5-й броневой автомобильный дивизион Российской империи

5-й броневой автомобильный дивизион — это воинская часть Российской императорской армии Российской империи. Броневой автомобильный дивизион — это постоянное воинское формирование, созданное для выполнения боевых задач. Предположительно, дивизион существовал с 1 сентября 1916 года по февраль или март 1918 года.

. Броневые дивизионы Русской армии, находившиеся на фронте, просуществовали до начала 1918 года, когда в феврале — марте специально созданная ликвидационная комиссия Центрального совета по управлению броневыми силами Российской Советской Федеративной Социалистической Республики провела их демобилизацию. Личный состав 5-го дивизиона был демобилизован полностью. (16)

Предисловие

1914 год от Рождества Христова

. В Русской императорской армии в Военном министерстве с 28 декабря 1862 г. по 20 декабря 1913 г. существовало Главное инженерное управление. С 20 декабря 1913 г. Главное инженерное управление (ГИУ) переименовано в Главное военно-техническое управление (ГВТУ). По новому Положению на Г. в.-т. у. возлагалась организация фортификационного строительства, инженерно-техническое обеспечение армии, разработка военно-технических вопросов, руководство инженерной подготовкой в войсках и другие. Был принят новый штат.

При ГВТУ состояли Николаевская инженерная академия и Николаевское инженерное училище, редакция «Инженерного журнала», Хозяйственный комитет (с января 1869 г.; заведовал эксплуатацией здания Инженерного замка). (12)

Начальником Главного военно-технического управления был …..

Генерал-инспектором по инженерной части ГВТУ был инженер-генерал Николай Фомич Александров.

= Алекса́ндров Никола́й Фоми́ч (21 октября 1851, Орёл — 14 октября 1915, Петроград) — инженер-генерал Российской императорской армии. Со 2 августа 1909 г. по 21 декабря 1913 г. — Начальник Главного инженерного управления. Высочайшим приказом от …. 1909 г. пожалован чин Инженер-генерала (старшинство от 29.03.1909; за отличие). 20 декабря 1913 г. при преобразовании Главного инженерного управления в Главное военно-техническое управление не был назначен Начальником управления. С 21 декабря 1913 г. и до самой смерти, 14 октября 1915 г., занимал должность Генерал-инспектора по инженерной части. С …. по 29 сентября 1915 г. одновременно исполнял должность начальника Главного Военно-Технического управления. С 29.09.1915 г. по 15.03.1917 г. Начальником Главного военно-технического управления был генерал-лейтенант Гавриил Георгиевич Милеант. Высочайшим приказом от 22 марта 1915 г. пожалованы алмазные знаки к ордену Святого Александра Невского. Исключен из списков умершим Высочайшим приказом от 28.10.1915 г. =

Сентябрь 1914 г.

С июля по сентябрь 1914 г. были сформированы 1-20-я автомобильные роты. (13)

Запасная броневая автомобильная рота была сформирована в … ; существовала рота до 30 января 1917 г. Рота дислоцировалась в г. Петрограде. Командиром роты был с … по 30.01.1917 г. капитан (командующий), с 11.09.1916 подполковник (командир) Вячеслав Александрович Халецкий. Рота была в подчинении штаба Петроградского военного округа. (11)

Октябрь 1914 г.

. 19 октября 1914 года 1-я пулемётная автомобильная рота направлена в действующую армию — во 2-ю армию.

Ноябрь 19114 г.

. 5 ноября 1914 г. был Высочайше утверждён штат № 16 «пушечного автомобильного взвода». После сформирования взвод вошёл в состав 1-й пулемётной автомобильной роты.

. В начале декабря 1914 года был Высочайше утверждён (новый) штат № 19 «пулемётного автомобильного взвода», который включал в себя три пулемётных броневых автомобиля «Остин», четыре легковых автомобиля, один грузовой автомобиль 3-тонный, автомобиль-мастерскую, автомобиль-цистерну и четыре мотоцикла, из них один с коляской. При этом из вышеперечисленной техники каждому броневику придавалось по одному легковому автомобилю и мотоциклу без коляски для обеспечения и обслуживания. Личный состав взвода включал четырёх офицеров (по штату командир — штабс-капитан, и три младших офицера — подпоручики) и 46 унтер-офицеров и рядовых. (2, Сайт Офицеры РИА. 10-е броневое автомобильное отделение.)

_ Состав броневого автомобильного взвода отделение по штату № 19 на начало декабря 1914 г.: (см. 2)

Личный состав взвода:

— командир взвода — 1, офицер, в/зв — штабс-капитан (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— командиры броневых автомобилей — 3, офицеры, в/зв — подпоручик (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— унтер-офицеров и рядовых — 46 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.) 

Вооружение:

— пулемётный броневой автомобиль типа «Остин» (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— пулемётный броневой автомобиль типа «Остин» (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— пулемётный броневой автомобиль типа «Остин» (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— легковых автомобилей — 4 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— грузовой автомобиль бортовой, 3-х тонный — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— грузовой автомобиль-мастерская — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— грузовой автомобиль-цистерна — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— мотоцикл с коляской — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— мотоциклов без коляски — 3 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.), по одному мотоциклу на броневик. (2, Сайт Офицеры РИА. 10-е броневое автомобильное отделение.)

начальника пулемётов-стрелков, кормовой водитель)

_ Состав броневого автомобильного взвода отделение по штату № 19 на начало декабря 1914 г.: (см. 2)

** Управление взвода:

— командир взвода, офицер, в/зв — штабс-капитан (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— адъютант

— старший писарь — 1, унтер-офицер,

— водитель легкового автомобиля — 1, унтер-офицер,

— мотоциклист — 1, унтер-офицер,

— ……………..

.   Вооружение управления:

— легковой автомобиль — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— мотоцикл с коляской — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— наганы, винтовки.

Вооружение:

** 1-е пулемётное броневое автомобильное отделение:

— командир отделения / командир бронеавтомобиля — 1, офицер, в/зв — подпоручик (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— начальники пулемётов-стрелки — 2, унтер-офицеры,

— водитель бронеавтомобиля — 1, рядовой,

— водитель бронеавтомобиля, кормовой, — 1, рядовой,

— мотоциклист — 1, рядовой,

— водитель легкового автомобиля — 1,

— писарь — 1, рядовой,

.   Вооружение 1-го отделения:

— пулемётный броневой автомобиль типа «Остин» (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— легковой автомобиль — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— мотоцикл без коляски — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

** 2-е пулемётное броневое автомобильное отделение:

— командир отделения / командир бронеавтомобиля — 1, офицер, в/зв — подпоручик (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— начальники пулемётов-стрелки — 2, унтер-офицеры,

— водитель бронеавтомобиля — 1, рядовой,

— водитель бронеавтомобиля, кормовой, — 1, рядовой,

— мотоциклист — 1, рядовой,

— водитель легкового автомобиля — 1,

— писарь — 1, рядовой,

.   Вооружение 2-го отделения:

— пулемётный броневой автомобиль типа «Остин» (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— легковой автомобиль — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— мотоцикл без коляски — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

** 3-е пулемётное броневое автомобильное отделение:

— командир отделения / командир бронеавтомобиля — 1, офицер, в/зв — подпоручик (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— начальники пулемётов-стрелки — 2, унтер-офицеры,

— водитель бронеавтомобиля — 1, рядовой,

— водитель бронеавтомобиля, кормовой, — 1, рядовой,

— мотоциклист — 1, рядовой,

— водитель легкового автомобиля — 1,

— писарь — 1, рядовой,

Вооружение 3-го отделения:

— пулемётный броневой автомобиль типа «Остин» (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— легковой автомобиль — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— мотоцикл без коляски — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

** 4-е автомобильное отделение обеспечения:

— командир отделения — 1, унтер-офицер, в/зв — старший унтер-офицер

— водители — .., унтер-офицеры и рядовые,

— писари — .., рядовые,

— повара — .., рядовые,

— …………………………………………

.   Вооружение 4-го отделения:

— грузовой автомобиль бортовой, 3-х тонный — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— грузовой автомобиль-мастерская — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— грузовой автомобиль-цистерна — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.).

