Борщёв мужской монастырь в Русском царстве, расположен на западном правом берегу реки Дон. Существовал в царстве с 7123 года от Сотворения мира (позже 1615 год от Рождества Христова) года по 21 октября 1721 года от Рождества Христова.
На сайте «Единая и Неделимая» есть статьи близкие по теме.
— «Коротоякский уезд. (Русское царство)»
— «Костенский уезд. (Русское царство)»
История Борщёва монастыря в составе Русского царства
Сентября 1 дня начался 7119 год от Сотворения мира (позже 1611 г. от Рождества Христова).
На престоле Русского царства был Царь и великий князь Владислав Жигимонтович Всея Русии.
В 7119 году от Сотворения мира (позже 1611 г. от Рождества Христова) Патриархом Московским и Всея Русии был Гермоген (Ермоген).
В «Рязанской и Муромской епархии» руководителем был архиепископ Феодорит (в должности: авг. 7113 г. от С.м. /позже 1605 г. от Р.Х./ — 10 сент. 7125 г. от С.м. /позже 1617 г. от Р.Х./). На протяжении XVII века (1600-е годы от Р.Х.) основная территория «Рязанской и Муромской епархии» располагалась в следующих границах: на севере — по рекам Ока, Цна и Клязьма, на востоке — по рекам Мокша, Хопёр и Ворона, на юге — по рекам Дон и Сосна (до границы с Османской империей), на западе — по рекам Меча, Дон и Проня. =
На сайте «Православная Энциклопедия» под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в статье «Воронежская и Лискинская епархия Русской православной церкви» написано: в XVI веке — начале XX века действовали следующие монастыри, пустыни и общины, ныне не существующие: Борщёвский во имя Святой Троицы монастырь (в Коротоякском уезде, мужской, основан около 1611 года от Р.Х., упразднён в 1764 г. от Р.Х.). {20} Надо полагать, что решение об открытии Борщёвского монастыря принимал Патриарх Московский и Всея Русии Гермоген (Ермоген), а выполнял решение и открывал архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит.
***
Сентября 1 дня начался 7120 год от Сотворения мира (позже 1612 г. от Рождества Христова).
На престоле Русского царства был Царь и великий князь Владислав Жигимонтович Всея Русии.
Архиепископом Рязанским и Муромским был Феодорит. В составе «Рязанской и Муромской епархии» работал «Борщёвский во имя Святой Троицы монастырь».
С 3 июня 7114 года от С.м. (1606 г. от Р.Х.) по 17 февраля 7120 года от С.м. (1612 г.) Патриархом Московским и Всея Русии был Гермоген (Ермоген). С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. В 7120 г. (1612 г.) совместно с русскими изменниками поляки насильно свели Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу. Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг. Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в польском тяжком заточении. 17 февраля 1612 г. святитель Гермоген мученически скончался от голода и жажды (годы жизни: 7038 г. от С.м. /1530 г. от Р.Х./ — 17 февраля 7120 г. /1612 г./). Освобождение Русского царства, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству. Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Местоблюстителем патриаршего престола Московского и Всея Русии был митрополит Казанский Ефрем (в должности: 17 февраля 7120 г. от С.м. /позже 1612 г. от Р.Х./ — 26 декабря 7121 г. от С.м. /позже 1613 г. от Р.Х./). В 1913 г. Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12 (25 мая) и 17 февраля (1 марта). ». {Сайт «Азбука веры». Гермоген (в миру Ермолай) (1530-1612) – Патриарх Московский и всея Руси.}
***
Сентября 1 дня начался 7121 год от Сотворения мира (позже 1613 г. от Рождества Христова).
На престоле Русского царства был Царь и великий князь Владислав Жигимонтович Всея Русии.
Архиепископом Рязанским и Муромским был Феодорит. В составе «Рязанской и Муромской епархии» работал «Борщёвский во имя Святой Троицы монастырь».
На престоле Русского царства до 3 марта 7121 г. от С.м. (позже 1613 г. от Р.Х.) был Царь и великий князь Владислав Жигимонтович Всея Русии.
На престоле Русского царства с 11 июня 7121 г. от С.м. (позже 1613 г. от Р.Х.) был Царь и великий князь Михаил Фёдорович Романов Всея Русии.
***
Сентября 1 дня начался 7122 год от Сотворения мира (позже 1614 г. от Рождества Христова).
На престоле Русского царства был Царь и великий князь Михаил Фёдорович Романов Всея Русии.
Архиепископом Рязанским и Муромским был Феодорит. В составе «Рязанской и Муромской епархии» работал «Борщёвский во имя Святой Троицы монастырь».
***
Сентября 1 дня начался 7123 год от С.м. (позже 1615 г. от Р.Х.).
На престоле Русского царства был Imperator terrenus — Повелитель всех держав – Царь и великий князь Михаил Фёдорович Романов Всея Русии (возраст Царя 19 лет).
В 7123 году от Сотворения мира (позже 1615 г. от Рождества Христова) не было Патриарха Московского и Всея Русии. Местоблюстителем патриаршего престола Московского и Всея Русии был Митрополит Сарский и Подонский Иона (в должности: 7124 г. от С.м /позже 1614 г. от Р.Х./ — 24 июня 7127 г. от С.м. /позже 1619 г. от Р.Х./).
Опасность нападений воинских орд со стороны Османской империи и Крымской орды оставались. На заседаниях Боярской думы, где головой был Царь Всея Русии Михаил Фёдорович Романов, обсуждались вопросы безопасности. По Боярскому приговору в 7123 году от Сотворения мира (1615 году от РХ.) создаются «разряды (отделы, военные округа, регионы)» – одновременно являвшиеся административными и военными образованиями. Возглавляли «разряды-округа» «Воеводы» (одновременно являлись гражданскими и военными руководителями; в то время военных институтов и академий не было, а руководить должны были уметь). Административно «Разряды-округа» делились на «уезды»; «уезды» делились на «города» (с кремлями, с острогами, с дерево-земляными укреплениями), «селения», «слободы», «деревни» и «хутора». Военно «Разряды-округа» делились на постоянные воинские части (полки и сотни), временные воинские соединения (большие и малые рати). Воинские части и соединения несли службу в «городах» (острогах), в «городках» (деревоземляных фортификационных сооружениях), в «стоялых острожках» (пограничные временные караулы), в «пограничных подвижных конных станицах» и других формированиях. Для создания мощной преграды на пути подвижных конных орд «города» объединялись в «засечные черты» (делились на засеки, проезжие ворота и прочие укрепления; имели рвы и валы, лесные завалы, надолбы и прочее). Известно о существовании «Окраинного разряда» (Серпуховского; Берегового), города: Коломна, Серпухов, Алексин, Калуга; «Рязанского разряда», города: Переяславль Рязанский, Зарайск, Михайлов, Пронск, Рясск, Шацк, Сапожек, Гремячей, Таруса, Венёв, Епифань, Дедилов, Донков, Боровск, Ярославец Малой, Лихвин, Перемышль, Белёв, Болхов, Орёл, Карачев, Чернь, Козельск, Мещевск; «Северского разряда» (Новгород Северского), города: Брянск, Новгород Северский, Стародуб, Рыльск, Путивль; «Степного разряда» (Курского), города: Курск, Ливны, Воронеж, Елец, Лебедянь, Волуйки, Белгород, Оскол; «Низового разряда» (Казанского), города: Касимов, Кадом, Темников, Курмыш, Алатор (Алатырь), Казань, Тетюши, Самара, Царицын, Астрахань, Терки. В разряды были включены 53 города. В этот год в «Русском Войске Донском» был создан «Борщёв мужской монастырь», располагавшийся на реке Дон. В декабре 2025 г. расстояние от села Борщёво Воронежской области до города Воронежа 57 км по автодороге с западной стороны от реки Дон. Расстояние от села Борщёво до города Старого Оскола 191 км по автодороге. Расстояние от села Борщёво до города Валуйки 191 км по автодороге, через гор. Острогожск, гор. Алексеевку. «Борщёв мужской монастырь» в 7123 году от С. м. (1615 году от РХ.) располагался к югу от земель Русского царства и в северной части земель Войска Донского.
