной полосой для тяжёлых самолётов в посёлке Кречевицы у г. Великого Новгорода. Командиром бригады был …..?

Май 1929 г.

= Ленинградский военный округ =
_ 1 мая в г. Ленинграде проводилась демонстрация трудящихся посвящённая Дню международной солидарности трудящихся, и проводился военный парад. Личный состав соединений Ленинградского военного округа участвовал в военном параде в г. Ленинграде. Командующим войсками округа был краском Михаил Николаевич Тухачевский.

Июнь 1929 г.
1 июня
= Ленинградский военный округ =
_ 1 июня в войсках Ленинградского ВО начался летний период обучения. Командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки летнего периода обучения в летних лагерях. В дни с ясным небом проводились полёты.

Июль 1929 г.

1 июля

= Ленинградский военный округ =

_ В июле командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки летнего периода обучения в летних лагерях. В дни с ясным небом проводились полёты, во время которых лётчики учились стрелять из пулемётов, сбрасывать бомбы на цель, вести разведку, вести воздушные бои.

Август 1929 г.

1 августа

= Ленинградский военный округ =

_ В августе командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки летнего периода обучения в летних лагерях. Обычно в этом месяце начинались учения: бригадные, гарнизонные, корпусные, окружные.

Ноябрь 1929 г.
7 ноября
= Ленинградский военный округ =
_ 7 ноября 1929 г. в г. Ленинграде проводилась демонстрация трудящихся, посвящённая 12-й годовщине Великого Октября, и проводился военный парад, в котором принимали участие войска Ленинградского военного округа.

Декабрь 1929 г.
1 декабря
= Ленинградский военный округ =
_ 1 декабря в войсках Ленинградского ВО начался учебный год 1929-30 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.

 

 

***

1930 г. от Р.Х.
Январь 1930 г.

Начальником ВВС РККА СССР с декабря 1924 г. по июнь 1931 г. был красвоенлёт Пётр Ионович Баранов. Одновременно с 1925 г. по 1931 г. Пётр Ионович Баранов являлся членом РВС СССР.
Заместителем начальника ВВС РККА СССР с 1926 г. по июнь 1931 г. был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис.

= Ленинградский военный округ =

В 1930 г. 1-я авиационная бригада ВВС ЛенВО Красной Армии в полном составе дислоцировалась на Троцком аэродроме в г. Троцке. Командиром бригады был …..?
В 1930 г. 3-я авиабригада ВВС ЛенВО Красной Армии в полном составе дислоцировалась на Детскосельском аэродроме в г. Детское Село (ныне г. Пушкин)). Командиром бригады был …..?
В 1930 г., возможно 22-я авиабригада, в полном составе дислоцировалась на Кречевицком аэродроме с улучшенной взлётно-посадочной полосой для тяжёлых самолётов в посёлке Кречевицы у г. Великого Новгорода. Командиром бригады был …..?

Декабрь 1930 г.
1 декабря
= Ленинградский военный округ =
_ 1 декабря в войсках Ленинградского ВО начался учебный год 1930-31 годов и зимний период обучения. Командиры и политработники 1-й авиабригады проводили занятия по плану боевой и политической подготовки зимнего периода обучения.

1-я авиабригада
_ Командиром 1-й авиабригады был красвоенлёт …
_ Начальником штаба 1-й авиабригады был красвоенлёт Дмитрий Давидович Грендаль (в должности: ноябрь 1930 г. — ноябрь 1931 г.).
Бригада дислоцировалась на Красногвардейском аэродроме в г. Красногвардейске.
** 1-я истребительная эскадрилья имени В. И. Ленина
** 7-я разведывательная эскадрилья имени Ф. Э. Дзержинского
** 56-я эскадрилья боевиков.

3-я авиационная бригада
_ Командиром 3-й авиабригады был красвоенлёт …
_ Начальником штаба 3-й авиабригады был красвоенлёт …
Бригада дислоцировалась на Детскосельском аэродроме в г. Детское Село.
Состав бригады:
** …-я эскадрилья
** …-я эскадрилья
** …-я эскадрилья

 

22-я авиационная бригада
_ Командиром …-й авиабригады был красвоенлёт …
_ Начальником штаба …-й авиабригады был красвоенлёт …
Бригада дислоцировалась на Кречевицком аэродроме в п. Кречевицы.
Состав бригады:
** 55-я бомбардировочная эскадрилья (бывшая боевиков).
** 57-я бомбардировочная эскадрилья (бывшая боевиков).
—  В Ленинградском военном округе до конца 1930 г. в 55-ю и 57-ю эскадрильи на Кречевицкий аэродром (п. Кречевицы) прибыло 9 самолётов ТБ-1.