Всего личного состава во взводе: командир взвода — 1, офицер, командиров броневых автомобилей — 3, офицеры, унтер-офицеров и рядовых — 46 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.). (2, Сайт Офицеры РИА. 10-е броневое автомобильное отделение.)

** «Остин» — бронеавтомобиль, разработанный британской фирмой «Остин» по заказу Военного министерства Российской империи и строившиеся в Великобритании в 1914 — 1917 годах в различных модификациях — «Остин» 1-й серии, «Остин» 2-й серии, «Остин» 3-й серии, «Остин» 1918 г. 21.12.1914 г. первые бронеавтомобили прибыли в Россию и началось их боевое применение на фронтах Великой войны 1914-17 годов (1-й мировой войны) в Императорской русской армии. Первые подразделения броневиков были — пулемётные автомобильные взводы. Вооружение броневика составляли два 7,62-мм пулемёта «Максим», располагавшиеся в башнях бронеавтомобиля. Экипаж 4-5 человек (командир, водитель, два начальника пулемётов-стрелков, кормовой водитель).

. К 20 декабря 1914 г. были сформированы восемь броневых пулемётных автомобильных взводов №№ 5-12, которые 21 декабря убыли в действующую армию.

1915 год от Рождества Христова

Январь

Начальником Главного военно-технического управления был …..

Генерал-инспектором по инженерной части ГВТУ с 21 декабря 1913 г. по 14 октября 1915 г. был инженер-генерал Никола́й Фоми́ч Алекса́ндров.

Запасная броневая автомобильная рота дислоцировалась в г. Петрограде. Командующим ротой был капитан Вячеслав Александрович Халецкий. Рота была в подчинении штаба Петроградского военного округа. (11)

Март 1915 г.

. Боевые действия 1-й пулемётной автомобильной роты и первых пулемётных автомобильных взводов показали необходимость в пушечном бронеавтомобиле для поддержки пулемётных бронеавтомобилей. Поэтому в марте 1915 года был Высочайше утверждён штат № 20 «пулемётного автомобильного взвода», по которому число пулемётных броневиков (отделений) во взводах уменьшалось до двух, а вместо третьего пулемётного броневика включался пушечно-пулемётный броневик (отделение), бронеавтомобиль «Гарфорд» постройки Путиловского завода вооружённый 76-мм пушкой. Для улучшения снабжения броневых автомобилей были добавлены ещё три грузовых автомобиля — два 1,5-2-тонных и один 3-тонный. Пулемётные автомобильные взводы №№ 5-12, вооружённые бронеавтомобилями типа «Остин» получили бронеавтомобили типа «Гарфорд» и дополнительные грузовые автомобили. Во время перевооружения третий пулемётный бронеавтомобиль из взводов не изымался, поэтому получилось усиление огневой мощи этих взводов. (2, Сайт Офицеры РИА. 10-е броневое автомобильное отделение.)

_ Состав броневого автомобильного взвода отделение по штату № 19 на начало декабря 1914 г. и по штату № 20 от … марта 1915 г.: (см. 2)

** Управление взвода:

— командир взвода, офицер, в/зв — штабс-капитан (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— адъютант

— старший писарь — 1, унтер-офицер,

— водитель легкового автомобиля — 1, унтер-офицер,

— мотоциклист — 1, унтер-офицер,

— ……………..

.   Вооружение управления:

— легковой автомобиль — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— мотоцикл с коляской — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— наганы, винтовки.

Вооружение:

** 1-е пулемётное броневое автомобильное отделение:

— командир отделения / командир бронеавтомобиля — 1, офицер, в/зв — подпоручик (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— начальники пулемётов-стрелки — 2, унтер-офицеры,

— водитель бронеавтомобиля — 1, рядовой,

— водитель бронеавтомобиля, кормовой, — 1, рядовой,

— мотоциклист — 1, рядовой,

— водитель легкового автомобиля — 1,

— писарь — 1, рядовой,

.   Вооружение 1-го отделения:

— пулемётный броневой автомобиль типа «Остин» (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— легковой автомобиль — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— мотоцикл без коляски — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

** 2-е пулемётное броневое автомобильное отделение:

— командир отделения / командир бронеавтомобиля — 1, офицер, в/зв — подпоручик (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— начальники пулемётов-стрелки — 2, унтер-офицеры,

— водитель бронеавтомобиля — 1, рядовой,

— водитель бронеавтомобиля, кормовой, — 1, рядовой,

— мотоциклист — 1, рядовой,

— водитель легкового автомобиля — 1,

— писарь — 1, рядовой,

.   Вооружение 2-го отделения:

— пулемётный броневой автомобиль типа «Остин» (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— легковой автомобиль — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— мотоцикл без коляски — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

** 3-е пушечно-пулемётное броневое автомобильное отделение:

— командир отделения / командир бронеавтомобиля — 1, офицер, в/зв — подпоручик (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— начальники пулемётов-стрелки — 3, унтер-офицеры,

— начальник орудия / наводчик — 1, унтер-офицер,

— заряжающий орудия — 1, рядовой, /мог отсутствовать/

— подносчик боеприпасов к орудию — 1, рядовой,

— водитель бронеавтомобиля — 1, рядовой,

— водитель бронеавтомобиля, кормовой, — 1, рядовой,

— мотоциклист — 1, рядовой,

— водитель легкового автомобиля — 1,

— писарь — 1, рядовой,

Вооружение 3-го отделения:

— пушечно-пулемётный броневой автомобиль типа «Гарфорд-Путилов» (штат № 20 от … марта декабря 1915 г.)

— легковой автомобиль — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— мотоцикл без коляски — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

** 4-е автомобильное отделение обеспечения:

— командир отделения — 1, унтер-офицер, в/зв — старший унтер-офицер

— водители — .., унтер-офицеры и рядовые,

— писари — .., рядовые,

— повара — .., рядовые,

— …………………………………………

.   Вооружение 4-го отделения:

— грузовой автомобиль бортовой, 3-х тонный — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— грузовой автомобиль бортовой, 3-х тонный — 1 (штат № 20 от … марта 1915 г.)

— грузовые автомобили бортовые, 1,5 или 2-х тонные — 1 (штат № 20 от … марта 1915 г.)

— грузовой автомобиль-мастерская — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.)

— грузовой автомобиль-цистерна — 1 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.).

Всего личного состава во взводе: командир взвода — 1, офицер, командиров броневых автомобилей — 3, офицеры, унтер-офицеров и рядовых — 46 (штат № 19 от начала декабря 1914 г.). (2, Сайт Офицеры РИА. 10-е броневое автомобильное отделение.)

«Остин» — бронеавтомобиль, разработанный британской фирмой «Остин» по заказу Военного министерства Российской империи и строившиеся в Великобритании в 1914 — 1917 годах в различных модификациях — «Остин» 1-й серии, «Остин» 2-й серии, «Остин» 3-й серии, «Остин» 1918 г. 21.12.1914 г. первые бронеавтомобили прибыли в Россию и началось их боевое применение на фронтах Великой войны 1914-17 годов (1-й мировой войны) в Императорской русской армии. Первые подразделения броневиков были — пулемётные автомобильные взводы. Вооружение броневика составляли два 7,62-мм пулемёта «Максим», располагавшиеся в башнях бронеавтомобиля. Экипаж 4-5 человек (командир, водитель, два начальника пулемётов-стрелков, кормовой водитель).

Май 1915 г.

