3-й отдельный автоброневой отряд (РСФСР)

3-й отдельный автоброневой отряд — это воинская часть Рабоче-Крестьянской Красной Армии Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Автоброневой отряд — это постоянное воинское формирование, созданное для выполнения боевых задач. Предположительно, отряд существовал с марта 1918 года по ….

1918 год от Рождества Христова

Предисловие

≈ В Большой советской энциклопедии, печатавшейся в 1969-1978 годах, в статье «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» написано: Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, объявивший 25 октября (7 ноября) 1917 года о переходе всей власти в руки Советов, избрал Всероссийский ЦИК и образовал впервые в истории рабоче-крестьянское правительство Российской Советской Республики — Совет Народных Комиссаров (СНК) под председательством В. И. Ленина. Председателем ВЦИК с ноября 1917 г. по март 1919 г. был Я. М. Свердлов, с марта 1919 г. М. И. Калинин. Вслед за победой социалистической революции в Центре началось Триумфальное шествие Советской власти в 1917-18 годах по всей стране. В октябре — ноябре 1917 г. Советская власть была установлена в Центральном промышленном районе, на Урале, в Поволжье, на Дону, в Сибири и на Дальнем Востоке, а в начале 1918 г. и во многих других районах. Базой социалистической революции явилась Центральная Россия с промышленными и политическими центрами — городами Петроградом и Москвой. Российская республика включала почти всю территорию дореволюционной России (кроме земель, оккупированных германской армией в ходе империалистической войны). (1) Обратите внимание на то, что государство названо «Российская Советская Республика».

20 декабря 1917 г. /по старому стилю Российской империи/ в городе Петрограде открылся 2-й Броневой съезд (2-й Всероссийский броневой автомобильный съезд) броневых частей Русской армии Свободной России. Военнослужащие-депутаты съезда, в основном придерживались большевистской ориентации и представляли далеко не все войсковые части, избрали из своего состава Исполнительное бюро для управления броневыми частями — бронепоездами и бронеавтомобилями. Эти депутаты подчинились новому правительству — Совету Народных Комиссаров.

≈ В Большой советской энциклопедии, печатавшейся в 1969-1978 годах, в статье «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» написано: Большое значение для дальнейшего укрепления Советской власти имел Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, состоявшийся 10-18 (23-31) января 1918 года. Съезд принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики»; провозгласил Россию* Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой** (РСФСР). Вся власть в центре и на местах принадлежала Советам. РСФСР учреждалась на основе свободного союза народов как федерация советских национальных республик. (1)

*)  Обратите внимание на то, что 25 октября (7 ноября) 1917 года государство было названо «Российская Советская Республика».

**) Обратите внимание на то, что первое название государства 29 января /по старому стилю Российской империи/ (11 февраля по новому стилю большевиков) изменилось на «Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику» (РСФСР).

***) В статье БСЭ вначале написано, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика образована 25 октября (7 ноября) 1917 года, но в этот день был лишь совершён вооружённый государственный переворот и захват власти членами одно крыла Российской социал-демократической рабочей партии — большевиками.

С декабря 1917 г. по март 1918 г. комиссар Исполнительного бюро и Центрального совета по управлению броневыми частями РСФСР (Центроброни) товарищ Георгий Васильевич Елин осуществлял руководство автоброневыми частями (без бронепоездов) Русской армии Свободной России, подчинённой Совету народных комиссаров РСФСР.

Центральный совет по управлению броневыми частями Российской Советской Республики (Центробронь) был создан 31 января 1918 г. Центробронь существовал с декабря 1917 г. по 30 августа 1918 г. Центробронь был органом управления автоброневыми частями с декабря 1917 г. по середину апреля 1918 г. Бронепоездными частями управлял …. В середине апреля 1918 г. на Центробронь было возложено управление и бронепоездными частями.

С середины апреля по 30 августа 1918 г. Центробронь был органом управления автоброневыми и бронепоездными частями. (14, ВЭС. 1984. С. 802.)