Сарайско-Подонская епархия. В 1261 году от Р.Х., к утешению Российской Церкви и народа, страдавших от ига татарского, в самой Орде поставлена была кафедра христианского епископа. Святитель Сарайский был наставником и учителем князей, томившихся в Орде, и целых тысячей русского народа, захваченных в плен татарами, и оставшихся в Орде в виде рабов, — и имел титул Сарайского и Подонского; ибо область его простиралась от Чёрного Яра по Хопру и по Дону [Леонид (Кавелин), иером. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. — Калуга, 1876. С. 56.] = В 1454 году от Р.Х. кафедра из города Великого Сарая была перенесена в город Москву и тогда подворье архиереев Сарайских и Подонских было размещено на территории Кремля. Со временем архиереСарайские и Подонские и становились ближайшими административными помощниками Московских Первосвятителей; а границы Сарайско-Подонской епархии расширялись вплоть до конца её существования в 18-м столетии. К концу 17-го столетия в Сарайско-Подонскую епархию входили города Болхов, Мценск, Карачев, Ливны, значительная часть нынешней Калужской епархии, исключая город Калугу, Вязьма, Можайск и другие города нынешней Московской епархии. К концу 18-го столетия «Сарско-Подонская епархия» была одной из обширнейших в Русской Церкви, объединявшей 907 храмов [Леонид (Кавелин), иером. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. — Калуга, 1876. С. 58, 59.]. Ввиду постоянного пребывания в городе Москве архиереям Сарско-Подонским устроены были некоторые особые права чести и власти. Например, с 1551 г. от Р.Х. правилами Стоглавого Собора было предоставлено право «временно замещать вдовствующую Первосвятительскую Московскую кафедру» именно Сарско-Подонскому владыке. После учреждения «Патриаршества» в 1589 г. от Р.Х. тогдашний епископ Сарский и Подонский Геласий был возведён в достоинство «митрополита» с правом «в качестве блюстителя патриаршего престола, заведывая делами обширной Патриаршей области». С 1667 г. по 1727 г. строилось новое подворье для архиереев Сарских и Подонских — Крутицкое архиерейское подворье на окраине гор. Москвы, вблизи Новоспасского монастыря. Последним архиепископом именовавшимся «Сарским и Подонским» был архиепископ Леонид (в миру Петровский) (ушёл на покой в 1742 году), последующие архиепископы титуловались исключительно «Крутицкими». В 1788 г. от Р.Х. «Крутицкая епархия» упразднена с присоединением к «Московской епархии».
«Рязанская епархия» была основана в конце 12-го столетия или в начале 13-го столетия, и существовала до 2-й половины 14-го столетия. Во 2-й половине 14-го столетия «Рязанская епархия» переименована в «Рязанскую и Муромскую епархию». Со 2-й половины 14-го столетия до 29 мая 1764 г. от Р.Х. существовала «Рязанская и Муромская епархия». В «Рязанской и Муромской епархии» руководителем был епископ (с 7094 г. от С.м. /позже 1586 г. от Р.Х./ по 7097 г. от С.м. /позже 1589 г. от Р.Х.) Митрофан (в должности: 7094 г. от С.м. /позже 1586 г. от Р.Х./ — 7106 г. от С.м. /позже 1598 г./; рукоположен в чин «епископа» в 7094 г. от С.м. /позже 1586 г. от Р.Х./, рукоположен в чин «архиепископа» в мае 7097 г. от С.м. /позже 1589 г. от Р.Х.). В 7097 г. от С.м. (позже 1589 г. от Р.Х.) в связи с образованием Московского Патриархата «Рязанская и Муромская епархия» была увеличена по территории, поэтому должность руководителя была повышена до «архиепископа». В мае 7097 г. от С.м. (позже 1589 г. от Р.Х.) епископ Митрофан рукоположен в чин «архиепископа». В «Рязанской и Муромской епархии» руководителем был архиепископ Варлаам (июнь 7106 г. от С.м. /позже 1598 г. от Р.Х./ — 17 февр. 7109 г. от С.м. /позже 1601 г. от Р.Х./). В «Рязанской и Муромской епархии» руководителем был …..? (в должности: 17 февр. 7109 г. от С.м. /позже 1601 г. от Р.Х./ — 7111 г. от С.м. /позже 1603 г. от Р.Х./). В «Рязанской и Муромской епархии» руководителем был архиепископ Игнатий (в должности: 7111 г. от С.м. /позже 1603 г. от Р.Х./ — 30 июня 7113 г. от С.м. /позже 1605 г. от Р.Х./). В «Рязанской и Муромской епархии» руководителем был архиепископ Феодорит (в должности: авг. 7113 г. от С.м. /позже 1605 г. от Р.Х./ — 10 сент. 7125 г. от С.м. /позже 1617 г. от Р.Х./). На протяжении XVII века (1600-е годы от Р.Х.) основная территория «Рязанской и Муромской епархии» располагалась в следующих границах: на севере — по рекам Ока, Цна и Клязьма, на востоке — по рекам Мокша, Хопёр и Ворона, на юге — по рекам Дон и Сосна (до границы с Османской империей), на западе — по рекам Меча, Дон и Проня. = С 1600 г. до 1679 г. от Р.Х. основными городами, входившими в состав «Рязанской и Муромской епархии», были: Переяславль Рязанский на реке Трубеже, в 2 верстах от впадения её в реку Оку (с 1095 г. от Р.Х. по 1778 г. от Р.Х.; с 1778 г. от Р.Х. – город Рязань), ~ Михайлов на реке Проне притоке реки Оки; в 68 км к юго-западу от гор. Переяславля Рязанского (7059 г. от С.м. / позже 1551 г. от Р.Х.), ~ Епифань на реке Дон, в 90 верстах от гор. Тулы (7086 г. от С.м. / позже 1578 г. от Р.Х.) (ныне посёлок Кимовского р-на Тульской обл.), ~ Богородицк на реке Уперты, впадающей в Упу, в 55 верстах к юго-востоку от гор. Тулы (7171 г. от С.м. / позже 1663 г. от Р.Х.), ~ Гремячий на речке Гремячке притоке реки Прони (острог Гремячий появился после 1571 г. от Р.Х.; первое письменное упоминание о городе Гремячем есть в Разрядных списках среди рязанских городов в 7123 году от С. м. / позже 1615 г. от Р.Х.) (ныне с. Гремячее Новомосковского р-на Тульской обл.), ~ Зарайск на реке Осетр (с 1224 г. от Р.Х. селение Красное; в конце 13-го столетия селение Красное стало называться Зарайским), ~ Пронск на реке Проне притоке реки Оки (с 11-го или 12-го столетия; в 1535 г. построен острог), ~ Старая Рязань, село, на реке Оке (с 1096 г. от Р.Х. по …. город Рязань, стольный город Рязанского княжества), ~ Сапожек (Сапожок) при слиянии речек Сапожка и Машки (системы реки Пары) (7113 г. от С.м. /позже 1605 г. от Р.Х.) (ныне посёлок), ~ Ряжск (Рясск, Ряской, Рисков) на реке Хупте притоке реки Рановы; расположен в 115 км к югу от города Переяславля Рязанского, что на реке Трубеже (Новая Рязань) (время основания города Ряжска неизвестно. Есть упоминание о городе Рясске в 1502 г. от Р.Х.), ~ Острожек на реке Верды, в 110 км к югу от гор. Переяславля Рязанского (в начале 1600-х годов от Р.Х.; до 7118 г. от См. / 1610 г. от Р.Х./ составлял вотчину боярина Никиты Ивановича Романова, а после — Царя Михаила Фёдоровича Романова; в царствование Алексея Михайловича «Острожок» стал называться «Скопинскою слободою»; с 1663 г. от Р.Х. «Скопинская слобода» упоминается как укрепление на засечной черте) (позже город Скопин), ~ Ела́тьма на реке Оке; расположен в 206 км от гор. Переяславля Рязанского, в 23 км от гор. Касимова (не позже 1537 г. от Р.Х.) (ныне посёлок Касимовского р-на Рязанской области), ~ Шацкий (ныне Шацк) на реке Шаче, в 165 км к юго-востоку от гор. Переяславля Рязанского на р. Трубеже (с 1778 г. гор. Рязани) (с 7060 г. от С.м. / позже 1552 г. от Р.Х.), ~ Кадом на реке Мокше притоке реки Оки (куплен великим князем Дмитрием Донским в 1381 г. от Р.Х. у князя Александра Увковича) (ныне посёлок), ~ Касимов на берегу реки Оки (в 6960 г. от С.м. / позже 1452 г. от Р. Х./ город «Городец Мещерский» переименован в город «Касимов»; город Городец Мещерский основан в 1152 г. от Р.Х.), ~ Воронеж на реке Воронеже (с 7094 г. от См. / позже 1586 г. от Р.Х.), ~ Елец на реке Сосне притоке реки Дона (город возобновлён в 1591 г. от Р.Х.), ~ Лебедянь на реке Дон (селение Лебедянь известно с середины 1500-х годов; впервые упоминается в 1605 г. как село Лебедянское Городище Данковского уезда (находилось во владении Н. Д. Вельяминова); в 1605 г. село передано Б. И. Сутупову; в 1610 г. возвращено Н. Д. Вельяминову; осенью 1612 г. в селе размещён военный гарнизон и начато строительство города (острога). С 1613 г. город Лебедянь, ~ Данков (Донков) на реке Дон при впадении в него реки Вязовни, в 162 вестах от города Переяславля Рязанского (основан в 7079 г. от С.м. / позже 1571 г. от Р.Х.), ~ Романов на реке Воронеже (с 7122 г. от С.м. / позже 1614 г. от Р.Х.). = Кроме городов в ведении «Рязанской и Муромской епархии» были монастыри. В 7123 г. от С. м. (позже 1615 г. от Р. Х.) был основан «Борщёв мужской монастырь» на реке Дон. Этот монастырь не располагался в городе, можно предположить, что располагался он в казачьем городке. {Сайт «Православная Энциклопедия». Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Рязанская и Михайловская епархий Русской православной церкви.}
Есть такие сведения.