Запасная броневая автомобильная рота дислоцировалась в г. Петрограде. Командиром роты был с … по 30.01.1917 г. капитан, Вячеслав Александрович Халецкий. (11)

3 мая 1915 г. из Запасной броневой автомобильной роты (г. Петроград) пушечно-пулемётный броневой автомобиль «Бессмертный» (или «Бесстрашный») (типа «Гарфорд-Путилов») был отправлен на Юго-Западный фронт в состав 5-го броневого  автомобильного взвода [Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колёсные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Минск: Харвест, 2004] [Коломиец М. В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. — М.: Яуза, 2008.].

Сентябрь 1915 г.

Бронированный дозорный катер — бронекатер типа «Н». По заказу Военного ведомства катера производила фирма «Муллинс и Ко» в гор. Салеме (штат Огайо, США) В 1915 г. фирма произвела 18 дозорных бронекатеров. После постройки они разбирались, упаковывались в ящики и на пароходах доставлялись в город Владивосток, а затем по железной дороге доставлялись в город Петрограде, где при Запасном моторно-понтонном батальоне проводились их сборка и приёмка заказчиком. К осени 1915 г. 18 броневых катеров были собраны и находились в столице. К этому времени Русская армия завершила отступление. Теперь полем боя для новых кораблей предстояло стать рекам Западная Двина и Припять. (6) (7) (8) (9)

Начальником Главного военно-технического управления с 29.09.1915 по 15.03.1917 был генерал-лейтенант Гавриил Георгиевич Милеант.

Генерал-инспектором по инженерной части ГВТУ был инженер-генерал Никола́й Фоми́ч Алекса́ндров.

Октябрь 1915 г.

Начальником Главного военно-технического управления был генерал-лейтенант Гавриил Георгиевич Милеант.

14 октября 1915 г. умер Генерал-инспектор по инженерной части инженер-генерал Никола́й Фоми́ч Алекса́ндров.

В октябре 1915 г. поручик Николай Николаевич Лямин для надобностей формируемых броневых частей и пулемётных автомобильных взводов прикомандирован к Офицерской стрелковой школе, куда прибыл 16.10.1915 г. и назначен младшим офицером в 1-ю Броневую команду, а также для обучения господ офицеров и нижних чинов пулемётных команд «Кольта» уходу и обращению с лошадьми. Переведён из школы 31.10.1915 в Запасную броневую автомобильную роту, куда прибыл в тот же день и зачислен в переменный состав младшим офицером 33-го пулемётного автомобильного взвода (31.10-02.12.1915). Убыл 11.12 1915 в распоряжение Заведующего автомобильной частью Западного фронта для дальнейшего направления в 24-й пулемётный автомобильный взвод на должность мл. офицера.

С 29.10.1915 г. капитан Варакин Василий Васильевич переведён в Запасную броневую автомобильную роту (Высочайший приказ от 29.10.1915).

С 29.10.1915 г. штабс-капитан Александр Тимофеевич Староверкин переведён Запасную броневую автомобильную роту (Высочайший приказ от 29.10.1915). Утверждён в должности Адъютанта роты. Окончил курс и выдержал испытание в знании автомобильного дела при Военной Автомобильной Школе (10 мая 1916 г.). С 05.02.1917 г. служил в 4-м броневом автомобильном дивизионе (Высочайший приказ от 05.02.1917). 3 августа 1916 г. назначен И.д. Адъютанта дивизиона. 5 августа 1916 г. в составе Управления 4-го броневого автомобильного дивизиона убыл в действующую армию.

Октябрь 1915 г.

Начальником Главного военно-технического управления был генерал-лейтенант Гавриил Георгиевич Милеант.

14 октября 1915 г. умер Генерал-инспектор по инженерной части инженер-генерал Никола́й Фоми́ч Алекса́ндров.

В октябре 1915 г. поручик Николай Николаевич Лямин для надобностей формируемых броневых частей и пулемётных автомобильных взводов прикомандирован к Офицерской стрелковой школе, куда прибыл 16.10.1915 г. и назначен младшим офицером в 1-ю Броневую команду, а также для обучения господ офицеров и нижних чинов пулемётных команд «Кольта» уходу и обращению с лошадьми. Переведён из школы 31.10.1915 в Запасную Броневую автомобильную роту, куда прибыл в тот же день и зачислен в переменный состав младшим офицером 33-го пулемётного автомобильного взвода (31.10-02.12.1915). Убыл 11.12 1915 в распоряжение Заведующего автомобильной частью Западного фронта для дальнейшего направления в 24-й пулеметный автомобильный взвод на должность мл. офицера.

С 29.10.1915 г. штабс-капитан Александр Тимофеевич Староверкин переведён Запасную броневую автомобильную роту (Высочайший приказ от 29.10.1915). Утверждён в должности Адъютанта роты. Окончил курс и выдержал испытание в знании автомобильного дела при Военной Автомобильной Школе (10 мая 1916 г.). С 05.02.1917 г. служил в 4-м броневом автомобильном дивизионе (Высочайший приказ от 05.02.1917). 3 августа 1916 г. назначен И.д. Адъютанта дивизиона. 5 августа 1916 г. в составе Управления 4-го броневого автомобильного дивизиона убыл в действующую армию.

Ноябрь 1915 г.

С декабря 1914 г. по ноябрь 1915 г. для действующей армии были сформированы 57 пулемётных автомобильных взводов. (13)

Декабрь 1915 г.

Двинский военный округ создан в 1914 г. взамен упразднённого Виленского военного округа. В начале Великой войны округ был тыловым районом Северо-Западного фронта, с 1915 г. был тыловым районом Северного фронта. Штаб округа в 1917 г. находился в г. Витебске. В состав округа входили территории в 1914 г. ………, в 1915 г. ………, в 1916 г. ……….., в 1917 г. — Витебской, Псковской и часть Лифляндской губерний. Округ расформирован в марте 1918 г.  (10, Сайт Офицеры РИА. Двинский военный округ)

1916 год от Рождества Христова

Январь

Начальником Главного военно-технического управления с 29.09.1915 по 15.03.1917 был генерал-лейтенант Гавриил Георгиевич Милеант. При ГВТУ состоял в 1916-18 годах Инженерный комитет, который рассматривал проекты крепостей и укреплённых пунктов, разрабатывал документы, пособия по специальной подготовке инженерных войск и другие (12).

. Пушечно-пулемётные бронеавтомобили типа «Ланчестер» поступили на вооружение пушечных автомобильных взводов №№ 37-47. Были отправлены в действующую армию в марте — августе 1916 года.

Запасная броневая автомобильная рота дислоцировалась в г. Петрограде. Командиром роты был капитан Вячеслав Александрович Халецкий. (11)

Март 1916 г.

. К весне 1916 г. 5-я армия имела линию фронта у города Двинска, а на некоторых участках линия фронта проходила буквально по кустам у самого края реки. Германская артиллерия легко накрывала цели на всей ширине р. Западной Двины, достигавшей здесь 250-300 метров. Поэтому русские войска, державшие здесь оборону, остро нуждались в огневой поддержке с воды. Вновь сформированный Отд. взвод бронекатеров был передан в оперативное подчинение 19-го армейского корпуса. Командование корпуса поставило перед командиром взвода следующие задачи: препятствовать переправе врага через реку Западную Двину и передвижению его войск вблизи берега; способствовать наведению своих мостов через реку и переправе своих войск; нести дозорную службу. (6) (7) (8) (9)

Июнь 1916 г.