Комиссаром (Центрального совета по управлению броневыми частями РСФСР (Центроброни) был товарищ Георгий Васильевич Елин.

Центральный совет по управлению броневыми частями Российской СФСР (Центробронь) с декабря 1917 г. по 15 июня 1918 г. непосредственно подчинялся народному комиссару по военным делам Российской СФСР, а с 15 июня по 30 августа 1918 г. подчинялся непосредственно начальнику Главного военно-инженерного управления РККА, последний подчинялся народному комиссару по военным делам РСФСР.

Февраль 1918 г.

С февраля 1918 г. по июль 1919 г. Николай Маркович Мартынов — шофёр бронемашины гаража Центроброни. С июля по декабрь 1919 г. — шофёр и командир бронеавтомобиля 17-го автоброневого отряда.

Март 1918 г.

В начале марта 1918 г. СНК РСФСР упразднил Русскую армию Свободной России.

Георгий Васильевич Елин, комиссар Центрального совета по управлению броневыми частями РСФСР (Центробронь), и его подчинённые занимались формированием автомобильных отрядов. После 28 февраля 1918 г., то есть в марте, из города Петрограда убыло шесть отрядов (по счёту 2-7-й) в города Нарву и Гдов (по счёту 2-й), деревню Лемболово Петроградской губернии, на Карельском перешейке, (по счёту 3-й), город Иркутск (по счёту 4-й), город Царицын (по счёту 5-й), город Москву (по счёту 6-й) и город Воронеж (по счёту 7-й). Всего в составе семи бронеотрядов отправили 22 броневых автомобиля, но, к сожалению, разбивка по маркам в документах отсутствует. (17, Сайт «Арсенал.инфо». Статья «Бронеавтомобиль «Остин». Предтеча бронетанковых войск России».) Первые бронеотряды Красной Армии Российской СФСР отправленные на фронты в начале 1918 года, имели состав самый различный — в их составе могло быть от одного до 4 и даже более броневиков разных марок. Часто очень сложно, а иногда и невозможно узнать, броневиками какого типа комплектовалась та или иная часть, так как в документах марки бронемашин не указывались, в лучшем случае вооружение — пушечный или пулемётный. (17)

= Возможный состав 3-го автоброневого отряда:

** управление отряда:

— — командир отряда

— — комиссар отряда

— — адъютант отряда

— — писари

— — водитель легкового автомобиля

— — мотоциклист

— легковой автомобиль — 1

— мотоцикл — 1

** 1-й взвод:

— — командир взвода (он же командир броневика)

— — экипаж броневика — 4 человека

— — обслуживающий персонал,

— — броневик «Остин» — 1

** 2-й взвод:

— — командир взвода (он же командир броневика),

— — экипаж броневика — 4 человека

— — обслуживающий персонал

— — броневик «Остин» — 1

** Подразделение обслуживания:

— заведующий хозяйством

— повар

— ……….

— грузовики «Фиат» — ..?

= Всего личного состава — около 30 человек.

= Всего броневиков — 2.

На вооружении могли состоять:

** «Остин» —  бронеавтомобиль, разработанный британской фирмой «Остин» по заказу Военного министерства Российской империи и строившиеся в Великобритании в 1914 — 1917 годах в различных модификациях — «Остин» 1-й серии, «Остин» 2-й серии, «Остин» 3-й серии, «Остин» 1918 г. 21.12.1914 г. первые бронеавтомобили прибыли в Россию и началось их боевое применение на фронтах Великой войны 1914-17 годов (1-й мировой войны) в Императорской русской армии. Первые подразделения броневиков были — пулемётные автомобильные взводы. Вооружение броневика составляли два 7,62-мм пулемёта «Максим», располагавшиеся в башнях бронеавтомобиля. Экипаж 4 человека.