Борщёв монастырь — один из древнейших в Воронежском крае. Основание его относят к 17-му столетию. (5) (8)
В 1615 г. от Р.Х. построен Борщев монастырь, в нём главная Церковь в честь Святой Троицы. (см. Евгений митроп. опис. Воронежской Епарихии; История Российских Иерархов. Стр. 686; Воронежские губернские ведомости 1865 №№ 41 – 42; И. Чулков Воронежские Епархиальные ведомости. 1871. № 7) (5)
Управление архиерейскими вотчинами осуществляли особые доверенные лица. Выбирались они исключительно из монахов и назывались сначала «Строителями» или «Старцами». Строителем (Настоятелем) в Борщёвом монастыре был Игумен Симеон (в должности: в 7123 — 7139 годы от С.м. (позже 1615 – 1631 годы от Р.Х.). (5) (8) Под 1615 г. упоминается «Вкладчик» этого монастыря слепой Петрище (см. упом. под 1756 г.).
В большинстве случаев монашество принималось людьми в старости для отмаливания грехов. Эта цель была основной при возникновении монастырей. В монастырь принимали только со «вкладом», который частично обеспечивал содержание обители.
В те далёкие времена местность, где располагался Борщёв монастырь, находилась «в так называемом диком поле». Дикими эти места делали дикие кочевники, которые уничтожали славянские селения для создания больших пастбищ для своих коней и баранов. В этих местах всё же жили вольные люди – «черкасы» или иначе «казаки». У донских казаков были свои селения – городки, то есть укреплённые населённые пункты. Казачий городок «Раздоры» располагался на реке Дон на правом берегу реки. = Городок «Раздоры» считается первой столицей Донского казачества. Первое упоминание о городке в документах встречается в 7079 году от Сотворения мира (1571 г. от Р.Х.) и связано с проездом через городок в Османскую империю в город Константинополь посланника Русского царства Ишеина. Посланника Ишеина сопровождали из города Москвы до османского города Азова (на р. Дон) Игнатий Кобяков и донские казачьи атаманы Мамин и Яковлев с отрядом. В казачьем городке «Раздоры» находился Атаман и другие начальники «Русского Войска Донского» или до 7128 г. /1620 г./ или до 7130 г. /1622 г./. Этот городок стоял на месте древнего поселения (в старину назывался Раздорский юрт, Раздорский городок, в просторечии Раздоры). На территории нынешней станицы Раздо́рской обнаружены памятники неолита, бронзового и железного веков, средневековья. В станице найдены следы проживания различных народов, таких как киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, готы, гунны, хазары, половцы и монголы. В декабре 2025 г. станица Раздо́рская административно находится в Усть-Донецком районе Ростовской области Российской Федерации. Является административным центром Раздорского сельского поселения. = Известны «Монастырский казачий городок» в Монастырском урочище (то ли в лесу, то ли на возвышенности), «Маныческий казачий городок», «Аксайский казачий городок», «Ебокский казачий городок». Монастырский городок (Монастырское урочище, Монастырский яр, а у рыбаков Каплица или Кампличка) первый раз в существующих документах упоминается в 7101 г. от С.м. (1593 г. от Р.Х.) как укреплённый казачий городок. В 7101 г. от С.м. (1593 г.) впервые упоминается Маныческий казачий городок. Монастырский казачий городок и Борщёв монастырь располагались при реке Дон; при этом монастырь располагался ближе к землям Русского царства, а казачий городок дальше. (16) О главном городе «Русского Войска Донского» есть разные сведения: казачий городок «Стыдное имя» (с .. по ..), казачий городок «Раздоры» (с .. по 7128 г. /1620 г./ или 7130 г. /1622 г./), казачий городок «Монастырский» (с 7128 г. /1620 г./ или с 7130 г. /1622 г./ по 7145 г. /1637 г./ или по 7151 г. /1643 г./). В столице донского казачества собирались казачьи Круги, принимались посольства из столицы Русского царства города Москвы, от других государств и негосударственных образований. В городках действовали христианские православные часовни.
= В начале 7122 г. (1614 г.) в Русском Войске Донском насчитывалось 1888 казаков под начальством 7 атаманов, 17 казачьих городков находилось «от городка Раздора вверх по реке Дону по дальним городкам и по юртам»{18}.
В 7123 г. (позже 1615 г.) русский уездный город Воронеж располагался на высоком крутом правом восточном берегу реки Воронеж, в 8 верстах от впадения её в реку Дон. Существовал город в Русском царстве с 7094 г. (позже 1586 г.). Воеводой в городе Воронеже с марта 1615 г. по сентябрь 1616 г. был стряпчий, князь Никита Петрович Барятинский. За 29 лет существования этого опорного укреплённого пункта вокруг него сформировался Воронежский уезд – административная единица царства. Известно, что в конце 16-го столетия – начале 17-го столетия возникли первые сёла и деревни: Айдарово; Берёзово, Боровое, Животинное, Рамонь, Репное, Чертовицкое, Ямное и другие. В 1615 году в Воронежском уезде существовало 59 селений. А ещё сведения: в Воронежском уезде к 1615 году были 19 селений и 26 деревень при 8 починках и 3-х монастырях. Ещё при Царе Борисе Фёдоровиче Годунове город Воронеж стал «государевой житницей» с обременённой «десятинной пашней» в 300 десятин. Город Воронеж служил также защитой для торговых людей, перевозивших на судах по реке свои товары. Благодаря этой речной магистрали 16-го столетия и в самом городе была развита торговля. На реке Дон город Воронеж был крайним городом Русского царства. Ниже, южнее, лежали земли «Русского Войска Донского», автономного образования подчинявшегося Царю Русскому. От гор. Воронежа до гор. Москвы расстояние составляло 498 вёрст, поэтому Воевода города Воронежа имел большую власть на месте. К югу от земель «Русского Войска Донского», в нижнем течении реки Дон, стоял османский город Азак (Азов), который являлся пограничным городом Османской империи. К западу от реки Дон находились необжитые земли, которые контролировались Русским Царём и Крымским Ханом. Ханом Крымской орды был Джаны-бек-Гирей 2-й (правил: 1610 г. — 1623 г. и 1627 г. – 1629 г.). К востоку от реки Дон находились необжитые земли, которые контролировались Русским Царём и Ногайским Бием. Бием Ногайской орды был Бий Иштерек (правил: 1600 г. — 1619 г.). Огромные земли, не входившие в Русское царство и другие государства между реками Волгой и Доном, между реками Доном и Днепром считались общими, представляли собой степь, использовались по мере надобности. А ещё их называли «диким полем».
Августа 31 дня закончился 7123 г. (позже 1615 г.).
Сентября 1 дня начался 7125 г. (позже 1617 г.).
Игуменом в Борщовом монастыре был Симеон (в 7123-39 годах от С.м. (позже 1615–31 годах от Р.Х.)
Возможно, в 7125 г. /1617 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Раздоры».
Сентября 1 дня начался 7128 г. (позже 1620 г.).
Возможно, до 7128 г. /1620 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Раздоры» (возможно, по 7130 г. /1622 г./).
Возможно, с 7128 г. /1620 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Монастырский» (возможно, с 7130 г. /1622 г./).
17 февраля (1 марта) 7124 г. от С.м. (1916 г. от Р.Х.) в церквях Русской Православной Церкви совершалась память Святого Патриарха Московского и Всея Русии Гермогена. {Сайт «Азбука веры». Гермоген (в миру Ермолай) (1530-1612) – Патриарх Московский и всея Руси.} Его память совершается 12 (25 мая) и 17 февраля (1 марта).
Весной 7125 г. (позже 1617 г.) Царь велел быть Воеводам от крымских окраин в «Окраинном разряде» на три полка, то есть в «Малой рати»: в «Большом полку» в городе Туле были Воевода князь Иван Фёдорович Хованской и его товарищ Юрий Вердеревской, в «Передовом полку» в городе Мценске были Воевода князь Фёдор Андреевич Татев и его товарищ Никита Порамонов сын Лихарёв, в «Сторожевом полку» в городе Новосили были Воевода Василий Васильев сын Волынской Щепин и его товарищ Прокофий Семёнов сын Воейков. = В городе Рязани и соответственно в «Рязанском разряде» (регионе и военном округе) Воеводой назначен князь Василий Иванович Туренин (На нижнем поле светлыми чернилами и другим почерком написано з золотыми ко всем приехал Сопленок Бутурлин). = В городе Михайлове Воеводой назначен князь Богдан княж Васильев сын Косаткин (Косаткин Ростовской). Как мы видим основные военные силы царства оберегали город Москву. Город Воронеж, Борщов мужской монастырь и донские черкаские городки должны были самостоятельно отражать нападения орды кочевников и лихих шаек разбойников. {17, Разрядные книги 1550-1636 гг. 7125 от С.м. /1617 г. от Р.Х./}
12 мая (25 мая) 7124 г. от С.м. (1916 г. от Р.Х.) в церквях Русской Православной Церкви совершалась память Святого Патриарха Московского и Всея Русии Гермогена. {Сайт «Азбука веры». Гермоген (в миру Ермолай) (1530-1612) – Патриарх Московский и всея Руси.} Его память совершается 12 (25 мая) и 17 февраля (1 марта).
Августа 31 дня закончился 7125 г. (позже 1617 г.).