. В мае-июне 1916 г. из города Петрограда на р. Припять отправили 12 броневых катеров типа «Н», которые вошли в состав речной флотилии под командованием командира Морской бригады особого назначения генерал-майора Г.Н. Мазурова. 4 броневых катера типа «Н» отправили на р. Западная Двина в город Двинск, где они составили Отдельный взвод бронированных катеров в составе 5-й армии Северного фронта. (6) (7) (8) (9)

. Приказом Начальника штаба Верховного Главнокомандующего от 7 июня 1916 года планировалось сформировать 12 броневых автомобильных дивизионов (по числу армий). При этом «пулемётные автомобильные взводы» (состояли из трёх отделений — бронеавтомобилей) переименовывались в «броневые автомобильные отделения» с сохранением прежней нумерации и включались в состав «броневых автомобильных дивизионов». При переименовании пулемётных автовзводов в броневые автоотделения их боевой состав (три броневика) оставался прежним, изменения касались лишь вспомогательной техники. Так, для улучшения снабжения броневых автомобилей число грузовых автомобилей в них увеличилось с двух до четырёх — по одному на «бронеавтомобиль» плюс один на «отделение». Кроме того, для сбережения запасов бензина и ресурса мотоциклов «отделение» получило два самоката (велосипеда) — для связи и передачи приказаний. (2, Сайт Офицеры РИА. 10-е броневое автомобильное отделение.) Следовательно, 10-й пулемётный автомобильный взвод переформировывался в 10-е броневое автомобильное отделение. Следовательно, 11-й пулемётный автомобильный взвод переформировывался в 11-е броневое автомобильное отделение. 

5-й броневой автомобильный дивизион

. Надо полагать, что в течение июня-июля 1916 г. 5-й броневой автомобильный дивизион был сформирован.

Август 1916 г.

Приказ Начальника штаба Верховного Главнокомандующего от 15 августа 1916 г. за № 1112:   «1) Распоряжением Штаба Главнокомандующего армиями Северного фронта расформировать пушечный автомобильный взвод, содержащийся по штату № 16, Высочайше утверждённому 5-го ноября 1914 года и входящий в состав бывшей 1-й пулемётной автомобильной роты, обратив его личный состав и имущество на формирования броневых отделений, согласно п. 2 приказа моего 1916 года № 747. Входившим в состав пулемётной автомобильной роты пулемётным автомобильным взводам, переформированным согласно п. 2-го приказа моего 1916 года № 747 — в броневые автомобильные отделения, присвоить наименования с 1-го по 4-ое». (Сайт Офицеры РИА. 1-й броневой автомобильный дивизион) В сентябре 1916 года 1-я пулемётная автомобильная рота была переформирована в 1-й броневой автомобильный дивизион, который поступил в распоряжение 42-го армейского корпуса, дислоцированного в Великом княжестве Финляндском. (Сайт Офицеры РИА. 33-е броневое автомобильное отделение.)

Сентябрь 1916 г.

На 1 сентября 1916 г. 5-й броневой автомобильный дивизион входил в состав 5-й армии Северного фронта. (1, Сайт «Офицеры РИА». 5-й броневой автомобильный дивизион)

_ Состав 5-го броневого автомобильного дивизиона на 1 сентября 1916 г.: (1)

**  Командование

**  Штаб

**  10-е броневое автомобильное отделение на 1 сентября 1916 г.: (1) (2)

— бронеавтомобиль «Свирепый» (типа «Остин» 1-й серии, № двигателя — 143-623, № шасси — 1965; пулемётный). (2)

— бронеавтомобиль «Сердитый» (типа «Остин» 1-й серии, № двигателя — 178-623, № шасси — 1925; пулемётный). (2)

— бронеавтомобиль «Страшный» (типа «Остин» 1-й серии, № двигателя — 156-623, № шасси — 1902; пулемётный). (2)

— бронеавтомобиль «…..» (типа «Гарфорд-Путилов»; пушечно-пулемётный). (2)

— грузовых автомобилей — 5 единиц (по одному на броневик плюс один на отделение). (2)

— мотоциклов — .. (для связи и передачи приказаний). (2)

— самокатов (велосипедов) — 2 (для связи и передачи приказаний). (2)

**  11-е броневое автомобильное отделение на 1 сентября 1916 г.: (1) (3)

— бронеавтомобиль «Кречет» (типа «Остин» 1-й серии, № двигателя — 157-623, № шасси — 2027; пулемётный). (3)

— бронеавтомобиль «Копчик» (типа «Остин» 1-й серии, № двигателя — 144-623, № шасси — 1919; пулемётный). (3)

 — бронеавтомобиль «Кречет» (возможно, ошибка) (типа «Остин» 1-й серии, № двигателя — 158-623, № шасси — 1938; пулемётный). (3)

— бронеавтомобиль «Лев» (типа «Гарфорд-Путилов»; пушечно-пулемётный). (3)

— Грузовых автомобилей — 4 единицы (по одному на броневик плюс один на отделение). (2)

— Мотоциклов — .. (для связи и передачи приказаний). (2)

— Самокатов (велосипедов) — 2 (для связи и передачи приказаний). (2)

**  37-е броневое автомобильное отделение на 1 сентября 1916 г.: (1) (4)

—  бронеавтомобиль «…..» (типа «Остин» 2-й серии, № двигателя — 184, № шасси — 3610; пулемётный)

—  бронеавтомобиль «…..» (типа «Остин» 2-й серии, № двигателя — 183, № шасси — 4404; пулемётный)

—  бронеавтомобиль «…..» (пулемётный)

—  бронеавтомобиль «…..» (типа «Ланчестер», № двигателя — 1575, № шасси — 34407; пушечно-пулемётный). Броневики «Ланчестеры» поступили на вооружение пушечных отделений последних десяти пулемётных автомобильных взводов №№ 37-47 (отправлены на фронт в марте — августе 1916 г.).

— Грузовых автомобилей — 4 единицы (по одному на броневик плюс один на отделение). (2)

— Мотоциклов — .. (для связи и передачи приказаний). (2)

— Самокатов (велосипедов) — 2 (для связи и передачи приказаний). (2)

**  Отдельный взвод броневых катеров на 1 сентября 1916 г.: (1) (6)

—  броневой катер (типа «Н»)  № .. (6)

—  броневой катер (типа «Н») № .. (6)

—  броневой катер (типа «Н») № .. (6)

—  броневой катер (типа «Н») № .. (6)

Бронированный дозорный катер — бронекатер типа «Н». Взвод броневых катеров имел следующие задачи: ведение разведки и несение дозорной службы, проводить огневую поддержку сухопутных войск, действовавших на берегу, проводить высадку в тылу противника разведывательных и диверсионных групп. Катер имел водоизмещение не более 6,5 тонн, габаритные размеры позволяли перевозить его в разобранном виде на стандартной железнодорожной платформе без разборки, скорость 10 узлов и дальность хода до 200 миль. Бронирование катера обеспечивало надёжную защиту от ружейно-пулемётного огня и шрапнели. Вооружение катера составляли пулемёты: один в баше, который обеспечивал круговой обстрел, второй — на корме катера, на станке. Катер мог перевозить 15 человек в полном снаряжении. (6) (7) (8) (9)

Запасная броневая автомобильная рота дислоцировалась в г. Петрограде. Командиром роты был  капитан, с 11.09.1916 — подполковник, Вячеслав Александрович Халецкий. (11)

Есть сведения о вооружении 10-го броневого автомобильного отделения. По состоянию на 21 сентября 1916 г. заднее рулевое управление Путиловского завода было поставлено на броневики типа «Гарфорд-Путилов» следующих взводов: Северный фронт — 10, 11, 12, 13 и 38-й, Западный фронт — 6, 7, 8, 14, 16, 31, 24 и 30-й, Юго-Западный фронт — 15 и 20-й. (3, Сайт «Офицеры РИА». 16-е броневое автомобильное отделение) Надо полагать, что 10-е и 11-е отделения имели на вооружении броневики типа «Гарфорд-Путилов».

Октябрь 1916 г.

Командиром 11-го броневого автомобильного отделения был штабс-капитан Дмитрий ….. Филиппов, с 28.10.1916 г. — капитан (3).

Ноябрь 1916 г.