** «Фиа́т-Ижо́рский», «Фиа́т-Ижо́ра» — бронеавтомобиль Императорской русской армии Российской империи и Русской армии Свободной России, строившийся на Ижорском заводе на базе заднеприводных шасси автомобиля фирмы Fiat (итальянской), но производившегося по лицензии в США. К апрелю 1918 г. завод построил 47 единиц. С 1917 г. по 1918 г. было построено около 80 единиц. Бронеавтомобили активно использовались Рабоче-Крестьянской Красной Армией Российской СФСР во время Гражданской войны в Свободной России. «Фиаты» были вторыми по численности после «Остинов» (различных типов) в бронечастях Красной Армии. Запас хода по шоссе до 140 км. Запас хода по пересечённой местности — 110 км. Имел две башни с пулемётами. Экипаж 4 человека (командир, водитель, два начальника пулемётов-стрелков, кормовой водитель)

Апрель 1918 г.

В середине апреля 1918 г. произошло увеличение объёма функций Центрального совета по управлению броневыми частями (Центроброни) — к автомобилям и бронеавтомобилям прибавились бронепоезда. Комиссар Центроброни краском Георгий Васильевич Елин осуществлял руководство автоброневыми частями и бронепоездами Красной Армии РСФСР. (14)

В апреле на учёте Центроброни имелось 270 броневиков, исправных и боеспособных из них было не более 150. Все эти броневики находились в ведении различных организаций в разных города Советской России. Единого штата автоброневого отряда в то время ещё не существовало. Для разработки штата Центральным советом по управлению броневыми частями был приглашён военспец В. А. Халецкий. (16, Барятинский М. Бронеколлекция. 2003. Специальный выпуск № 4. Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945. Приложение к журналу «Моделист-Конструктор».)

В апреле 1918 г. были созданы Ускоренные броневые курсы по подготовке командного состава (*) для службы в броневых частях, в г. Москве. В апреле 1918 г. при Гараже Центроброни в Учебной команде (**), в гор. Москве, проводилась подготовка рядового состава для службы в броневых частях. (27) (*) В начале 1919 г. на базе Ускоренных броневых курсов была сформирована Высшая броневая школа, в г. Москве. (**) Учебная команда в феврале 1920 г. была развёрнута в Запасную бригаду по формированию автобронеотрядов, в г. Москве.

25 апреля 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов (ВЦИК) утвердил первый единый текст «Формулы торжественного обещания» — советской военной присяги. Военнослужащие 2-го автобронеотряда приняли новую «Формулу торжественного обещания».

В Красной Армии совершенствовалась организационная структура воинских соединений и частей. Новые штаты пехотных дивизии, бригады, полка и других строевых частей были объявлены приказами Наркомвоена от 20 апреля № 294  и от 26 апреля 1918 г. № 308. Пехотная дивизия создавалась как общевойсковое тактическое соединение, включавшее разные рода войск, но автобронеотряды были самостоятельными. Надо полагать, что автобронеотряды придавались пехотным дивизиям временно.

Май 1918 г.

В мае 1918 г. в городе Москве открылась Броневая школа, где обучались командиры автомобильных и броневых частей и бронепоездов, а несколько позже был сформирован Московский отдельный автоброневой отряд, где обучались младшие специалисты автомобильных и броневых частей. Начальником школы назначен Александр Иванович Юлин. При штабах фронтов, армий и некоторых дивизий создавались командные курсы.  (23) (24) (25) (26) (27)

23-  в 7-м або  28- во 2-м абро  21- Сайт «Юлин — фамильный сайт». Юлин Александр Иванович (1891-1937).

Июнь 1918 г.

С 15 июня Центральный совет по управлению броневыми частями (Центробронь) стал подчиняться непосредственно начальнику Главного военно-инженерного управления Красной Армии, а последний подчинялся народному комиссару по военным делам Красной Армии РСФСР. Центроброни существовать оставалось недолго — до 30 августа. Комиссар Центрального совета по управлению броневыми частями Георгий Васильевич Елин осуществлял руководство  автоброневыми и бронепоездными частями Красной Армии РСФСР. (14, ВЭС. 1984. С. 802.)