Сентября 1 дня начался 7126 г. (позже 1618 г.).
В 7126 году (сведения, возможно, на сентябрь) Государь велел быти Воеводам: …, в городе Переяславле Рязанском князю Ивану Ондреевичу Хворостинину, в городе Ельце Богдану Иванову сыну Полеву, в городе Ливны князю Никите Курице Черкаскому и (товарищу воеводы) Петру Данилову, … . О воеводе гор. Воронежа сведений нет. {17, Разрядные книги 1550-1636 гг. 7126 от С.м. /1618 г. от Р.Х./}
В 7126 году в ноябре были у Государя кызылбаские послы (иранские послы). Приставы у них были князь Феодор Мерин (Мерин княж Иванов сын) Волконской да Соловой Протасьев (Протасьев да дьяк Иван Шовырев). А рынды были в белом платье князь Иван Иванович Одоевской да князь Семеон да князь Матвей Прозоровские, да Богдан Михайлов сын Нагой. {17, Разрядные книги 1550-1636 гг. 7126 от С.м. /1618 г. от Р.Х./}
1 декабря 7126 г. (1618 г.) Русское царство и Речь Посполита подписали договор и перемирии сроком на 14,5 лет — Деулинское перемирие. Этот договор остановил посполитско-русскую войну. Король Речи Посполитой Сигизмунд 3-й отказывался от планов посадить своего сына Владислава на престол Русского царства и признавал Царём Михаила Фёдоровича Романова. По договору государства должны были обменяться пленными. По договору города Смоленск, Дорогобуж, Рославль, Чернигов, Стародуб, Новгород-Северский, Трубчевск, Себеж, Серпейск, Невель и др. переданы Русским царством в Речь Посполиту. В новых условиях у Русского царства появилась возможность заняться укреплением государственных структур, улучшением финансовой системы, ремонтом оборонительных линий. Войска можно было сосредоточить на южном европейском направлении против Крымской орды. {Энциклопедическiй словарь. Подъ редакцiей профессора И. Е. Андреевскаго, К. К. Арсеньева и заслуженнаго профессора Ѳ. Ѳ. Петрушевскаго. 1890—1907. Статья «Деулинское перемирие»}
В 7126 году весной по крымским вестям велено быть в городе Путивле воеводе князю Ивану Михайловичу Борятинскому и товарищу воеводы Никите Васильеву сыну Аладьину, и второму товарищу воеводы Степану Чемесову. (Готов в Путивле, что был с князем Григорьем Тюфякиным да с Дмитрием Пушешниковым) И писали тогда к Государю из города Путивля, что идёт на Северу (в Новгород-Северском уезде) Саадашной с черкасы, а королевич Владислав из города Вязьмы пошёл под город Москву. Да по черкаским же вестем (вестям тое же весны) послан на Северу (в Новгород-Северском уезде) князь Феодор Мерин Волконской да Матвей Челюсткин. {17, Разрядные книги 1550-1636 гг. 7126 от С.м. /1618 г. от Р.Х./}
В 7126 году пришли к Государю послы свитцкова Адольфа короля. А в приставех у них велел государь быти Дмитрею Семенову сыну Погожему да Филипу Арцыбушеву. {17}
12 мая (25 мая) 7124 г. от С.м. (1916 г. от Р.Х.) в церквях Русской Православной Церкви совершалась память Святого Патриарха Московского и Всея Русии Гермогена. {Сайт «Азбука веры». Гермоген (в миру Ермолай) (1530-1612) – Патриарх Московский и всея Руси.} Его память совершается 12 (25 мая) и 17 февраля (1 марта).
В 7126 году велел Государь быти на съезде с литовскими послами со князем Ондреем Дипским бискупом слутцким да с Петром Опалинским, да со (конслером литовским) Львом Сапегою своим послом боярину Феодору Ивановичу Шереметеву да боярину князю Данилу Ивановичу Мезецкому, да окольничему Артемью (Васильевичу) Измайлову. {17}
В 7126 году (в мае) были у Государя аглинские послы. А пристав у них был Потап Иванов сын Нарбеков (Нарбеков да дьяк Матвей Сомов). А встречал посла князь Никита Петрович Борятинской (Борятинской да дьяк Семейка Головин). {17}
Да в мае же были у Государя свитцике послы. А встреча и рынды при них были те же. {17}
В 7126 году на Троицын день был у Государя стол, ели бояре князь Дмитрей Тимофеевич Трубецкой да князь Григорей Петрович Рамодановской, да окольничей Алексей Зюзин. А в столы смотрели стольники — в большой стол князь Юрья Петрович Буйносов, в кривой стол Василей Алексеев сын Третьяков, а вина наряжал князь Пётр Александрович Репнин. {17}
В 7126 году (июня в 18 день) были у Государя на докончанья свитцкие послы. А приставы и рынды и встрешники были прежние. А встречал послов Федор Семенов сын Пушкин да дьяк Семейка Головин. И тогда Государь на докончанье Свитцким Королём помирился вековечным миром. А как посольский думный дьяк Иван Грамотин докончальную запись прочёл, и Государь целовал крест при послах. А шапку с Государя снял боярин князь Феодор Иванович Мстисловской. А скифетр принял у Государя и подносил боярин князь Иван Михайлович Воротынской. А крест и договорную запись подносил боярин князь Иван Меньшой Никитич Одоевской. А мису держал боярин князь Данило Иванович Мезетцкой. А со столом к послам ездил и потчевал князь Григорий князь Васильев сын Тюфякин. {17}
Тово же 7126 году году по крымским вестям велел Государь быть за Москвою рекою: В Деревяном городе у Калужских ворот воеводам князю Ивану Михайловичю Катыреву да князю Семену Васильевичю Прозоровскому. У Орбацких ворот князю Василью (Написано по Семену) Семёновичю Куракину да Ивану Возгре Матвееву сыну Бутурлину. {17}
***
Сентября 1 дня начался 7127 г. (позже 1619 г.).
~Возможно, в 7127 г. /1619 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Раздоры».
В 7127 году от с.м. (1619 г. от Р.Х.) Царь велел быть Воеводам от крымских окраин в «Окраином разряде» (регионе) на три полка, то есть в «Малой рати»: в Большом полку в городе Туле – Воевода князь Иван Михайлович Катырев и Товарищ воеводы Григорий Глазун Ондреев сын Плещеев, в Передовом в городе Дедилове – Воевода князь Фёдор Семёнович Куракин и Товарищ воеводы Юрья Вердеревской, в Сторожевом полку в городе Кропивне – Воевода Иван Иванович Львов Салтыков и Товарищ воеводы Данило Юрьев сын Левонтьев. = В городе Переславле в Резанском – Воевода князь Семён Васильевич Прозоровской и Товарищ воеводы Василей Чевкин. В городе Михайлове — Воевода князь Иван Салех княж Петров сын Засекин и Товарищ воеводы Пётр Чевкин. В городе Пронске — Воевода князь Семён Харя княж Иванов сын Шеховской. А как на него били челом дети боярские и посадцкие люди, и на ево место был Степан Аноха Исленьев. В городе Мценске — Воевода князь Василей Григорьевич Рамодановской и Товарищ воеводы голова Никита Лихарев. В городе Новосили — Воевода Пётр Воейков. А на ево место Фёдор Капустин Нащокин. Город Воронеж, Борщов мужской монастырь и донские черкаские городки должны были самостоятельно отражать нападения орды кочевников и лихих шаек разбойников. (17, Разрядные книги 1550-1636 гг. 7127 от С.м. /1619 г. от Р.Х./)
17 февраля (1 марта) 7124 г. от С.м. (1916 г. от Р.Х.) в церквях Русской Православной Церкви совершалась память Святого Патриарха Московского и Всея Русии Гермогена. {Сайт «Азбука веры». Гермоген (в миру Ермолай) (1530-1612) – Патриарх Московский и всея Руси.} Его память совершается 12 (25 мая) и 17 февраля (1 марта).
12 мая (25 мая) 7124 г. от С.м. (1916 г. от Р.Х.) в церквях Русской Православной Церкви совершалась память Святого Патриарха Московского и Всея Русии Гермогена. {Сайт «Азбука веры». Гермоген (в миру Ермолай) (1530-1612) – Патриарх Московский и всея Руси.} Его память совершается 12 (25 мая) и 17 февраля (1 марта).
Августа 31 дня закончился 7127 (позже 1619) г.
Сентября 1 дня начался 7128 г. (позже 1620 г.).
Возможно, до 7128 г. /1620 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Раздоры» (возможно, по 7130 г. /1622 г./).
Возможно, с 7128 г. /1620 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Монастырский» (возможно, с 7130 г. /1622 г./).
Сентября 1 дня начался 7129 г. (позже 1621 г.).
В 7129 — 7131 (позже 1621 – 1623) годах Царь Михаил 1-й Фёдорович Романов дал жалованную грамоту Борщову монастырю. (8)
Игуменом в Борщ. мон. был Симеон (в должности: 7123 — 7139 годы (позже 1615 – 1631 годы)
Борщев монастырь построили донские казаки и постригались в него «при старости и болезни», поэтому тот с самого своего возникновения был зависим от Войска Донского. Казаки в 7129 (позже 1621) г. выхлопотали монастырю богатый «Богацкой ухожей» (совр. земли, угодья) на Дону реке. (8) (10)
Августа 31 дня закончился 7129 (позже 1621) г.