15 ноября 1916 г. в штат «пулемётного автомобильного отделения» был введён ещё пулемётный бронеавтомобиль — увеличивалась огневая мощь отделения. Предполагалось, что этот броневик станет запасным на случай ремонта одного из бронеавтомобилей. Но, к сожалению, перевести все «пулемётные автомобильные отделения» на новый штат не представлялось возможным, так как для этого не хватало броневиков. Тем не менее, в начале 1917 года некоторые бронечасти Западного и Юго-Западного фронта (18, 23, 46 и ряд других отделений) получили в свой состав четвёртый броневик. (2, Сайт Офицеры РИА. 10-е броневое автомобильное отделение.)

Офицерский состав 5-го броневого автомобильного дивизиона:

— Панов Георгий, штабс-капитан (1).

— Воскресенский, поручик (с 11.12.1916 г. штабс-капитан), числящийся по армейской пехоте, состоящий в резерве чинов при штабе Петроградского военного округа и в прикомандировании к 5-му броневому автомобильному дивизиону (1).

— Ольховик Константин Игнатьевич, поручик (1).

— Худяков, подпоручик, числящийся по армейской пехоте, состоящий в 5-м броневом автомобильном дивизионе, (с 11.12.1916 поручик) (1).

— Молоствов Борис, подпоручик, числящийся по армейской пехоте, состоящий в 5-м броневом автомобильном дивизионе (в ВП 30.01.1917) (1).

Офицерский состав 10-го броневого автомобильного отделения:

На 1915 год: Панфилов, подпоручик (переведён Высочайшим приказом 11.07.1915 в 34-й Сибирский стр. полк) (2). Бернасовский (Бернесовский), поручик (переведён Высочайшим приказом 13.09.1915 из Выборгской крепостной артиллерии) (2). Тихонравов Алексей, штабс-капитан (в Высочайшем приказе от 09.11.1915) (2).

На 1916 год: Бернасовский, поручик (на 21.02.1916) (переведён 30.04.1916 в 38-ю артиллерийскую бригаду) (2). Тихонравов Алексей, штабс-капитан 10-го пулемётного автомобильного взвода (в Высочайших приказах от 11.03.1916, 21.06.1916, 24.06.1916), со 02.08.1916 капитан (в ВП 20.08.1916) (2). Правиков Всеволод Владимирович, подпоручик 10-го пулемётного автомобильного взвода (в ВП 11.03.1916, 21.06.1916, 21.06.1916, 24.06.1916), со 02.08.1916 поручик (2). Локтев Павел, поручик (в ВП 06.04.1916, 24.06.1916 (дважды?), 01.08.1916, на 21.06.1916), со 02.08.1916 штабс-капитан, с 11.12.1916 капитан (2). Алексеевцев Александр, подпоручик (в ВП 01.06.1916, на 21.06.1916, 28.06.1916), со 02.08.1916 поручик; переведён Высочайшим приказом от 26.01.1917 в Броневой автомобильный дивизион особого назначения (2).

Унтер-офицерский состав 10-го броневого автомобильного отделения: Корольков Всеволод, унтер-офицер 10-го пулемётного автомобильного взвода, с 24.06.1916 прапорщик железнодорожных войск (производство Главнокомандующим армиями Северного фронта; утверждено Высочайшим приказом от 24.09.1916) (2). Клюки-фон-Клугенау Дмитрий, унтер-офицер 10-го пулемётного автомобильного взвода, с 16.08.1916 прапорщик железнодорожных войск (производство Главнокомандующим армиями Северного фронта; утверждено ВП 02.10.1916) (2). Клепиков Алексей Петрович 1-й, поручик на 1915 г. (2).

Офицерский состав 11-го броневого автомобильного отделения: Филиппов Дмитрий, штабс-капитан 11-го пулемётного автомобильного взвода (в Высочайших приказах от ВП 11.03.1916, 09.06.1916, 21.06.1916, 17.07.1916), с 28.10.1916 капитан (3). Добровольский Исидор-Мариан (Мариан), подпоручик 11-го пулемётного автомобильного взвода (в ВП 11.03.1916, 18.04.1916, 11.05.1916, 31.05.1916), с 21.07.1916 поручик (3). Мартыненко Борис, подпоручик 11-го пулемётного автомобильного взвода (в ВП 11.03.1916, 18.04.1916, 28.04.1916, 31.05.1916), с 21.07.1916 поручик (3). Гречко Николай, подпоручик (в ВП 18.04.1916, 09.06.1916), с 21.07.1916 поручик (3). Бурковский Дмитрий, поручик (переведен ВП 13.09.1915 из 51-й артиллерийской бригады) (в ВП 13.09.1915, 16.11.1915, 22.11.1915, 08.09.1916; ВП от 21.01.1917 переведён в 18-й лёгкий мортирный арт. дивизион) (3).

Унтер-офицерский состав 11-го броневого автомобильного отделения: Мацулевич Леонид, унтер-офицер, с 12.03.1916 прапорщик железнодорожных войск (производство Главнокомандующим армиями Северного фронта; утверждено Высочайшим приказом от 14.11.1916) (3).

Офицерский состав 37-го броневого автомобильного отделения: Командиром 37-го отделения был подполковник Самойлов (4). Наумов, штабс-капитан (4). Лаврентьев, поручик (4). Вишневский, корнет (4).

Декабрь 1916 г.

К 1917 г. Главное военно-техническое управление включало: канцелярию и 4 отдела (административный, крепостной, электротехнический, технический). Крепостной отдел занимался организацией ремонтно-строительных работ в крепостях и обеспечением их инженерно-техническим оборудованием. Электротехнический отдел занимался (изучением и внедрением научных достижений в области электротехники, телеграфно-телефонного и минно-подрывного дела, обеспечением армии минно-подрывным, телеграфно-телефонным, радио и прожекторным оборудованием и другим. Технический отдел занимался (обеспечением сырьём и материалами предприятий, выполнявших заказы Г. в.-т. у., ремонтом инженерно-технического имущества, контролем за его поставками. Главное военно-техническое управление могло прикомандировывать к военным заводам специалистов-инженеров, разрабатывавших перспективные проекты. В ведении Главного военно-технического управления находились: Инженерный комитет, Николаевская инженерная академия, Николаевское инженерное училище, офицерские военно-технические школы (электротехническая, железнодорожная, воздухоплавательная и авиационная), учебная автомобильная рота, кондукторская школа и другие. При ГВТУ состоял в 1916-18 годах Инженерный комитет, который рассматривал проекты крепостей и укреплённых пунктов, разрабатывал документы, пособия по специальной подготовке инженерных войск и другие. (12)

1917 год от Рождества Христова

Январь

Начальником Главного военно-технического управления с 29.09.1915 по 15.03.1917 был генерал-лейтенант Гавриил Георгиевич Милеант.

Запасная броневая автомобильная рота дислоцировалась в г. Петрограде. Командиром роты был подполковник Вячеслав Александрович Халецкий. (11)

На 1 января 1917 г. 5-й броневой автомобильный дивизион входил в состав 5-й армии Северного фронта. (1)

Командиром 5-го бад с 29 января 1917 по ….? был подполковник Дмитрий …… Мискевич (1).

Двинский военный округ в 1917 г. был тыловым районом Северного фронта. Штаб округа в 1917 г. находился в г. Витебске. В 1917 г. состав округа входили территории Витебской, Псковской и часть Лифляндской губерний. (10)

30 января 1917 г. Запасная броневая автомобильная рота была переформирована в Запасной броневой автомобильный дивизион. Дивизион дислоцировался в г. Петрограде. Командиром дивизиона с 30.01.1917 г. по … был подполковник Вячеслав Александрович Халецкий. (11)

Март 1917 г.

Начальником Главного военно-технического управления с 29.09.1915 по 15.03.1917 был генерал-лейтенант Гавриил Георгиевич Милеант.