Приказом Наркомвоена Л.Д. Троцкого № 706 от 17 июня 1918 г. руководство военным обучением возлагалось на Управление военно-учебных заведений* (УВУЗ) во главе с главным комиссаром всех военно-учебных заведений, непосредственную работу на местах осуществляли управления военно-учебных заведений военных округов. (* — с января 1919 г. — Главное управление военно-учебных заведений)

Июль 1918 г.

10 июля 1918 г. /по нов. ст./ 5-й Всероссийский съезд Советов принял Постановление об отмене добровольного набора в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и о введении воинской обязанности. Красная Армия становилась регулярной. Демократическая диктатура продолжала утверждаться.

Август 1918 г.

19 августа (по новому стилю) издан Декрет Совета народных комиссаров РСФСР об объединении всех вооружённых сил РСФСР под руководством Народного комиссариата по военным делам. Нарковоенделом был краском Л. Д. Троцкий (Бронштейн).

30 августа Центральный совет по управлению броневыми частями (Центробронь) Красной Армии был реорганизован в Центральное броневое управление в составе Главного военно-инженерного управления Красной Армии (ГВИУ КА). С 30 августа 1918 г. Центральное броневое управление по-прежнему было органом управления броневыми частями (автоброневыми и бронепоездными частями). Центральное броневое управление подчинялось непосредственно начальнику Главного военно-инженерного управления РККА, а последний, подчинялся народному комиссару по военным делам КА. (14) С 30 августа 1918 г. комиссар Центрального броневого управления краском Георгий Васильевич Елин осуществлял руководство автоброневыми и бронепоездными частями.

О том, где находился 3-й отдельный автоброневой отряд сведений нет.

Сентябрь 1918 г.

9 сентября приказом Реввоенсовета Республики утверждён временный штат автоброневого отряда, который должен был включать 86 человек, 4 броневика (из них один пушечный). Количество вспомогательной техники не определялось. (17)

11 сентября комиссар Центрального броневого управления краском Георгий Васильевич Елин был назначен комиссаром бронечастей Южного фронта (в должности: с 11 сентября по 8 декабря 1918 г.), участвовал в боевых действиях против Русских Белых войск.

11 сентября комиссаром Центрального броневого управления назначен …

Осенью в городе Москве работала Броневая школа (открыта в мае 1918 г.), где обучались командиры автомобильных и броневых частей, и Московский отдельный автоброневой отряд, где обучались младшие специалисты автомобильных и броневых частей. (23)

Осенью утвердился простой и достаточно эффективный способ подготовки командных кадров и младших специалистов. Он заключался в том, что Центральное броневое управление осуществляло лишь переподготовку военнослужащих, ранее прошедших обучение на курсах по смежным войсковым специальностям. Сам процесс переподготовки совмещался с формированием (переформированием) бронечастей на центральных базах, близких к заводам, изготовлявшим и ремонтировавшим бронесредства. (23)

Октябрь 1918 г.

Приказом Реввоенсовета Республики от 11 октября 1918 г. № 61 все пехотные дивизии, полки и подразделения переименовывались в стрелковые дивизии.

На октябрь 1918 г. в Красной Армии было 38 автобронеотрядов. (17) О том, где находился 3-й отдельный автоброневой отряд сведений нет.

Ноябрь 1918 г.

Новый план развития полевых войск, разработанный в ноябре 1918 г., предусматривал сформирование 47 номерных стрелковых дивизий.

Приказом РВСР от 13 ноября 1918 г. № 220/34 был приняты новые штаты стрелковой дивизии.

Состав стрелковую дивизию от 13 ноября 1918 г.:

— три стрелковые бригады по три стрелковых полка в каждой, в полку три батальона, в батальоне три роты, в роте три взвода, во взводе три отделения

— 4 кавалерийских дивизиона

— 9 артиллерийских дивизионов

— отдельная конная батарея

— инженерный батальон

— батальон связи

— автоброневой отряд

— воздухоплавательный отряд

— авиационный отряды

— учреждения и части обслуживания.