Сентября 1 дня начался 7130 г. (позже 1622 г.).
Игуменом в Борщовом мон.-ре был Симеон (в 7123-39 годах от С.м. (позже 1615-31 годах)
С 7130 г. /1622 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Монастырский».
В конце мая 1622 г. татары приходили в уезды Данковский, Епифанский, Соловский, Одоевский и Белёвский, а 3 июня под гор. Дедилов в село Долгое, и под Долгим «стада поимали».
Августа 31 дня закончился 7130 г. (позже 1622 г.).
Сентября 1 дня начался 7133 г. от С.м. (позже 1625 г. от Р.Х.).
Игуменом в Борщовом монастыре был Симеон (в 7123-39 годах от С.м. (позже 1615–31 годах от Р.Х.). Борщов монастырь в Воронежских актах упоминается под 1625 годом от Р.Х. (2к.128)
В 7133 г. от С.м. (1625 г.) в Русском Войске Донском «войсковым кругом» было принято решение о походе на османскую крепость Азов. Донским казакам удалось ворваться в османскую крепость Азов, из которой они с трудом были вытеснены османами. Особая башня (каланча) в устье реки Дон, прикрывавшая пушечным огнём выход в Азовское море, была разрушена донцами. В 7133 г. /1625 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Монастырский».
Августа 31 дня закончился 7133 г. (позже 1625 г.).
Сентября 1 дня начался 7137 г. (позже 1629 г.).
В Борщовом монастыре были две Церкви обе деревянные. Первая в честь Святой Троицы с пределом Зосимы и Савватия и другая — Святой мученицы Параскевы — Пятницы. Обе Церкви строение Игумена Симеона с братиею, как видно из описи Борщового монастыря, составленной в 7137 г. (позже 1629 г.). (7)
~Официальной целью создания «Борщёвого мужского монастыря» являлось призрение утративших трудоспособность донских казаков. «И при старости и болезни постригаются в этом монастыре» — так формулировалась она в царских жалованных грамотах. Однако число призреваемых, было крайне незначительным. В 7137 г. от С.м. (1629 г. от Р.Х.) в монастыре было 10 старцев. Доступ в обитель был ограничен необходимостью внесения вклада, которым действительно нуждающийся человек обычно не располагал. В то же время с момента своего возникновения Борщёвский монастырь (а по сути дела определённая часть домовитого, богатого, казачества) сосредоточивает основное внимание на решении экономических задач. В короткий срок монастырь становится крупным феодальным хозяйством. В 7137 г. от С.м. (1629 г.) на монастырь трудились 10 работников (трудников?), 42 крестьянина и 62 бобыля. (13)
Августа 31 дня закончился 7137 г. (позже 1629 г.).
Сентября 1 дня начался 7139 г. (позже 1631 г.).
Игуменом в Борщ. мон. был Симеон (в должности: 7123 — 7139 годы (позже 1615 – 1631 годы)
Августа 31 дня закончился 7139 (позже 1631) г.
Сентября 1 дня начался 7142 г. (позже 1634 г.).
В 7142 г. (позже 1634 г.) в Русском Войске Донском «войсковым кругом» было принято решение о походе на османскую крепость Азов. Донские казаки и днепровские казаки (запорожские) совершили нападение на османскую крепость Азов. Казаки приступом взяли одну угловую башню, но неожиданно стены башни обвалились и камни засыпали вход в крепость. В этот раз войти в крепость не удалось. В 7142 г. /1634 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Монастырский».
Сентября 1 дня начался 7145 г. (позже 1637 г.).
В 7145 г. /1637 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Монастырский». ~ В январе 7145 г. (позже 1637 г.) в Русском Войске Донском «Кругом» было принято решение о походе на османскую крепость Азов. Возможно, было отправлено письмо днепровским казакам (запорожцам) с просьбой о помощи.
К марту 7145 г. (позже 1637 г.) в Русском Войске Донском в низовые донские городки стали собираться казаки с конями и оружием. Всего собралось около 4,5 тысяч человек. В Монастырском городке «большой казачий круг» определил день выступления и план осады османской крепости Азова. Походным атаманом круг избрал Михаила Татаринова.
В апреле 7145 г. (позже 1637 г.) «Походное донское войско» под начальством походного атамана Михаила Татаринова начало осаду османской крепости Азак (Азов).
В июне 7145 г. (позже 1637 г.) «Походное донское войско» под начальством походного атамана Михаила Татаринова захватило османскую крепость Азак (Азов). Во время этой осады казаки потеряли убитыми 1000 человек. Надо полагать, что старшин-казаков отвезли в казачьем городке Монастырском и похоронили на кладбище, остальных похоронили на новом христианском кладбище возле крепости.
К югу от земель «Русского Донского черкасского войска» находились земли «Кызыева улуса» (также называются «Малой Ногайской Ордой» и «Кубанской ордой»). Кто был Бием этого улуса на 7145 г. от С.м. (позже 1637 г. от Р.Х.) сведений нет. Бий «Кызыева улуса» был в подчинении Султана Османской империи и Хана Крымской орды. Ногаи Казыева улуса кочевали между русским городом Астраханью (на реке Волге) и османским городом Азаком (Азовом) (на реке Дон) – это с запада на восток, между рекой Кубанью и землями Русского Донского черкасского войска – это с юга на север. Надо полагать, что ставка (стоянка, город) располагалась на реке Кубани. С этого года Атаман «Русского Донского черкасского войска» контролировал устье реки Дон и залив Азовского моря. В торговых делах Атаман мешал Бию.
С 7145 г. (позже 1637 г.) Ханом Крымской орды был Бахады́р 1-й Гера́й (Гире́й) (г. пр. 1637 — октябрь 1641). Административным центром Крымской орды был гор. Бахчисарай. = Хан Крымской орды Бахады́р 1-й Гера́й (Гире́й) продолжил внутреннюю политику предшественника Хана Инаета Герая в отношениях с крымской знатью. Опирался он на союз с представителями рода Ширин, совместно с которыми предпринял новые действия по приведению рода Мансуров к повиновению. = В 7145 г. (позже 1637 г.) во внешней политике основной проблемой Крымского Хана Бахадыра 1-го стали переговоры с Султаном Османской империи и Царём Русского царства о ситуации, сложившейся вокруг османской крепости Азак (Азов) на реке Дон, взятой донскими казаками в 1637 г., и находившимися там. Выслушав мнение крымских беев, Хан Бахадыр 1-й не хотел рисковать своими воинами для освобождения османской крепости Азак. Бахадыр-хан 1-й Герай уклонялся от военной операции по штурму крепости, предоставляя Султану возможность самому провести военные операции по возвращению Азака. С этого года Атаман «Русского Донского черкасского войска» контролировал устье реки Дон и залив Азовского моря. В торговых делах Атаман мешал Хану.
Сентября 1 дня начался 7146 г. (позже 1638 г.).
На престоле Русского царства был Imperator terrenus — Повелитель всех держав – Царь и великий князь Всея Русии Михаил Феодорович Романов (возраст Царя 42 года).
В 7146 г. (1638 г.) отношения между Русским царством и Крымской ордой сохранялись напряжёнными.
. В Русском царстве продолжалось строительство «Белогородской засечной черты». Адм. центр – гор. Белгород.
В Борщёвом муж. монастыре монахи молились, работали и совершенствовали свои воинские умения.
В 7146 г. /1638 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Монастырский». В 7146 г. (позже 1638 г.) в османской крепости Азак (Азов) на реке Дон, второй год сидели донские казаки. Кочевые улусы татар передвигались далеко от придонских степей. Для монахов такое соотношение воинских сил было выгодно.
. В Русском царстве с 7146 г. (позже 1638 г.) начинается подготовка к реконструкции кремлей (совр. — крепостей) и других укреплений «Большой Тульской засечной черты». Адм. центр – гор. Тула. Воеводы городов провели опрос жителей городов и селений, расположенных близ Большой з. ч., о наличии лесов, бродов и рельефе местности. После принятия всех решений началась реконструкция «Большой Тульской засечной линии», направляемая и финансируемая из казны царства.
Августа 31 дня закончился 7146 г. (позже 1638 г.).
Сентября 1 дня начался 7148 (позже 1640) г.
Строителем в Борщёвом монастыре был Моисей (упоминается в 1640 г.).
В 7148 (позже 1640) г. в монастыре была Церковь Святой Троицы и 14 монахов. (15)
В 7148 г. /1640 г./ главным городом «Войска Донского» был казачий городок «Монастырский». В 7148 г. (позже 1640 г.) в османской крепости Азак (Азов) на реке Дон, четвёртый год сидели донские казаки. Кочевые улусы татар передвигались далеко от придонских степей. Для монахов такое соотношение воинских сил было выгодно.
Августа 31 дня закончился 7148 (позже 1640) г.
Сентября 1 дня начался 7149 г. от С.м. (позже 1641 г. от Р.Х.).