= Милеант Гавриил Георгиевич (24 марта /5 апреля/ 1864 — 11 июня 1936, Герцеговина) — генерал-лейтенант Российской императорской армии. С 29.09.1915 г. по 15.03.1917 г. — начальник Главного военно-технического управления. 15.03.1917 г. — отчислен от должности с назначением в резерв чинов при штабе Петроградского ВО (15.03.-02.04.1917). 02.04.1917 г. переведён в резерв чинов при штабе Киевского ВО. С 03.04.1917 г. — командир 5-го армейского корпуса. 10.12.1917 г. как невыбранный на должность командира корпуса с разрешения Военно-революционного комитета уволен в 7-недельный отпуск и уехал на юг России. Состоял в рядах белых русских Вооружённых Сил Юга России. С 1920 г. в эмиграции. Похоронен в гор. Герцег Нови (Черногория). =

Исправляющим должность начальника Главного военно-технического управления с 22 марта 1917 г. по 18 февраля 1918 г. был генерал-майор Алексе́й Влади́мирович Шварц.

Июнь 1917 г.

На 1 июня 1917 г. 5-й броневой автомобильный дивизион входил в состав 5-й армии Северного фронта. (1) Командиром 5-го бад был подполковник Дмитрий ….. Мискевич (в должности:  29.01.1917 — …) (1).

_ Состав 5-го броневого автомобильного дивизиона на 1 июня 1917 г.: (1)

**  Командование

**  Штаб

**  10-е броневое автомобильное отделение

**  11-е броневое автомобильное отделение

**  37-е броневое автомобильное отделение

**  Отдельный взвод броневых катеров

5-я армия (командующий генерал от инфантерии Ю. Н. Данилов) участвовала в Июньском наступлении 1917 года. На 5-ю армию возлагалась задача нанесения вспомогательных ударов. (5)

Июль 1917 г.

8 июля 1917 г. на правом фланге 5-й армии активные действия предприняли три пехотные дивизии. Пехотные дивизии прорвали укрепления противника, но, не имея резервов, развить успех не смогли.

На левом фланге 5-й армии также наступали три пехотные дивизии. Пехотные дивизии прорвали сильно укреплённую оборону противника, но, не сумев закрепиться на занятом рубеже, 10 июля 1917 г. отошли на исходные позиции.

В дальнейшем, с 10 июля 1917 г. по апрель 1918 г. активных боевых действий 5-я армия не вела. (5)

Август 1917 г.

Исправляющим должность начальника Главного военно-технического управления с 22 марта 1917 г. по 18 февраля 1918 г. был генерал-майор Алексе́й Влади́мирович Шварц. 24 августа 1917 г., за отличия по службе, произведён в чин генерал-лейтенанта.

Сентябрь 1917 г.

В сентябре 1917 г. активных боевых действий 5-я армия не вела. (5)

Октябрь 1917 г.

В октябре 1917 г. активных боевых действий 5-я армия не вела. (5)

Исправляющим должность начальника Главного военно-технического управления Русской армии с 22 марта 1917 г. по 18 февраля 1918 г. был генерал-лейтенант Алексе́й Влади́мирович Шварц.

После Октябрьского государственного переворота большевиков и назначения прапорщика Н. В. Крыленко Верховным главнокомандующим, командующий войсками 5-й армии генерал-лейтенант (приказ 29.04.1917) Василий Георгиевич Болдырев отказался ему подчиниться и 13.11.1917 г. был арестован большевиками. Вскоре по обвинению в саботаже приговорён к 3 годам тюремного заключения. В мае 1918 г. был освобождён по амнистии. Входил в состав руководства антибольшевистского Союза возрождения России и «Национального центра». В сентябре 1918 г. избран членом Директории (в городе Уфе) и 24.09.1918 г. назначен главнокомандующим российскими вооружёнными силами, борющимися против Советской республики.

≈ В Большой советской энциклопедии, печатавшейся в 1969-1978 годах, в статье «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» написано: Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, объявивший 25 октября (7 ноября) 1917 года о переходе всей власти в руки Советов, избрал Всероссийский ЦИК и образовал впервые в истории рабоче-крестьянское правительство Российской Советской Республики — Совет Народных Комиссаров (СНК) под председательством В. И. Ленина. Председателем ВЦИК с ноября 1917 г. по март 1919 г. был Я. М. Свердлов.»

В большевистской Советской России военными делами ведал Комитет по военным и морским делам с 26 октября (по новому стилю 8 ноября) 1917 г. по 1923 г. Народным комиссаром по военным делам был Николай Ильич Подвойский (ноябрь 1917 г. — 14.03.1918 г.)

. Верховным главнокомандующим Русской армией Свободной России с 26 октября (по новому стилю 9 ноября) 1917 г. по 4 марта (по нов. ст.) 1918 г. был товарищ Николай Васильевич Крыленко. С 21.1(3.2).1918 г. Н. В. Крыленко был членом Всероссийской коллегии по организации и формированию РККА. При строительстве РККА выступал против создания Высшего военного совета и привлечения к службе в Красной Армии военных специалистов Русской армии.

. В ночь с 28 на 29 октября 1917 г. в г. Петрограде между, надо полагать революционно настроенными солдатами, и офицерами Запасного броневого автомобильного дивизиона произошёл конфликт. Офицеры на территории Михайловского манежа убили караул и увели несколько броневиков, но после произошёл бой и солдаты бронеавтомобили отбили. (11)

Ноябрь 1917 г.

Исправляющим должность начальника Главного военно-технического управления Русской армии с 22 марта 1917 г. по 18 февраля 1918 г. был генерал-лейтенант Алексе́й Влади́мирович Шварц. 10 ноября 1917 г. А.В. Шварц назначен экстраординарным профессором Николаевской инженерной академии (10.11.1917 — 18.02.1918) с оставлением в должности начальника Главного военно-технического управления.

= Шварц Алексе́й Влади́мирович. После Февральской революции 1917 года был назначен исправляющим должность начальника Главного военно-технического управления (22 марта 1917). 24 августа 1917 г. за отличия по службе произведён в чин генерал-лейтенанта.

С 22 марта 1917 г. по 18 февраля 1918 г. был Исправляющим должность начальника Главного военно-технического управления. 10 ноября 1917 г. А.В. Шварц назначен экстраординарным профессором Николаевской инженерной академии (10.11.1917 — 18.02.1918) с оставлением в должности начальника Главного военно-технического управления. В феврале 1918 г. вступил в Красную Армию РСФСР, чтобы остановить продвижение германских войск, приступивших к операции «Ударный кулак» («Фаустшлаг»), на город Петроград. До заключения Брестского мира 3 марта 1918 г. занимал должность военного руководителя Северного участка отрядов Завесы и Петроградского района обороны. Затем был вызван наркомом Л. Д. Троцким в город Москву. Не желая служить далее в Красной Армии РСФСР, в марте 1918 г. вместе с женой выехал на юг России. В декабре 1918 г. проживал с женой в городе Одессе. После оставления франц. войсками Одессы в апреле 1919 г. уехал в Турцию в город Константинополь и далее в Италию. Умер в гор. Буэнос-Айресе. =

Временно исполнявшим обязанности командующего войсками 5-й армии Русской армии с 14.11. по 18.11.1917 был генерал-лейтенант Владимир Васильевич Антипов (5). Владимир Васильевич Антипов — командир 19-го армейского корпуса (с 19.04.1917). Генерал-лейтенант (приказ 29.04.1917).

Временно исполнявшим обязанности командующего войсками 5-й армии с 18.11.1917 по январь 1918 был генерал-лейтенант Пантелеймон Григорьевич Суханов (5).

К ноябрю 1917 г. Отдельный взвод броневых катеров Русской армии был передислоцирован в город Псков, на зимовку. (6) (7) (8) (9)

Декабрь 1917 г.