 

***

1931 г. от Р.Х.
Январь 1931 г.

Начальником ВВС РККА СССР с декабря 1924 г. по июнь 1931 г. был красвоенлёт Пётр Ионович Баранов. Одновременно с 1925 г. по 1931 г. Пётр Ионович Баранов являлся членом РВС СССР.
Заместителем начальника ВВС РККА СССР с 1926 г. по июнь 1931 г. был красвоенлёт Яков Иванович Алкснис (Астров).

= Ленинградский военный округ =

** В 1931 г. 1-я авиационная бригада ВВС ЛенВО Красной Армии в полном составе дислоцировалась на Троцком аэродроме в г. Троцке. Командиром бригады был …..?
Начальником штаба 1-й авиационной бригады был красвоенлёт Дмитрий Давидович Грендаль (в должности: ноябрь 1930 г. — ноябрь 1931 г.).
** В 1931 г. 3-я авиабригада ВВС ЛенВО Красной Армии в полном составе дислоцировалась на Детскосельском аэродроме в г. Детское Село (ныне г. Пушкин)). Командиром бригады был …..?
** В 1931 г., возможно 22-я авиабригада, в полном составе дислоцировалась на Кречевицком аэродроме с улучшенной взлётно-посадочной полосой для тяжёлых самолётов в посёлке Кречевицы у г. Великого Новгорода. Командиром бригады был …..?

***

 

1932 г. от Р.Х.

Январь 1932 г.
1 января

С ноября 1931 г. по август 1932 г. красвоенлёт Василий Владимирович Хри́пин — начальник 1-го управления Управления ВВС РККА.

 

= Ленинградский военный округ =

** В 1932 г. 1-я авиационная бригада ВВС ЛенВО Красной Армии в полном составе дислоцировалась на Троцком аэродроме в г. Троцке. Командиром бригады был …..?
Начальником штаба 1-й авиационной бригады был красвоенлёт Дмитрий Давидович Грендаль (в должности: ноябрь 1930 г. — ноябрь 1931 г.).
** В 1932 г. 3-я авиабригада ВВС ЛенВО Красной Армии в полном составе дислоцировалась на Детскосельском аэродроме в г. Детское Село (ныне г. Пушкин)). Командиром бригады был …..?
** В 1932 г., возможно 22-я авиабригада, в полном составе дислоцировалась на Кречевицком аэродроме с улучшенной взлётно-посадочной полосой для тяжёлых самолётов в посёлке Кречевицы у г. Великого Новгорода. Командиром бригады был …..?

 

Источники:

1- Cайт ART of WAR. Суконкин Алексей. Десант Страны Советов http://artofwar.ru/s/sukonkin_a_s/text_0550-1.shtml

2- Военно-исторический журнал. О двух датах празднования Дна Военно-воздушных сил. Елисеев Сергей Павлович — полковник в отставке, кандидат исторических наук (Москва. Е-mail: vvia@inbox.ru) http://history.milportal.ru/2012/06/o-dvux-datax-vozdushnyx-sil/

3- Журнал «Вестник воздушного флота» № 6 за 1933 г.

4- Советские воздушно-десантные. Военно-исторический очерк. Москва: Воениздат, 1986, 2-е изд.

5- Сайт Уголок неба. Авиационная энциклопедия. Р-1. http://www.airwar.ru/enc/other1/r1.html

6/ Шумихин В.С. Советская военная авиация 1917-1941. – Москва. Издательство: Наука, 1986 г.
В книге есть численный состав советской авиации на 1.1.31, а также изменение численности ВВС в 20-е и 30-е годы.

7- Иноземцев Иван Григорьевич. Под крылом – Ленинград.

11/ История ордена Ленина Ленинградского военного округа. 1-е издание. — Москва, 1974.

12/ История ордена Ленина Ленинградского военного округа. 3-е издание. — Москва, 1988.

13/ Ефанов Г. Е., Наш округ Ленинградский. — Ленинград, 1974.

14/ Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — Москва. Издательство: Советская энциклопедия. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др.. 1985. Статья «Ленинградский военный округ».

15/ Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — Москва. Издательство: Большая Российская Энциклопедия. Редакционная коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992. Статья «Ленинградский военный округ».

18/ Сайт Уголок неба. Авиационная энциклопедия. И-1.

19/ Сайт Уголок неба. Авиационная энциклопедия. И-2.

20/ Сайт Уголок неба. Авиационная энциклопедия. И-2бис.

21/ Сайт Уголок неба. Авиационная энциклопедия. И-3. http://www.airwar.ru/enc/fww1/i3.html И-3.

 

Автор статьи Абросимов Николай Алексеевич. Статья начата 07.08.2013 г.

Продолжена в январе 2023 г.