На престоле Русского царства был Imperator terrenus — Повелитель всех держав – Царь и великий князь Всея Русии Михаил Фёдорович Романов.
В 7149 г. /1641 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Монастырский».
. В 7149 г. (позже 1641 г.) в османской крепости Азак (Азов) на реке Дон, пятый год сидели донские казаки. Кочевые улусы татар передвигались далеко от придонских степей. Для монахов Борщёвого муж. монастыря такое соотношение воинских сил было выгодно. ~ Борщёв мужской монастырь, деревни и хутора, тянувшие к монастырю, располагались на западном правом берегу реки Дон. Севернее, выше по течению реки Дон, в 35 верстах располагался город с острогом Воронеж. В 21-м столетии Борщёвский во имя Святой Троицы мужской монастырь находится в Хохольском районе Воронежской области. Борщёвый муж. монастырь был последним населённым пунктом Русского царства на реке Дон. Ниже от монастыря были земли, контролируемые Казачьим Войском Донским.
Осень, зиму и весну в русских донских землях было относительно спокойно, больших воинских орд татар не было.
В Османской империи правил Султан Ибрагим 1-й (правил с 1640 г. по 1648 г. от Р.Х.). В Крымской орде правил Хан Бахады́р 1-й (правил с 1637 г. по октябрь 1641 г. от Р.Х.).
В начале июня 7149 г. от С.м. (позже 1641 г. от Р.Х.) огромное османско-татарское войско осадило донских казаков в крепости Азов. Однако донцы (около 5,5 тыс. человек, в том числе 800 женщин) проявили исключительную стойкость и искусство в обороне крепости, отбивая многочисленные штурмы противника. Для монахов Борщёвого муж. монастыря нападение османско-татарского войска на казаков в кр. Азов было угрозой войны. Надо полагать, что монахи приводили в боевое положение всё оружие, припасы, ремонтировали укрепления.
12 июля 7149 г. от С.м. (1641 г. от Р.Х.) в гор. Москве праздновали именины Царя и великого князя Михаила Фёдоровича Романова Всея Русии, ему исполнилось 45 лет.
В августе 7149 г. от С.м. (позже 1641 г. от Р.Х.) османско-татарское войско продолжало осаду донских казаков в крепости Азов. Донцы продолжали отбивать штурмы противника. Для монахов Борщёвого муж. монастыря нападение османско-татарского войска на казаков в кр. Азов было угрозой войны. Надо полагать, что монахи находились в готовности вести боевые действия.
Сентября 1 дня начался 7150 г. от С.м. (позже 1642 г. от Р.Х.).
На престоле Русского царства был Imperator terrenus — Повелитель всех держав – Царь и великий князь Всея Русии Михаил Фёдорович Романов (возраст Царя 46 лет).
В 7150 г. (позже 1642 г.) продолжалось строительство «кре́постей-укреплений» на «Белогородской засечной черте». ~ В 7150 г. /1642 г./ главным городом «Русского Войска Донского» был казачий городок «Монастырский».
В сентябре /7149 г. от С.м. — позже 1641 г. от Р.Х./ османско-татарское войско продолжало осаду донских казаков в крепости Азов. Донцы продолжали отбивать штурмы противника. Понеся большие потери, османско-татарское войско вынуждено было в конце сентября снять осаду. Отстояв крепость, донские казаки предложили Imperator terrenus — Царю и великому князю М. Ф. Романову Всея Русии и боярам (Боярская дума — это русское правительство) принять крепость Азов с окрестными землями под свою власть. Для монахов Борщёвого муж. монастыря уход османско-татарского войска от казаков в кр. Азов был хорошей вестью.
В исторических источниках пишут, что за время осады османами донских казаков в 7149 г. /1641 г./ в крепости Азов потери составили 3.000 человек, часть погибших казаков отвезли в главный город «Войска Донского» казачий городок «Монастырский» и большая часть казаков была похоронена на местном христианском кладбище.
28 октября 7150 г. от С.м. (1641 г.) в город Москву из крепости Азов приехал Донской атаман Наум Васильев и привёз грамоту от донских казаков, в которой казаки писали, что в результате осады Азова османско-крымскими войсками, казаки «разорены до основания», у них нет боеприпасов и, они не смогут сами удержать город, а потому просят прислать царского воеводу с войском. Атаману Науму Васильеву и его товарищам было велено оставаться в городе Москве, и они «беспрестанно» били челом Царю с просьбой о принятии кр. Азов в подданство и о его защите.
2 декабря 7150 г. от С.м. (1641 г.) по Царскому указу дворянин Афанасий Желябужский и подьячий Орефа Башмаков повезли Войску Донскому «государеву грамоту» и жалованье казакам в Монастырский казачий городок. Царские послы должны были осмотреть город (крепсоть) Азов и прислать его «чертёж». В то же время Царём было приказано «о том Азовском деле говорить боярам», то есть боярам в Боярской думе обсудить этот вопрос и разработать предложение Царю..
3 января 7150 г. от С.м. (1642 г.) Царь подписал Указ о созыве «Земского собора», на котором должны быть «люди всех чинов». Всем чинам следует сообщить «вести» о том, что идёт «турской посол говорити об Азове», что нависла угроза турецкого похода на Русь, и предложить на соборе выбрать «изо всяких чинов из лучших, и из середних, и из молодчих людей, добрых и умных людей, с кем о том деле говорить».
Примерно, 17 января 7150 г. от С.м. (1641 г.) состоялось основное заседание Земского собора. Думный дьяк прочитал собравшимся царский вопрос: воевать ли с Османской империей и Крымским ханством за крепость Азов и если воевать, то где взять деньги на войну? Ответы составлялись в виде «челобитных»-прошений Царю от представителей каждого сословия. Удержать кр. Азов как будто все хотели, но воевать и деньги давать не хотел никто. Для примера. Высшее духовенство заявило, что его дело «бога молити», а «ратное дело ему не за обычай». Московское дворянство заявило, что оно не хочет идти помогать черкасам-казакам в кр. Азове, потому что казаки — люди вольные, беглые и дворянам быть с ними вместе нельзя. Царь и Боярская дума (правительство) поняли, что противоречия между сословиями и недовольство в царстве слишком велики, чтобы можно было решиться на длительную войну с Османской империей, по сути, за выход Русского царства в Азовское море и далее в Чёрное море. Царь Михаил Феодорович Романов послал донским казакам приказ оставить крепость Азов. Для монахов Борщёвого муж. монастыря уход оставление русскими донскими казаками кр. Азов было плохой вестью. Монастырь становился крайним укреплённым пунктом. ~ Царь и Боярская дума (правительство) на Земском соборе поняли, что Русское царство не будет объявлять войну Османской империи, а вот Османская империя может объявить вону Русскому царству. Земский собор 1642 г. постановил сформировать в том же году в г. Москве 1-й и 2-й Выборные полки Солдатского строя. Полки находились в ведении Приказа Стрелецкого, соответственно комплектовались выборными людьми из Московских стрелецких приказов и их детей. Первый выборный солдатский полк (с 1656 г. назывался Бутырский) и Второй выборный солдатский полк (позже назывался Лефортовский) были поселены среди стрелецких слобод на западе г. Москвы. (27) (29) (30)
Февраль 7150 г. от С.м. (позже 1642 г.)
Царь и Боярская дума (правительство) на Земском соборе поняли, что Русское царство не будет объявлять войну Османской империи, а вот Османская империя может объявить вону Русскому царству. По указанию Царя в «Разрядном приказе» (центральном учреждении) и в «Стрелецком приказе» (центральном учреждении) началась работа по разработке новой организационно-штатной структуры «Полка Солдатского строя». В Русском царстве существовали конные полки «иноземного строя»: Полк полковника Александра Краферта Драгунского строя (существовал с 7146 г. (позже 1638 г.), Полк полковника Валентина Росформа Драгунского строя (существовал с 7146 г. (позже 1638 г.), Полк полковника Василия Кречетникова Драгунского строя (существовал с 7146 г. (позже 1638 г.) и Полк полковника Александра Гамолтова Драгунского строя (существовал с 7146 г. (позже 1638 г.). Надо полагать, что теперь стояла задача за морем набрать новых офицеров и солдат для пехотных полков, а также купить новое оружие.
Судьёй Стрелецкого приказа (учреждения) был боярин князь Иван Борисович Черкасской (в должности: с 15 октября 1623 г. по 4 апреля 1642 г.).
Март 7150 г. от С.м. (позже 1642 г. от Р.Х.).
В 7150 году от С.м. (позже 1642 г. от Р.Х.) Воевода города Тулы (в должности: 1642 г. — 1646 г.), Воевода «Большой Тульской засечной черты», боярин, князь Алексей Никитич Трубецкой официально был назначен Большим воеводой (командующим) Русской Большой ратью, стоявшей на «Большой Тульской засечной черте» (Одоев — Крапивна — Тула — Венев — Мценск). В то время решался вопрос о судьбе захваченной донскими казаками крепости Азов, и московское правительство всерьёз опасалось начала войны с Османской империей и Крымским ханством. Боярин, князь Алексей Никитич Трубецкой руководил ремонтом укреплений своей засечной черты, боевой подготовкой войск, эвакуацией населения с угрожаемых участков.