Временно исполнявшим обязанности командующего войсками 5-й армии Русской армии с 18.11.1917 по январь 1918 был генерал-лейтенант Пантелеймон Григорьевич Суханов (5). Пантелеймон Григорьевич Суханов  в ноябре1917 г. после отъезда В. Г. Болдырева принял командование над войсками 5-й армии и руководил ею до начала демобилизации в январе 1918 г. По ряду сведений, с октября 1918 по 1 февраля 1919 состоял начальником снабжения белой русской Южной армии генерала Н.И. Иванова.

20 декабря 1917 г. /по старому стилю Российской империи/ в городе Петрограде открылся 2-й Броневой съезд (2-й Всероссийский броневой автомобильный съезд) броневых частей Русской армии Свободной России. Военнослужащие-депутаты съезда, в основном придерживались большевистской ориентации и представляли далеко не все войсковые части, избрали из своего состава Исполнительное бюро для управления броневыми частями — бронепоездами и бронеавтомобилями. Эти депутаты подчинились новому правительству — Совету Народных Комиссаров.С декабря 1917 г. по март 1918 г. комиссар Исполнительного бюро и Центрального совета по управлению броневыми частями РСФСР (Центроброни) товарищ Георгий Васильевич Елин осуществлял руководство автоброневыми частями (без бронепоездов) Русской армии Свободной России, подчинённой Совету народных комиссаров РСФСР.

1918 год от Рождества Христова

Январь 1918 г.

Исправляющим должность начальника Главного военно-технического управления Русской армии с 22 марта 1917 г. по 18 февраля 1918 г. был генерал-лейтенант Алексе́й Влади́мирович Шварц.

Временно исполнявшим обязанности командующего войсками 5-й армии Русской армии с января по  апрель 1918 был генерал-майор Артур Августович Зальф (5).

Двинский военный округ в 1918 г. был тыловым районом Северного фронта Русской армии. Штаб округа  находился в г. Витебске. В состав округа входили территории Витебской, Псковской и часть Лифляндской губерний. (10)

28 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров большевистской Советской России принял Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. С 28.01.1918 г. командиры в Рабоче-Крестьянской Красной Армии различались по занимаемым должностям.

29 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота.

≈ В Большой советской энциклопедии, печатавшейся в 1969-1978 годах, в статье «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» написано: Большое значение для дальнейшего укрепления Советской власти имел Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, состоявшийся 10-18 (23-31) января 1918 года. Съезд принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики»; провозгласил Россию* Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой** (РСФСР). Вся власть в центре и на местах принадлежала Советам. РСФСР учреждалась на основе свободного союза народов как федерация советских национальных республик.

*)  Обратите внимание на то, что 25 октября (7 ноября) 1917 года государство было названо «Российская Советская Республика».

**) Обратите внимание на то, что первое название государства 29 января /по старому стилю Российской империи/ (11 февраля по новому стилю большевиков) изменилось на «Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику» (РСФСР).

***) В статье БСЭ вначале написано, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика образована 25 октября (7 ноября) 1917 года, но в этот день был лишь совершён вооружённый государственный переворот и захват власти членами одно крыла Российской социал-демократической рабочей партии — большевиками.

Приказом Наркомвоена № 127 от 31 января (13 февраля) 1918 г. был создан Совет по управлению всеми броневыми частями РСФСР (Центробронь) в составе Исполнительного комитета, избранного II Всероссийским броневым автомобильным съездом, Временной броневой коллегии и двух представителей от Главного штаба Красной гвардии. В его задачу входило руководство операциями, реорганизацией и демобилизацией всех броневых частей. Сначала подчинялся Народному комиссару по военным делам. (15, РГВА. Ф. 27; 712 д.; 1918 — 1923 гг. Сайт «Архивы России».) / С конца января по середину апреля 1918 г. комиссар Центрального совета по управлению броневыми частями РСФСР (Центробронь) Георгий Васильевич Елин осуществлял руководство автоброневыми частями (без бронепоездов) Русской армии (Свободной России), подчинённой СНК РСФСР, и автоброневыми частями (без бронепоездов) Красной Армии Российской СФСР. (14, ВЭС. 1984. С. 802.) / Центральный совет по управлению броневыми частями Российской Советской Республики (Центробронь)  существовал с декабря 1917 г. по 30 августа 1918 г./

31 января 1918 г. СНК РСФСР начинает формировать Первый корпус РККА (Петроградский корпус). Основой для создания корпуса послужил Отряд особого назначения (3 роты по 200 человек), состоявший из рабочих города Петрограда и революционно настроенных солдат Русской армии. Корпус возглавлял корпусной совет, состоявший из представителей частей и подразделений. Красный корпус не имел постоянной организации, включал отдельные пехотные батальоны, специальные части и подразделения (связи, сапёрные, химические). Первый корпус РККА существовал с 31 января по стилю Рос. имп. (18 января по новому стилю) по май 1918 года, выполнял боевые задачи на фронте. Петроградский корпус РККА использовался как центр подготовки и формирования боевых резервов для фронта — точнее для всех фронтов. Источником его пополнения были в основном рабочие-добровольцы гор. Петрограда. (История ордена Ленина Ленинградского воен. округа. — Москва, 1974; Ефанов Г. Е. Наш округ Ленинградский. — Ленинград, 1974; Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — Москва. Издательство: Советская энциклопедия. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др.. 1985. Статья «Ленинградский военный округ»)

Февраль 1918 г.

В феврале 1918 г. комиссар Центрального совета по управлению броневыми частями РСФСР (Центробронь) товарищ Георгий Васильевич Елин осуществлял руководство автоброневыми частями (без бронепоездов) Русской армии (бывшей Свободной России), подчинённой СНК РСФСР, и автоброневыми частями (без бронепоездов) Красной Армии Российской СФСР. В этом месяце он руководил реорганизацией и демобилизацией всех броневых частей.

_ Состав 5-го броневого автомобильного дивизиона на февраль 1918 г.: (1)

**  Командование

**  Штаб

**  10-е броневое автомобильное отделение

**  11-е броневое автомобильное отделение

**  37-е броневое автомобильное отделение

**  Отдельный взвод броневых катеров

С 18 (31 по старому стилю) января по 14 февраля 1918 г. формирования Первого корпуса РККА численность его была доведена до 15 тысяч человек, из которых подготовлено и отправлено на фронт под г. Псков, г. Нарву, в г. Витебск, г. Оршу и другие районы не менее 10 тысяч человек.

. Воспользовавшись разрывом переговоров о мире между РСФСР с одной стороны и Четверным союзом с другой стороны, правительства Германской империи и Австро-Венгерской империи приказали своим войскам перейти в наступление. Австро-германские войска 18 февраля в 12 часов дня начали наступление по всему своему Восточному фронту. На сайте «Единая и Неделимая» читайте статью «Новгородская пехотная дивизия 1918 года (РСФСР)».

Утром 18 февраля СНК РСФСР уже получил сведениями о приведении германских войск в боевую готовность. В гор. Двинске приготовления германцев были хорошо видны. Днём германские войска начали наступление по всему своему Восточному фронту от Балтийского моря до Карпатских гор — Операция «Фаустшлаг» проходила с 18 февраля по 3 марта. К вечеру германским отрядом менее чем в 100 штыков (стрелковая рота) был взят город Двинск, где в тот момент находился штаб 5-й армии Северного фронта. Председатель СНК РСФСР В.И. Ульянов (Ленин) рассчитывал на силы своей Красной Армии, но ошибся. Его Красная Армия была слабой и не могла оказать сопротивление Германской армии. Русская армия находилась в процессе демобилизации, генералы, офицеры, унтер-офицеры и солдаты ждали приказов об увольнении из армии. Воевать они не хотели, думали о мирной жизни. Войска, как пишут в литературе — старой армии, уходили в тыл, бросали или уносили с собой военное имущество. Сформированные большевиками отряды Красной гвардии для насаждения большевистской власти были структурой полицейской, а не военной, поэтому серьёзного сопротивления германским войскам они не могли оказать. 18 февраля в город Двинск вошли германские войска, и занимали город до декабря 1918 г. Вместе с другими русскими войсками 5-й броневой автомобильный дивизион ушёл на восток.