 Общая численность личного состава дивизии — более 58 тыс. человек (из них боевого элемента 46 %). На вооружении состояли: винтовок — 36265, ружей-пулемётов — 324, станковых пулемётов — 520, артиллерийских орудий — 116, миномётов — 54, коней — 24338.

13 ноября 1918 г. приказом Реввоенсовета Республики № 220 утверждён постоянный штат автобронеотряда, который должен был включать 100 человек, 4 броневика (трёх пулемётных и одного пушечного, при этом последний мог заменяться пулемётным), 12 различных автомобилей (пять грузовых и четыре легковых автомобиля, автоцистерна, автомастерская, …?), 4 мотоцикла и 3 (или 6?) самоката (велосипеда). С небольшими изменениями (они касались численности личного состава) этот штат просуществовал до конца Гражданской войны в Свободной России 1918-22 годов. Бронеотряд по командной линии подчинялся командиру воинской части (полка) или соединения (бригада или дивизия), которым был придан, а по линии снабжения — броневому отделу военно-инженерного управления фронта или округа, в пределах которого отряд находился. (16) (17)  Надо полагать, что 3-й автобронеотряд был включен в одну из стрелковых дивизий и по традиции тех лет, как и все специальные части дивизий, должен был иметь номер 3.

Декабрь 1918 г.

Надо полагать, что в декабре 3-й автобронеотряд был в составе одной из стрелковых дивизий и участвовал в боевых действиях.

1920 год от Рождества Христова

Июль 1920 г.

С июля 1920 г. по март 1921 г. Мартынов Николай Маркович был помощником командира 3-го автобронеотряда.

= Мартынов Николай Маркович. Родился 06.12.1896 г. в г. Бресте в Российской империи. В РРКА с февраля 1918 г. — шофёр бронемашины гаража Центроброни. С июля по декабрь 1919 г. — шофёр и командир бронеавтомобиля 17-го автобронеотряда. С декабря 1919 по июль  1920 г. — слушатель Московской высшей автоброневой школы. С июля 1920 по март 1921 г. — помощник командира 3-го автобронеотряда. С марта 1921 г. — командир 16-го автобронеотряда. =

К концу 1920 г. Красная Армия располагала следующими броневыми силами: 49 автобронеотрядов, 122 бронепоезда, 8 бронелетучек, 10 танковых отрядов, 13 десантных отрядов, 5 бронедрезин, одна ремонтная бригада. Большинство из них входило в состав фронтов и армий; части, дислоцировавшиеся в военных округах, приказом РВСР № 2451/479 от 10 ноября 1920 г. были переподчинены командованию округов.

Приказом РВСР от 11 ноября 1920 г. № 2454/480 были объявлены штаты кавалерийского корпуса, теперь в состав корпуса автобронеотряд, а при необходимости корпусу придавался бронепоезд.

1922 год от Рождества Христова

1 июля 1922 г. Бронесилы Красной Армии имели в своём составе 35 автоброневых отрядов, три автопулемётных взвода и Отдельную учебную бригаду автобронеотрядов. На вооружении у них были пушечные и пулемётные бронеавтомобили советского и иностранного производства постройки 1914-1920 годов. Существовал ли в это время 3-й автобронеотряд сведений нет.

1923 год от Рождества Христова

В феврале 1923 г., по окончании курсов, Ющук Иван Иванович назначен командиром танка в Отдельную учебную автобронетанковую бригаду Московского ВО в г. Москве. С этого же февраля 1923 г. переведён в 5-й отдельный автоброневой отряд Московского ВО на должность командира взвода, затем служил помощником командира 5-го автоброневого отряда по строевой части до сентября 1923 г.