В 7150 г. от С.м. (позже 1642 г. от Р.Х.) продолжалось строительство «Белгородской засечной черты», валов, проездных ворот, стоялых острожков (временных караульных помещений) и острогов (городов). Новая оборонительная укреплённая линия протяжённостью более 800 км должна была перекрыть основные пути вторжения южных кочевников: Кальмиусский, Изюмский, Муравский и Ногайский шляхи (степные дороги). В состав Белгородской засечной черты должны были войти более 27 городов с острогами, земляные валы и естественные преграды: реки, леса, болота.
Надо полагать, что Царь Михаил Феодорович Романов и Боярская дума готовились к войне с Османской империей. Весной началось строительство двух новых городов на реке Дон – Костёнска и Коротояка.
В состав «Белгородской засечной черты» из Белгородского стола в 7150 г. от С.м. (позже 1642 г. от Р.Х.) входили города (если смотреть на порубежье с севера со стороны столицы царства г. Москвы слева на право):
= Тамбов (основан как город с острогом в 7144 г. (позже 1636 г.) в Русском царстве),
= Козлов (основан как город с острогом в 7144 г. (позже 1636 г.) в Русском царстве), от города Козлова южнее городов не было до самого города Воронежа,
— Воронеж (основан как город с острогом в 7094 г. (позже 1586 г.) в Русском царстве), от города Воронежа южнее располагался Борщёв мужской монастырь – укреплённый пункт,
= Костёнск (основан как город с острогом в 7150 г. (позже 1642 г.) в Русском царстве),
= Борщёв мужской монастырь в Русском царстве, располагался на западном правом берегу реки Дон, в селе Борщёво, в 35 верстах от города Воронежа. Существовал в царстве с 7123 г. от С. м. (позже 1615 г. от Р. Х.) по 21 октября 1721 г. от Р. Х. От Борщёва муж. монастыря городов не было до самого города Усерда. В марте 7150 г. (позже 1642 г. началось строительство городов Костёнска /южнее гор. Воронежа/, Коротояка /южнее Борщёва муж. монастыря/. Расстояние между Борщёвым монастырём и городом Коротояком, если ехать вдоль реки, составляет около 50 км.
= Коротояк (основан как город с острогом в 7150 г. (позже 1642 г.) в Русском царстве),
= Усерд (основан как город с острогом в 7145 г. (позже 1637) г. в Русском царстве),
— Верхососенск (основан как город с острогом в 7145 г. (позже 1637 г.) в Русском царстве),
— Царёв-Борисов (с … года гор. Новый Оскол) (основан как город с острогом в 7107 г. (позже 1599 г.) в Русском царстве), расположен при впадении речки Бахтыни в реку Оскол. Этот город был далеко южнее «Белгородской засечной черты». Существовал в царстве с 7107 г. (позже 1599 г.) по 21 октября 1721 г.
— Яблонов (основан как город с острогом в 7145 г. (позже 1637 г.) в Русском царстве).
— Короча (основан как город с острогом в 7146 г. (позже 1638 г.) в Русском царстве),
— Белгород (основан как город с острогом в 7101 г. (позже 1593 г.) в Русском царстве),
— Хотмышск (основан как город с острогом в 7148 г. (позже 1640 г.) в Русском царстве),
— Вольный (основан как город с острогом в 7148 г. (позже 1640 г.) в Русском царстве).
Апрель 1642 г.
В апреле Судьёй Стрелецкого приказа (учреждения) был боярин, князь Иван Борисович Черкасской (в должности: 15 октября 1623 г. — 4 апреля 1642 г.). Судьёй Стрелецкого приказа (учреждения) был боярин Фёдор Иванович Шереметев (в должности: 12 апреля 1642 г. — март 1645 г.).
Июнь 1642 г.
Летом 1642 г. по приказу Царя Всея Русии донские черкасы-казаки оставили крепость Азов, разрушив его укрепления, кроме генуэзской башни. Азов снова перешёл в руки Султана Османской империи. (24) (25) Эхом азовского казачьего сидения было формирование Московских Первого и Второго выборных полков Солдатского строя. Первый и Второй выборные полки комплектовались выбранными, лучшими служилыми людьми: дворянами, сынами боярскими и стрельцами. Следовательно, эти московские Выборные солдатские полки, как и московские стрелецкие полки, являлись гвардией Царя.
12 июля 7150 г. от С.м. (1642 г. от Р.Х.) в гор. Москве праздновали именины Царя и великого князя Михаила Фёдоровича Романова Всея Русии, ему исполнилось 46 лет.
14 июля 7150 г. от С.м. (1642 г.) в Русском царстве праздновали 142-ю годовщину победы Русской рати над Литовской ратью в сражении у реки Ведроши. В этом сражении взят был в плен гетман литовский князь Константин Острожский.
В августе 1642 г. в Русском царстве праздновали 92-ю годовщину со дня учреждения Стрелецкого войска, регулярного войска. В августе 7058 г. от С.м. (позже 1550 г. от Р.Х.) Царь и Великий князь Иван Васильевич Рюрик Всея Русии создал шесть Стрелецких статей по 500 человек. Выборные стрельцы за прошедшие годы зарекомендовали себя надёжной опорой Царей.
Августа 31 дня закончился 7150 г. (позже 1642 г.).
Сентября 1 дня начался 7165 (позже 1657) г.
Строитель в Борщевском монастыре Дионисий (в 1657 г.).
Августа 31 дня закончился 7165 (позже 1657) г.
Сентября 1 дня начался 7172 (позже 1664) г.
Игумен в Борщевском монастыре Савватий (упоминается в 1664 г., в 1665 – 1669 годах).
Игумен в Борщевском монастыре Дионисий 2-й (в 1664 г.).
Августа 31 дня закончился 7172 (позже 1664) г.
Сентября 1 дня начался 7178 (позже 1670) г.
Архимандрит в Борщевском монастыре Филарет (в 1670 г.) (у Строева в 1662 г., у И. Чулкова в Воронеж. Еп. Вед. 1871. №7 в 1657 — 1686 г.г.);
Августа 31 дня закончился 7178 (позже 1670) г.
Сентября 1 дня начался 7186 (позже 1678) г.
«Белгородский полк» «Белгородского разряда» участвовал в боевых действиях в Русско-османской войне 7181 — 7189 (позже 1673 – 1681) годов.
Строитель в Борщевском монастыре Питирим (в 1678 г.).
Августа 3 дня заключено Соглашение между Русским царством и Речью Посполитой о продлении Андрусовского перемирия (от 7175 (1667) г.) ещё на 13 лет (по Соглашению переданы Царём Всея Руси Феодором III города Невель, Себеж, Велиж Речи Посполитой в обмен на г. Киев).
Августа 31 дня закончился 7186 (позже 1678) г.
Сентября 1 дня начался 7187 (позже 1679) г.
«Белгородский полк» (совр. соединение) «Белгородского разряда» участвовал в боевых действиях в Русско-османской войне 7181 — 7189 (позже 1673 – 1681) годов.
На престоле был Царь Всея Руси Феодор III Алексеев сын Романов (г.ж. 7169 (позже 1661) г. — 7190 (позже 1682) г.) (г.пр. 8 февраля 7184 (позже 1676) г. – 7 мая 7190 (позже 1682) г.).
Учитывая возможность новых вторжений османов и кочевников, Царь и Боярская дума в 7189 (1679) г. приняли решение о строительстве «новой засечной черты» — Изюмской, в юго-западной части территории Белгородского разряда.
В 7187 (позже 1679) г. Воевода Белогородского разряда князь Г. Г. Ромодановской определён служить при дворе Царя.
В 7187 (позже 1679) г. Воеводой Белогородского разряда назначен П. В. Шереметев.
Августа 31 дня закончился 7187 (позже 1679) г.
Сентября 1 дня начался 7188 (позже 1680) г.
Строитель в Борщевском монастыре Савватий Картавцев (в 1680 г.).
Белгородский полк Белгородского разряда участвовал в боевых действиях в Русско-османской войне 7181 — 7189 (позже 1673 – 1681) годов.
В 7188 – 7189 годах (позже 1680 — 1681 годах) строилась Изюмская засечная черта.
Изюм. з. ч. как бы примкнула к Белгородской з. ч., в связи с чем западный фланг Бел. з. ч. потерял военное значение; восточная же её часть продолжала выполнять свои функции вплоть до начала 18-го столетия.
Строитель в Борщевском монастыре Корнилий (с 1680 г. по 1686 г.).
В Борщевской Церкви замечательны два синодика 1680 г., а другой 1752 г. (они описаны г. И. Чулковым в Воронежских Епархиальных ведомостях 1871 г. №7) (8)
Августа 31 дня закончился 7188 (позже 1680) г.
Сентября 1 дня начался 7189 (позже 1681) г.
Белгородский полк Белгородского разряда участвовал в боевых действиях в Русско-османской войне 7181 — 7189 (позже 1673 – 1681) годов.
Город Белгород в 7170 — 7180-е годы (1670 — 1680-е годы) имел преимущественно военное значение, посадских дворов в слободах в нём было только 55 (на период около 1681 г.), это можно узнать из сохранившихся окладных книг по сбору денег на жалование московским стрельцам (в 1681 г. собрано было 49 рублей 16 алтын 4 деньги). Постоянный гарнизон г. Белгорода в обыкновенное время составлял до 900 человек.