Большевистские власти 21 февраля сдали город Резекне, 22 февраля — Валмиеру и Валку, 26 февраля — Псков. С 25 февраля по 26 ноября 1918 г. гор. Псков был оккупирован войсками Германской империи, оккупанты начали грабить Псковский уезд, вывозить материальные ценности, продукты, природные ресурсы.

В феврале 1918 г. Отдельный взвод броневых катеров 5-го броневого автомобильного дивизиона, дислоцировавшийся в городе Пскове, попал в оккупацию германской армии. Находившиеся на зимовке бронекатера были захвачены германцами. (6) (7) (8) (9) Так В.И. Ульянов (Ленин) отдавал военное имущество, созданное во время правления Всероссийского императора Николая Александровича на народные деньги.

В конце февраля 1918 г. комиссар Центрального совета по управлению броневыми частями РСФСР Георгий Васильевич Елин руководил созданием новых автобронеотрядов в Гараже Центроброни в гор. Петрограде и отправкой их в действующую армию. Первый (по счёту, но не по номеру) бронеотряд Красной Армии 26 февраля 1918 г. первый бронеотряд Красной Армии, сформированный в Центроброни, был отправлен из города Петрограда в город Псков, уездный город Петроградской губернии. Состав отряда неизвестен. (17, Сайт «Арсенал.инфо». Статья «Бронеавтомобиль «Остин». Предтеча бронетанковых войск России».) Можно предположить, что штат броневого автомобильного отделения послужил базой или стал копией штата большевистского автобронеотряда: от 1 до 4 броневиков.

Большевистские власти 27 февраля сдали германцам город Алуксне, 28 февраля — Гулбене. 28 февраля германцы подошли к гор. Нарве.

28 февраля 1918 г. Главное военно-техническое управление Русской армии было упразднено, а подведомственные учреждения упразднялись в период 1918-1919 годов уже в Красной Армии. Приказом наркома по воен. и мор. делам РСФСР от 28.2.1918 г. на базе Г. в.-т. у. образовано Центральное военно-техническое управление РККА. (12)

Март 1918 г.

Большевистские власти 4 марта сдали германцам город Нарву.

10-11 марта 1918 г. по предложению председателя Совета Народных Комиссаров Владимира Ильича Ульянова (Ленина) Совнарком и Центральный комитет РКП(б) из г. Петрограда переезжали, а точнее бежали от грозившей опасности, в г. Москву, ставшую новой столицей Советской России. Сопровождал правительство 1-й автобоевой отряд при ВЦИК /не путать с 1-м автоброневым отрядом Красной Армии/.

Декретом Совета народных комиссаров РСФСР (правительства) от 12 марта 1918 г. в угоду правительству Германской империи и в соответствии с Брестским миром от 3 марта 1918 г. Русская армия Свободной России была расформирована. Германцы ликовали. Русские богатыри перестали существовать. Владимир Ильич Ульянов (Ленин) стал могильщиком Русской армии.

. Броневые дивизионы Русской армии, находившиеся в действующей армии, просуществовали до начала 1918 года, когда в феврале — марте специально созданная ликвидационная комиссия Центрального совета по управлению броневыми силами РСФСР провела их демобилизацию. Согласно итоговому документу, судьба броневых автомобильных дивизионов Русской армии была следующей: «1, 2, 3 и 4-й дивизионы почти в целости достались германцам; 5-й и 6-й дивизионы были демобилизованы полностью; 7 и 8-й дивизионы не демобилизовывались, так как броневики их были взяты в гор. Киеве украинцами; 9-й дивизион демобилизовал лишь управление; 10-й дивизион был захвачен поляками, а 30-е отделение из его состава было разоружено в гор. Казани, где выступило против Советской власти во время Октябрьского вооружённого переворота 1917 года, а малая часть личного состава дивизиона бежала к генералу Каледину в Область Войска Донского; 11-й дивизион из своего состава демобилизовал лишь 43-е и часть 47-го отделений, часть остальных — 34-е, 6-е и 41-е — были захвачены под гор. Дубно, в гор. Кременце и гор. Волочиске и украинизированы; 12-й дивизион был полностью демобилизован, дивизионы Особого назначения и Особой армии были полностью украинизированы». Эти данные относятся к началу марта 1918 года. (16, Барятинский М. Бронеколлекция. 2003. Специальный выпуск № 4. Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945.)

Двинский военный округ в марте 1918 г. по решению СНК РСФСР был расформирован. (10)

Апрель 1918 г.

В апреле 1918 г. 5-я армия была расформирована в городе Александрове Владимирской губернии, куда после заключения Брестского мира (3 марта 1918 г.) были отведены её части и штаб (5). Временно исполнявшим обязанности командующего войсками 5-й армии с января по апрель 1918 был генерал-майор Артур Августович Зальф (5). Артур Августович Зальф затем служил в армии Украинской державы (с 29.07.1918). Состоял в военно-учёном комитете. Воинское звание — Генерал-хорунжий. На 21.11.1918 в той же должности. В 1921 г. из гор. Константинополя прибыл в Эстонскую республику.

Источник:

1) Сайт Офицеры РИА. 5-й броневой автомобильный дивизион. РГВИА. Ф. 6031. 5-й броневой автомобильный дивизион (1916-1918), 13 ед. хр., 1914-1917 гг., оп. 1.  /  2) Сайт Офицеры РИА. 10-е броневое автомобильное отделение. РГВИА. Ф. 14487. 10-е броневое автомобильное отделение (1914-1918), 2 ед. хр., 1914-1915 гг., оп. 1.  /  3) Сайт Офицеры РИА. 11-е броневое автомобильное отделение. РГВИА. Ф. 3501. 11-е броневое автомобильное отделение (1914-1917), 3 ед. хр., 1914-1916 гг., оп. 1.  /  4) Сайт Офицеры РИА. 37-е броневое автомобильное отделение.  /  5) Сайт Офицеры РИА. 5-я армия.  /  6) Сайт Дзен. Бронекатера Военного ведомства — «речные танки» Российской империи. 25 февраля 2021. Ник: Исторический броневичок.  /  7) Лапшин Р., Пахмурин Ю. Дозорные бронекатера русского военного ведомства. Журнал «Морская коллекция». 2010. № 7.  /  8) Черников И. И. Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России.  /  9) Черников И. И. БК-2 — бронекатер революции. Журнал «Моделист-конструктор». 1984. № 4.  /  10) Сайт Офицеры РИА. Двинский военный округ.

11) Сайт Офицеры РИА. Запасный броневой автомобильный дивизион.  /  12) Большая российская энциклопедия. 2004-17. Эл. версия на 25.8.1925 г. Главное военно-техническое управление Русской армии.  /  13) Российский государственный военно-исторический архив. Путеводитель. Том 2. 2006.  Раздел 10. Фонды управлений, соединений и частей специальных войск. Инженерные и военно-технические войсковые соединения и части. Автомобильные, броневые, мотоциклетные и самокатные части. 78 фондов, 1270 ед. хр. 1914-1918. Описи.  /  15) РГВА. Ф. 27; 712 д.; 1918 — 1923 гг. Управление начальника броневых сил РККА. (бывш. Совет по управлению всеми броневыми частями (Центробронь), Броневое управление ГВИУ, Главное броневое управление, броневой отдел ГВИУ). Читайте на сайте «Архивы России».  /  16) Барятинский М. Бронеколлекция. 2003. Специальный выпуск № 4. Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945.  /  17) Сайт «Арсенал.инфо». Статья «Бронеавтомобиль «Остин». Предтеча бронетанковых войск России».

Автор статьи Абросимов Н.А. Статья начата 23.8.2025 г.