4-й легкобомбардировочный авиационный отряд 1-й лбаэ ф. 1925 г. (СССР)

4-й легкобомбардировочный авиационный отряд 1-й лбаэ – постоянное воинское формирование, созданное для выполнения боевой задачи, в Вооружённых Силах Союза Советских Социалистических Республик. В данном случае отряд не являлся отдельной воинской частью, т.к. входил в состав 1-й Отдельной легкобомбардировочной эскадрильи имени В. И. Ленина в 1925 – 1926 годах. Существовал отряд с 1925 г. по … г.
1925 г.
1-я Отдельная разведывательная эскадрилья имени В. И. Ленина находилась в г. Москве. Город Москва являлась столицей СССР и столицей РСФСР. (2)
1-я Отдельная разведывательная эскадрилья имени В. И. Ленина переформирована в 1-ю Отдельную легкобомбардировочную эскадрилью имени В. И. Ленина. (2) Эскадрилья стала первым подразделением лёгких бомбардировщиков в ВВС РККА. 4-й легкобомбардировочный авиационный отряд входил в состав эскадрильи, на вооружении имел 6 самолётов марки Р-1.
Состав отряда:
— Управление отряда
— 1-6 самолёты.
15.04. подписан договор между Лиет-Томсоном и командующим ВВС П. И. Барановым по созданию германской лётной школы и полигона в городе Липецке. Директором лётной школы был назначен майор в отставке Вальтер Штар, в письменных сообщениях и документах эта школа называлась соответственно школой Штара или Научной станцией по испытаниям и обучению персонала (WIVUPAL – Wissenschaftliche Versuchs- und Personalausbildungsstation).
Научная станция д. б. вначале создана для того, чтобы лётная работа смогла начаться в июне т. г., а само обучение лётчиков — весной 1926 г. (5)
С 15.07. в г. Липецке функционировала германская лётная школа, маскировавшаяся под учебную часть ВВС РККА («4-й отряд 40-й авиаэскадрильи» ???). В германских документах она именовалась «научно-испытательная авиационная станция» или просто «станция». Для неё из Германии привезли самолёты.
В октябре на станции в Липецке проходили сравнительные испытания «мартинсайдов» и голландских истребителей Fokker D.XIII. Fokker D.XIII были предоставлены германцами, которые привезли их для своей секретной военной авиашколы, замаскированной под 4-ю эскадрилью ВВС РККА. (4)
4-й легкобомбардировочный авиационный отряд к вышеописанным событиям пока что отношения не имел.
1926 г.
1-я Отдельная легкобомбардировочная эскадрилья имени В. И. Ленина находилась в г. Москве. (2) Приказом РВС СССР, председатель К. Е. Ворошилов, формируются Отдельные легкобомбардировочные авиаэскадрильи. В т. г. 1-я Отдельная легкобомбардировочная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина переведена в г. Липецк, где она стала называться 40-я Отдельная легкобомбардировочная авиаэскадрилья имени В. И. Ленина или «Липецкая авиагруппа» или «Ленин». На вооружении были советские самолёты Р-1. Р-1 — армейский самолёт-разведчик, первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова. Бомбардировочное вооружение для первых с-тов включало бомбодержатели (бомбомёты), затем — БОМБР-1. (2)
Основным типом истребителя в Научной станции — лётной школе являлся Fokker D.XIII, но в списках за 1926 — 1929 гг. числились и один-два истребителя Fokker D.VII.
Советская авиаэскадрилья разместилась на нескольких аэродромах. 4-я лбао разместился на одном аэродроме с герм. Научной станцией.
1927 г.
1928 г.
1929 г.
Осенью по железной дороге из г. Липецка 40-я легкобомбардировочная авиаэскадрилья переехала в г. Спасск-Дальний. Ком-р эс-и военлёт Иван Иванович Карклин. (2)
После убытия 40-й олбаэ в Липецке разместилась 38-я оаэ, а 4-й лбао был переведён в её состав. (9)
1931 г.
В летние месяцы в Липецке находилось около 140 германских курсантов и инструкторов, зимой их число сокращалось до 40. Рядом с ними были заняты около 340 местных советских сотрудников. Годовой бюджет Липецкой лётной станции достиг в 1929 году наивысшей отметки около 4 миллионов рейхсмарок.
В т. г. открытая в сторону европейских капиталистических государств политика Советского Союза привела к соглашению с Францией и Польшей о нейтралитете и ненападении, произведя этим значительное влияние на советско-германский договор 1922 г. (5)
В 1931 г. командиром 4-го авиаотряда назначен А. Томсон. (10)
В советской авиации А. Томсон с 1917 г., один из первых красных командиров – ком-р 1-го Социалистического авиационного отряда ф. 1917 г.
1932 г.
Планы сближения Германии с Францией вызвали в 1932 г. принципиальное недовольство в СССР, военное сотрудничество в целом и испытательный полигон в Липецке в частности потеряли своё значение.
В декабре на Женевской конференции по разоружению было признано военное равноправие Германии, поэтому Научная станция в г. Липецке с точки зрения Министерства обороны Германии стала совсем уж лишней.
1933 г.
После 30.01. к Женевской конференции добавилось обоснованное национал-социалистическим руководством Германии принципиальное идеологическое разногласие в сотрудничестве с коммунистическим руководством Советского Союза.
До расформирования станции 15.09.1933 года в Научной станции были обучены 700 лётчиков, советских и германских, из них германских — около 120 лётчиков-истребителей и около 100 военных наблюдателей, к тому же большое число наземного технического персонала. Эти обученные пилоты применялись рейхсвером в свою очередь для обучения новичков и с 1935 года работали уже во вновь созданных Военно-Воздушных силах Люфтваффе в качестве опытных тренеров. Вместе с немецкими лётчиками и техниками в Липецке обучались и многочисленные советские пилоты и техники. Наряду с этим там испытывались новинки, особенно разрабатывались различные способы сбрасывания бомб. ()5
Германцы покинули г. Липецк в сентябре. Устаревшие самолёты они бросили, но ни одного Fokker D.VII среди них уже не было. Видимо, их пустили на слом ранее. (3)
15.09. лётная школа в Липецке окончательно закрылась.
Из истории:
— 1-я Отдельная легкобомбардировочная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина ф. 1925 г. (СССР) в г. Москве
— 40-я Отдельная легкобомбардировочная авиационная эскадрилья имени В. И. Ленина ф. 1926 г. (СССР) в г. Липецке
— 1-й Социалистический авиационный отряд ф. 1917 г. (РСФСР)
Источники:
1-
2- Сайт Уголок неба. Авиационная энциклопедия. Р-1. http://www.airwar.ru/enc/other1/r1.html
3- Fokker D.VII http://www.airwar.ru/enc/fww1/fokd7.html
4- Английские истребители Мартинсайд — Martinsyde G.100 (G.102) Elephant. http://www.airaces.ru/warplane/martinsyde-g-100-g-102-elephant.html
5- Городской интернет-портал город Ржев. История http://rzev.ru/modules/phpBB2/viewtopic.php?lofi=1&t=1131
6- Сайт Студопедия. Авиационная школа в Липецке. http://studopedia.ru/1_56653_aviatsionnaya-shkola-v-lipetske.html
7- 40 Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР… С. 17-18.
8- 41 Там же. С. 17.
9- 42 Соболев Д.А., Хазанов Д.Б. Немецкий след в истории отечественной авиации. С. 110-111.
10- 43 Петров В., Тихонов Ю. Советский полигон Люфтваффе // Родина. 2004. №1. С. 135.
Абросимов Н. А. Статья начата 27.04.2015 г.