С окончанием Гражданской войны в России и в связи с переходом Красной Армии на штаты мирного времени была проведена реорганизация броневых частей: автобронеотряды расформировывались, а на их базе формировались отдельные автоброневые дивизионы по 12 бронеавтомобилей в каждом. (28) (29)

1924 год от Рождества Христова

Командиром и комиссаром 7-го автобронеотряда с февраля 1922 г. по январь 1924 г. был краском Николай Маркович Мартынов. Надо полагать, что 7-й автобронеотряд был в составе одной из стрелковых дивизий. Надо полагать, что 7-й автобронеотряд в январе 1924 г. вошёл в состав одного из автобронедивизионов. Командиром и комиссаром 5-го автобронедивизиона с января по декабрь 1924 г. был краском Николай Маркович Мартынов.

Источники:

1- Большая советская энциклопедия. 1969-1978. (Сокращённо – БСЭ-69) Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

2- Краснов И. Советские броневые части в Гражданской войне. Военно-исторический журнал. 1961. № 3. С. 109-113. Центробронь.

3- Тинин А. Л. Из истории создания броневых сил Красной Армии (1917-1920 гг.). Военно-исторический журнал. 1974. № 12. Центробронь.

4- БСЭ-69. Революционный военный совет Республики (РВСР)

5- Там же. Ленинград

6- Там же. Москва

7- Там же. Владимир Ильич Ленин

8- Там же. Великая Октябрьская социалистическая революция

9- Военный энциклопедический словарь. — Москва. Воениздат. 1984. (Сокращённо – ВЭС-84) Великая Октябрьская социалистическая революция. С. 115-116.

10- Там же. Рабоче-Крестьянская Красная Армия. С. 609. РККА, Красная Армия — официальное наименование Советской Армии в 1918-46 годах.

11- Там же. Революционный военный совет Республики (РВСР). С. 628

12- Там же. Революционный полевой штаб. С. 628

13- Там же. Петроградский военный округ. С. 553

14- Там же. Центробронь. С. 802

15- Там же. Статья «Военный округ». С. 147

16- Барятинский М. Бронеколлекция. 2003. Специальный выпуск № 4. Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945. Приложение к журналу «Моделист-Конструктор».

17- Сайт «Арсенал.инфо». Статья «Бронеавтомобиль «Остин». Предтеча бронетанковых войск России».

18- Кабанов П. А. Стальные перегоны. — М.: Воениздат, 1973. Здесь читайте о Георгие Васильевиче Елине. Сайт «Военная литература».

19- Сайт «Мурзим.Ру. 2009-2020». Елин Георгий Васильевич (1887-1941).

20- Большая российская энциклопедия. 2004-2017. (Сокращённо — БРЭ-2004). Иркутская губерния. Электронная версия на 14.08.2025 г.

21- БРЭ-2004. Иркутск. Эл. версия на 14.08.2025 г.

22- БСЭ-69. Иркутск.

23- Сайт «Юлин — фамильный сайт». Юлин Александр Иванович (1891-1937).

24- Самуйлов В. И. Устройство вооружённых сил Республики. Издание Академии Генерального штаба. Воздвиженка, 6. Петроград Военная типография, Урицкого, д. 10. 1919. Читайте на сайте «КулЛиб».

25- Сайт «ОАО «58-й ЦЗПУО». 58-й Центральный завод полигонного и учебного оборудования.

26- Сайт «Механизированные корпуса РККА».

27-  Сайт «ЖЖ». Командиры Красной армии — 15. Об обучении командиров.

28- Коломиец Максим Викторович. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг. — Москва, Яуза. Эксмо. 2007. Глава III. Служба и боевое применение бронемашин довоенной постройки. Организация подразделений.

29- Сайт «Военное обозрение». Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск.

30- Сайт «Коломенская библиотека».  Статья «Первый комиссар Центроброни». Елин Георгий Васильевич (1887-1941). Администратор сайта — Сергей Калабухин.
Автор статьи Абросимов Н.А. Статья начата 23.02.2015 г.