Строитель в Борщевском монастыре Корнилий (с 7188 г. по 7194 г. (позже с 1680 г. по 1686 г.).
В 17-м столетии в писцовых книгах отмечается, что все церкви тогда были деревянные и выстроены «клёцки», т.е. основой их являлся четырёхугольный бревенчатый сруб. Церковь в то время имела большое сходство с обычным домом, что еще более усиливалось двускатной тесовой кровлей. Шатровые кровли устраивать запрещалось. С восточной стороны к Церкви был прирублен «круглый тройной» (трёхстенный алтарь).
Некоторые городские церкви имели трапезные. Паперти или крыльца считались необходимой принадлежностью храма. Сельские церкви колокольни не имели. Почти при всех городских и более богатых сельских церквях (в селе Собакино, Боровом и др.) существовали приделы, которые пристраивались (приделывались) к ним снаружи и не имели сообщения с храмом. Это было особое здание, стоявшее рядом с основным храмом и часто имевшее собственную кровлю с главою и крестом. Иногда придел превращался в отдельную церковь, приписанную к главной, особенно, когда он тёплый. Приделанные и тёплые церкви не имели собственных священно- и церковно- служителей, в них служил причт главного храма.
Внутреннее устройство Церкви не блистало. Бедность храмов объяснялась как малочисленностью прихожан, так и невозможностью приобрести церковные принадлежности на месте. Уже тогда при всей бедности храмов встречались зачатки благотворительности.
Монастыри представляли собой небольшое селище, в центре которого стояла деревянная церковь, которая иногда была одновременно и приходским храмом. Недалеко от церкви устраивалось 4-5 келий — изб. Селище окружал деревянный забор или стоячий тын со «святыми воротами» напротив церкви, над которыми возвышалась башня для колоколов, а иногда и для пушек. За забором располагалась слобода из дворов монастырских крестьян, бобылей и работников, а также священников и причетников. Число дворов постоянно колебалось.
Управляли монастырем настоятели, которые именовались «Старцами» или «Строителями». Они заведовали всей жизнью монастыря: хозяйственной частью, внутренним благоустройством, постройкой, ремонтом церквей и других строений, наблюдали за вотчинами и угодьями, заботились о братии. Иногда было два «Строителя», иногда «Игумен» и очень редко «Архимандрит» (например, в Борщевском монастыре). Братия была немногочисленна: 6 — 15 монахов. Здесь же жили «беглецы», «трудники» и «вкладчики». В монастырь принимали только с вкладом, который частично обеспечивал содержание обители.
В большинстве случаев монашество принималось в старости для отмаливания грехов. Эта цель была основной при возникновении монастырей (например, Борщевский).
Борщевский монастырь построили донские казаки и постригались в него «при старости и болезни», поэтому тот с самого своего возникновения был зависим от Войска Донского. Казаки помогали монастырскому начальству в его тяжбах с детьми боярскими из г. Коротояка и драгунами из г. Костенска за «Богацкой ухожей» (совр. земли, угодья) на Дону реке. Без разрешения казачьего войскового круга, «Игумен» даже боялся выполнять распоряжения Епархиальной власти. Борщевский монастырь являлся донским т.к. принадлежал донским казакам. Выселенные из г. Костенска городовые (полковые) казаки заняли землю Борщевского монастыря — вотчину донских казаков, что вызвало тяжбу с Войском Донским, тянувшуюся до конца 17-го столетия. (9- см. Акиньшин А. Н.). (8) (10)
Августа 31 дня закончился 7189 (позже 1681) г.
Января 1 дня начался 1721 г.
Октября 21 дня в г. Санкт-Петербурге в Троицком соборе Царю Всея Руси Петру I Алексеевичу Романову был поднесён титул «Император». Русское царство стало именоваться Российской империей.
Российская империя – русское государство, существовавшее в период между 21 октября 1721 г. и 2 марта 1917 г.
С 1615 по 1686 годах в Борщевском монастыре были Строители – совр. Настоятели:
— Игумен Симеон (в 1615 – 1631 годах);
— Строитель Моисей (упоминается в 1640 г.);
— Строитель Дионисий под 1657 г.;
— Игумен Савватий (строитель) (упоминается в 1664 г., под 1665 – 1669);
— Игумен Дионисий 2-й (в 1664 г.);
— Архимандрит Филарет (в 1670 г.) (у Строева в 1662 г., а у И. Чулкова в Воронеж. Еп. Вед. 1871. №7 в 1657 — 1686 г.г.),
— Строитель Питирим (в 1678 г.);
— Строитель Савватий Картавцев (в 1680 г.);
— Строитель Корнилий (с 1680 г. по 1686 г.). (8)
— Строитель монах Пахомий (в 1701 г.).
Источники:
1) Сайт Архивы России. Книги Белгородского стола 1625 — 1737. ОДиБ, Кн. 10. /
2) Энцiклопедическiй словарь. Подъ редакцiей профессора И. Е. Андреевскаго, К. К. Арсеньева и заслуженнаго профессора Ѳ. Ѳ. Петрушевскаго. Издателi Ф. А. Брокгаузъ (гор. Лейпцигъ) и И. А. Ефронъ (гор. С.-Петербургъ). 1890 — 1907. /сокращённо — ЭС-1890/
3) Татищев В. Н. Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской. Сочинённый господином тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым. — СПб.: Тип. горн. училища, 1793. Ч. 1-3. Энц-я написана в 1744-1746 гг.
4) Свято-Троицкий Борщевский монастырь (по материалам сайта (http://www.trposad.ru/index/istorija_monastyrja/0-26))
5) Хронологический указатель Церквей в Воронежской области (1586 — 1886)
6) Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Выпуск 3. стр. 242.
7) Комолова Э. В. Воронежская епархия в конце 17 — 18 в.в.: образование, церковная организация, социально — политические отношения. — Воронеж. 2007.
8) Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — Москва: Изд. «Книжная палата» 2000
9) Акиньшин А. Н.
10) Никольский П. В, Монашество на Дону. Материалы по истории монашества на Дону: обзор грамот Коллегии Экономии стр. 155 — 156. Никольский. Положение монастырей Воронежской епархии при свят. Митрофане. Окладные книги Рязанской митрополии.
11) Колганов Б. И. История заселения и хозяйственного освоения Воронежского края в эпоху феодализма. — Воронеж. 1987 г. /
12) Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969 — 1978. /сокращённо — БСЭ-69/ Статья «Опричнина». /
13) Загоровский В. П. Воронежский край с древнейших времен до конца 17в. Документы и материалы по истории края. — Воронеж. 1976 г. /
14) Церковь и её деятели в истории России. Меж. вуз. сборник научных трудов. Выпуск 2. — Воронеж 2001 г. /
15- Загоровский В. П. «Белгородская черта». Издательство Воронежского университета, — Воронеж, 1969. /
16) Сайт «Меотида и окрестности». Монастырское урочище. /
18) Сайт «Проза». Юрасов Александр Николаевич. Оборона г. Воронежа 1617 г. /
19) Сайт «Православная Энциклопедия». Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Рязанская и Михайловская епархия Русской православной церкви. /
20) Там же. Воронежская и Лискинская епархия Русской православной церкви (название с 26 дек. 2013 г.) /
21) Там же. Воронежская и Борисоглебская епархия (название в 2003 — 2013 гг.) /
24) Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г. В. Губарев, редактор – издатель А. И. Скрылов. 1966-1970. Азовское сидение /
25) БСЭ-69. Азовское сидение /
26) Детская энциклопедия. Земский собор 1642 года. /
27) Рабинович М.Д. I. Пехота. 2. Выборные и гвардейские солдатские полки. Справки 75, 76. Бутырский (75), Лефортовский (76) московские выборные солдатские полки. /
28) Военная энциклопедия. Под редакцией В. Ф. Новицкого и других. 1911-1915. — Санкт-Петербург. Издательство: Товарищество И. Д. Сытина. /сокращённо ВЭ-1911/ Статья «Азовские походы Петра I» /
29) Военная энциклопедия. — Санк-Петербург: Товарищество И. Д. Сытина. Под ред. В. Ф. Новицкого и др.. 1911-1915. Статья «Бутырскій, 66-й пѣхотный, полкъ.
30) Сайт «Единая и Неделимая». Статья Николая Алексеевича Абросимова «Первый выборный полк Солдатского строя ф. 7150 (1642) г. (Русское царство)» /
32) Сайт «Единая и Неделимая». Статья Николая Алексеевича Абросимова «Белгородская большая рать 1657 года» /
33) Русский биографический словарь. Под ред. А.А. Половцева. Статья Николая Васильевича Воронкова «Ромодановский», князь Григорий Григорьевич. Т. 17 (1918): Романова — Рясовский, с. 84—113.
35) Бобровский Павел Осипович. История Лейб-гвардии Преображенского полка. Издательство: Экспедиция заготовления государственных бумаг. — СПб. 1900-1904. С. 350-351 /
При использовании статьи ссылка обязательна.
Абросимов Н. А. Статья начата 15.01.2016 г.